Силы души: словесно-разумная, раздражительная и вожделевательная.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой

§ 47. В числе различных сил души — силы по первоначальному разделению, именно: словесно-разумная, раздражительная и вожделевательная.
   «Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: ...жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную.

На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» .

   Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.
   В конце первого или начале второго века св. Дионисий Ареопагит в письме к Демофилу несколько раз указывал на силы разумную, раздражительную и вожделевательную и говорил: «И так сам ты назначай должное вожделевательной, раздражительной и разумной силам своим».

   В третьем веке Климент Александрийский писал, что душа человеческая «тречастна, душа треродна: это в ней сила умственная, называемая словесно-разумною…потом раздражительная... и, в-третьих, вожделевательная».

   В четвертом веке свт. Григорий Нисский замечал, что «и внешние мудрецы решили, что душа наша тречастна, утверждая, что она имеет способность желательную, словесно-разумную и раздражительную». Он же утверждал, что «положенным знамением на праге и на подвоях входа (Исх. 12:7) Писание загадочно преподает о душе нашей то же естествословие, какое измыслила и внешняя ученость, разделяющая душу на силу разумную, вожделевательную и раздражительную». Таким образом, «научившись... таинственному значению подвоев и прага, уразумеешь... тречастное разделение души, возводя понятие к разумному, вожделевательному и раздражительному в душе».

   Свт. Афанасий Великий пишет: «В душе бывают различные движения, есть в ней сила мыслящая, вожделевающая и раздражительная».

   Он же от лица св. Антония Великого, в жизнеописании его, говорит: «Душе быть правою значит разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в котором она создана... Будем же домогаться, чтобы не властвовала над нами раздражительность, и не преобладала нами похоть». Свт. Григорий Богослов, говоря о пожеланиях, о силе разумной и раздражительной, обращается к душе и спрашивает: «Или ты не знаешь, что тебе одной даны бразды и что ты должна управлять как бы колесницей, в которую впряжены три коня несходных свойств?» «Упорядочивши эти два душевныя состояния, — поясняет то же самое свт. Иоанн Златоуст, — и подчинивши их разуму, как послушных коней (я разумею похоть и гнев), поставим над ними возницею ум». Св. Ефрем Сирин пишет: «Чтобы яснее узнать нам страсти и трехсоставность души, признали мы необходимым... присовокупить следующее. Душа делится трехсоставно: на силы мыслительную, раздражительную и вожделевательную». Потом он исчисляет грехи, равно как врачевание и исцеление от грехов разумной, раздражительной и вожделевательной сил души. Св. Василий Великий в двух местах указывает на ум, или разумную часть души, или, иначе, судительную силу, и на силы раздражительную и вожделевательную.

   В пятом веке Исихий Пресвитер писал: «Трезвение, сделавшись в человеке постоянным, научает нас управлять движениями трех сил душевных — мыслительной, вожделевательной и раздражительной».

   Св. Исаак Сириянин указывал на раздражительную часть души, вожделевательную и умную часть души. Блаженный Феодорит — на разумную в нас силу, раздражительную силу и вожделевательную. И преподобный Нил говорил об уме и других двух силах души — раздражительной и пожелательной.

   В шестом веке преподобный Иоанн Лествичник упоминал о «как бы трехчастном составе души, то есть страстной, раздражительной и умной силе».

   Преподобный Авва Дорофей повторял, что «душа, как говорил св. Григорий, состоит из трех частей, т.е. что она имеет часть желательную, раздражительную и умную».

   Св. Григорий Двоеслов писал, что «душа имеет три природы, составляющие силы ее (tribus vegetatur naturis), — разумную,... вожделевательную,. .. раздражительную».

   В седьмом веке преподобный Феодор Эдесский напоминал, что известным образом «очищаются все три части души»,... так как «всякая разумная душа, по мнению Григория Богослова, состоит из трех частей — ...мыслящей, ...раздражительной ... и вожделевательной». Во многих местах сочинений св. Максима Исповедника упоминается о словесно-разумной, раздражительной и нежелательной частях души.

   В восьмом веке, кроме св. Иоанна Дамаскина священномученик Петр говорил о себе: «Я выслушал выражение «от всея души» в заповеди: возлюбиши Господа Бога твоего... (Втор. 6:5), изумился и не потребовал дальнейших слов. От всея души, — это значит словесно-разумное, раздражительное и желательное: ибо из > гих трех сил состоит душа».

   Св. Герман объяснял, что «печень — источник чувственного раздражения,... отличие человека — то, что у него в голове, что римляне называют разумностию, греки — мыслительностию и словесностию, арабы или сарацины - элафакар...; раздражительность — то, что римляне называют irascibile. Иначе: раздражительность означает мужество и боязливость; у римлян это irascibile».

   В десятом веке прп. Симеон Новый Богослов упоминал о «тройственной силе души».

   В четырнадцатом — св. Григорий Синайский указывал на гроякий состав души,., силы вожделевательную, раздражительную и мыслящую, и рассматривал различные состояния и действия души нашей, по отношению к трем ее силам, или частям, — раздражительной, вожделевательной и мыслящей. Подобно сему Филофей Синайский предлагает известные обязанности по отношению к трем силам — раздражительной, вожделевательной и мыслительной. Согласно с сим упоминаемые в Добротолюбии иноки Каллист и Игнатий указывают на правила святых огцов касательно раздражительной части души, желательной и словесно-разумной. Там же предлагается об этих силах замечание Смиренного Никиты. В том же XIV в. у Феолипта, митрополита Филадельфийского, встречается выражение «тричастная душа» °.

   В пятнадцатом веке блаженный Симеон Фессалоникийский писал: «В нас три силы, т.е. словесная, раздражительная и желательная... Этими тремя силами, как говорит и великий Григорий Нисский, мы или живем хорошо, или погрешаем». Символ очищает (весь) трехчастный (состав) души нашей; и во-первых, ее мыслящее (начало) — благочестивым исповеданием Троицы и воплощением Слова и преданием крещения; потом раздражительное (начало) — напоминанием вочеловечения и спасительного страдания Слова, поучая чрез это смирению, а также кротости и терпению; наконец, желательное — провозвестием воскресения и вознесения Его, а также пришествия со славою и вечной жизни... Будем очищать... наше мыслящее (начало),... вместе с мыслящим, раздражительное и желательное (начало) поведем к безстрастию».

   В шестнадцатом веке константинопольский патриарх Иеремия повторял мысли блаженного Симеона о действии Символа веры на «троечастное естество душ наших — разумное,... раздражительное... и желательное».

   В восемнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский замечал, что любомудрецы на вопрос «что есть человек?» ответствуют: «Человек есть животное яростное, похотное, разумное». И в другом месте святитель писал: «Человек, душею разумною от Бога почтенный, имать природне естеству своему сие двое — похотное и яростное».

    Примечание .

   Некоторые из святых отцов Церкви, по-видимому, допускают другие главные силы в душе нашей. Так, свт. Димитрий Ростовский говорит: «Три силы душевные: ум, слово и дух, якоже о том преподобный Иоанн Дамаскин довольно рассуждает в слове... о святых иконах... И якоже Бог в трех лицах, тако и душа человеческая в трех силах — ума, слова и духа... И якоже ум, слово и дух три силы душевные разные, а едина душа, не три души: тако Отец, Сын и Св. Дух три лица Божия, а не три Бога, но един Бог». И опять он же учит: «Есть душа образ Божий, понеже имать тройственную силу, а едино естество. Силы же души человеческия сии суть: память, разум, воля... А яко же во Святой Троице еще и три суть лица, а обаче не три Бога, но един Бог: сице и в душе человеческой аще и три суть (якоже речеся) душевные силы, обаче не три души, но едина душа». Но святитель, как очевидно, имел здесь намерение показать не то, какие главные силы в душе нашей, а то, как именно в известных душевных силах ее отображается образ Божий. Оттого он находит этот образ в нескольких чертах, и в тех силах, и в других, между тем как главными силами в душе нашей должны быть какие-либо одни определенные. Такими святые отцы Церкви и признают силы словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную.
    «Мы должны давать направление трем силам души правильное, естественное, согласное с намерением Создавшего» (Исих. Пресвит. к Феод. Гл. 126. Хр. чт. 1826. XXV. 185).

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/3973

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | Михаил 3. »» | 26.11.2021 08:23
  
0
Ум состоит из Внимания Слова и Воли. Внимание должно стремится к благоговению , Слово к молчанию, Воля к бесстрастию.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 26.11.2021 10:28 | ответ на: #1 ( Михаил 3. ) »»
  
0
От Ума Рождается Слово и исходит Дух. Так по Символу Веры
#3 | Михаил 3. »» | 27.11.2021 06:26
  
0
Интересная аналогия, а где написано что ум это Бог Отец а не вся Троица?
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 27.11.2021 09:05 | ответ на: #3 ( Михаил 3. ) »»
  
1
При внимательном рассмотрении можно увидеть в Символе Веры
#5 | Павел Феориев »» | 27.11.2021 11:58 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
По Символу Веры вопрос возник.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Эта форма издавна принята на Западе, но у нас она появилась лишь при патриархе Никоне, в 1667 году. Ранее было: «Его же Царствию несть конца». Старообрядцы «латинскую» форму отвергли. Для них она означала, что Христос не царствует вечно и его царствие отодвигается в какое-то светлое будущее. «А Никон блядет: не царствует Христос совершенно, но по судном дни воцарится, и тогда царству его не будет конца, – возмущался протопоп Аввакум. – Мы же не пресекаем Христова царства, но обладает бо Христос и владеет всеми верными и неверными, еллинами, и июдеями, и самыми бесами. Не пресекает бо ся его царство, его же царствию несть конца».
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 27.11.2021 18:32 | ответ на: #5 ( Павел Феориев ) »»
  
5
Потенциально Царствует, но Его мало кто принимает, к сожалению. Даже православные не то видят зачастую
     
0
!СПАСИ БОЖЕ БЛАГОДАРЮ+ВОИСТИНУ ВОСКРЕСШИЙ ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНАГО И СПАСИ НЫ ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ БОГОРОДИЦЕЮ ДА ВСЕХ ТВОИХ СВЯТЫМИ МОЛИТВАМИ+ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ ПОВСЮДУ И НЫНЕ,КАК И ПРЕЖДЕ+ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ ПОМОГАЙ НАМ ВСЕГДА+ХРИСТА СПАСА НАШЕГО РАДИ+ВОСКРЕСШЕГО ВОИСТИНУ ЖЕ,КАК И НЫНЕ БЛАГОДАРЮ ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ БОЖЕ НАШ ТРОИЦЕ СВЯТАЯ СЛАВА ТЕБЕ ВСЕГДА,КАК И ПРЕЖДЕ ВЕКОВ,ТАК И ВО ВЕКИ ВЕКОВ+АМИNь!(:..
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites