"Артос", что значит "хлеб поднявшийся", вскисший

Фреска монастырь Ставроникита

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Установление таинства Евхаристии.

Господь взял хлеб и благословив преломил, и раздавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". "Хлеб" здесь по-гречески называется "артос", что значит "хлеб поднявшийся", вскисший на дрожжах, в противоположность "аксимон", как называется хлеб пресный, употреблявшийся евреями на Пасху. Надо полагать, что такой хлеб нарочито был приготовлен по повелению Господа для установления нового Таинства. Значение этого хлеба в том, что он как бы живой, символизирующий собою жизнь, в противоположность пресному хлебу, хлебу мертвому.

Чрезвычайно важно то, что Господь сказал: "Сие есть Тело Мое": Он не сказал "сей", т.е. "сей хлеб", а именно сие, потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым, только вид имевшим хлеба. Не сказал Господь: "Сие есть образ Тела Моего, но сие есть Тело мое" (Св. Златоуст, бл. Феофилакт). Вследствие молитвы Христовой, хлеб принял существо Тела, сохранив только внешний вид хлеба.

"Отчего ученики", – спрашивает св. Зластоуст, – "услышав сие, не смутились? Оттого, что Христос прежде много важного говорил им о сем таинстве (вспомним Его беседу о хлебе, сходящем с небес) (Иоан. 6 гл.)".
Под "Телом Христовым" разумеется все физическое существо Богочеловека, нераздельно соединенное с Его душой и Божеством. Это же самое существо Богочеловека дается под видом вина, дается не в другой раз, а только для полноты его видимого явления, почему выражение "причаститься под двумя видами" есть совершенно точное выражение – подразумевается: причаститься одной и той же сущности.

Но это не значит, что Тело может заменить собой Кровь и что достаточно причаститься только одного Тела. Если бы это было так, тогда не устанавливал бы Господь причащения именно под двумя видами. А причастив Своих учеников Тела, Он взял, как повествуют все три синоптика, чашу и снова благодарив, т.е. молитвенно призвав Духа Отчя, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: "Пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов". Не напрасно прибавлено "вси". Вина нельзя было разделить, как разделен был хлеб, который Сам Господь разломил и разделил между учениками. Чаша была одна и должна была передаваться из рук в руки. Чтобы кто-нибудь не был обнесен или сам не пропустил чаши мимо себя, Христос настоятельно говорит: "пиите от нея вси". Здесь нельзя не видеть обличения для римо-католиков, которые лишили мирян чаши Христовой. "Поелику твердую пищу можно принимать не всем", – поясняет бл. Феофилакт, – "а только тем, кои имеют совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь Христос: пейте все". Опять сказано: "сия бо есть Кровь Моя" – не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь. Что значит: "Новаго Завета"? "Как Ветхий Завет", – поясняет св. Златоуст: "имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Сим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и воспоминает вместе о первом, поелику и сей завет обновлен был кровью".

Слово "завет", по своему первому значению, тождественно со словом "завещание". Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетовании, в данном случае – соблюдение заповедей Божиих. С этой точки зрения слово завет может быть объясняемо, как "договор между Богом и людьми". Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется. Господь и хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью. "За многие изливаемая, во оставление грехов" – означает, что страдания и смерть Единородного Сына Божия послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода (многия сказано вместо всех), которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его.

На фото: фрески из (по порядку) храма Протата в Карее (Мануил Панселин, XIII в.), монастырь Ставроникита, кафоликон монастыря Ватопед (1312 г.).

Святая Гора Афон / Άγιο Όρος Άθως / Mount Athos

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
1
Хлебом называется не только продукт из вскисшего теста, но и из пресного. Например, маца - это тоже хлеб, но пресный, т.е. это лепёшка из теста, не прошедшего сбраживание, разрешённого к употреблению в течение еврейского праздника Песах (в отличие от квасного, запрещённого в этот праздник). А Христос ведь справлял еврейскую Пасху, посему не мог употребить вскисший хлеб.

В книге «Исход» «артос», в сочетании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии: «и хлебов (ἄρτους) пресных (ἄζυμους), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине…» (Исх. 29:2).

Как сказано в книге «Исход»: «пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих» (Исх.13:7). А в Новом Завете о празднике Опресноков написано следующее: «Приближался праздник Опресноков, называемый Пасхою» (Лук.22:17), «Настал же день Опресноков, в который надлежало заколоть пасхального агнца» (Лук.22:7). Т.е., как мы видим, день Опресноков и Пасха – это один и тот же день. Значит Христос не мог использовать квасной хлеб на Тайной Вечере.

Об этом же говорит апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истин» (1Кор. 5:7-8).

Греческий квасной Хлеб появился на Литургии позже, как сознательная антитеза иудейству. Об этом четко сказано в 11-м правиле Трулльского собора: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Обрати внимание, здесь сказано «отнюдь не должен ясти опресноки». Значит до этого употреблялись Опресноки.
И в 38-м правиле Лаодикийского собора сказано: «Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их».
Это еще раз доказывает, что до этого правила в Церкви употреблялись Опресноки.

Как мы видим, для греков поедание Опресноков считалось иудейской традицией. И Никита Стифат пишет, что «те, кто все еще причащается Опресноков, находятся под сенью закона и едят со стола иудеев» (Dialexis et antidialogus, ed Humbert und Kerullarios, II, 322). Заметь, слова «те, кто все еще причащается Опресноков» говорят о том, что квасной хлеб введен в практику Евхаристии сравнительно недавно, как антитеза иудеям.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites