Творение: ©
архимандрит Феогност Пушков
Патриарший престол Святейшей Константинопольской Церкви разрешил в 2020 году благословлять брак пресвитеру, который овдовел после принятия сана (или если был рукоположен целибатом, но обета не давал).
 |
Для укрепления мира во всём мире - Любите свою семью |
Но брак священника не может совершаться так, как брак обычного мирянина.
В согласии с сим мы и составили предлагаемый ниже чин.
Прежде Божественной Литургии, егда епископ облачится в ризы и сядет на кафедре вместе с пресвитериумом, от старшего протопресвитера приводится сочетающийся браком пресвитер с избранницей своей. Он должен быть одет в рясу и пресвитерский крест на персях. Оба берут благословение от рук епископа. Затем епископ вопрошает.
Архииерей: С чем пришел ты, боголюбивый пресвитер (имярек) к власти нашей?
Иерей: Прося благословения твоего Преосвященства на сочетание супружеством с сей сестрой о Господе (имярек), которая предстоит здесь.
Архииерей: Пусть боголюбивый протопресвитер, принимавший исповедь и проведший расследование, огласит пред всеми нами результаты.
Протопресвитер: Боголюбивый священник (имярек) и благочестивая во Христе сестра (имярек) прошли исповедь и в деле их бракосочетания препятствий не выявлено.
Архииерей: Итак, желаешь ли ты, досточтимый отец (имярек) взять себе супругой сию (имярек), которая стоит пред тобою и обещаешься ли хранить ее, иметь в уважении её
[и её детей от первого брака (если таковые есть)] и не отказывать ей в супружеском расположении кроме дней поста и воздержания, установленных Церковью, и иметь с ней столько детей, сколько даст вам Господь?
Иерей: Да, преосвященнейший владыка, имею намерение взять в супруги себе сию (имярек), беречь ее, заботиться о ней, быть ей мужем,
[уважать ее детей и заботиться о них до их совершеннолетия] и иметь с ней столько детей, сколько даст нам Господь.
Архииерей: Желаешь ли ты, сестра (имярек) стать супругой сего иерея (имярек), который стоит пред тобою и обещаешься ли беречь его, почитать как главу, уважать его сан и служение
[уважать его детей от первого брака (если таковые есть)] и не отказывать ему в супружеском расположении кроме дней поста и воздержания, установленных Церковью, и иметь с ним столько детей, сколько даст вам Господь?
Супруга: Да, преосвященнейший владыка, имею намерение стать супругой сего иерея (имярек), обещаюсь беречь его, почитать как главу, уважать его сан и служение
[уважать его детей от первого брака и заботиться о них до их совершеннолетия (если таковые есть)] и не отказывать ему в супружеском расположении кроме дней поста и воздержания, установленных Церковью, и иметь с ним столько детей, сколько даст нам Господь.
Все встают и по обычном возгласе «господу помолимся» архиерей читает молитву, но руку не возлагает:
Господи Боже наш! Изначально создавший человека и из ребра Адама давший мужу жену. И в Церкви Твоей святой изобразивший образ брака, сочетая пресвитера со служением алтаря как жених сочетается с невестой. Создатель и новотворитель человеческого естества во Христе Твоем, непостыдным явивший плотское соитие между мужчиной и женщиной, узами же любви скрепляющий основания семьи и благословенного чадородия и воспитания детей в познании Тебя, Истиннаго Бога. Ты благослови и сего раба Твоего, сослужителя нашего и пресвитера Твоей Святой Церкви (имярек) воспринять себе женой сию рабу Твою (имярек) и быть во главе её. Благослови их чадородием согласно воле Твоей, сохрани их в мире, единомыслии, искренности, взаимном уважении и любви. Ниспошли и сочетающейся со священником Твоим рабе Твоей благопокорность, терпение, усердие в домашнем служении и душеный мир, да не будет сей сослужитель наш пресвитер (имярек) иметь преткновения к служению у святого Твоего алтаря, но да явится примером заботливости и отеческой благосклонности для всего вверенного Тобою ему стада Христа Твоего, Господа нашего, с Ним же и со Всесвятым Твоим Духом благословен Ты и прославен во веки веков.
Хор: Аминь
Архииерей берет одно кольцо и вручает его пресвитеру, со словами: возьми и вручи его как залог избраннице своей.
Пресвитер, приняв кольцо, возлагает на палец своей супруги со словами: прими этот залог верности моей, ибо я обручаю тебя себе и своим заботам пред лицом Церкви во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Жена: Аминь.
Архииерей говорит наставление жене: Сестра (имярек)! Ты принята в супружество с иереем Христовым. Это – не привилегия для тебя, а лишь ответственность! Ты не должна вмешиваться в дела служения мужа твоего и в дела управления им приходом, имей скромность, помни, что любая жена иерея остается мирянкой и не имеет никакого особого статуса, никаких особых полномочий, кроме тех, которые она имеет по дому в семейном кругу. К сожалению, многие жены иереев сегодня это забывают и узурпируют некий материнский статус в приходе, по аналогии с мужьями своими – отцами общины, что является уже аномалией. Ты все сможешь понять и понести, если имеешь искреннюю любовь.
Архииерей благословляет их обоих: Благословен Бог наш, славой и честью сочетавший вас, Он благословен во веки веков.
Хор: Аминь.
Взяв благословение, иерей идет и облачается к литургии, а жена остается в храме. На этой литургии (если не будет пресвитерской хиротонии) пусть причастие верным преподает сочетавшийся браком иерей, и пусть из его рук примет причастие его супруга.
***
Диаконы же и ниже, если овдовеют, второбрачие принимают по обычному чину, как и все миряне, ибо они не степень священнодействия и отеческого не носят сана. Только на венчании пусть стоят в рясах рядом со своими супругами.
P. S.
Сие творение составлено вчера, 10-го августа 2022-го года от Рождества Христова боголюбивым и богобоязненным архимандритом Феогностом Геннадьевичем Пушковым. Немного отрелактировано сегодня мной. Да простит мне архимандрит мои шалости в его текстах. Очень давно заметила, что многие богословы сознательно делают ашипки и ачепятки в своих текстах. Для чего так? Возможно ответ на этот вопрос надо искать в той работе, за которую молодого Диму Лихачёва на Соловки упрятали добренькие сэсэрята.