Святитель Иоанн милостивый и преподобный Нил постник. (примеры из жития святых)

Св. Иоанн милостивый, патриарх Александрийский
Нищие суть господа
Св. Иоанн повелел экономам церковным списать имена всех нищих в городе, именуя их своими господами, которые могут принять нас в вечные кровы и подать всякую помощь ко спасению.

Искупление пленных
Когда Персы покорили Сирию и сожгли Иерусалим, и многие христиане отведены были в плен, св. Иоанн послал корабли с пшеницею и золотом выкупать пленных, – и многих выкупил.

К архиерею должен быть доступ всем невозбранен
Два дня в седмицу св. Иоанн сидел при дверях церковных принимал каждого приходящего, примиряя распрю, избавляя обидимого и умиротворяя всех: «если мне ко Господу открыт невозбранный путь, и, беседуя, молюсь и прошу, чего хочу; то почему не дозволю ближнему невозбранный вход ко мне, чтобы он просил, о чем хочет. Надобно бояться рекшего: «в нюже меру мерите, возмерится и вам» (Мат. 5, 3).

И он скорбел, если в какой день не было приходящих.

Милостыня должна быть без лицеприятия
Однажды сказали ему, что между нищими есть девицы хорошо одетые. «Если вы рабы Христовы и мои послушницы, то подавайте милостыню, не на лицо взирая и не вопрошая о жизни тех, которые от вас берут милостыню, ибо мы не свое, но Христово даем богатство. А если вы боитесь оскудения, то я не хочу быть участником вашего маловерия: верую, что если бы и со всей вселенной пришли к нам нищие, не оскудеет церковное имение.»

Милостынодавцу Господь воздает сторицею
Увидев на дороге трясущегося нищего, рассказывал святитель, я дал ему свою одежду; и не успел я дойти еще до церкви, как неведомый человек подал мне в руки узел с сотнею златниц, и исчез предо мною. И несколько раз делал я подобное испытание и уверился.

Искушение милостынею
Один нищий три раза являлся ко св. Иоанну, переменяя одежду и прося милостыни по шести златниц, в третий раз он велел дать ему двенадцать, сказав: «не Христос ли искушает меня?»

Неправедно нажитое не обогащает, но разоряет
Один купец чрез потопление потерял в море корабль с товарами и обратился с просьбою к св. Иоанну, прося пять литр золота. Он дал купцу просимое; тот накупил товаров, но опять потерял их в море. «Ты имел неправедно нажитое золото и смешал его с золотом церковным, оттого все погибло», – сказал св. Иоанн и дал еще десять литр. Но и в третий раз купец все потерял и впал в отчаяние; патриарх, утешив его, сказал, что его корабль верно неправедно был нажитый, – и дал ему церковный корабль, наполненный пшеницею. Неожиданная буря занесла его в неведомую страну; но он видел св. Иоанна милостивого, на корме стоящего и управляющего кораблем. Двадцать дней и ночей плавая, прибыл он в Британию, где был голод, и променял половину пшеницы на золото, а половину на олово. Возвращаясь и желая на пути продать олово, – купец увидел, что оно превратилось в золото.

Какова милостыня, таково и воздаяние
Один благородный человек был обобран хищниками и просил у св. Иоанна пособия; тот повелел экономам дать ему 15-т литр золота; но они дали всего пять по скупости, а сказали патриарху, что дали пятнадцать. Возвращаясь в дом, св. Иоанн получил завещание от одной богатой женщины, по которому она давала на церковь пятьсот литр золота. По благодати Духа Святого преп. Иоанн проразумел, что в бумаге больше назначено было тою женщиною пожертвования. Призвавши ее, он узнал истину: она сказала, что ею написано было 1500 литр золота; но после того она увидела, что писание дивно изменилось, и вместо 1500, только 500 изображено, – и признала это за дело Божие.

Благородство состоит не в крови, но в добродетели
Племянник св. Иоанна пожаловался ему, что один грубый человек крайне обидел его; желая успокоить племянника, святитель сказал ему: «как он дерзнул бесчестить моего возлюбленного племянника, я отмщу этому досадителю так, что вся Александрия удивится. Потом, помолчав немного, сказал: любезный, если хочешь именоваться моим племянником, то будь готов не только досады терпеть, но и раны понести и ради Бога все оставлять ближнему. Если ты хочешь показаться благородным, то не в крови ищи благородства. То истинное благородство, которое не столько славою прародителей, сколько добрыми делами и богоугодною жизнью украшается. Между тем, призвавши эконома церковного, святитель приказал, чтобы тот от человека обидевшего его племянника не брал ни копейки церковной подати; чему действительно удивилась вся Александрия.

Память о смерти
Желая всегда сохранить память о смерти, св. Иоанн велел себе сделать гроб, но неконченный; а мастерам велел каждый праздник являться к нему и пред всеми говорить: «гроб твой, Владыка, доселе еще не кончен; повели скорее кончить его, ибо смерть, как тать, приходит, и не знаешь, в какой час приидет.“

Помнящий нищету братий не предается роскоши
Один богатый человек прислал патриарху одеяло, стоющее 36 златниц, чтоб он им покрывался. Из уважения к жертвователю святитель покрылся, но сказал себе: «горе тебе, окаянный Иоанн, что ты покрываешься многоценным одеялом, а братия Христовы нищие на морозе гибнут: сколько их проводящих ночи без хижины и покрова, на ветре и стуже, едва имеющих небольшую рогожу или худое рубище; сколько их лежащих на гноище и пр. После этого три раза посылал св. Иоанн то одеяло на рынок для продажи в пользу нищих, и столько же раз и более выкупал его богач: «увидим, говорил св. Иоанн, я ли перестану его продавать, или ты выкупать».

Милостынею дом зиждется на небе
Зная богатство и скупость епископа Троила, св. Иоанн повел его в больницу и заставил раздать больным 30-ть литр золота. Тот, возвратившись домой, заболел. Узнавши причину болезни, св. Иоанн принес ему золото и сказал: «напиши мне расписку, чтоб награда за 30-ть литр золота возвращена была мне от Бога; он написал, взявши деньги: «Боже милосердый, дай мзду господину моему Иоанну за 30-ть литр золота, которые я раздал нищим, а он мое возвратил мне.» Но на следующую же ночь во сне видит Троил прекраснейший дом, на котором написано: «обитель, покой вечный Троила епископа.» Возрадовался Троил; но вдруг явился один дивный муж и говорит слугам: «Господь велел изгладить эту надпись;» – и тотчас изгладили; явившийся муж сказал слугам: «напишите так: обитель, покой вечный св. Иоанна, архиепископа Александрийского, который купил его себе за 30 литр золота.» Троил ужаснулся, что потерял дом, и покаялся наставлением св. Иоанна.

Милостыня тщеславная оскорбительна для Бога
Однажды, во время бури, погибло в море тринадцать церковных кораблей, и в них было сокровищ на 3300 литр золота. Когда пришли вельможи утешать св. Иоанна, он сказал им: «если бы я не возгордился умом, что многую подаю милостыню, то не случилось бы этого потопления; но я согрешил, не свое, но Божие раздавая, и Господь, меня смиряя, такую нищету попустил; нищета бо смиряет мужа. Ныне сам вижу мою нищету, чрез гордость я потерял свою мзду у Бога, и виновен в недостатке других, – голод будут терпеть те, пища которых погибла; однако Господь не ради меня, но ради их самих не оставит их и все необходимое подаст».

Один час на то, чтоб делать другим добро
Одна вдова на пути просила св. Иоанна защиты против зятя. Сопутствующие советовали св. Иоанну выслушать просьбу по окончании литургии, когда он придет домой. «А теперь как меня Бог послушает, если я не послушаю ее?» – спросил Иоанн. И не ступил с места, пока не выслушал и не исполнил просьбы вдовы.

Чад милостивых родителей Бог не оставляет
Один отец, призвав пред смертью сына, спросил, что тебе оставить: оставшиеся ли у меня десять литр? золота, или икону Божией Матери? Сын согласился на последнее, а золото пожелал раздать нищим. Заметим, что родители его были крайне милостивы, и все свое имение раздали нищим. Юноша пришел в крайнюю нищету. Св. Иоанн, зная милосердие его родителей, велел эконому составить на старой бумаге духовное завещание от неизвестного лица, в котором патриарх с отроком находились как бы в родстве, и велел сказать, что он помнит, что дядя его имел сына, но в лице его не знает; однако готов ему поблагодетельствовать и осчастливить его, он его женил, купил ему дом и наделил всем нужным.

Святая литургия и мертвым и живым вспомоществует
Житель острова Кипра попался в плен к Персам; к родителям дошла весть, что он умер, и они три раза творили о нем память. Чрез четыре года пленник к изумлению их явился, и ему сказали, что они по нем три раза в год творили память на Божественной литургии. «В какие дни?» спросил юноша. Тогда-то и тогда, – отвечали они, – на Богоявление, на Пасху и на Пятидесятницу. – «В эти дни, отвечал он, входил ко мне в темницу некий светлый муж со свечою, и с меня спадали оковы».

Осуждать ближнего двойной грех
«Двум грехам повинен осуждающий брата, говорил св. Иоанн: первый грех, что заповедь Божию преступает, осуждая согрешившего, ибо написано: прежде времени ничто же судите (1Кор. 4, 5); второй, что клевещет на брата, не зная, согрешил ли он, или покаялся».

Тела девственника огонь не касается
Из города Тира вышел инок, за ним пошла одна женщина распутного поведения; на пути к монастырю нашла она дитя, которое они взяли для воспитания с собою в монастырь; молва разнеслась по городу Тиру, что это плод преступления инока. Пред смертью пошел инок с отроком и женою того в город Тир. Собравши людей к одру болезни своей, он повелел из кадильницы высыпать раскаленные уголья в недра свои, но огнь не коснулся ни тела его, ни одежды. «Благословен Бог, сказал инок: как огонь ни опалил ни тела моего, ни одежды, так я от рождения моего не познал плотского греха.»

Грех на бумаге написанный и запечатанный изглажден
Одна женщина просила патриарха разрешить ее тяжкий грех. Когда он повелел ей исповедать его, она сказала, что стыдится этого. Он повелел ей написать грех на бумаге и запечатать; потом, когда она отлучилась на три дня из города, патриарх умер. Узнавши о его смерти, женщина горько рыдала над его гробом три дня, говоря, что не отступит от него, пока не скажет, где девал бумагу с грехом, веруя, что святой не умер, но жив. В третью ночь явился ей св. Иоанн с двумя епископами и, подавая ей бумагу, сказал: «доколе ты не дашь нам покоя, и будешь ризы наши орошать слезами?» Жена видит, что на бумаге печать цела, и распечатавши смотрит, что грех ее изглажен; а написано только: «ради Иоанна, раба Моего, изгладился грех твой».

Преподобный Нил Постник, Синайский, отшельник
Слезы отца спасают из плена сына
Преподобного Нила, сына Феодула, варвары взяли в плен, и он горько рыдал, а особенно когда услышал, что сына его в жертву принесли богам; но Бог возвратил ему сына.Св. Иоанн Златоустый, патриарх Константинопольский

На хулителя Христова нападаете бес
Философ Анфимий в Афинах завидовал Иоанну, и в споре с ним начал произносить хульные слова Иисуса Христа, и вдруг напал на него нечистый дух и мучил до тех пор, пока он не уверовал в Иисуса Христа и не покаялся.

Власть учить и разрешать грехи передается от Бога чрез св. апостолов
Один благочестивый инок видел в видении, как св. апостол Иоанн явился к св. Иоанну Златоустому и дал ему бумажный свиток, в котором заключена глубина премудрости, чтобы он питал людей евангельским учением, и заградил уста еретиков и иудеев, а св. апостол Петр подал ему ключи церквей святых, чтобы вязал и решил грехи людские.

Грехи причиною болезней
Один человек, страдая сильною головною болью, просил исцеления у Златоустого. Святой сказал: «такие болезни поражают человека за грехи и за маловерие ко Христу; если ты всею душою веруешь, то Иисус Христос силен исцелить тебя, и если отступишь от дел твоих злых, то узришь славу Божию.» Все это обещался больной исполнить, и, взявшись за ризу св. Иоанна, возложил ее на голову и тотчас выздоровел.

Супруги должны хранить дни праздничные и постные
Одну кровоточивую жену исцелил св. Иоанн, заповедуя быть милостиво к нищим и рабам, и хранить себя чистою, особенно в праздники и постные дни.

Крестная сила умертвила льва
В тех странах, где был монастырь Иоанна Златоуста, появился лютый лев, который убивал скотов и людей. По донесении об этом св. Иоанну, он дал инокам деревянный крест, повелевая водрузить его на том месте, откуда исходил зверь. На другой день увидели при кресте льва мертвым.

Ересью оскорбляется Бог и оскверняется город
«Если бы в твой венец царский между драгоценных каменьев вложил кто-нибудь простой, темный и нечистый камень, – верно, ты оскорбился бы“, сказал св. Иоанн царю. «Так Бог оскорбляется, что град православный оскверняется арианами.» И были изгнаны еретики из города.

Правду говорящий бывает ненавидим
Св. Иоанн обличал в поучениях лихоимство, сребролюбие, хищничество людей властных и богатых, которые, будучи сильны, обижали беднейших и отнимали стяжания убогих насилием. За это богатые на него оскорблялись; особенно же обижалась на Златоуста сребролюбивая царица Евдоксия.

Сребролюбец готов отнять собственность и у самого Христа
Царица Евдоксия призвала одного богатого человека и требовала у него пособия для царя деньгами; но он, по совету св. Иоанна, отдал деньги в церковную странноприимницу на пропитание странных, убогих и больных. Она написала св. Иоанну записку, называя его в ней похитителем того имущества; а он ей отписал, что Феодорик (так звали этого человека) отдал богатство не ему, но Христу в пользу нищих и убогих, присовокупив, чтобы и она это сделала для своего спасения; а если думает отнять данное ему, то не его обидитъ, а Христа.

За обиду вдовицы сам Бог стоит
В Александрии воевода Павликий отнял у одной вдовы 5000 златниц, и за то подвергся суду царскому. Вдова прибыла в Царьград и жаловалась на Павликия; но Павликий от судей и царицы откупился золотом. Вдовица, прибегала к защите св. Иоанна, который принудил Павликия отдать ей 500 златниц. За это царица крайне разгневалась и послала воинов вывесть Иоанна из церкви, но ангел Божий с оружием в руках не допустил их к церкви.

Епископ, не учащий coгрешающих, сам грешит
«Не обличать беззакония, не исправлять беззаконников – пагубно». говорит Златоуст. «Если мы умолчим, то к нам относятся слова пророка Осии: «скрыша жерцы путь Господень» (Осии 6, 9); и ап. Павел велит согрешающаего пред всеми обличать, «да и прочие страх имут (1Тим. 5, 20); и еще: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли (2Тим. 4, 2).

Терпение в искушении должно быть продолжительно
Преп. Иеракс, когда бесы говорили ему, что он уже пятьдесят лет переносит искушения от них, что пора ему выйти из пустыни, сказал им, что он приготовился бороться с ними еще на двести лет.

Епитемия, наложенная одним, не разрешается другим
Св. Иоанн предоставил обиженным от Феофила инокам и стол и приют, но к приобщению не допустил, пока не узнал причин их отлучения.

Любостяжатель недостоин быть в церкви
Одна вдовица, имение которой было конфисковано, имела небольшой виноградник для пропитания детей; царица Евдоксия зашла в него однажды и отняла у бедной вдовы. Об этом узнал св. Иоанн и требовал возвращения его, но царица не захотела отдать. Тогда Златоуст повелел не пускать ее в церковь; и когда один из придворных хотел разбить дверь церковную, тотчас у него рука отсохла, и только по молитве св. Иоанна, омытая в алтарной умывальнице, была исцелена.

Царь должен быть кроток и незлобив
Царица Евдоксия просила Епифания о низвержении Иоанна; но этот, увидев чрезмерный гнев ее, сказал ей: «если Иоанн еретик, то будет низвержен, а за порицание тебя не следует его низвергать: царям следует не быть злопамятными, но благими, кроткими, прощающими на себя хулы; ибо как сами вы надеетесь от Бога получить прощение грехов, так и другим прощаете: «будьте милосерды, как и Отец ваш небесный милосерд есть.» (Лук. 6, 36).

Неправедный суд
На требование Феофилом св. Иоанна на соборный его суд, св. Иоанн отвечал: «я не пойду к явным врагам моим. Да и к кому пойду: к соперникам ли моим, или к судиям; я готов стать пред собранием всего мiра, однако с тем, чтоб и соперники, мои на суд стали, и иной был бы судией нам: а ныне и соперники мои и судьи одни и те же, и хотят не судиться со мною, но судить меня.»

Невинный муж ничего не боится
Св. Иоанн в церкви с епископами говорил: «многие волны, лютое томление, но не боимся погружения, ибо на камне стоим: да пенится море и да возмущается, но камня не может сокрушить: да востают волны, но корабля Иисусова не могут потопить. Чего боимся? скажи мне, – смерти ли: мне бо еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Изгнания ли боимся скажи: но Господня земля и исполнение ея. Отнятиями имения трепещем? – но ничего не принесли в мiр, ни вынести что-либо можем; и всего в мipe страшного я не боюсь, благополучием пренебрегаю, убожества не боюсь, богатства не желаю, смерти не трепещу, но молю, чтобы вы не успели в добродетели».

Судья наказывается Богом за неправедный суд
По изгнании св. Иоанна, произошла в городе крамола, ропот на царя и царицу, драки и убийства, а архиеп. Феофил от страха тайно убежал в Александрию. Между тем произошло землетрясение и многие здания разрушились, особенно палаты царицы, страх и ужас объял всех. Св. Иоанна возвратили, но скоро он опять был изгнан; и вот гнев Божий постиг город: возгорелся огонь от престола и охватил церковь и город.

Место святых на небе
Адельфий, епископ аравийский, был в восторге и видел в видении, что св. Иоанн стоит у престола Божия, окруженного херувимами и серафимами.

Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU