Стартовала новая арктическая экспедиция Федора Конюхова

Стартовала новая арктическая экспедиция Федора Конюхова
Стартовала уникальная арктическая экспедиция, к которой приковано внимание не только специалистов. Федор Конюхов отправился к Северному полюсу, где он развернет мини-полярную станцию на дрейфующей льдине и проведет там две недели совершенного один. Там знаменитый путешественник собирается писать картину и слушать льды!

Впереди почти неделя пути до Северного полюса. А там, после высадки, Федора Конюхова ждут полмесяца наедине с собой и бесконечными льдами. Он будет вести дневник, собирать данные для научных исследований и даже писать картины: "Сейчас уже жду не дождусь, когда до горизонта белое безмолвие, тишина, только скрип и грохот льдины. Северный полюс меня всегда притягивал, я бы согласен и жить там. Да".

Добирался туда и на самолете, и на собачьих упряжках, и даже на лыжах. Но то, что задумал сейчас, еще никто никогда не делал. Дрейф на полярной станции в одиночку, мечтал об этом еще когда учился в Ленинградском арктическом училище. А исполняется только сейчас, на 70-м году жизни, говорит Федор Филиппович.

Мурманск крупнейший город-порт за полярным кругом. Точка старта экспедиции и место, уже практически родное для Федора Конюхова, отсюда начинались многие его путешествия. В центральном сквере даже есть монумент, возведенный по проекту Федора. Это святой Николай Чудотворец, покровитель мореплавателей, к которому известный путешественник постоянно обращается в пути.

Опасаться есть чего: белые медведи, тающие в теплое время года льды. На экспедицию летом до Федора не решался ни один путешественник.

Все рождается в голове только Конюхова, это только его идеи. Мы команда, мы поддерживаем его. В 2019 году мы просто дошли на ледоколе на Северный полюс, посмотрели, какие льды, какой ветер, какая погода, как можно установить станцию, говорит Николай Савельев, руководитель спецэкспедиции к Северному полюсу.

Это, по словам руководителя экспедиции, был пробный поход. А дальше два года подготовки и кропотливых расчетов. Питание, солнечные батареи, лодка для непредвиденных ситуаций, продумать нужно было многое.

Такой, можно сказать, очень большой и чувствительный диктофон. Данные с него помогут ученым института океанологии имени Ширшова изучить, например,хребет Гаккеля, который проходит на огромной глубине подо льдами полюса.

Мы бы хотели записать тишину Северного полюса, шум той льдины, на которой он будет, изучить процессы, которые будут происходить, расшифровав эти записи. А основная задача, что не делалось никогда в России, это запись естественного фона Северного полюса, рассказывает Константин Рогинский, заведующий лабораторией техники подводных исследований и испытаний института океанологии им. П. П. Ширшова РАН.

Мне интересно самому, что же там под моей льдиной творится, признается путешественник Федор Конюхов.

На Северный полюс экспедицию доставит вот этот атомный ледокол "50 лет Победы", он самый большой в мире. Чтоб вы понимали, с одной точки увидеть и нос, и корму судна невозможно: его длина 160 метров, это почти как полтора футбольных поля. Уже здесь, на базе флота, открывается невероятный вид на Кольский залив. А дальше ждут Баренцево море и выход в Ледовитый океан. Экипаж подает сигнал, ледокол трогается, и очередное путешествие Конюхова начинается. Вскоре Федор Филиппович уже в шестой раз встретится с Северным полюсом.
Источник: "Первый Канал"

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
  
#1 | Андрей Бузик »» | 18.07.2021 07:15
  
0
Фёдор Конюхов провёл первую ночёвку на дрейфующей льдине. 6 июля в штаб "Атомфлота" в Мурманске с борта ледокола "50 лет Победы" поступила необычная телеграмма: "16.07.2021 В 20:09 МСК. ШИРОТА:89 ГРАД 58,2 МИН СЕВ ДОЛГОТА:171 ГРАД 17,5 МИН ЗАПАД. ВЫСАДИЛИ НА ЛЕД ОДНОГО ПАССАЖИРА: КОНЮХОВ ФЕДОР ФИЛИППОВИЧ,12.12.1951 Г.Р.".

Экспедиционный тур почётного члена РГО, знаменитого путешественника посвящён 80-летию первых конвоев союзников, снабжавших воюющий СССР техникой и продовольствием.На дрейфующей станции Фёдор Конюхов проведёт две недели.
Руководителю Экспедиционного Штаба Оскару Конюхову удалось поговорить с отцом по спутниковому телефону 17 июля в 12:00 по московскому времени о первой одиночной ночёвке на Северном полюсе.
Фёдор Конюхов провёл первую ночёвку на дрейфующей льдине.
Путешественник сообщил, что чувствует себя хорошо и ночь прошла без происшествий. Погода хмурая, туманная, тяжёлые серые тучи скрывают солнечный свет, стало трудно подзаряжать батареи телефонов. Иногда слышно, как потрескивает лёд. Температура воздуха на улице составляет около 0˚С, а в палатке прогревается до 15-18 ˚С.

Текущие координаты станции на 12:00: N89˚57.850ˊ E169˚47.911ˊ. Суточный дрейф станции составляет около 0,8 морской мили.

Фёдор Конюхов достигал Северного географического полюса 6 раз:

1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции Полярный Мост СССР Северный полюс Канада в составе международной группы при поддержке газеты "Комсомольская Правда". Руководитель экспедиции Дмитрий Шпаро. Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988 г. Группа достигла Северного полюса 24 апреля. Финишировала в Канаде, на острове Уорт Хант 01 июня 1988 г. Время в пути 91 день.

1989 Участник первой российской, автономной экспедиции Арктика под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989 г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989 г. Время в пути 63 дня.

1990 Первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. 3 марта стартовал с мыса Локоть, остров Средний (Северная Земля). Достиг полюса 8 мая 1990 г. Время в пути 72 дня.

2013 Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) совершил экспедицию на лыжах и собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013 г. Время в пути 46 дней.

2018 В качестве почётного гостя компании Poseidon Expeditions посетил Северный полюс на борту атомного ледокола "50 лет Победы".

2021 Достиг точки географического Северного полюса на борту ледокола "50 лет Победы" для развёртывания одиночной дрейфующей полярной станции. Экспедиция продолжается.

Пресс-служба "Русского географического общества".
  
#2 | Андрей Бузик »» | 23.07.2021 07:55
  
0
Прошла ровно 1 неделя с того момента, как атомный ледокол "50 лет Победы" достиг Северного полюса и началась операция по организации одиночной дрейфующей полярной станции Фёдора Конюхова в приполюсном районе. Накануне в 5:00 утра по московскому времени ледокол вернулся в Мурманск, а Фёдор Конюхов продолжает дрейф в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Фёдор Конюхов
Проведена полная бункеровка судна. Обновлённая команда Клуба Полярных Путешествий Poseidon Expeditions во главе с Николаем Савельевым, Оскаром Конюховым и капитаном атомохода Дмитрием Лобусовым готова отправиться на Северный полюс навстречу Фёдору Конюхову, продолжающему свой дрейф в высоких широтах Северного ледовитого океана.

На очередном сеансе связи в 12:00 по московскому времени Фёдор Конюхов доложил о своём хорошем самочувствии и штатной обстановке на полярной станции. Толщина льдины, на которой расположена станция, составляет около 1-1,5 м, а площадь до 6 миль2 (~15 км2).

Фёдор Конюхов продолжает совершать ежедневные инспекционные осмотры льдины на предмет появления возможных трещин, что крайне важно для благополучного продолжения экспедиции. Талая пресная вода всё больше окружает его лагерь. Есть опасения, что к моменту снятия путешественника со льдины, его палатка будет находиться в центре пресного озера. Погода по-прежнему пасмурная, температура около 0˚С, туманы, кратковременные снегопады и затянутое серой пеленой небо. Просветы в небе очень редкие, из-за этого солнечные батареи плохо заражают приборы и средства связи. На льдине нет других источников энергии, кроме солнечных батарей.

По данным на 22 июля на 18:00 по московскому времени льдина, на которой базируется станция, прошла с момента старта расстоянии в 10 миль или около 18 километров. Направление дрейфа запад-юг-запад в сторону Атлантического океана, между Гренландией и Шпицбергеном.

На обновлённой интерактивной карте экспедиции появился дополнительный буй Iridium360˚ РокСТАР под названием "Ледокол", который будет показывать местоположение команды поиска и подбора Фёдора Конюхова, находящейся на борту атомохода. Это позволит в режиме реального времени отслеживать сближение ледокола и дрейфующей полярной станции путешественника. Карта дрейфа публикуется на сайте www.konyukhov.ru

Фёдор Конюхов поддерживает регулярную связь по спутниковому телефону Iridium со Штабом в Москве и представителями своей команды на ледоколе. Ежедневно проходят два сеанса связи с путешественником в 12:00 и 21:00 по Москве.

По оценкам Экспедиционного Штаба, ожидаемое время встречи ледокола с полярной станцией и подбор Фёдора Конюхова на борт 25 июля.

Текущие координаты станции на 12:00: N89˚49 12.6 W85˚02 55.4
  
#3 | Андрей Бузик »» | 26.07.2021 09:09
  
0
Федор Конюхов ответил на некоторые вопросы про экспедицию на ледоколе "50 лет Победы" к Северному полюсу, поступающие по каналам спутниковой связи.

Бывают ли шторма и качка во льдах?
Да, шторма в Арктике явление нередкое, но в высоких широтах, ближе к полюсу они не такие интенсивные. Тем более сейчас лето и сильные шторма в районе полюса не прогнозируются. С момента начала дрейфа у меня самый большой ветер был в районе 10 узлов (18 км в час).
Качки нет, я нахожусь на льдине толщиной более метра и она окружена и зажата другими льдинами. Основная проблема это таяние снега, который выпал за зиму. Он тает и на поверхности льдины скапливается пресная вода. Сейчас вокруг палатки пресное озеро глубиной 5-10 сантиметров.
Федор Конюхов
Как часто вы фиксируете плюсовую температуру?
К сожалению, с момента начала дрейфа я фиксирую плюсовую температуру каждый день. Средняя температура -1 или +1 градус. Очень частые переходы через ноль. Поэтому снежный покров на льдине интенсивно тает.

Какая глубина под льдиной?
Глубина в районе Северного полюса превышает 4 километра.

Какие критерии выбора оборудования для связи?
Все спутниковые телефону у меня системы Iridium. Только Iridium дает устойчивую связь в высоких широтах (от 80 градуса северной широты и выше до Северного полюса). Inmarsat после 80 градуса работает ненадежно. С помощью терминала Iridium GO я отправляю текстовые сообщения и фотографии. Размер фотографий 42 КБ. Также у меня есть ручная рация YAESU FT 252 (VHF FM). Я её использовал в своих воздухоплавательных проектах. Она пригодится мне для переговоров с вертолётом, когда придёт время возвращаться на ледокол.

Какой у вас распорядок дня?
В Арктике полярный день, поэтому у меня нет разделения на день и ночь. Я несу вахты. Делаю обход льдины (обязательно с ружьём), проверяю лед, проверяю надежно ли закреплена палатка. Также контролирую работу сейсмографа, разработанного специалистами океанологического института им. П.П. Ширшова. Готовлю себе еду. Если есть настроение, пишу картины (с собой у меня несколько холстов размером 90 на 60 см). Вообще время летит очень быстро. 15 июня мы прибыли на Северный полюс и ещё видны следы от стоянки ледокола, и кажется, что это было только вчера, а на самом деле прошло уже 10 дней.

Расскажите, как устроена ваша полярная станция.
Моя полярная станция спроектирована в компании Mobiba. Конструктивно ‒ это алюминиевый каркас из авиационного сплава со стальными переходниками. Трубки имеют предварительное напряжение, которое задается при монтаже, поэтому при небольшом общем весе каркас хорошо справляется с ветровыми нагрузками. Проект палатки создавался эксклюзивно по техническому заданию моего Штаба как Одиночная дрейфующая полярная станция . Для этого базовую двуслойную модель дополнительно утеплили до пяти слоев, по сути, это большой спальный мешок в полный рост по высоте, внутри которого установлена кровать и твердотопливная печь длительного горения. Лежанка кровати имеет размеры 2000 х 1000 мм. Высота 800 мм. Такая высота позволяет разместить под ней всё снаряжение, и это дополнительная защита на случай утечки угарного газа во время какой-то аварийной ситуации. Спальный модуль имеет по кругу три слоя с утеплителем из вспененного полиэтилена. Дополнительно внутри предусмотрен режим искусственной ночи с затемнением, а также смотровые окна для наблюдения за окружающей палатку обстановкой.

Какие цели экспедиции?
Главная цель изучение интенсивности таяния льдов и маршрутов их дрейфа, а также исследование сейсмичности акватории Северного Ледовитого океана, в частности спредингового хребта Гаккеля, для чего институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН была разработана портативная автономная сейсмическая станция, способная измерить ледовые шумы и записать естественный фон Северного ледовитого океана. Важно также протестировать саму концепцию одиночных полярных дрейфующих станций.

Какую экипировку вы используете, чтобы не замёрзнуть на Северном полюсе?
Летом на Северном полюсе не очень холодно, но высокая влажность и ветер делают своё дело замёрзнуть вне станции можно очень быстро. Поэтому одежда полярника состоит из нескольких слоёв: базовый слой термобельё, затем идёт флис, сверху надеваются ветро- и влагозащитные штормовые брюки и куртка, на ногах многослойные высокие прорезиненные сапоги, рассчитанные на экстремально низкие температуры. В Арктике принято использовать одежду ярких цветов, чтобы человека можно было заметить издалека, в том числе с вертолёта. Незадолго до экспедиции я начал сотрудничество с компанией SCANNDI FINLAND, изготавливающей тёплые куртки для путешественников финского качества. Сейчас я тестирую несколько моделей, специально предоставленных для моей экспедиции на Северный полюс. В экспедиции нельзя полагаться на случай, поэтому я стараюсь использовать только лучшую и высокотехнологичную экипировку, что доступна на сегодняшний день. Качеством я доволен. Надеюсь, что мой опыт и знания пригодятся при разработке их новой коллекции.

Каков ежедневный рацион полярника?
Куда бы вы не отправились: в Арктику, в горы или на вёсельной лодке через океан ‒ в экстремальных условиях питание должно быть достаточно калорийным, вкусным, легким в приготовлении и не должно занимать много места. В этом смысле сублимированное питание для путешественников является хорошей альтернативой традиционным консервам, которые много весят и могут, скажем, проржаветь в агрессивной морской среде. Я пробовал разных производителей и в этот раз остановил выбор на отечественной компании Равновесие. Мне понравилось, что ребята пришли ко мне не просто познакомиться, но и получить живой отзыв, выслушать какие-то пожелания и критику. Предоставленное мне российское сублимированное питание удобно тем, что его можно разводить горячей водой прямо в упаковке. 10 минут ‒ и рацион готов, а пустой конверт легко складировать до момента утилизации. В условиях экспедиций в сутки надо употреблять от 3000 до 6000 калорий, в зависимости от интенсивности нагрузок. Также важно, чтобы питание было разнообразным и не приедалось это важнейший элемент успеха продолжительных путешествий.

Справляются ли солнечные батареи со своей задачей?
В этот раз у меня обычные складные солнечные модули, которые я приобрёл в охотничьем магазине в Москве. В сравнении с гетеропереходными модулями, которые у меня были на вёсельной лодке "АКРОС", нынешние из магазина не очень эффективные.

Тает ли льдина под полярной станцией?
Льдина под палаткой тает, потому что палатка излучает тепло и медленно проседает. Палатка установлена на металлическом каркасе с палубой из фанеры, под каркасом вода, но до днища палатки не дошла.

На КВ выходите в эфир?
К сожалению, у меня нет КВ радиостанции, мы не смогли найти лёгкую экономичную станцию. Я получаю электроэнергию с помощью небольших солнечных модулей, они не тянут КВ станции.

Для питья вы используете снег?
Да, для питья использую снег, топлю его на печи в чайнике.

Как дела обстоят со зрением, ведь вокруг все бело, смотреть непривычно?
Почти все время туман, низкая облачность, иногда солнечные просветы. У меня есть пара очков Julbo, меняю их исходя из погодных условий.

Есть ли в планах написать картины во время вашей полярной экспедиции?
Я взял с собой 7 холстов и написал 7 этюдов. Планирую включить эти работы в коллекцию своей передвижной выставки, которая с прошлого года путешествует по России. В планах провести выставку в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске.

Текущие координаты Полярной станции на 21:00: N89˚38 40.7 W98˚03 38.4

Источник: https://konyukhov.ru/
  
#4 | Андрей Бузик »» | 27.07.2021 07:11
  
0
Атомный ледокол «50 лет Победы» вышел на 89 градус северной широты, до Северного полюса — 60 миль. Ледокол идёт со скоростью 10-12 узлов или 10-12 миль. По плану, экспедиционная команда сначала выйдет в точку Северного полюса, 90 градусов северной широты, и потом уйдёт в канадский сектор Арктики на поиск одиночной дрейфующей полярной станции Фёдора Конюхова. В настоящий момент полярная станция находится в 32 милях от Северного полюса.
Атомный ледокол «50 лет Победы»
  
#5 | Андрей Бузик »» | 28.07.2021 08:59
  
0
Встреча в высоких широтах Арктики
27 июля произошла историческая встреча атомохода "50 лет Победы" и Фёдора Конюхова, осуществляющего одиночный полярный дрейф в районе Северного полюса. 26 июля в 23:50 по Москве атомоход "50 лет Победы" на пути из Мурманска достиг географической точки Северного полюса!
Проведя ровно один час в точке с координатами 90 градусов северной широты, уже 27 июля в 00:50 ледокол взял курс на дрейфующую станцию Фёдора Конюхова, которая находилась на 89˚30 северной широты и 110˚49 западной долготы в так называемом "канадском" западном секторе.

От Северного полюса до красной палатки Фёдора Конюхова расстояние составляло чуть больше 30 миль по прямой, которое ледокол преодолел за 3 часа хода со скоростью 8-12 узлов.

27 июля в 03:45 состоялся первый визуальный контакт между участниками экспедиции "Северный полюс 2021". Фёдор Конюхов первым заметил на горизонте 160-метровый атомный ледокол красного цвета и позвонил на ходовой мостик по спутниковому телефону Iridium. Он сообщил капитану Дмитрию Лобусову, что наблюдает ледокол и его палатка находится по левому борту ледокола.

После звонка Фёдора и даже зная его точные координаты, команда на ледоколе не сразу обнаружила красную палатку среди торосов, нагромождений льда, разводий и озер из пресной воды. Фёдору даже пришлось запустить в небо несколько сигнальных ракет.

С ходового мостика палатку обнаружили в 04:00 по МСК. После её обнаружения ушло ещё около часа на маневрирование и аккуратный подход ко льдине, на которой базировалась одиночная полярная станция. В итоге, ледоколу удалось войти точно в свой канал, которой он оставил 16 июля, покидая точку полюса.

В 04:50 атомоход подошел к дрейфующей станции на расстояние 200 метров. В 05:05 по МСК палубная команда спустила трап и начала операцию по швартовке. В 05:35 представители Экспедиционного Штаба Фёдора Конюхова, Клуба полярный путешествий Poseidon Expeditions и семья двинулись в сторону палатки. Рукопожатия, объятья и фейерверк эмоций! С этого момента Фёдор Конюхов уже на льдине не один. Одиночный дрейф закончился.

Первая одиночная дрейфующая станция в летнем сезоне успешно завершила свою работу и это историческое событие! Всё прошло штатно. Льдину выбрали надёжную (15 км2, толщина 1-1.5 м), полярный медведь к дрейфующей станции не подходил это была одна из самых серьёзных угроз.

Самочувствие у Фёдора Конюхова отличное, в условиях известных ограничений, он выбрал самое безопасное место на планете район Северного полюса. Готов к дальнейшему выполнению задач.

За время дрейфа Фёдор написал 7 этюдов, один из которых подарил президенту клуба полярных путешествий Poseidon Expeditions Николаю Савельеву.

Уже этим вечером ледокол ляжет на обратный курс в сторону архипелага Земля Франца-Иосифа.

Период дрейфа одиночной станции: с 16 июля 20:10 по МСК по 27 июля 05:35 по МСК (249 часов, 25 минут).

Руководитель экспедиционного штаб Оскар Конюхов,
C борта атомохода "50 лет Победы",
27.07.2021 15:00 МСК.

Источник: https://konyukhov.ru/
  
#6 | Андрей Бузик »» | 03.08.2021 07:29
  
0
Атомный ледокол "50 лет Победы" вернулся с Северного полюса в Мурманск со второй группой участников проекта "Чистая Арктика", направленного на создание единой программы по очистке территорий. Кроме того, вместе с путешественниками вернулся амбассадор проекта Федор Конюхов, который в одиночку в течение 10 дней на дрейфующей льдине изучал микропластик в океане. Об этом сообщили в пресс- службе государственного предприятия "Атомфлот", передает ТАСС.
Федор Конюхов
"Мне быть на дрейфующем льду летом не приходилось, к Северному полюсу мы ходили в марте, апреле, мае, а также зимой - январь, февраль месяц. Сейчас было необычно, что вокруг очень много воды, была и пресная вода. Я выходил с палатки и набирал воду с озера, температура была очень теплая, ноль градусов. Все таяло", отметил Конюхов.

Он добавил, что научную программу проекта "Чистая Арктика" для института океанологии имени Ширшова он выполнил и в настоящее время ждет результатов исследований ученых по материалам, которые набрал в течение 10 дней дрейфа в Северном ледовитом океане. Кроме того, путешественник призвал больше заниматься аналогичными проектами.

Во время экспедиции Конюхову удалось написать семь художественных эскизов, которые покажут на выставке "Путешествие длиною в жизнь".

Ранее Федор Конюхов успешно завершил путешествие на Северный полюс на дрейфующей льдине. Самой большой опасностью могли оказаться полярные медведи, однако хищники не приближались к станции. В общей сложности путешественник провел на льдине 249 часов 25 минут. Его самочувствие после проделанного пути оценивается как отличное.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites