10 июня. Отдание праздника Вознесения Господня. Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского. Преподобной Елены Дивеевской.

28 мая по старому стилю / 10 июня по новому стилю
пятница
Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6.
День постный.
Разрешается рыба.

Отдание праздника Вознесения Господня. Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, еп. Парижского (576). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII).
Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); прп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.


Деян., 50 зач., XXVII, 1–44. Ин., 57 зач., XVII, 18–26.

Тропарь и кондак Вознесения.
Тропарь праздника, глас 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак праздника, глас 6:
́Еже о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Деян.27:1–44; Ин.17:18–26)

«Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... Я в них, и Ты во Мне» (Ин.17:21). Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы – восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и чрез Него с Богом Отцом.

Слава беспредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты – останешься вне в горьком унижении и временно, и вечно.


Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский
Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во 2-й половине VIII века. За свою богоугодную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты – святой Игнатий.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский
Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был воз­ве­ден на пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру 29 июня 1471 го­да. Преж­де он был на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве, до 1455 го­да воз­ве­ден в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го.

Вре­мя прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия озна­ме­но­ва­но рас­ши­ре­ни­ем цер­ков­но­го стро­и­тель­ства. По­сле по­жа­ра в ап­ре­ле 1471 го­да был за­но­во по­стро­ен мит­ро­по­ли­чий дом и дру­гие стро­е­ния. В 1481 го­ду им бы­ла за­ло­же­на цер­ковь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ще­на 21 ав­гу­ста 1486 го­да. При уча­стии свя­ти­те­ля Ге­рон­тия стро­ит­ся Успен­ский со­бор в Крем­ле, освя­ще­ние ко­то­ро­го со­сто­я­лось 12 ав­гу­ста 1479 го­да. 24 ав­гу­ста про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра в но­вый со­бор.

В пе­ри­од прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия ослож­ни­лись от­но­ше­ния Церк­ви с ве­ли­ким кня­зем Иоан­ном III.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий об­ла­дал твер­дым ха­рак­те­ром и от­ста­и­вал неза­ви­си­мость Цер­кви от втор­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя в цер­ков­ные де­ла. Меж­ду ни­ми воз­ник­ли спо­ры, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие и ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, ду­хов­ник ве­ли­ко­го кня­зя. На неко­то­рое вре­мя мит­ро­по­лит Ге­рон­тий оста­вил ка­фед­ру и уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь. Но так как боль­шин­ство ду­хо­вен­ства при­зна­ва­ло право­ту пер­во­и­е­рар­ха, ве­ли­кий князь Иоанн III про­сил у свя­ти­те­ля Ге­рон­тия про­ще­ния и обе­щал не вме­ши­вать­ся в цер­ков­ные де­ла. По­сле это­го свя­ти­тель воз­вра­тил­ся на ка­фед­ру. Бу­дучи непре­клон­ным в де­лах цер­ков­ных, свя­ти­тель Ге­рон­тий все­гда был доб­рым со­вет­чи­ком и со­юз­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го в де­лах го­судар­ствен­ных. Так, в 1478 го­ду Нов­го­род Ве­ли­кий был окон­ча­тель­но под­чи­нен Москве. С это­го вре­ме­ни на Нов­го­род­скую ка­фед­ру воз­во­ди­лись ар­хи­пас­ты­ри, из­бран­ные в Москве.

В 1483 го­ду свя­ти­тель Ге­рон­тий на непро­дол­жи­тель­ное вре­мя вновь уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь из-за бо­лез­ни, но вско­ре воз­вра­тил­ся и бла­го­по­луч­но управ­лял цер­ков­ны­ми де­ла­ми до бла­жен­ной кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 мая 1489 го­да, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий был по­гре­бен в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля. Со­хра­ни­лись не­сколь­ко гра­мот и по­сла­ние к ве­ли­ко­му кня­зю, со­став­лен­ные мит­ро­по­ли­том Ге­рон­ти­ем. По­сле кон­чи­ны на­ча­лось его по­чи­та­ние. В XVII ве­ке в Успен­ском со­бо­ре бы­ла из­вест­на ико­на свя­ти­те­ля Ге­рон­тия. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» со­дер­жит­ся ука­за­ние о на­пи­са­нии его изо­бра­же­ния вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ки­при­а­ном, Фо­ти­ем и дру­ги­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми.

Свт. Игнатий, еп. Ростовский.
Святой Игнатий родился от благочестивых родителей и был воспитан ими во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрёкся от мира и принял пострижение в монашество. Так как он проводил жизнь весьма добродетельную, то был назначен первоначально архимандритом, а потом епископом города Ростова. Приняв под свое попечение епархию ростовскую, он с великим вниманием пас стадо свое. Пробыв во святительстве двадцать шесть лет, преставился ко Господу в 6796-е лето от сотворения мира, рождества же во плоти Бога Слова в 1288-ом году, в 28-ой день месяца мая, в пятницу, после вечерни.
Узнав о кончине святого, весь город Ростов собрался к телу его; все горько плакали и рыдали, сожалея о кончине общего пастыря и учителя всех, помощника и заступника в бедах и скорбях, ходатая вдовицам и сиротам, питателя нищих и убогих, наставника и учителя иерейского и монашеского чина и советника князей и вельмож. Взяв честное тело святителя Игнатия, все понесли его в церковь, но по причине множества народа, собравшегося в нее, не могли внести его внутрь церкви, а поставили пред церковью; после этого начали петь погребальные песнопения.
В это время проходили мимо церкви две благочестные монахини, одна из них называлась Феодосиею; она была супругою протодиакона святителева Павла, но тотчас же, по вступлении в законный брак, они посвятили себя девственной и чистой жизни. Всю жизнь свою они подвизались в посте и молитвах. Многие могли засвидетельствовать чистоту жизни их. Когда блаженный Павел отошел ко Господу, то супруга его приняла пострижение в иночество. Узнав о кончине святителя Игнатия, она пришла поклониться мощам его; вместе с нею пришла и другая инокиня по имени Ксения, проводившая столь же добродетельную и богоугодную жизнь. Эти две инокини и еще некоторые благочестивые люди. которые сподобились откровения божественного, видели такое чудо: когда честные мощи святителя Игнатия были несены к церкви, то святитель Божий встал из гроба в своем архиерейском облачении, пошел по воздуху и стал высоко в воздухе над церковью; затем благословил весь народ и весь город; потом вошел в пещеру, ископанную в земле около жертвенника, где был ему приготовлен и гроб.
Это открыл Бог инокиням тем, а также и еще некоторым благочестивым людям для прославления угодника Своего и в показание всем святости его; этим Господь показал людям, что святитель Игнатий заслужил милость от Господа и сподобился одинаковой части со святыми.
Около того же времени случилось и другое чудо: некий архимандрит Стефан имел со дня рождения своего один палец пригнутым к ладони; когда он прикоснулся к честному телу святителя Игнатия, тотчас скорченной палец его выпрямился, стал здравым, как и прочие пальцы.
Потом честное тело святителя Игнатия было внесено в церковь. Утром следующего дня все снова собрались к мощам угодника Божия, дабы сотворить обычное служение и воспеть погребальные песнопения. Когда положили тело святителя Божия во гроб и дали в руку ему свитки, в которых написаны были имена всех тех, кого святитель Игнатий посвятил в сан пресвитерский и диаконский, то угодник Божий, как живой, простер руку свою и принял свитки. Все, видевшие чудо это, преисполнились великого страха и радости и прославили Бога. Молитвами сего угодника Божия, святителя Игнатия да сподобимся и мы быть вместе с ним участником благ вечных, уготованных о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская
Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее.
Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.
Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.
Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.
Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».
На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, Бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.
По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Святая мученица Еликонида
Свя­тая му­че­ни­ца Ели­ко­ни­да жи­ла в III ве­ке в го­ро­де Фес­са­ло­ни­ки. Во вре­мя го­не­ния на по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста свя­тая Ели­ко­ни­да при­шла в го­род Ко­ринф и ста­ла убеж­дать языч­ни­ков оста­вить слу­же­ние бес­чув­ствен­ным идо­лам и по­кло­нить­ся Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу, Твор­цу все­лен­ной. За эту про­по­ведь она бы­ла схва­че­на и при­ве­де­на к пра­ви­те­лю Пе­рин­нию, ко­то­рый и лас­ка­ми, и угро­за­ми тщет­но пы­тал­ся скло­нить свя­тую к при­не­се­нию жерт­вы идо­лам. Свя­тая му­че­ни­ца бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям, но му­же­ствен­но пе­ре­нес­ла их. То­гда ее бро­си­ли в го­ря­щую печь, но она вы­шла от­ту­да невре­ди­мой, ибо Ан­гел Гос­по­день осту­дил жар. Счи­тая свя­тую «вол­шеб­ни­цей», пра­ви­тель при­ду­мы­вал для нее но­вые му­че­ния. С го­ло­вы ста­ли сди­рать ко­жу, грудь и го­ло­ву ей опа­ля­ли ог­нем. Оста­но­вив пыт­ку, су­дья сно­ва при­нял­ся уго­ва­ри­вать свя­тую Ели­ко­ни­ду при­не­сти идо­лам жерт­ву, обе­щая ей по­че­сти и зва­ние жри­цы. Вне­зап­но свя­тая со­гла­си­лась. Ли­ку­ю­щие жре­цы и на­род по­ве­ли ее в ка­пи­ще при зву­ках труб и ли­тавр и, по прось­бе свя­той, оста­ви­ли ее там од­ну. Но свя­тая Ели­ко­ни­да, ис­пол­нив­шись бо­га­тыр­ской си­лы, по­верг­ла и раз­би­ла всех идо­лов. Про­ждав дол­гое вре­мя, жре­цы во­шли в ка­пи­ще. Уви­дев ра­зо­ре­ние, они при­шли в безум­ную ярость и по­влек­ли свя­тую де­ву с кри­ка­ми: «Пре­дать вол­шеб­ни­цу смер­ти!» Свя­тую му­че­ни­цу ста­ли из­би­вать, а по­том бро­си­ли в тем­ни­цу, где она про­ве­ла 5 дней. В тем­ни­це свя­той му­че­ни­це явил­ся Хри­стос Спа­си­тель со свя­ты­ми Ар­хан­ге­ла­ми Ми­ха­и­лом и Гав­ри­и­лом и ис­це­лил ее от ран. На­ко­нец свя­тую от­да­ли на рас­тер­за­ние зве­рям. На нее вы­пу­сти­ли трех го­лод­ных львов, но зве­ри по­до­шли с по­кор­но­стью к му­че­ни­це и ли­за­ли ей но­ги. Тол­па языч­ни­ков кри­ча­ла и тре­бо­ва­ла смер­ти «вол­шеб­ни­це». Но в это вре­мя львы вы­ско­чи­ли с аре­ны и бро­си­лись на лю­дей, ко­то­рые в ужа­се бе­жа­ли. Не зная бо­лее, что пред­при­нять, пра­ви­тель при­ка­зал от­сечь го­ло­ву свя­той Ели­ко­ни­де. Свя­тая с ра­до­стью по­шла на казнь и услы­ша­ла го­лос, при­зы­вав­ший ее в небес­ные се­ле­ния. Те­ло ее бы­ло с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­не­но хри­сти­а­на­ми. Кон­чи­на ее по­сле­до­ва­ла в 244 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Ел­ла­дий епи­скоп за ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста был бро­шен в огонь, но остал­ся невре­дим; му­че­ни­че­ски скон­чал­ся от тяж­ких по­бо­ев. В служ­бе свя­то­му ска­за­но, что в тем­ни­це его по­се­тил Гос­подь Иисус Хри­стос и ис­це­лил от ран. По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, свя­той Ел­ла­дий по­стра­дал от пер­сов во вре­мя на­ше­ствия их на во­сточ­ные об­ла­сти Рим­ской им­пе­рии в IV ве­ке.

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий, епи­скоп Ме­ли­тин­ский, со­труд­ник свя­тых апо­сто­лов, по­стра­дал за Хри­ста в го­ро­де Ме­ли­тине в I ве­ке.

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.
После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем.

С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону.

Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону.

Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича.

В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь.

Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU