Святитель Василий Великий. О учении и увещании.

Святитель Василий Великий
Когда cтоль многия беседы, чрез которые я вас как в прежнее время беcпрестанно поучал? так и после во все семь недель поста, день и нощь возвещал вам Евангелие благодати Божией, и малой не принесли вам пользы, то с какою надеждою к настоящей беседе приступим? И земледелец, когда первые посеянные им семена не взойдут, уже не с толикою охотою идет для посеяния других семен паки на том же месте. Умолчал бы я теперь подлинно, если бы не устрашал меня пример Иеремии, который за то, что не хотел жестокосердого народа увещевать, претерпел, как сам объявляет, что родился ему огнь во внутренних его; стал он весь расслаблен, и не мог сносить (Иер.20:9). Ежели свойство слова требует, чтобы не сокрывать во мраке означаемое, ниже безрассудно излишность в словах употреблять, то не прилично также и о многом вместе разсуждать, дабы чрез неумеренность слова, каким-либо образом, не сделать бесполезным уже со тщанием приобретенное. Ибо разум, не могущий всего купно вместить, бывает подобен желудку, который по причине чрезмерного пресыщения принятой в себя пищи, варить не может. Насильственное учение не долго в нас пребывает; но охотно и с удовольствием нами принятое – гораздо тверже в памяти нашей изображается. Для того и с учением сопряжена сладость песенного согласия, дабы чрез приятность слуха неприметным образом из всех словес получать полезное, подобно как разумные лекари давая нездоровым пить горькое питие, часто медом сосуд намазывают. Для того и приятные Псалмов согласия нам сочинены, дабы или находящиеся в отроческих летах, или имеющие юношеским подобные нравы, под видом пения, в самой вещи разумно поучалися. Обучающие молодых коней не вдруг их уздами востягивают (потому что они от сего привыкают биться, и всадников с себя сбивать); но наперед давая им волю, и приноравливаясь к их стремлению, когда приметят чрез усилие свое умягченную в них свирепость, то взяв оных уже усмиренных, делают чрез свое искусство их послушнейшими. И тако из всякой вещи прилежно собирающим полезное, наподобие великих рек отвсюду многия приращения бывают. Разумный муж справедливым почитать должен, что и малое к малому прибавлять, как в умножении сребра, так равно и в умножении какого-либо знания, есть доброе дело.

Приобретенное трудом радостно мы принимаем и прилежно храним; напротив сего, без труда приобретенным с некоторым презрением владеем. Для сего всемогущий Творец, когда всем нужным в жизни человеку вспоможениям купно с нами, равно как и с бессловесными животными, не позволил быть произведенным, но для изощрения нашего разума создал нас нужных вещей неимущими; то и неудобoпонятности некоей в Священном Писании к пользе и изощрению ума быть соизволил.

Во-первых, дабы ум наш в оное углубившись, от худых действий был отвлекаем; во-вторых, потому что трудом снисканное более рождает к себе любви, и приобретаемое чрез долгое время бывает постояннее; а без труда полученное никакого не приносит удовольствия к наслаждению. Презренно таковое богатство и не заслуживает прилежного хранения. Не прилично нам вредные пищи отвергать, а о учениях, которые души наши питают, не радеть; но наподобие разливающегося потока все попадающееся, восторгаясь, с собою влечь. Ибо, как существенность меда не вкусившим не так по одному рассуждению может быть понимаема, как из самого чувства вкушения; подобно и благость небесной науки не может быть чрез наше учение изъяснена, если мы, прилежно испытавши учения истины, не возможем собственным опытом благость Господню изведать. Человеколюбивый Бог и Спаситель наш Иисус Христос рек: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Для сего, хотя опасно отвергать тех, кои чрез нас к Богу приступают, желая подвергнуть себя Его приятному игу, однако же, таковых прежнее житие исследовать должно, из сих кои окажутся добродетельное что-либо учинившими, тем совершеннее преподавать учения; а тех, кои оставя порочную жизнь, приступают к совершенной жизни, состоящей в познании Бога, должно смотреть нравы, постоянны ли и тверды ли они в намерениях своих. Ибо подозрительна таковых удобопреклонность, кои кроме того, что сами не получают никакой пользы, еще бывают причиною вреда других. Но как чрез прилежание все можно учинить, и страх Божий всякие грехи душевные побеждает, то и сих не скоро должно отчуждать, но приличным образом искушать должно чрез долгое время и многотрудные подвиги, изведывая постоянство намерения оных; так что ежели они в сем тверды и непоколебимы, то безопасно принимать; в противном же случае, не принимая, назад отсылать, дабы искушение их не причинило какого-либо вреда братии. Тем, кои презрев высокие достоинства в жизни, и подражая Христу, избирают жизнь смиренномудренную, определить должность по мнению людей самую низкую, и смотреть, могут ли они со всяким равнодушием и не срамляяся, делателями пред Богом себя показать. Ежели под игом находящийся раб к братии прибегает, то увещав и поучив его, назад отослать к своему господину по примеру блаженного Павла, который Онисима, просветив светом Евангелия, назад прислал к Филимону; притом уверить его, что иго рабства, ежели он только сие снесет терпеливо, угождая господину своему, сделает его достойным царства небесного, а притом увещевать и господина, дабы он не токмо угрозы свои к нему оставил, но и был бы к нему гораздо снисходительнее. Ежели же господин, будучи сам порочен, повелит творить что-либо противу закона, и насильно принудит раба к преступлению заповеди истинного Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, то всячески должно стараться, дабы для сего раба не похулено было имя Божие, когда он что-нибудь Богопротивное учинил. Не тщетно будет наше старание, когда сделаем его готовым к слушанию всех предлагаемых ему наставлений в том, чтобы он более повиновался Богу, нежели человеку; или, когда принявши его, не отрекутся от всех для него нанесенных им искушений. Тех, кои браком будучи соединены, к сей жизни стремятся, вопрошать должно, по согласию ли они то делают, как повелел Апостол, а потом при многих свидетелях принимать должно. Ежели же другая сторона на сие не соглашается, и меньше печется об угождении Богу, то привесть должно на память следующия Апостольские слова: В мир же призва ны Бог (1Кор.7:15). Тот, кто презирая все ему принадлежащее, приступает к сей жизни с намерением следовать Христу, не должен все свое богатство в нерадении оставить; но стараться, оное собрав, так как уже посвященное Богу, со всяким тщанием содержать или самому, ежели возможно, или поручить другим, уже чрез довольные испытания оказавшимся могущими верно и благоразумно управлять оным; притом знать должен, что не безопасно есть поручать оное и самым ближним, или кому-либо случайно. Ибо, ежели тот, кому вверено попечение о царских сокровищах, хотя и ничего не утратит из порученных ему, но по нерадению своему упустит, что можно было приобресть, бывает обвиняемь; то коль строгому должен быть подвержен осуждению тот, кто нерадиво будет поступать во управлении Богу посвященного сокровища.

Удаление от мира не есть то, чтоб вне оного телесно быть, но чтоб от пристрастия плотского душу отторгнуть и быть без града, без дому, без богатства, без содружества, нестяжательну, без вещей к житию потребных, нелюбопытну, не обязующемуся договорами, и не научену человеческим наукам; наконец, быть готову к приятию в сердце изображения, которое от Божественного учения происходит. Приуготовление же сердца есть отчуждение от учений, кои по худой привычке преобладали им. Прежде же всего тщиться надобно, чтоб в слове быть искусну, вопрошать без любопрения, отвечать без любочестия, не пресекать речи разглагольствующего, когда кто полезное говорит; не желать, чтоб свое слово для величивости предлагать, меру определять слову и слушанию, учиться без стыда, и учить без зависти; и, если чему научил тебя другой, не таить, как то делают злые жены, которые от блуда рожденных детей подкидывают, но объявлять чистосердечно то учение. Произношение голоса средственное должно быть предпочтено, чтобы ни не слышимо было тихости ради, ниже тягостно слуху сильного ради напряжения. Прежде испытать надлежит в себе самом то, что говорить намерен, а потом явно предлагать слово. В свиданиях быть благоприветливу, в разговорах приятну, не смехотворством снискивать приятность, но благосердым утешением иметь удобоприступность. Жестокость всегда, когда и воспретить потребно будет, отметать. Тем паче, что прежде сам научившись смиренномудрию, благоприятен будешь требующему врачевания. Часто полезен нам бывает и пророческий образ обличения, который согрешившему Давиду не от себе навел определение осуждения; но подлогом другого лица, его самого поставил своего греха судиею, так что самому противу себе произнесшу осуждение, ни мало Давид не озлобился на изобличившего. Ибо как водяной ручей показывает свой источник, так и естество слова означает сердце его произнесшее.

В правилах врачебных, когда что по силе оных составлено будет, того польза из самого наипаче опыта познается, подобно и в духовных наставлениях, когда уже увещание получит сбытие, тогда премудрость их и польза на исправлении жития и на совершенном покорении изъявляется. Кто лежащего восстановляет, тот должен быть выше падшего, но кто равным образом пал, тот сам требует другого к восстановлению себя. Те, кои слепых учителей избрали себе предводителями, сами себя дражайшего лишили зрения: обличать согрешающего брата с негодованием и яростию не есть избавлять его от греха, но тоже есть, что самому на себя навлещи грех. Ибо кротко должно наставлять противящихся и не гневаться, когда кто тебя презирает; ежели же увидишь другого презираемого, то показать над согрешившим великодушие и более сожалеть о его несчастии. поелику таким образом и подозрения от его самолюбия избежишь, и докажешь, что ты не грешника ненавидишь, но греха отвращаешься. Ни о чем не пещися, и ничего не делать для собственной корысти есть Христолюбивого и братолюбивого духа хвала. И так всячески должно стараться уврачевати болящего, и извихнутый, так сказать, член паки на своем месте утвердить. Ежели он в своем каком-либо пороке непреложно пребывает, то оставить его, яко чуждого. Писано бо: Всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится (Мф.15:13). Ежели кто, не отставая от своих нравов, более служить желает страстям плоти, нежели Господу, ниже хощет жить по учению Евангельскому, то не должно с ним никакого иметь сообщения. Ибо мы в народе строптивом и непослушном слышать привыкли: Спасая спасай твою душу (Быт.19:17). Ежели кто не охотно грядет к пению, и не имеет духа подобного рекшему: Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс.118:103); ниже почитает великим вредом леность, того или исправить должно, или совсем отвергнуть: да не мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Кого общия наказания не исправляют, ниже отлучение от молитв приводит к покаянию, того должно подвергать данным от Господа правилам. Писано бо: Аще брат твой согрешит, обличи его между тобою и им: аще тебе не послушает, поими с собою другого: аще же ниже тако: повеждь церкви; аще же и церковь преслушает: будет тебе уже яко язычник и мытарь (Мф.18:15–17). Кто самое и 1 с оным человеком учинено: один раз он изобличен; при двух и трех обвинен; третие при всей церкви. Почему, когда мы подтвердили ему, и он не принял, то да будет он отвержен. Всей обители должно объявить, что он не приемлется ни в чем житейском, дабы из не сообщения нашего с ним был он совершенною пищею диаволу. Ибо, как нерадивые в науках отроки, когда от учителей (или надзирателей) бывают наказаны, тогда сделавшись внятнейшими, понимают учение, и то же слово, которое они прежде наказания не слушали, почувствовав от наказания боль, уже отверстыми ушами внемлют и памяти предают; тоже самое и с невнемлющими Божественным учениям, и не уважающими заповедей Божиих случается. Когда они претерпят от Бога наказание, тогда повеления Божия беспрестанно им напоминаемые, и невнемлемые ими, уже насилу, как бы в первой раз ими слышимые, приемлют по слову рекшего: И наказание Господне отверзает уши мои (Ис.50:5).

Как немоществующих душею смиренным образом врачевать должно, так и врачуемым не должно негодовать на наказание, ниже почитать мучительством по благодушию прилагаемого о спасении душ их попечения. Ибо срамно немоществующему телом столько себя поверять врачам, что хотя бы они отсекали части тела, или жгли, или горькими лекарствами скорбь наносили, почитать их благодетелями; а нам душевных врачей, когда они прискорбным путем ведут нас ко спасению, не за таковых почитать. Понеже страшный суд угрожает начальнику, не обличающему преступников закона, сего ради страшиться должен тот, коему вверено попечение о многих так, что за каждого из них слово воздать имеет, ведая, что ежели един от братий впадет в грех, по той причине, что наперед не изъяснено ему было правосудие Божие, или впадши, в нем пребудет не будучи научен о способе исправления, то кровь грешника сего от рук его взыщется, как Писание свидетельствует: наипаче же, когда он не по неведению вознерадит о угождении Богу, но по ласкательству, и во угождение порокам каждого разрушит совершенство учения. Впрочем, как начальник во всем должен быть предводителем братии, так взаимно и прочие братия, превосходящие в летах и в разуме; ежели сам начальник будет подозреваем в каком-либо грехе, ему о сем сказать должны. Итак, ежели что надлежит исправить, то в сем и брату своему да вспомоществуем, а чрез него и себе самим, потому что он есть ничто иное, как правило жизни нашей, и мы чрез исправление брата сами свои погрешности обличать должны; ежели же братия несправедливо подозревают, то, узнав свою ошибку, должны оное мнение оставить. Известно вам, что начальники, явно всем предлежа наподобие выставившихся в мори камней, ярость еретических волн приемлют, которые о них разбиваяся, за ними находящееся не потопляют. Я, что почитаю за лучшее, то отчасти вам теперь мною же сказано, а отчасти во всю жизнь буду вам советовать. И хотя бы телесная немощь препятствовала мне (о которой вы довольно известны, какова она у меня от первого возраста, даже до старости сея воспитанная со мною, и наказующая меня по праведному суду вся премудро устрояющего Бога), однако, доколе буду дышать, не должен ничего опущать к созиданию благих служащего. Вы же, поелику суть три рода болезней, неисцельнейшей да не уподобитеся, ниже да покажете разума вашего недуг подобный тем, которые телом немоществуют. Малым недугом страдающие сами ко врачам приходят; а которые большими недугами одержимы бывают, те к себе призывают врачей; которые же совершенно неисцельною болезнию суть обладаемы, те ниже приходящих врачей приемлют. Сего последнего, дабы вам ныне не пострадать, прилежно берегитесь, удаляйтесь от мужей неправо и неблагоразумно мыслящих, но да наставитеся и поучитеся в страхе Господа Бога нашего, дабы будущих благ сделаться вам причастниками о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и сила купно с безначальным Его Отцем, и Святым и Животворяним Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Святитель Василий Великий.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU