Легенды на основе исторически реальных событий:

James Barry (1741 – 1806), "Обращение Полемона"


Люди пересказывают то, чему их учили, добавляя (порой бессознательно) своей ретуши —
и в итоге через несколько пересказов появляется и фиксируется весьма разукрашенная сказка,
в которой трудно найти реальность.
Если речь идет о переползании слухов из первого подъезда до пятого —
тут все согласны, что первоисточник может разительно отличаться от финальной версии.
Но, к сожалению, и в церковной жизни нет защиты от сознательных
и бессознательных фальсификаций.
Вот пример такого эгоцентрично-испорченного телефона, сработавшего
на наивысшем церковном уровне (то есть на уровне Вселенского собора).


Эпизод Первый

Жил-был в IV веке до Рождества Христова греческий философ Ксенократ,
ученик Платона и Аристотеля. У него был ученик по имени Полемон.
Понятно, что язычник.
О нем читаем еще у Диогена (О жизни философов. 4, 3):
«Полемон, сын Филострата, афинянин, из дема Эй.
В юности он буйствовал и жил так распутно, что повсюду ходил с деньгами,
готовымик утолению любого желания. Однажды, сговорившись с молодыми приятелями,
пьяный и в венке, он вломился в Ксенократову школу; тот не обратил на него никакого внимания
и продолжал речь как ни в чем не бывало, а речь была об умеренности.
Юнец послушал его, постепенно увлекся,
стал так прилежен, как никто другой,
и наконец сам сменил Ксенократа
во главе школы, начиная с 116-й олимпиады.
Антигон Каристский в "Жизнеописаниях" говорит, что Полемон был привлечен к суду
своей женой за дурное обращение, потому что он жил с мальчиками.
Но с тех пор как он взялся за философию, нрав его обрел такую твердость,
что он никогда не изменялся в лице и голос его всегда был ровен.
Когда бешеная собака вцепилась ему в ногу, он даже не побледнел,
и когда весь город шумел, расспрашивал, что случилось, он один оставался невозмутим.
Даже в театрах он не выражал никаких чувств. Во всем, казалось,
Полемон был ревнителем Ксенократа — и даже его любовником,
как пишет Аристипп в IV книге "О роскоши древних"»
(см. также: Гораций. Сатиры. II, 3, 253;
Августин. Против академиков. 3, 2,17; Монтень. Опыты. 2,17).


Эпизод Второй
Выпускник языческого афинского университета св. Григорий Богослов
(IV век нашей эры), перечисляя примеры добродетельных язычников,
из своей огромной эрудиции износит память и об этом Полемоне:
«Не умолчу и о Полемоне, так как очень много говорят об этом чуде.
Прежде был он не из целомудренных, а даже из гнусных служителей сластолюбия;
но когда объят стал любовью к добродетели, нашед доброго советника
(не знаю, кто это был: мудрец ли какой или сам он), вдруг оказался великим
победителем страстей. И я представлю одно только доказательство чудной
его жизни. Один невоздержный юноша приглашал к себе свою приятельницу.
Она, как рассказывают, подошла уже к дверям, но на дверях изображен
был Полемон; и его образ имел такой почтенный вид, что развратница,
увидев его, тотчас ушла назад, пораженная сим видением и устыдившись
написанного, как будто живого. И это происшествие, сколько знаю, пересказывают многие».


Эпизод Третий
Проходит несколько веков —
и под пером преп. Иоанна Дамаскина (начало VIII века) рассказ звучит уже иначе:
«Когда Полемон исполнился любви к прекрасному, то сразу явился
настолько выше своих страстей, что я представлю некоторым образом
одно из его чудес. Какой-то невоздержный юноша пригласил блудницу;
когда же она, — говорят, — пришла близ ко входу в дом, [где] над нею
возвышался [изображенный] на иконе Полемон, то, увидевши эту икону, —
ибо она была досточтима, — тотчас удалилась, побеждаемая зрелищем,
устыдившись нарисованного, как если бы он был живым» (Третье слово
об иконах).
Как видим, изображение язычника Полемона уже становится чудотворной и почитаемой иконой.

О Смиренномудрии, целомудрии и воздержании // Григорий Богослов.
Творения. ТроицеСергиева лавра, 1994. Т. 2. С. 192.
http://www.bogoslov.ru/data/2009/12/10/1234303843/gri_5tom.
pdf.
На Руси эта история была известна как по переводу Григория Богослова,
так и по его цитате
в «Слове к люботщательному иконного писания» у Симона Ушакова
(см.: Дмитриев Ю. Н. Теория
искусства и взгляды на искусство в письменности Древней Руси //
Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ).
Т. 9. M.; Л., 1953. С. 103,108).
А вот источник рассказа св. Григория
о статуе Полемона мне еще неизвестен.



Эпизод Четвертый
На VII Вселенском соборе (787 год),
среди свидетельств древнего почитания икон в христианской церкви,
приводится выписка из св. Григория Богослова:
«Косьма, диакон, нотарий и кувуклисий, прочитал: "Святого Григория
Богослова из стихотворения, находящегося в Слове о добродетели...
да не будет мною пройдено молчанием то, что рассказывают о Полемоне:
при том же это одно из очень распространенных чудес. Так, сначала
он был не из числа людей благомыслящих и очень склонен к постыдным
удовольствиям, но потом... Он показал себя настолько выше страстей,
что я могу изложить одно из чудес его. — Какой-то невоздержный юноша
приглашает непотребную женщину. Когда она подошла близко к воротам,
на которых находилась икона внимательно смотревшего Полемона, то,
увидев эту икону (а это была чтимая икона), тотчас, говорят, воротилась,
быв побеждена этим взглядом: изображенного на иконе она устыдилась
как будто живого"»
Тут уже прямо «чудеса Полемона».


Эпизод Пятый
В курсах догматического богословия митр. Макария Булгакова и архиеп.
Сильвестра Малеванского это уже «св. Полемон».
Аналогично — у А. П. Голубцова в «Чтениях по церковной археологии».
Путаница началась с того,
что в греческом патристическом языке слова «икона» и «изображение» неотличимы,
и потому упоминание светского портрета светского философа
начало читаться как упоминание о христианской иконе.
И стало оно так читаться, потому что во внутрицерковной полемике с иконоборцами
очень хотелось найти аргументы о почитании икон древними христианами.
Следующий шаг тоже был понятен:
на христианской иконе может быть изображение только христианина,
а значит, и ее «первообраз» — тоже христианин, причем святой.

1) Деяние Четвертое // Деяния Вселенских Соборов.
СПб., 1996. Т. 4. С. 421.
Сей богословский детектив расследован Е. Фирсовым
и принесен в сеть А. Дунаевым:
http://danuvius.Iivejournal.com/591011.html;
Фирсов Е. Акты Второго Никейского собора (787 г.) с полемическими выдержками.
СПб., 2016. С. 204,205.
2) Архиеп. Макарий (Булгаков).
Православно-догматическое богословие.
СПб., 1868. Т. 2. С. 583.
3) Архиеп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия:
с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 5. С. 238.
4) Голубцов А. П.
Из чтений по Церковной Археологии и Литургике.
М., 2014. С. 127.


У Григория Богослова Полемон вел «чудную жизнь» еще в смысле «ЖЗЛ»:
жизнь, достойная рассказа. Но у Иоанна Дамаскина речь идет уже о «чуде»
в собственно религиозном смысле этого слова.
У Григория Богослова — досточтим облик персонажа картины,
а для Дамаскина это уже «досточтимая икона».
Представьте себе, что речь идет о портрете Льва Толстого — и глубина подмены станет понятна.
Так что есть все основания ждать официального включения в церковный
календарь «святого Полемона».
У тех, кто «живет с мальчиками», появится святой покровитель.
К сожалению, немалое число церковных «преданий» складывалось подобным образом:
желаемые рассказчику слова и подвиги просто атрибутировались герою повести.
Не потому, что так было. А потому, что «так надо»,
или потому, что автор проецировал на героя свои собственные поведенческие сценарии и ожидания.

Нет, «Жития святых» исторически абсолютно достоверны.
Но только в одном отношении: они всегда совершенно точно передают
убеждения их авторов о том, каким, по их мнению, должен был быть святой.
«Задача агиографа состоит вовсе не в том, чтобы сообщить читателю
все, что он знает о своем герое, а в том, чтобы создать образ человека,
достигшего святости и могущего служить образцом для подражания.
Ясно, что о таких действиях святого, которые идут вразрез с этой целью или никак с ней не соотносятся,
агиограф скорее умолчит, чем расскажет. Однако это вовсе не означает,
что если агиограф говорит о жизни святого языком общих мест своего жанра,
часто имеющих весьма отдаленное отношение к действительности, то он "врет”.
В агиографическом произведении обязательно должен присутствовать определенный идеал святости —
и всем известный набор общих мест есть столь же законный материал для его создания,
как и конкретные сведения о жизни персонажа.
А вот если современный исследователь хочет использовать такое произведение как источник,
он должен в совершенстве уметь отделять одно от другого.
Характерная для некоторых современных исследователей "презумпция благих намерений"
подразумевает, что мотивы, которыми руководствовались
политические и церковные деятели, причисленные к лику святых, всегда
находятся только в нравственно-метафизической плоскости».
История Церкви, как она преподносится в проповедях,
рекламных телепередачах или воскресно-приходских школах, —
это те же самые «жития

1) Афиногенов Д. Е.
«Повесть о прощении императора Феофила»
и Торжество Православия.
М., 2004. С. 11,13.

святых»,только под видом исторического сообщения. «Жития» оправданы
своим жанром педагогически-назидательной повести, где место «одного
мальчика» или «одной девочки» занимает некий подвижник. Тут мораль
важнее исторической достоверности.
Но когда такие «стилизации» совершаются в модальности исторического
повествования — это уже не столь безобидно. Историк должен уметь жития
переводить на язык биографий, а исторические легенды деконстурировать,
отделяя то, что было, от того, что должно было бы быть (в том числе и в мотивах исторических деятелей).
Один из путей этой деконструкции - сравнение разных версий истории,
создаваемых в независимых друг от друга или даже конкурирующих центрах.
Сознательная или бессознательная ретушь, происходившая в локальном
центре власти, не могла искоренить альтернативный взгляд на деяния своего героя
(в случае его историчности) за пределами локального контроля.


Цитирование из книги Андрея Кураева "Византия против СССР".
Кураев: "Византия против СССР. Война фантомных империй".

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites