5 октября. Святого пророка Ионы. Блаженной Параскевы Дивеевской. Праведного Петра, бывшего мытаря.

22 сентября по старому стилю / 5 октября по новому стилю
среда
Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7.
День постный.
Пища с растительным маслом

Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).
Прп. Ионы Яшезерского (после 1592). Прп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.).
Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).

Еф., 223 зач., III, 8–21. Лк., 12 зач., IV, 1–15. Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Ин., 36 зач., X, 9–16.

С этого дня до предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы поется Октоих. На утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...».

Тропарь апостола Кодрата, глас 3:
Апо́столе святы́й Кодра́те,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола Кодрата, глас 8:
Я́ко священноначальника честна/ и страдальца твердейша,/ вселенная приносит тебе́, Го́споди, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его́ па́мять,/ просящи всегда прегреше́ний оставле́ния // тем дароватися пою́щим его́, Благоутробне.

Тропарь священномученика Фоки, глас 4:
И нравом причастник/ и престолом наместник aпостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки, глас 6:
Я́ко архиерей принося́, о́тче, жертвы,/ на конец себе принесл еси́ жертву живую,/ свидетельствовав законно о Христе́ Бозе,/ от А́нгел укрепляем/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе́: // прииди, Фоко, с нами, и никто́же на ны.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Еф.5:25–33; Лк.4:1–15)
Диавол приступает с искушением к Богочеловеку – кто же из людей бывает от того свободен? Тот, кто ходит по воле лукавого; он не испытывает нападений, а только направляем бывает все на большее и большее зло; коль же скоро кто начинает приходить в себя и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтобы рассеять добрые мысли и начинания кающегося.

Не успеют отклонить, – стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют, – ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают худа внушить, – покушаются добро покривить; внутренне бывают отражаемы – внешне нападают, и так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают; и по смерти гонятся за душою, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны.

«Как же, – ведь это безотрадно и страшно?» Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности. Ослабеем вниманием или позволим себе увлечься призраками их, – они тут как тут и начнут тревожить смелее. Не опомнись вовремя – закружат, а опомнится душа, опять отскочут и издали подсматривают, нельзя ли опять как-нибудь подойти.
Итак, трезвись, бодрствуй, молись и враги ничего тебе не сделают.


[/I]
Пророк Иона
Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3–10).

Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). Из этих слов Господа становится ясным прообразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 41).

Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98–117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.

В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь (память перенесения мощей 22 июля).

Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.

Преподобный Иона пресвитер
Преподобный Иона пресвитер, отец святых Феофана, творца канонов (память 11 октября), и Феодора Начертанных (память, 27 декабря), жил в Палестине в конце VIII – начале IХ вв. Преподобный Иона жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных впоследствии Церковью за мученическое исповедание Православия во время иконоборческой ереси. После смерти супруги он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря), где ранее приняли постриг оба его сына. В Лавре преподобный Иона подвизался до своей кончины в IХ веке; Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.

Блж. Параскева Дивеевская
Параскева Дивеевская (1795-1915), блаженная. В миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостные крестьяне господ Булыгиных.

Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер.

Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям и бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре хозяева сами выгнали девушку.

Пять лет она бродила по селу, а затем около 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров, то в Дивеево. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу и просили ее молитв.

Осенью 1884 года подвижница пришла в Дивеевский монастырь и осталась в обители до конца своих дней.

Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной Паши.

Известно, что в 1903 году ее посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предрекла им скорое рождение долгожданного наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови. Царь не раз обращался к предсказаниям Параскевы. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед его портретом, предвидя скорую мученическую смерть государя.

Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад.

Так описывает С.А. Нилус последнюю встречу с ней летом 1915 года:

"Когда мы вошли в комнату блаженной, и я увидал ее, то прежде всего был поражен происшедшей во всей ее внешности переменой. Это уже не была прежняя Параскева Ивановна, это была ее тень, выходец с того света. Совершенно осунувшееся, когда-то полное, а теперь худое лицо, впалые щеки, огромные, широко раскрытые, нездешние глаза, вылитые глаза равноапостольного князя Владимира в васнецовском изображении Киево-Владимирского собора".
Скончалась 22 сентября 1915 года в возрасте 120 лет. Могила ее находится у алтаря Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 2004 году на торжествах, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, состоялось прославление подвижницы в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

св. преп. Иона Яшезерский.

Преподобный Иона Яшезерский
родился в селении Шокша, в 16 верстах от монастыря, основанного им впоследствии. Начало обители положено в 80-х годах ХVI века, когда была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и восемь иноков присоединились к преподобному для совместных пустынных подвигов.

Преподобный Иона с большим тщанием трудился над устройством монастыря. Так, например, чтобы облегчить рыбную ловлю, он сам прокопал канаву из Яшозера в соседнее озеро Сенное. Нередко он разъезжал верхом на лошади по глухим тропам окрестного леса в поисках необходимого для нужд монастыря. Подвижник изготавливал из дерева сосуды, употреблявшиеся при Богослужении. Со временем о святости жизни преподобного стало известно далеко за пределами обители. Многие паломники приносили в дар вещи, среди которых были и Богослужебные книги. Расширялись пределы монастыря, увеличивалось число храмов. Глубокую любовь и уважение питали к подвижнику митрополит Новгородский Исидор, игумены Соловецкого монастыря Иаков и преподобный Иринарх (память 17 июля), а также многие другие современники. Преставился преподобный Иона в конце ХVI века и погребен в основанном им Благовещенском монастыре.

Собор Тульских святых
Собор Тульских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых просиявших в Тульской земле
Празднуется 22 сентября

Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.

Тульский Собор один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви, в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.

Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской зем­ле, под руководством архиепископа Тульско­го и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празд­нования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – свя­тыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых зем­ли тульской.

В Собор Тульских святых входят:
Свт. Николай Мирликийский, архиеп., чудотворец, участник I Вселенского Собора: (+345-351, память 9 мая, 29 июля, 6 декабря)
Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015, память 2 мая, 24 июля)
Блгв. Глеб, страстотерпец, князь: (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа)
Мч. Никон Печерский, ученик прмч. Кукши Печерского (+ после 1114, память 27 августа)
Свт. Феоктист Печерский, Черниговский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1123, память 5 августа)
Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
Блгв. Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, вел. князь, чудотворец (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября)
Мч. Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец (+ 1245, память 14 февраля, 20 сентября)
Блгв. Александр Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (+ 1340, память 31 марта)
Прп. Александр Пересвет, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
Прп. Андрей Ослябя, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
Блгв. Димитрий Донской, вел. князь (+ 1389, память 19 мая)
Свт. Пимен (Черный), архиеп. Новгородский (+ 1571, память 25 сентября)
Прп. Макарий Жабынский, Белевский, иеросхим. (+ 1623, память 22 января, 22 сентября)
Свт. Иларион (Григорович), еп. Крутицкий (Сарский) (+ 1759)
Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля, 3 сентября)
Сщмч. Петр Павлушков, прот. (+ 1937, память 3 сентября, 10 ноября)
Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938, память 3 сентября, 21 декабря)
Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 23 февраля, 19 апреля)

Фока Вертоградарь Синопский
Свя­той му­че­ник Фо­ка про­ис­хо­дил из го­ро­да Си­но­па, рас­по­ло­жен­но­го на юж­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря. Имея неболь­шой сад, он жил скром­но: про­да­вал пло­ды и на вы­ру­чен­ные сред­ства со­дер­жал се­бя, по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся и ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го ока­зы­ва­ло воз­дей­ствие на дру­гих лю­дей. Да­же языч­ни­ки от­но­си­лись к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Неред­ко под его вли­я­ни­ем они остав­ля­ли свои за­блуж­де­ния и при­ни­ма­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.

Но вот пра­ви­тель об­ла­сти, узнав, что свя­той Фо­ка рас­про­стра­ня­ет хри­сти­ан­ское уче­ние, при­ка­зал най­ти его и умерт­вить. Свя­той слу­чай­но сам встре­тил по­слан­ных за ним и, не на­зы­вая сво­е­го име­ни, ра­душ­но при­нял их, уго­стил и предо­ста­вил ме­сто для ноч­ле­га. Но­чью он вы­шел в сад, при­го­то­вил гроб и ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния, успел так­же сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы все его иму­ще­ство по­сле смер­ти бы­ло роз­да­но бед­ным. Утром свя­той Фо­ка объ­явил при­шель­цам, что он и есть тот, ко­го они ищут, и про­сил, чтобы они ис­пол­ни­ли воз­ло­жен­ное на них по­ру­че­ние. Го­сти сму­ти­лись и, не же­лая уби­вать ра­душ­но­го хо­зя­и­на, ре­ши­ли спа­сти свя­то­го Фо­ку. Од­на­ко пра­вед­ник ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся их на­ме­ре­нию и сми­рен­но пре­кло­нил свою гла­ву под меч.

Свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ку по­греб­ли в мо­ги­ле, при­го­тов­лен­ной им са­мим в са­ду. Ме­сто его по­гре­бе­ния про­сла­ви­лось чу­де­са­ми, и впо­след­ствии там бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. До­сто­вер­ное опи­са­ние му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го со­став­ле­но Асте­ри­ем Ама­сий­ским († ок. 410), по сви­де­тель­ству ко­то­ро­го па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ки осо­бен­но чти­лась мо­ре­пла­ва­те­ля­ми.

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от г. Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.

Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки – «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 2 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце ХVII – начале ХVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В ХVIII в. обитель запустела.

Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.

Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского.

В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда все было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

Святой Петр Африканский, бывший мытарь
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527–565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь. Он щедро раздавал нуждающимся подаяние, питал и одевал многих. Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр роздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. Много лет святой Петр безропотно и усердно трудился у своего господина. Однажды его узнали торговцы, которым он был известен раньше. Они сказали хозяину, кто его слуга. Услышав этот разговор, святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра именем Иисуса Христа повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Он поспешил обо всем рассказать своему господину и добавил, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся его лица, после чего он стал слышать и говорить. Все отправились искать Петра, но поиски оказались тщетными: святой скрылся и до самой смерти оставался безвестным.

Житие святого Петра передано святителем Иоанном Милостивым, Патриархом Александрийским (память 12 ноября), который, в свою очередь, узнал его от человека, лично знавшего святого.

Священномученик Феодо́сий Бразский, митрополит
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­до­сий Браз­ский ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка близ Браз­ско­го мо­на­сты­ря в се­мье ре­зе­шей (вот­чин­ни­ков) свя­то­го во­е­во­ды Сте­фа­на Ве­ли­ко­го. В 18-лет­нем воз­расте он по­сту­пил в мо­на­стыр­скую бра­тию той оби­те­ли. Мо­на­ше­ство при­нял в Бог­дан­ском мо­на­сты­ре (в ны­неш­нем Ба­к­эус­ком жу­де­це).

Как бла­го­че­сти­вый и ра­зум­ный мо­нах, об­ла­дав­ший зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и неко­то­рых свя­то­оте­че­ских тру­дов, в 1669 го­ду был из­бран епи­ско­пом Ра­до­вец­ким. Ча­сто хо­дил на по­клон на гроб­ни­цу свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­го в Пут­нен­ской оби­те­ли, где он за­жёг нега­си­мую лам­па­ду.

В 1671 го­ду был пе­ре­ве­дён на Ро­ман­скую епи­ско­пию.

В 1674 го­ду, во вре­мя ухо­да свя­ти­те­ля До­си­фея Мол­дав­ско­го в Поль­шу, был из­бран на пре­стол мит­ро­по­ли­та Мол­дав­ско­го. В то вре­мя Мол­дав­ский гос­по­дарь Ду­мит­раш­ку Кан­та­ку­зи­но, взи­мав­ший с на­се­ле­ния непо­мер­ные на­ло­ги, окру­жил се­бя та­та­ра­ми чтобы обез­опа­сить свою власть. Вла­ды­ка бес­страш­но об­ли­чил пра­ви­те­ля, на­звав на­ём­ных та­тар «се­ме­нем ан­ти­хри­ста». За это раз­гне­ван­ный Ду­мит­раш­ку со­гнал мит­ро­по­ли­та с пре­сто­ла и за­то­чил его в Яс­ском Сав­вин­ском мо­на­сты­ре.

Вско­ре мит­ро­по­лит До­си­фей воз­вра­тил­ся из Поль­ши и вы­пу­стил Фе­о­до­сия из за­то­че­ния. По­сле это­го свя­ти­тель Фе­о­до­сий уда­лил­ся на по­кой в Браз­ский мо­на­стырь. Здесь он по­стро­ил храм во имя свя­то­го Ге­ор­гия; ввёл но­вый мо­на­ше­ский устав для днев­ных и ноч­ных служб; на­де­лил мо­на­стырь паш­ней, ви­но­град­ни­ка­ми, са­да­ми, ле­са­ми и во­дя­ны­ми мель­ни­ца­ми. Так­же быв­ший мит­ро­по­лит за­бо­тил­ся и о Бог­дан­ском мо­на­сты­ре, спо­двиг­нув ло­го­фе­та Со­ло­мо­на Быр­лэ­дя­ну воз­ве­сти но­вые мо­на­стыр­ские по­строй­ки.

В то вре­мя Мол­да­вия осо­бен­но стра­да­ла от ра­зо­ри­тель­ных на­бе­гов та­тар, и в 1694 го­ду та­ко­му на­бе­гу под­верг­ся Браз­ский мо­на­стырь. Му­чи­те­ли же­сто­ко ис­тя­за­ли свя­ти­те­ля, пы­та­ясь вы­знать, где спря­та­ны мо­на­стыр­ские со­кро­ви­ща. Вла­ды­ка Фе­о­до­сий не от­крыл им тай­но­го ме­ста, и в кон­це кон­цов они от­сек­ли ему го­ло­ву. Мо­на­хи вме­сте с мест­ны­ми се­ля­на­ми по­греб­ли мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви мо­на­сты­ря.

Впо­след­ствии Ге­ор­ги­ев­ский храм Браз­ско­го мо­на­сты­ря был раз­ру­шен зем­ле­тря­се­ни­ем. В 1842 го­ду браз­ский иерос­хи­мо­нах Ди­мит­рий вы­ко­пал чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия и пе­ре­нёс их в пе­щер­ный храм Вос­кре­се­ния Ла­за­ря, в ко­то­ром отец Ди­мит­рий со­вер­шал ли­тур­гию. С тех пор мо­щи бы­ли окру­же­ны боль­шим по­чи­та­ни­ем в оби­те­ли. По­сле за­кры­тия Браз­ско­го мо­на­сты­ря по указ­ке ком­му­ни­сти­че­ских вла­стей в 1959 го­ду на­сто­я­тель оби­те­ли Фе­о­до­сий (Фили­мон) сви­де­тель­ство­вал, что и в его вре­мя, и до него ве­ру­ю­щие при­хо­ди­ли к мо­ги­ле свя­то­го с мо­лит­вен­ны­ми про­ше­ни­я­ми. Тор­же­ствен­ное про­слав­ле­ние мит­ро­по­ли­та Фе­о­до­сия в ли­ке свя­щен­но­му­че­ни­ков бы­ло со­вер­ше­но в Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 ок­тяб­ря 2003 го­да. Его па­мять бы­ла опре­де­ле­на на 22 сен­тяб­ря.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 21 ав­гу­ста 2007 го­да имя свя­ти­те­ля бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Церк­ви.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites