14 ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп Феодотии. Мучениц Кириены и Иулиании. Священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших

01 ноября по старому стилю / 14 ноября по новому стилю
воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Поста нет.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Гал., 203 зач., II, 16–20. Лк., 38 зач., VIII, 26–39. Бессребреников: 1_Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полу'), X, 1, 5–8.

Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
Тропарь:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.

Тропарь святых бессребреников, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша: // туне приясте, туне дадите нам.

Кондак святых бессребреников, глас 2:
Благодать прии́мше исцелений,/ прост́ираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы пресла́внии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите, // мир исцеляюще чудесы.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Еф.2:4–10; Лк.8:26–39)
Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы имели в памяти всех блага, полученные и получаемые от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего.

В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно при­липаю­щих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невиди­мых для нас самих, и получаем направление жизни, наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнию и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.


Святые мученики-бессребреники братья Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (†284)
Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.

Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» – отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Мученица Кириена Тарсийская
Мученица Иулиания Россонская
Святые мученицы Кириена из Тарса и Иулиания из Росы за исповедание христианской веры были схвачены при императоре Максимиане Галерии (305–311) правителем Киликии Маркианом. Святую Кириену, обнаженную, с остриженной головой, водили на посмеяние вокруг Тарса, а затем вместе со святою Иулианией отвели в г. Росу, где предали сожжению.

Франсиско де Эррера. Триумф св. Эрменегильда
Святой мученик Ерминингельд, царевич Готфский († 586), оставил арианскую ересь и был обращен в православие. Отец его, царь Лувингильд, арианин, ни лаской, ни угрозами не мог заставить сына вернуться к прежней вере и приказал казнить его. Твердость царевича в вере и мужество его перед смертью заставили царя раскаяться в содеянном. Не решаясь сам принять православие, он поручил святому епископу Леандру обратить в истинную веру своего наследника Рехарда. Став царем, Рехард утвердил православие в своей стране.

Священномученики Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Нирс, епи­скоп, и Иосиф, уче­ник его, Иоанн, Са­ве­рий, Ис­а­кий и Ипа­тий, епи­ско­пы Пер­сид­ские; му­че­ни­ки Азат ско­пец, Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие му­жи и же­ны, в Пер­си­де по­стра­дав­шие, бы­ли каз­не­ны во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II.
Свя­ти­тель Нирс и его уче­ник му­че­ник Иосиф бы­ли обез­глав­ле­ны; свя­ти­тель Иоанн по­бит кам­ня­ми. Та же участь по­стиг­ла и свя­ти­те­лей Ис­а­кия и Ипа­тия. Свя­ти­тель Са­ве­рий скон­чал­ся в тем­ни­це, и по­сле смер­ти ему от­ру­би­ли го­ло­ву. Му­че­ни­ка Аза­та скоп­ца за­ду­шил один пре­сви­тер-от­ступ­ник. Пыт­ки, му­че­ния и смерть за Хри­ста пре­тер­пе­ли так­же му­че­ни­ки Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие муж­чи­ны и жен­щи­ны († 343).

Свя­тые му­че­ни­ки Ке­са­рий и Да­сий бы­ли схва­че­ны за ве­ру хри­сти­ан­скую ма­го­ме­та­на­ми при взя­тии г. Да­мас­ска (VII век). Свя­тые бы­ли пре­да­ны же­сто­ким му­че­ни­ям и усе­че­ны ме­чом.

Священномученик Алекса́ндр Шалай, пресвитер
Алек­сандр Се­ме­но­вич Ша­лай ро­дил­ся в го­ро­де Слуц­ке в се­мье ме­ща­ни­на 20 но­яб­ря 1879 го­да. Го­то­вясь к свя­щен­ни­че­ско­му по­при­щу, он за­кан­чи­ва­ет Слуц­кое Ду­хов­ное Учи­ли­ще и Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, в ко­то­рой учит­ся на од­ном кур­се с бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Иоан­ном (Па­ши­ным).
13 ав­гу­ста 1901 го­да Алек­сандр Се­ме­но­вич ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 15 ав­гу­ста — во свя­щен­ни­ка. Отец Алек­сандр слу­жил в церк­ви По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Остро­жан­ки Мо­зыр­ско­го уез­да, был на­сто­я­те­лем Ки­мей­ской церк­ви в Бо­ри­сов­ском уез­де, а 1 мая 1908 го­да был пе­ре­ме­щен в Дри­чин­скую цер­ковь Игу­мен­ско­го уез­да. По­след­ним ме­стом слу­же­ния свя­щен­ни­ка ста­ла Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь се­ла Блонь Пу­хо­вич­ско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти, где отец Алек­сандр в 30-е го­ды был на­сто­я­те­лем.
Отец Алек­сандр был че­ло­ве­ком твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний, усерд­ным мо­лит­вен­ни­ком и за­бот­ли­вым пас­ты­рем. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ко­гда в ав­гу­сте 1935 го­да в Бло­ни за­кры­ли храм и взя­лись сни­мать с него ко­ло­ко­ла, отец Алек­сандр по­до­шел к груп­пе со­брав­ших­ся по это­му по­во­ду од­но­сель­чан и, об­ра­тив­шись к тво­рив­шим без­за­ко­ние, в серд­цах ска­зал: «За­чем вы бе­ре­тесь не за свое де­ло? Ви­ди­мо, вам де­лать нече­го, что вы пор­ти­те цер­ков­ное доб­ро!» То­гда на­шел­ся некто, за­пом­нив­ший эти сло­ва и впо­след­ствии до­нес­ший на от­ца Алек­сандра.
По­сле за­кры­тия Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви отец Алек­сандр хо­тя и не слу­жил за от­сут­стви­ем по­ме­ще­ния, но про­дол­жал со­вер­шать тре­бы, ко­гда о том его про­си­ли при­хо­жане. Во вре­мя Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си на­се­ле­ния он ор­га­ни­зо­вал сре­ди жи­те­лей Бло­ни сбор под­пи­сей за от­кры­тие мест­но­го хра­ма.
Все это свя­щен­ни­ку вспом­ни­ли, аре­сто­вав его 6 ав­гу­ста 1937 го­да. От­ца Алек­сандра об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, на­прав­лен­ной на раз­ло­же­ние кол­хо­зов». Но под­лин­ная при­чи­на его аре­ста бы­ла в дру­гом — в неже­ла­нии от­речь­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Блонь­ско­го на­сто­я­те­ля до­пра­ши­ва­ли несколь­ко раз. С по­мо­щью Бо­жи­ей отец Алек­сандр на­шел си­лы не при­знать се­бя ви­нов­ным в тех неле­пых об­ви­не­ни­ях, ко­то­рые ему предъ­яв­ля­лись, и ни­ко­го не ого­во­рил.
Без су­да и след­ствия 10 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рея Алек­сандра Ша­лая при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. Все его иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли, се­мью вы­сла­ли (у от­ца Алек­сандра бы­ло чет­ве­ро де­тей – Во­ля, Алек­сандр, Ири­на и На­та­лья). Свя­щен­ник был убит 14 но­яб­ря 1937 го­да в го­ро­де Боб­руй­ске, му­че­ни­че­ски по­стра­дав за ис­по­ве­да­ние ве­ры Пра­во­слав­ной. В 1999 го­ду про­то­и­е­рей Алек­сандр Ша­лай был при­знан Свя­тым Си­но­дом Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мест­но­чти­мым бе­ло­рус­ским свя­тым, об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние его со­сто­я­лось в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Святые Иоанн и Иаков Персидские были, – первый епископом, а второй пресвитером, при Сапоре Персидском. Они многих привели ко благочестию, за что были схвачены царем и преданы различным скорбям и мукам. После мучения они были усечены мечом.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU