26 октября. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Святителя Мелетия, патриарха Александрийского.

13 октября по старому стилю / 26 октября по новому стилю
вторник
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафони́ки (ок. 251).
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I–II). Мч. Вениамина диакона (421–424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937). Обре́тение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 236 зач., I, 8–14. Лк., 34 зач., VIII, 1–3. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28133.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
Дерзость ненави́дящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прии́де,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ сла́ва тебе́, Чистая,/ я́ко непроходимое море плещи своя подаде, // сла́ва правошествию твое́му, Едина Нетленная.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
От святыя иконы твое́я,/ о Владычице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы подаются обильно/ с ве́рою и любо́вию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою поми́луй, Бла́гая, // и тело исцели благода́тию твое́ю, Пречистая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя́, Богоро́дице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но яви́лася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в правосла́вней Российстей стране // чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы́ Твои́, Го́споди ./ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников, глас 4:
Я́ко сокровище многоценное, Владыка,/ и источник, источающ токи исцелений,/ сущим на земли́ подаде мощи ваша,/ неду́ги у́бо отъемлющия страстей различныя,/ благода́ть же дающия душам непреста́нно./ Те́мже согласно любо́вию // ваше, му́ченицы Бо́жественнии, совершаем торжество.

Тропарь священномученика Фаддея, глас 1:
Хвала Бо́гу и жертва живая/ житие́ твое́, священномучениче Фаддее, яви́ся./ Постом, бде́нием и моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ многим добрый помощник и утешитель бысть./ Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен,/ лукавства врагов Христо́вых препобедил еси́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ во страданиях кре́пость,/ сла́ва я́ко мученика Венча́вшему тя, // сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак священномученика Фаддея, глас 4:
Ду́ха небоязни, силы, любве и упования / даде Пастыреначальник ти, святителю Фаддее, / во страдании бо твое́м благодарение Бо́гу воздавал еси́ / и в гонениих страждущия утешал еси́, глаголя: // не унывайте, Христо́с бо с нами есть.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.8:2–13; Мф.10:16–22)
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца, и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить.

Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием.

Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает.

В-третьих, веруя, что все, от Господа исходящее, посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения.

В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного.

В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенести. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед.

В-шестых, осознай себя стоющим еще и не такой беды, – осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе.

В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.


Иверская икона Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля).

СВЯТИТЕЛЬ КАРП ФИАТИРСКИЙ, ПЕРГАМСКИЙ, ЕПИСКОП, СЩМЧ.
Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Барды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.

Пре­по­доб­ный Ве­ни­а­мин Пе­чер­ский
Преподобный Вениамин Печерский жил в ХIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатеи в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Непреклонный свидетель Правды Преподобный Никита Исповедник
Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797–802) и ее сына Константина находился при их дворе.
Отказавшись от всех званий и почестей, Никита решил постричься в иноки, но, по просьбе императора, не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси был изгнан еретиками из монастыря. Долго странствовал преподобный по стране. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.

Святитель Мелетий (Пигас).
Свя­ти­тель Ме­ле­тий Алек­сан­дрий­ский (Ме­ле­тий Пи́гас, Пи́га; греч. Μελέτιος Πηγάς) ро­дил­ся на ост­ро­ве Крит, меж­ду 1535 и 1540 гг.

Учил­ся в Ве­не­ции и Па­дуе; при­няв ино­че­ство на ро­дине, от­крыл при мо­на­сты­ре шко­лу древ­не­гре­че­ско­го язы­ка, ко­то­рая при­об­ре­ла боль­шую из­вест­ность.

Впо­след­ствии был на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря, мит­ро­по­ли­том в Ки­рене.

В го­ды пред­сто­я­тель­ства на Алек­сан­дрий­ском пре­сто­ле Силь­ве­ст­ра Ме­ле­тий был сек­ре­та­рем пат­ри­ар­ха­та, по­сле че­го был из­бран но­вым пат­ри­ар­хом в 1590 го­ду.

За­няв пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру, пе­ред вла­ды­кой Ме­ле­ти­ем вста­ла про­бле­ма огром­ной за­дол­жен­но­сти пе­ред сул­та­ном, а так­же про­зе­ли­тиз­ма со сто­ро­ны иезу­и­тов, про­тив ко­то­ро­го он встал на твер­дую по­зи­цию. Пат­ри­арх Ме­ле­тий так­же при­ла­гал уси­лия для вос­со­еди­не­ния коптов в Егип­те и Абис­си­нии с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Всю жизнь Ме­ле­тий Пи­гас про­вел в борь­бе с пап­ством и го­то­вив­шей­ся уни­ей; про­из­нес мас­су про­по­ве­дей и по­уче­ний, со­ста­вив­ших сбор­ник бе­сед – στρόματα; участ­вуя на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре в 1593 г., мно­го со­дей­ство­вал учре­жде­нию в Москве пат­ри­ар­ше­ства.

Он так­же яв­лял­ся од­но вре­мя блю­сти­те­лем Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла.

Осо­бен­но го­ря­чее уча­стие Ме­ле­тий Пи­гас при­ни­мал в де­лах пра­во­сла­вия За­пад­ной Ру­си и Поль­ши, по по­во­ду ко­то­рых им на­пи­са­на боль­шая часть пи­сем и по­сла­ний. Убеж­дая оста­вать­ся твер­ды­ми в пра­во­сла­вии, Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ко мно­гим рев­ни­те­лям про­све­ще­ния, на­при­мер, кня­зю Острож­ско­му, Виш­не­вец­ко­му, Чет­вер­тин­ско­му, а так­же к ко­ро­лю поль­ско­му Си­гиз­мун­ду III и к за­пад­но­рус­ским брат­ствам. По по­во­ду учре­жде­ния в Москве пат­ри­ар­ше­ства Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ца­рю Фе­о­до­ру Иоан­но­ви­чу, Бо­ри­су Го­ду­но­ву, пат­ри­ар­ху Иову.

Скон­чал­ся пат­ри­арх Ме­ле­тий (Пи­га) в воз­расте 52 лет в 1601 г.

Свя­ти­тель Ме­ле­тий был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Великомученица Злата (Хриса, Хрисия) Могленская (Меглинская)
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.

С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Мученик Флорентий Солунянин
Святой мученик Флорентий был уроженцем города Солуни. Ревнуя о славе Божией, он безбоязненно обличал тьму идолослужения и многих приводил к свету истинного Боговедения, учил вере во Христа и исполнению воли Божией. За это язычники подвергли его жестоким мукам, а потом сожгли († II век).

Святой мученик Вениамин диакон обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V веке.

Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 года из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители.
Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году (празднования совершаются еще 26 июня и 28 июля).


Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, Который есть «сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр.1:3)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites