Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (304).

4
3 января 2012 в 00:02 5770 просмотров

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (304).

Мч. Фемистоклея (251). Преставление свт. Петра, митр. Киевского (Московского) и всея Руси, чудотворца (1326). Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Преставление свт. Филарета, митр. Киевского (1857). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Сергия диакона (1938); сщмч. Леонтия диакона (1940).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу), X, 1-9. Лит. – Евр., 321 зач., ІХ, 8-10, 15-23. Мк., 43 зач., X, 2-12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.




Страдание святой мученицы Иулиании девы и других с нею

В царствование нечестивых царей римских: на востоке - Диоклитиана и на западе Максимиана, в Византийском городе Никомидии1 господствовало идолослужение. В это время там жил один богатый и знатный человек, по имени Африкан, весьма приверженный языческому нечестию; у него была дочь, по имени Иулиания. Когда Иулиания начала приходить в возраст и цвести красотою, и в то же время проявлять ум и добронравие, один из царских сановников, по имени Елевсий, предупреждая других женихов, заранее обручился с нею, совершение же брака было отложено до совершеннолетия. Между тем, Иулиания, услышав евангельскую проповедь о Христе, уверовала в Него и стала тайной христианкой. При виде неба, земли, моря, огня, она искала Того, Кто создал все это, и от создания научилась познавать Создателя, как говорит святой Апостол Павел: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1:20). И размышляла она в душе своей: "Един есть истинный Бог, которому должно поклоняться! Бездушные же идолы - не боги, но жилища бесов". С этих пор она стала усердно предаваться молитве и чтению божественных книг, поучаясь в законе Господнем день и ночь - тайно от отца своего, который, как ревностный язычник, был другом бесов и врагом христиан. Мать же Иулиании, хотя тоже была язычница, но не отвергала и христианской веры. Впрочем, особенно она не заботилась ни о той, ни о другой вере, - ни идолам не служила усердно, ни Христа не почитала, и потому не обращала внимания на то, какой веры держится ее дочь. Итак, при нерадении матери, блаженная Иулиания легко могла скрыть от отца свою веру во Христа и упражняться в молитве и чтении Божественных Писаний. Исполненная в сердце своем любви к Богу и утвержденная в благочестии, она помышляла, как бы ей отказаться от того, с кем она была обручена, и избегнуть брака с нечестивым, девство свое соблюсти нерушимым от идолопоклонника и тело сохранить чистым от слуги бесовского.
Посему, когда стало приближаться время брака, Иулиания послала к своему жениху Елевсию сказать:
- Не готовься напрасно к браку, да будет тебе известно, что я не соглашаюсь идти за тебя замуж, если ты не сделаешься епархом страны этой.
Так поступила святая, в уверенности, что Елевсию невозможно достигнуть этого сана, и таким образом думала избегнуть брака с ним. Но Елевсий, плененный любовью к ней, начал тщательно домогаться сана епарха, - то посредством усиленных просьб, то посредством богатых даров, то через сильных ходатаев, - умоляя царя почтить его тем саном. И по прошествии многого времени, истратив много имения, он, хотя и с трудом, при помощи беса, достигнул желаемого, ибо диавол, желая помешать доброму намерению святой девы, помог Елевсию. Сделавшись епархом, он тотчас послал к своей невесте сказать:
- Радуйся, Иулиания, что имеешь меня женихом, удостоенным славы, ибо я - епарх! Итак, готовься к браку.
Иулиания, видя, что посредством вымышленного предлога она не избегла сетей Елевсия, явно открыла то, что долго скрывала в сердце своем, и через посланных отвечала ему так:
- Хорошо, что ты удостоен епаршества; но если не поклонишься Богу моему и не будешь служить Господу Иисусу Христу, Которому я служу, то ищи себе для брака другую, ты мне неугоден, ибо я не желаю иметь мужем того, кто не исповедует единую со мной веру.
Услышав это, Елевсий удивился перемене в своей невесте и сильно разгневался. Призвав отца ее Африкана, он стал спрашивать его:
- Почему дочь твоя и от богов наших отказывается, и мною гнушается?
При этом Елевсий сообщил Африкану обо всех словах ее, переданных через послов.
Услышав об этом, Африкан был в недоумении, удивляясь такому неожиданному обстоятельству, и не менее епарха сильно разгневался на Иулианию, так как и сам был ревностным почитателем своих скверных богов. Возвратившись домой, он сначала кротко и отечески начал спрашивать дочь свою:
- Скажи мне, дочь возлюбленная и сладкий свет очей моих, почему ты отвращаешься от брака и отказываешь в руке епарху?
Иулиания, не желая даже слышать об этом, отвечала:
- Перестань, отец! Ибо клянусь надеждою моею - Господом моим Иисусом Христом, что Елевсий не вступит со мной в брак, если сначала не примет веры моей, ибо что за брак - телом быть соединенными, духом же разделенными, и враждовать друг против друга?
Тогда отец Иулиании, вне себя от гнева, воскликнул:
- Безумствуешь ты, окаянная, или любишь мучения?
- Мучения за Христа я люблю, - отвечала святая дева.
- Клянусь великими богами - Аполлоном и Артемидою2, - воскликнул Африкан, что зверям и псам отдам я тело твое на съедение.
Святая отвечала:
- Так зачем же медлишь! Пусть придут псы, пусть придут звери, и пусть будет для меня - если это возможно - вместо одной много смертей, ибо я буду радоваться, несколько раз умирая за Христа и получая от Него каждый раз воздаяние.
Тогда отец, желая склонить ее хитростью к своему желанию, оставил гнев и ласково начал беседовать с нею, прося и уговаривая ее не ослушаться его. Она же, исполненная доброго упования, возражала и безбоязненно говорила:
- Неужели и ты подобен глухим богам своим, ибо имеешь уши и не слышишь? Не сказала ли я тебе с клятвою, что не может быть у меня общения с Елевсием, если сначала он не согласится поклониться Христу моему?
Услышав это, отец запер ее в комнате. Затем снова вывел ее оттуда и добрыми и ласковыми словами со слезами начал склонять святую к почитанию богов и к любви к Елевсию. Но мужественная дева снова воскликнула:
- Не принесу жертвы богам, не поклонюсь истуканам, не полюблю нечестивого Елевсия! Христу Единому покланяюсь, Христа почитаю, Христа люблю!
Тогда отец, разгневавшись, схватил Иулианию и начал бить без пощады: бросив на землю, влачил ее за волосы, топтал ногами, - не как родитель, но как мучитель, нисколько не являя родительской жалости и, в своей лютой ярости и неудержимом гневе, забыв естественную любовь к дочери. И бил он ее до тех пор, пока сам не устал, так что блаженная дева едва осталась жива. После этого он отослал ее к ее жениху - епарху Елевсию, чтобы он делал с нею, что хочет. Тот же, будучи презираем ею, исполнен был против нее великой ярости: дыша гневом и скрежеща на нее зубами, он считал великим для себя бесчестием, что она возгнушалась им и отвергла любовь его. Посему он очень обрадовался, что она была отдана в руки его, и что он получил власть над нею. И вот он задумал судить ее публично (ибо был епарх), будто бы за непочитание богов, а на самом деле совершая мщение за ее презрение к нему. Воссев на судейском месте, он повелел привести к допросу агницу Христову.
Когда святая дева Иулиания предстала на суд перед своим женихом Елевсием и, как заря, воссияла красотою лица своего, то все обратили на нее свои взоры, удивляясь красоте лица ее. Елевсий, лишь только взглянул на нее, тотчас смягчился, и гнев его обратился в любовь. Сначала он не мог сказать ей ни одного жестокого слова, но начал мирно и ласково беседовать, будучи охвачен желанием обладать девицею. Он сказал ей:
- Поверь мне, прекраснейшая девица, что если ты изберешь меня своим мужем, то будешь освобождена от всех, ожидающих тебя, тяжких мук, хотя бы даже и не согласилась принести жертвы богам. Я не буду тебя принуждать к сему, - только согласись на брак со мною.
На это невеста Христова отвечала:
- Никакое слово, ни мука, ни самая смерть не заставят меня соединиться браком с тобою прежде, чем ты не сделаешься христианином и не примешь святого крещения.
- И это я сделал бы, возлюбленная, - отвечал Елевсий, - если бы не боялся царского гнева: ибо когда царь узнает об этом, то лишит меня не только сего высокого сана, но вместе с ним и самой жизни.
Святая сказала:
- Если ты так боишься своего царя - смертного, временного, имеющего власть только над телом, а не над душою, то как я могу не бояться Царя Бессмертного, имеющего власть над всеми царями и владычествующего над всяким дыханием и над душою, и как могу соединиться супружеским союзом со врагом Его?! Если бы кто из твоих рабов вступил в дружбу со врагом твоим, приятно ли это было бы для тебя и не разгневался ли бы ты за это на раба своего? Итак, не обманывайся, не пустословь, надеясь убедить меня. Если хочешь, обратись и ты к Богу моему, если не сделаешь этого, то убей меня, брось в огонь, покрой ранами, предай зверям и подвергни каким угодно мукам, но я не послушаюсь тебя, ибо ты противен мне, супружество с тобою для меня все равно, что дружба с бесами, и брак с тобою - то же, что гроб смердящий, положенный перед глазами моими.
Услышав это, Елевсий воспламенился гневом и изменился в лице своем, ибо такова нечистая любовь, когда ее презирают и гнушаются ею. Он повелел обнажить Иулианию и крестообразно растянуть, привязав веревками за руки и за ноги, и затем жестоко бить сухими жилами и прутьями. И была святая бичуема шестью воинами - долгое время, пока не устали сами мучители. Она же, хотя и была по естеству - сосуд немощный, мужественно претерпевала мучения.
Приказав воинам прекратить бичевание, епарх сказал Иулиании:
- Это, Иулиания, только начало твоих мучений, несравненно же большие ожидают тебя, если ты не принесешь жертвы великой Артемиде.
Но мученица, желая лучше переносить мучения, чем слушать Елевсия, все еще надеявшегося склонить ее к исполнению его воли отвечала:
- О, поистине ты безумен и безрассуден! Почему ты еще не мучаешь меня? Чего еще ждешь? Я более готова терпеть мучения, чем ты готов мучить меня.
Тогда святая была повешена за волосы и висела так немалую часть дня, так что кожа на голове ее отстала от тела, лицо вспухло и брови оттянулись вверх. Елевсий же, имея, по любви к ней, еще некоторую надежду, ласково убеждал ее пощадить себя. Когда ласковые слова его и просьбы не возымели никакого успеха, он еще более разгневался и повелел сильно раскаленным железом опалять бока ее и поджигать другие части тела, затем, связав руки ее и пронзив острым железом бедро ее, еле живую ввергнул ее в темницу.
Находясь в темнице, святая Иулиания лежала, поверженная на земле, и взывала к Богу:
- Господи Боже мой, всемогущий, непобедимый в силе и крепкий в делах! Отыми от меня скорби сии и от постигнувших меня болезней избави, как избавил Даниила от львов, Феклу - от огня и зверей! Отец мой и мать моя оставили меня, - Ты же, Господи, не отступи от меня, но, как некогда сохранил израильтян, прошедших через море, и потопил их врагов, так и меня ныне сохрани. Восставшего же против меня Елевсия, а с ним и сатану, который старается воспрепятствовать мне в спасении, сокруши, о непобедимый Царь!
Когда Иулиания так молилась Богу и молитва была еще на устах ее, невидимый враг - диавол, преобразившись во образ светлого ангела, видимым образом явился к ней и сказал:
- Вот, Иулиания, ты терпишь тяжкие муки, а еще более тяжкие и воистину нестерпимые приготовил для тебя Елевсий. Когда ты будешь выведена из темницы, тотчас принеси жертву богам, ибо не сможешь более переносить сильной лютости мук.
Святая спросила:
- Кто ты?
Диавол отвечал:
- Я - ангел, и поелику Бог много заботится о тебе, то послал меня к тебе, ибо Он желал, чтобы ты послушалась епарха и от многих мучений не погибло бы тело твое. Господь милосерд и простит тебе это ради немощи измученной плоти твоей.
Услышав это, мученица удивилась и смутилась, ибо видела, что явившийся - с виду ангел, а по речам - враг. Посему, вздохнув из глубины сердца, со слезами на глазах, сказала:
- Господь мой, Создатель вселенной, Которого Единого хвалят Небесные Силы и трепещет множество бесов! Не презри меня страждущую ради Тебя, дабы враг мой не смешал когда-либо сладость с горечью и не подал мне. Поведай мне, кто тот, который говорил мне такие слова? Кто тот, который называет себя рабом Твоим?
Так взывала святая, и тотчас же была услышана, ибо с неба раздался голос:
- Дерзай, Иулиания! Я - с тобою! С пришедшим же к тебе делай, что хочешь: Я даю над ним тебе власть и силу, - и от него самого узнай, кто он и зачем пришел к тебе.
Вслед за этим произошло следующее чудо: тотчас разрешились оковы и спало железо с ее бедер, и тогда святая встала с земли здоровою и крепкою телом, а диавол, удерживаемый силою Божией, стоял и не мог бежать, будучи связан невидимыми узами. Святая мученица схватила его, как раба неключимого, и, как будто допрашивая на суде, стала спрашивать, кто он, откуда и кем послан. Диавол же, хотя и исполнен был лжи, однако, будучи принужден мучащею его силою Создателя, начал - хотя и против воли - говорить истину.
- Я, - сказал он, - диавол, один из первых князей тьмы и послан отцом моим сатаною искусить и обольстить тебя, ибо мы великую приняли муку от молитв твоих и от твоего девического целомудрия и мужественного терпения. Я - тот, который некогда посоветовал в раю Еве преступить на погибель заповедь Божию. Я внушил Каину убить брата своего Авеля. Я научил Навуходоносора поставить на поле Деире золотого истукана. Я прельстил иудеев покланяться идолам. Я премудрого Соломона сделал безумным, возбудив в нем страсть к женам. Я Ироду внушил избиение младенцев, а Иуде - предать Учителя и самому удавиться. Я подвиг евреев побить камнями Стефана, подвигнул Нерона - распять вниз головою Петра и усечь мечом Павла.
Услышав это, святая Иулиания сотворила новое чудо, ибо другие положила на него узы и раны (кроме невидимых, которыми диавол был связан Богом), так как, связав, стала бить его. И что удивительно - бесплотного и невещественного духа святая могла связать вещественными узами и бить! Ибо сила Божия, удерживающая его не дающими возможности бежать узами и наказывающая, хотя невидимо, но действительною болью, отдала его во власть возлюбленной невесте Своей. И терпел бес боль от рук девицы, как от рук Божиих, ибо вместе с вещественным бичеванием бес получал и невещественную язву - ту, от которой воистину получает мучение раб бесовский.
- Увы мне - восклицал он, - что мне теперь делать и как убежать?! Многих прельстил я и подвергнул бедствиям, а теперь сам прельщен и впал в беду. Многих подвергнул я ранам, а ныне сам связан девическими руками и уязвляюсь ими. Многих поработил себе, а ныне самого меня держат, как пленника и раба. О, отец мой - сатана! Зачем ты послал меня сюда? Неужели не знал, что ничего нет сильнее девства и крепче молитв мученических?
Так святая Иулиания всю ночь мучила беса, а поутру епарх повелел, если она жива, вывести ее из темницы. Святая, идя, влекла за собою и диавола и бросила его в попавшуюся на дороге кучу грязи. Затем она предстала перед Елевсием, озаряемая прежнею красотою и благообразием лица и здоровая всем телом, как будто бы никогда не испытывала никакой муки. Удивившись, мучитель сказал ей:
- Скажи мне, Иулиания, когда и каким образом ты научилась такому волхвованию? И каким искусством ты так скоро исцелилась от ран, так что даже и следа от них на тебе не найдешь?
Святая отвечала:
- Ни с каким искусством волшебства я незнакома, но меня исцелила неизреченная и всемогущая сила Божия, которая не только тебя, но и отца твоего - сатану устыдила, а меня соделала гораздо сильнее обоих вас. И ты, и господин твой - диавол у меня под ногами, ибо я связала владыку твоего, которому ты работаешь, и мучения твои сделала как бы небывшими. Так Христос мой уничтожил здесь вашу силу, а там - тебе, отцу твоему и слугам вашим уготовал огонь вечный и страшный тартар, тьму кромешную и наполненное червями неусыпающими место, которое ты вскоре и получишь.
Тогда мучитель, услышав из уст святой об огне вечном, тотчас повелел приготовить великий огонь временный, и была сильно разожжена печь и брошена туда святая. Она же, стоя невредимо в пламени огненном, молилась там к Господу и испустила из очей своих слезы, - и вдруг эти малые слезы стали как бы двумя великими источниками и угасили весь огонь.
Весь народ никомидийский весьма был поражен этим чудом, и уверовало во Христа мужей около пятисот, а жен - сто тридцать. Все они, как бы едиными устами, воскликнули:
- Един есть Бог, Един - Тот, Которого прославляет мученица Иулиания, и мы веруем в Него, а от языческого идолопоклонства отказываемся. Мы - христиане! Да придет на нас меч, да придет огонь, да придет какая-нибудь самая лютая смерть, - мы готовы вместе с Иулианиею умереть за Единого Истинного Бога!
Когда они так восклицали во всеуслышание, епарх немедленно повелел привести вооруженных воинов и, отделив всех уверовавших от собравшегося на зрелище народа, усечь мечом, что и было исполнено. А они все с радостью преклоняли под меч головы свои и умерли за Христа, принимая крещение в собственной крови своей. После сего мучитель, дыша неукротимою яростью, повелел раздеть святую и бросить в сильно кипящий котел и долго варить, как бы некую пищу. Но котел этот был для святой как бы теплой баней после трудов, ибо нисколько не вредил ее телу, а только омывал, как бы в купели, ибо к ней сошел Ангел Господень и сохранил ее невредимою. Огонь же из печи устремился на стоявших около и сделал то, что некогда с печью вавилонскою, - всех, кого достиг, сжег. После того котел лопнул, и мученица вышла из него невредимою. Народ с удивлением окружил ее, как бы высокую башню, ибо действительно святая стала выше всех ростом.
Видя все это, мучитель недоумевал, чтобы ему еще предпринять, так как все мучения его не достигли цели. Считая себя осмеянным и посрамленным девицею, он начал рвать на себе волосы, царапать лицо, рвать на себе одежды и от сильного гнева произносить многие хульные и поносные слова на своих богов, - что, служа им, он не мог победить одну девицу. Затем он осудил святую мученицу Иулианию на усечение мечом.
Диавол же, который был связан святою в темнице, снова явился и, стоя вдали (ибо еще боялся святой мученицы и помнил об ударах, нанесенных ею) видимым образом - в виде человека, - радовался ее осуждению на смерть и торопил воинов поскорее взять и предать ее смерти. Когда святая дева грозным оком взглянула на него, он тотчас затрепетал и воскликнул:
- Ох, горе мне! Хочет меня сия немилостивая дева снова схватить своими руками!
И, воскликнув это вслух всех, диавол исчез.
Воины, взяв мученицу, повели ее на усечение, и шла святая в радости и веселии, как будто на брак, спеша к брачному чертогу. Совершив молитву, она преклонила под меч святую главу свою и была усечена мечом. Так она сочеталась с своим возлюбленным Женихом - Христом Господом, за Которого с радостью пострадала3.
Некоторая римлянка, по имени София, бывшая в то время по какому-то своему делу в Никомидии и возвращавшаяся назад - в Рим, - взяла с собой тело мученицы Христовой Иулиании. Принеся его в свой дом, она впоследствии построила благолепную, достойную таковой мученицы, церковь во имя Иулиании и с честью положила в ней святые мощи ее.
Елевсия же вскоре постигла казнь Божия: когда он плыл по морю, поднялась буря, разбила корабль, и все бывшие в корабле потонули. Сам же Елевсий, - на большую для себя беду и мучение, - спасся от потопления и приплыл на некоторой остров, где и был растерзан псами.
Так с позором погиб нечестивый, получив достойное возмездие по делам своим - за убиение невинной и святой девы Иулиании.
Таковы были мученический подвиг невесты Христовой Иулиании и страдальческая кончина ее.
Обручена она была Елевсию на девятом году от рождения своего, на восемнадцатом же году кровью своею сочеталась с Женихом Бессмертным, положив за Него душу свою и ныне веселится в небесном чертоге со Христом Господом, от всякого создания славимым в бесконечные веки. Аминь.

Кондак, глас 3:
Девства добротами преочищенна девице, и мучения венцы Иулиание ныне венчавшися, даеши сущым в нуждах и недузех исцеление, и спасение приступающым к раце твоей: божественную бо благодать Христос источает, и жизнь вечную.
________________________________________________________________________
1 О Никомидии см. на с. 954, прим. 7.
2 Аполлон - один из наиболее почитаемых древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также общественного порядка, охранителем закона и божеством прорицания будущего. Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском.
3 Св. Иулиания девица и с нею 500 мужей и 130 жен пострадали в 304 г.


Память святого Мученика Фемистоклея

Святой Фемистоклей жил в царствование Декия и был пастухом овец в городе Мирах Ликийских1. В то время местный областной правитель Асклипий, по повелению царя, воздвиг гонения на христиан и между прочим искал святого Диоскорида2, который, скрываясь, бежал в горы. Посланные на поиски за Диоскоридом встретили Фемистоклея, пасшего овец и спросили его о Диоскориде, но он не открыл им скрывавшегося, сказав:
- Здесь нет никого!
А самого себя предал, назвавшись христианином и перед ними исповедав Христа, Фемистоклей приведен был к Асклипию правителю области. Князь велел бить его, - и был бит святой по чреву до того, что оно прорвалось, потом повесили его на дереве. После того, сняв с дерева, мученика влачили по железу с острыми спицами, так что все тело его было изранено и изрезано. Так предал он дух свой Богу3.
________________________________________________________________________
1 Ликия - южная приморская область малой Азии - входила в состав Памфилийской префектуры. Император Феодосий отделил ее от Памфилии, причем столицей ее сделались Миры. После 395 г. Ликия стала областью Византийской империи, с VI в. находится во власти мусульман.
2 Память св. Диоскорида в тот же 21 день декабря месяца.
3 Св. Фемистоклей скончался в 251 г.




. Преставление свт. Петра, митр. Киевского (Московского) и всея Руси, чудотворца (1326).
Родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.


Икона работы Дионисия, 1480-е годы
В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим вел. князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.
В то же время святой Михаил Тверской, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.
В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над свт. Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.
В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.
Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.
В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328—1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По желанию и совету святого Петра великий князь Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 году, августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 году, 4 августа.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
[править]Почитание



Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре
Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.
Через 13 лет, в 1339, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.
О нём постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
1 июля 1472, при перестройке Успенского собора, были обретены его нетленные мощи.
Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479; празднование 1 июля было отменено.
Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533—1584) царице Анастасии (1547—1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
[править]Гимнография
Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.
Тропарь Перенесение мощей
Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.
[править]Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Пушкинский дом РАН упоминает, что сохранилось шесть посланий, связанных с именем Петра[1].
[править]Соловьев о Петре

Максим не долго прожил на севере: не оказавши нравственного влияния, посредничества в усобице между сыновьями Невского, он хотел воспрепятствовать усобице между князьями московским и тверским, но старания его остались тщетны; он умер в 1305 году, и преемником ему поставлен был Петр, родом русский, из Волыни. После поставления своего Петр только проездом остановился в Киеве и спешил на север: но и здесь пробыл недолго, отправился опять на юг. В Брянске он уговаривал князя Святослава, чтоб тот поделился волостями с племянником или даже оставил бы ему все, бежал бы из города, а не бился. Неизвестно, шел ли Петр далее Брянска на юг и было ли прекращение брянской усобицы главною целию его поездки туда; всего вероятнее, что святитель возвратился из Брянска на север, во Владимир, ибо под следующим годом встречаем в летописи известие, что он не пустил тверского княжича Димитрия Михайловича идти войною на Новгород Нижний; впрочем, за правильность порядка годов в летописных сборниках ручаться нельзя; очень может быть, что митрополит был в Брянске и уговаривал тамошнего князя, когда ехал в первый раз из Киева во Владимир; после мы не встречаем известий о поездках св. Петра на юг. Митрополит Кирилл колебался между севером и югом; Максим переехал с клиросом и со всем житьем своим на север; Петр сделал новый шаг: Владимир, где поселился Максим, был столицею старшего князя только по имени; каждый князь, получавший старшинство и великое княжение Владимирское, оставался жить в своем прежнем наследственном городе, и шла борьба за то, которому из этих городов усилиться окончательно, собрать Русскую землю, и вот Петр назнаменует это окончательное торжество Москвы, оставаясь здесь долее, чем в других городах, и выбравши Москву местом успокоения своего на старости и местом погребения своего. Любопытно видеть, как во все это время митрополиты, тогдашние представители духовного единства Руси, не имеют постоянного пребывания, странствуют то с юга на север, то с севера на юг и на севере не пребывают постоянно во Владимире: св. Петр, по словам автора жития его, проходил места и города и, полюбивши московского князя Иоанна Даниловича, стал жить в Москве долее, чем в других местах. Это движение митрополитов всего лучше выражает то брожение, то переходное состояние, в котором находилась тогда Русь, состояние, прекратившееся с тех пор, как средоточие государственной жизни утвердилось в Москве, чему, как мы видели, много содействовало расположение св. Петра к этому городу или его князю. Во сколько этому расположению к Москве способствовали неприязненные отношения Твери и ее епископа Андрея к св. Петру, мы определить не можем; но мы не должны упускать этого обстоятельства из внимания. Подобно Максиму, и Петр должен был отправиться в Орду: это случилось по смерти хана Тохты, когда со вступлением на престол Узбека все обновилось, по выражению летописца, когда все приходили в Орду и брали новые ярлыки, и князья и епископы. Петр был принят в Орде с большою честию и скоро отпущен на Русь. Еще в самом начале, когда определились татарские отношения, наложена была дань на всех, за исключением духовенства: последнему дан был ярлык, свидетельствующий об этом освобождении. В дошедшем до нас ярлыке Менгу-Тимура именно говорится о жалованных грамотах духовенству первых ханов, которых грамот Менгу-Тимур не хочет изменять; следовательно, ярлык Менгу-Тимуров мы имеем полное право считать одинаковым со всеми прежними ярлыками; в нем хан обращается к баскакам, князьям, данщикам и всякого рода чиновникам татарским с объявлением, что он дал жалованные грамоты русским митрополитам и всему духовенству, белому и черному, чтоб они правым сердцем, без печали, молили бога за него и за все его племя и благословляли их: не надобна с них ни дань, ни тамга, ни поплужное, ни ям, ни подводы, ни война, ни корм; не надобна с них никакая пошлина, ни ханская, ни ханшина, ни князей, ни рядцев, ни дороги (сборщика податей), ни посла, никоторых пошлинников никакие доходы; никто не смеет занимать церковных земель, вод, огородов, виноградников, мельниц, зимовищ и летовищ; никто не смеет брать на работу или на сторожу церковных людей: мастеров, сокольников, пардусников; никто не смеет взять, изодрать, испортить икон, книг и никаких других богослужебных вещей, чтобы духовные не проклинали хана, но в покое за него молились; кто веру их похулит, наругается над нею, тот без всякого извинения умрет злою смертию. Братья и сыновья священников, живущие с ними вместе, на одном хлебе, освобождаются также от всяких даней и пошлин; но если отделятся, из дому выйдут, то дают пошлины и дани. А кто из баскаков или других чиновников возьмет какую-либо дань или пошлину с духовенства, тот без всякого извинения будет казнен смертию. Но с воцарением Узбека, как было упомянуто, надобно было брать новые ярлыки, т. е. снова платить за них, и митрополиту Петру дан был новый ярлык на его имя. Этот ярлык одинаков с Менгу-Тимуровым, только многословнее; прибавлено то, что митрополит Петр управляет своими людьми и судит их во всяких делах, не исключая и уголовных, что все церковные люди должны повиноваться ему.

[править]Примечания

↑ Петр, митрополит всея Руси на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
[править]Ссылки

Житие святителя Петра, митрополита киевского и всея России
Перенесение мощей святителя Петра, московского чудотворца
Святитель Петр, митрополит Московский на сайте Православие.Ru
Святитель Петр
Петр Московский, святитель


Страдание св. ИУЛИАНИИ, княгини Вяземской


Блаженная княгиня Иулиания - образец высокого супружеского целомудрия. Супруг ее князь Симеон Мстиславич - (Иванович) Вяземский разделил несчастную долю Смоленского князя Юрия Святославича. - Когда Витовт завладел Смоленском, захватив в нем в плен и супругу Юрия, Симеон последовал за Юрием в Новгород. В. кн. Василий Дмитриевич, которого брат Юрий женат был на дочери несчастного Смоленского князя, дал изгнанным князьям Торжок. - Супруга кн. Симеона цвела телесной красотою, а еще более душевною. Сластолюбивый Юрий, разжигаемый похотью скотскою, не раз хотел осквернить ее. - То словами строгой правды, то мольбою удерживала она несчастного от греха. - «Нельзя быть тому: у меня есть муж и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», говорила целомудренная княгиня Юрия. Князь решился на явное злодеяние в своем доме. Среди веселого пира, убил князя Симеона. Затем хотел он безнаказанным насилием насытить скотскую похоть свою. Чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом. Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил ее и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 г. Гнусный убийца убежал к Татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 г.
Весною один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумленный тем, что видел, он почувствовал оживление в больном теле своем и услышал голос: «человек Божий! иди в Торжок, в соборную церковь, скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Исцеленный с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа, св. тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление. В 1598 г. соборный диакон Иоанн хотел сам собою осмотреть мощи св. княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! был к нему голос; не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. - В 1811 г. на второй неделе великого поста, жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти св. княгини совершен был соборный молебен и - больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благов. княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке св. княгини-мученицы.
Повторим наставления св. писания, которые так свято чтила блаж. княгиня: «бегайте блуда. Не знаете ли, что тело ваше храм живущего в вас Св. Духа, Который имеете от Бога, и уже не свои? Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии» (1 Коринф. VI, 18 - 20). «Брак да будет у всех честен и ложе непорочно: блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. ХIII, 4). «Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо» (Притч. VI, 32 - 33).



Преставление блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского
Память 21 декабря (по ст.ст.)


Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный – «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил.

Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти – терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие – именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова.
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга – накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.

Тропарь, глас 2
Велию любовь ко Господу в себе имея, все претрудное житие твое во граде Хлынове, юродствуя, провел еси, блаженне Прокопие, зной и мраз, глад и жажду благодушно терпя, биения и поношения от людей безбожных радостно принимал еси, подвижниче добропобедный, любовью же и добром велиим на зло воздавая,, мнозем предрекал еси их ожидаюшее и от недугов исцелял еси, беззлобне, тем же, наслаждася ныне в сонме святых, моли Господа помиловати град и люди, тя почитающия.
Кондак, глас 4
Мира сего красоты возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси постом и жаждою, студени мраза, снега и зноя и дождя и прочие воздушные тяготы никогда же уклонися и очистил еси себе, яко злато в горниле, Прокопие блаженне, всей Вятской земле похвала и утверждение.



Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий

Святитель Филарет (Амфитеатров) родился 17 апреля 1779 года в с. Высоком, Кромскаго уезда, Орловской губернии, и при крещении был назван Феодором. Отец его, Георгий Никитич Амфитеатров, был священником в названном селе. Мать Феодора, Анастасия, воспитывала своих детей в вере, охраняя их от дурных влияний. В младенчестве Феодор имел слабое здоровье. По некотором сведениям, он, к великому горю своих родителей, родился почти слепым. Впрочем, с последующим возрастом телесная слабость Феодора исчезла. В мужеском возрасте он обладал крепким телосложением, до глубокой старости сохранил неутомимость в трудах пастырского служения и в подвигах строгой иноческой жизни. Такой крепости телесной он достиг воздержанной и правильной жизнью, каковую проводил всегда с раннего детства. С самого юношеского возраста в Феодоре стала обнаруживаться склонность к подвижнической жизни. Отец нередко посылал его на пчельник для наблюдения за пчелами. Здесь, в полном уединении среди природы, Феодор читал Четьи Минеи и научался примерами из жизни святых подвижников. Особенно сильное впечатление произвело на него житие Филарета Милостивого, так что он, будучи еще юным отроком, решил принять имя этого угодника Божия и подражать его подвигам, приняв иноческий образ. Присущия ему кротость и смирение с возрастом стали проявляться в том, что он нередко удалялся из общества своих родных и сверстников в уединение, которое употреблял для молитвы. Нередко во время полевых работ, когда его домашние садились за обед и отдыхали, он уходил в прилегавший к полю лес и там коленопреклонно молился на сельскую церковь. Это делал он и дома, скрываясь для молитвы в какой-нибудь укромный уголок; часто он просыпался ночью и становился на молитву. Феодор не пропускал ни одного богослужения, но прежде всех приходил в церковь и после всех уходил из нее. С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 г. Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета. Затем он был посвящен в сан иеромонаха. Филарет просил своего архипастыря, преосвященного Досифея, отпустить его в Белобережскую пустынь, но преосвященный Досифей удержал его. Вскоре иеромонах Филарет был назначен инспектором, а затем ректором Севской семинарии и возведен в сан игумена. Но преосвященный Досифей стал обнаруживать неприязнь к Филарету и игумен Филарет был переведен ректором семинарии в г. Уфу, с возведением в сан архимандрита. Епископ уфимский Августин встретил архимандрита Филарета весьма недружелюбно. После одного из оскорблений от епископа Августина Филарет долго и пламенно молился ночью и во время этой молитвы заснул. В полусонном видении он увидел руку, писавшую на стене: „Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!` После этого он почувствовал отрадное чувство успокоения и утешения. Вскоре после этого архимандрит Филарет был переведен ректором семинарии в г. Тобольск, где милостиво был принят знавшим его еще по Уфе епископом Амвросием, который утешал его и ободрял. Со времени перевода архимандрита Филарета в Тобольск начинается его повышение. После четырех лет трудов в Тобольской семинарии он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. Здесь он приобрел расположение ректора Петербургской академии, знаменитого впоследствии митрополита московского Филарета, при содействии которого был назначен на должность инспектора той же академии и удостоен высшей ученой богословской степени доктора богословия. Отсюда он был переведен на инспекторскую должность во вновь открывшуюся тогда (1814 г.) Московскую академию. Года через два он был сделан ректором той же академии. Служение здесь стоило архимандриту Филарету многих трудов, но он не жалел сил для пользы просвещения и воспитания. Как ректор и духовный воспитатель юношества, архимандрит Филарет отличался простотою, мягкосердечностью, прямотой и открытостью в обращении с воспитанниками, отеческой попечительностию об их благе, братским участием во всех их интересах и щедрою благотворительностью. Он оставил добрую память о себе в сердцах своих воспитанников, которые называли его не человеком, а ангелом. Пятилетняя служба архимандрита Филарета при Московской академии закончилась возведением его в сан епископа. В этом сане он последовательно проходил служение в Калуге, Рязани, где за участие в интронизации Императора Николая I был пожалован саном архиепископа, и в Казани. Своим благочестием, особенным усердием к богослужению и проповедованию слова Божия, заботливостию о построении храмов Божиих и благоустроении монастырей, ревностию в деле врачевания расколов, преосвященный Филарет оставил по себе память незабвенного архипастыря. Он учредил миссию для обращения в христианство некрещеных инородцев и утверждения колеблющихся. При архимандрите Филарете были составлены правила для миссионеров и было принято решение подготавливать к миссионерству воспитанников семинарии. Все эти меры принесли благие плоды. Во время холеры 1830-го года архимандрит Филарет сорок дней молился в загородном архиерейском доме об избавлении города от губительной болезни. Во время голода 1833-1834 гг. он раздавал при архиерейском доме продовольственную помощь голодающему населению. Архиепископ Филарет был строгим архипастырем, многих из провинившихся священнослужителей он лишал сана и звания. Но среди многочисленных архипастырских трудов архиепископа Филарета не покидало стремление к уединенной монастырской жизни, он уже подумывал уйти на покой в монастырь, чтобы иметь возможность отдаться любезным его сердцу монашеским подвигам. Он избрал себе и место для этого — Раифскую пустынь, где стал устраивать себе келию, но неожиданно был вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, откуда уже не возвратился в Казань. Архиепископ Филарет был удостоен звания члена Святейшего Синода и переведен в Ярославль. Не успев еще побывать в своей новой епархии, он 18 апреля 1837 года получил высшее назначение – быть митрополитом Киевским. В этом сане он провел 21 год своей жизни и деятельности. С назначением Филарета Киевским митрополитом его деятельность переносится в Юго-Западный край России. Судьба православия в Западном крае, историческая жизнь народа и духовенства веками выработали здесь особый склад жизни, особые понятия, особые отношения. Понять, изучить, примирить эти местные особенности, словом, управлять в Западном крае епархией в то время было делом не легким. Особенности народной и церковной жизни в Киевской епархии требовали для управления человека, который бы в духе любви и мира, словом и примером послужил духовному назиданию своей паствы. Такой дух управления и проявил митрополит Филарет и сделался примером для подражания своим преемникам. Как настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Филарет основал здесь свое всегдашнее местопребывание и обратил свои заботы на устроение внешнего быта иноков и их религиозно-нравственной жизни, направляя все к тому, чтобы насельники Лавры проводили жизнь строго иноческую, в чем он сам подавал им высокий пример. За 17 лет до смерти митрополит Филарет принял схиму. Точно и ревностно исполняя свои служебные обязанности, митрополит Филарет с высокоподвижническою строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития, пребывая всегда в воздержании и трудах, содержа свой ум в богомыслии, и сердцем устремляясь к любви Христовой. Со времени своего посвящения в святительский сан он неопустительно совершал в святую Четыредесятницу Литургию Преждеосвященных Даров и на первой седмице вкушал самую скудную пищу один раз через два дня. Он был постником в строжайшем смысле, по примеру почивающих в Лавре угодников Божиих. В последние сорок месяцев своей жизни он ежедневно причащался Святых Таин. Кроме келейных молитв — утренних и вечерних, — занимавших ежедневно много времени, митрополит Филарет молился и во всякое другое время, например, прогуливаясь по лесу, окружавшему Голосеевскую пустынь, в которую он любил уединяться каждое лето. Там он часто молился на пригорке, с которого открывался прекрасный вид на Киев и особенно на Лавру. Он постоянно читал слово Божие, так что выучил наизусть Евангелие и Псалтирь. Митрополит Филарет, как член Святейшего Синода, лично принимал участие в его делах, но за пятнадцать лет до смерти совершенно устранился от этого. За два года до смерти, после тяжкой болезни, его все чаще стали посещать различные недуги. И каждый раз, заболевая, он считал свою болезнь предсмертною и готовился к смерти. При этом он не боялся смертного часа, а ожидал его с радостью. Подобно апостолу Павлу, он желал разрешиться и быть со Христом. Последние годы своей жизни митрополит Филарет провел в непрестанном памятовании о смерти и заботе о достойном приготовлении к переходу в жизнь вечную. При своей готовности умереть он все же не отвергал медицинских средств для поддержания своего здоровья и покорно исполнял все предписания врачей, считая себя обязанным продолжать несение бремя жизни, если это будет угодно Богу. Во время болезней он не раз собирался подать прошение об увольнении на покой, но исполнить это ему не удалось, и он, наконец, решил по примеру Господа, `висеть на кресте` до конца. 1857-й год был последним в жизни митрополита Филарета. 1 декабря этого года он получил воспаление правого легкого. Хотя врачебные средства временно поддерживали его силы, однако они все более и более ослабевали. На первых порах болезни митрополит Филарет сам ходил в церковь для причащения, но потом не мог уже этого делать, и его причащали в покоях. 18 декабря над ним было совершено таинство елеосвящения. Ночью на 20 декабря он, приняв на своей постели то положение, какое обыкновенно придают человеку во гробе, дрожащим и прерывающимся голосом пропел: „Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща.` Рано утром 21 декабря митрополит Филарет исповедался и причастился Святых Таин. Последние минуты его жизни сопровождались тяжелыми страданиями, которые несколько ослаблялись горячими молитвами присутствовавших. Утром, в начале 9-го часа, после прочтения канона на исход души, 17 и 18 кафизм, митрополит Филарет скончался на 79-м году своей жизни. Большой лаврский колокол разнес по Киеву печальную весть о смерти Архипастыря. 29 декабря митрополит Филарет был погребен у Ближних пещер в церкви Воздвижения Креста Господня, где почивший назначил место своего вечного упокоения.



. Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Сергия диакона (1938); сщмч. Леонтия диакона (1940).






Священномученик Никита Белевский



Епископ Никита (в миру - Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии - священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году - епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии. Еще, будучи священником, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан. Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре г. Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных г. Белева и прилегающих окрестностей. Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский(Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев при Казацкой(Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. В 1931 году был арестован преданный последователь еп. Игнатия архимандрит Игнатий (Жуков) и 28 священников и монахов. Все они по приговору получили сроки от 3 до 5 лет. Но подпольные монастыри продолжали жить. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте `Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?`- епископ Никита ответил: `Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях`. В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось `политическим противником ВКП (б)`, выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии. Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении Советских властей к Православию, об открытой антицерковной политике государства, а новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Церкви.3 февраля 1930 г епископ Белевский Игнатий (Садковский) особым совещанием при коллегии ОГПУ был осужден по статье 58- 10 УК РСФСР и заключен на 3 года в исправительно-трудовой лагерь. Он погиб в заключении 9 февраля 1938 года (по старому стилю). 20 ноября 1933 года арестован и 13 февраля 1934 года осужден на 5 лет лагерей епископ Тульский Флавиан (Сорокин). В лагере он погиб, даже в 2000 году Центральный аппарат ФСБ не смог ничего сообщить о его судьбе. Епископ Тульский Онисим (Пылаев) арестован 18 декабря 1935 года и осужден на 5 лет лагерей, где был дополнительно осужден и расстрелян 27 февраля 1937 года. В 1937 году был расстрелян и епископ Тульский Борис (Шипулин). В 1937 году арестован епископ Тульский Аполос (Ржаницын), и судьба его неизвестна. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). 18 ноября 1937 года были арестованы 51 человек из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой. Из 51 расстрелянных 39 были женщины - монахини и послушницы. Среди расстрелянных также был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Софроний. Епископ Никита (Прибытков) был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии). Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, `являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне (за 4 года до начала войны он чувствовал ее приближение)и гибели существующего строя (здесь епископ опередил события более чем на полстолетия). Из 20 арестованных только один человек был светским - врач-терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет! В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщает только схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич)- старец Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна), также имевшая отношение к Оптиной Пустыни - она была первым директором музея в скиту после закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря. В деле содержатся протоколы допросов `свидетелей`- нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек пятеро (только пятеро!) не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность. Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 даже садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года `тройка` вынесла приговор: расстрел. Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян - 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites