Илья Репин. Голгофа. (вокруг Креста собрадась толпа борцов за веру)
Симеон Афонский
Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом – значит, стать злее своего врага.
Бороться с врагами Православия – значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.
Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.
За веру не борются – борются за святость и чистоту сердца, если вера истинна – она сумеет постоять за себя.
Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру – диавол.
Самая лучшая борьба – стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение – именно такая вера сокрушает всех врагов и остается во веки непобедимой для любых происков и злоухищрений.
Мне не понятно. А разве те, кто борется за веру могут иметь чистое сердце? Имеющие нечистое сердце не будут боротся за истинную веру а наоборот, будут стремится оправдать себя и не верить. Пример - фарисеи, которые не уверовали. "Лицемеры, лицо неба узнать можете а сына Человеческого - нет".
А Феофан затворник учил, что когда "одолевают сомнения в вере" следует их "отторгать и не пускать в свое сердце". "Рассматривать со стороны" и они "разрушаются". Т.е., происходит "борьба за веру". Он так же описывал "борьбу за святость", но это уже другой вид борьбы. И что плохого, если брат укрепит брата в вере, предоставив ему научные факты? Или если заставит задуматься неверующих? Сам Спаситель сказал - " подумайте, как может дом, поделенный - устоять? Поэтому, Сатаной нельзя выгонять Сатану." - не дословно из Библии. Фактически, Христос боролся за веру. Или - "Они народ бестолковый, чтоб подумать - как один может гнать тысячи, а двое - тьму? (Чтоб сделать вывод, что они верили в ложь, т.е., фактически им не хватило правильных мыслей .) Можно найти в Библии и другие примеры "борьбы за веру".
Мир Вам, Алексей! А как по-вашему, за что боролась инквизиция, униаты, теперешние мусульманские ультра. А ведь они находят оправдание в массе цитат из того же Святого Писания, что и их противники. Наше дело - стяжать Духа Святаго - обожиться. А вера, кстати, - дар Божий. Кому хочет дает, от кого-то отнимает. Кажется мне, не за внешние войны награждает Бог, разве что жизнь положишь за други своя. За веру что бороться - главное, ее не предать.
Спаси Бог.
Где, уже не помню, прочитал, что старцы и святые тоже были грешными . Кто более понятно может разделить и объяснить, что есть борьба за святость, а что- за веру.
В ком есть Любовь Христова, тот и свят. Ему бороться за веру не надо. Пример на картине. Вокруг Креста стоит толпа борцов за веру. А что в итоге получилось сам видишь.
Очень напоминает Толстого, который призывал: не отвечайте насилием на насилие,не служите государству, не служите в армии, полиции, в таможне, не принимайте участия в вооруженной борьбе против государства. Насилие порождает только насилие и ничего больше. Единственный выход - моральное самосовершенствование. Начните с себя. Приучите себя любить ближних, какими бы плохими они вам не казались, изгоняйте из своего сердца ожесточение, не поддавайтесь соблазнам мира. И зачем наши ребята воевали в Чечне? Лучше бы, как протестанты, отсиделись дома и сделали много добреньких дел, так, что ли?
-- Десять заповедей Господь дал Моисею на горе Синай для народа Божьего, еще не узнавшего Христа. Но в Ветхом Завете мы также читаем, как жестоко народ иудейский расправлялся с теми, кто был на его пути. Нарушал ли он заповедь «не убий»? Нет, потому что до Христа эта заповедь означала «иудей, не убий иудея», то есть «верный, принявший Господа, не убий такого же верного». Для того исторического этапа это была очень высокая заповедь – народ Израилев хранил истину, очищая человечество от скверны богоборчества и богоневедения.
Для нас же, христиан, заповедь «не убий» обрела свое абсолютное значение – нельзя убивать даже врагов, потому что врагов мы должны возлюбить. Противоречат ли друг другу христианское понимание шестой заповеди и воинское служение? Этот вопрос задавали еще равноапостольным Кириллу и Мефодию. Когда они были с миссией в Хазарии, хазары спросили их: как же вы, христиане, берете в руки оружие, когда Господь запрещает это? Святой Кирилл в ответ спросил их, что лучше для верующего: исполнение одной или двух заповедей? Хазары ответили, что, конечно, двух. Равноапостольный имел в виду слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13). Он сказал хазарам: вы приходите к нам с оружием, захватываете храмы, разоряете святыни, уводите в плен наших жен, а мы защищаем свою веру и своих близких, делаем всё, чтобы они не попали к вам в плен, и это есть исполнение заповеди – душу положить за други. Именно следуя завету Христа, христиане всегда считали за праведность защиту истины от зла, в том числе и с оружием в руках.
Это нашло отражение и в иконописи – архангел Михаил изображается с огненным мечом, великомученик Георгий Победоносец – с копьем, мученики-воины – с оружием и в доспехах. Всегда христиане были самыми крепкими воинами именно потому, что бесстрашно шли в бой и полагали свою жизнь за истину. И не случайно на Руси первыми крестились воины – князь Владимир с дружиной в Херсонесе. (Всенародное крещение в Киеве было позже). Принявшие благодать в таинстве крещения, дружинники князя Владимира доблестно несли свое служение. Об этом написано в летописях. И русские воины всегда следовали этим славным традициям. Александр Васильевич Суворов говорил, что если иные воины идут в бой побеждать, то русский воин идет умирать. Полагать жизнь за други. Не убий врага своего личного, его возлюби. Но от врага, который приходит на твою землю разорять твой храм, твой дом, готов уничижить или убить твоих родных, ты обязан защищать семью и Отечество. Как архангел Михаил, ополчив воинство небесное, стал преградой диаволу и полчищу падших ангелов, пытавшихся захватить престол Божий, и, в том числе воинской доблестью, вытеснил их из небесных обителей (Откровение, 12, 7-9).
И во время чеченской войны не раз было проявлено христианское мужество. Всем известен подвиг воина Евгения Родионова, отказавшегося перед лицом смерти снять нательный крестик. Он одновременно исполнил воинский долг, за что был награжден Орденом мужества, и принял мученическую христианскую кончину.
Если страна призвала тебя, ты обязан защитить людей от бандитов, потерявших образ Божий, зверствующих над мирным населением. Десятилетиями местные русские жили в мире с чеченцами, а сейчас в Чечне русских практически не осталось – их насиловали, убивали, продавали в рабство. Я не идеализирую эту войну – в ней было много жестокости, грязи, и еще нескоро мы узнаем о ней всю правду. Но также много было подлинной христианской жертвенности, когда солдаты и офицеры не щадя живота отстаивали интересы Отчизны и защищали слабых. Бескорыстие и жертвенность воинов снимают видимое противоречие между заповедью «не убий» и воинским служением.
Единодушно бороться за веру Евангельскую призывает нас Апостол (см.: Флп. 1, 27). Когда брат твой борется за веру Евангельскую – внутри ли себя или вокруг себя, со страстями ли своими или с демонами, с людьми ли неверующими, с еретиками ли, с маловерными ли, ты не имеешь права оставаться равнодушным, ты обязан прийти ему на помощь. С тобой вместе тысячи и миллионы православных. Борьбу одного принимают все, и из всеобщей борьбы никто не имеет права отступать. Апостол Веры повелевает бороться единодушно, всем вместе.
В давние времена, когда сонмы христианских мучеников страдали за веру Православную, все остальные христиане приходили к ним на помощь. Одни посещали их в темницах, другие посылали им приношения, третьи заботились об их детях или об их престарелых родителях, четвертые молились за них Богу.
И ты так делай. Когда брат твой борется за святую евангельскую Православную веру, иди к нему на помощь; окажи ему эту помощь, чтобы легче ему стало. Помоги делом или словом, молитвой или добрыми пожеланиями перед Богом. И пусть все так поступают. Ведь его борьба – это и твоя борьба, и его победа будет и твоей победой.
Борьба за веру – это борьба за душу; борьба за душу – это борьба за правую жизнь; борьба за правую жизнь – это борьба за самую высокую ценность во всем мире. Ведь Христовы уста изрекли великую истину: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Действительно, великие слова произнесены святыми устами.
Что толку от целого мира, когда завоеватель его окажется на смертном одре? Будет ли он раздумывать о том, что оставляет на земле, или о том, что понесет с собою в Вечность? О, какой безумной и смешной будет казаться ему вся борьба за то, что предстоит оставить, а не за то, что надлежит унести с собой. Вся борьба оказалась напрасной, тщетна жизнь на земле! Ведь боролся он за чужое, а не за свое. Вся добыча осталась в чужих руках, а остались только потери. Что с ними делать на том свете? Чужое отнимал, а свое потерял. Победитель уходит как побежденный. Удаляется от гнева людского, направляясь ко гневу Божию.
Вот и говорю тебе, брат мой Серб: борьба за веру есть борьба за душу, а борьба за душу есть борьба за самое главное достояние свое и за Жизнь Вечную.
Не говорю тебе от имени своего, но от имени всех предков твоих, святых и безстрашных, которые только Бога боялись. И хотя претерпевали поражения в битвах на мирском поприще, но души свои спасали и в Царствие Христово переселились.
Когда человек любит господа, он "крепче держится за веру", чтоб не "упустить ее". Но есть случаи, когда брат чуть ли "не насильно" доказывает истинность веры своим, когда его и его доказательства уже не хотят слушать. Начинают бесноваться и проявлять агрессию. Видимо, такую "борьбу за веру" и имел святой. Ведь не могли же они друг другу перечить (Феофану затворнику). "Противоречия" у нас возникают из-за того, что мы не вникли в суть дела, о котором говорится.
Завещание Преподобного Феодосия Печерского Киевскому Князю Изяславу о Православной Христианской вере должно стать символом нашего исповедания, хоругвью нашей борьбы и якорем нашего спасения.
»Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, Боголюбивый Княже. Я — Феодосий, худый раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими.
Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая, Святая, Православная. Живя в этой Вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником вечной жизни, и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной.
Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси. Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою Веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего,— будь то жид, или другой какой иноверец, или латинянин,— ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь и не лишен будешь награды у Бога ибо и Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется. Но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе надо будет умереть за Святую свою веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих оторвать его от Православной Церкви — помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.
Если кто тебе скажет. «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь ему так. «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание. „Един Бог, едина Вера, едино крещение“ (Ефесянам, 4,5). Не слышишь ли Апостола Павла, поучающего: „Аще и ангел с небесе благовестит Вам не яко же мы благовестихом, да будет проклят“ (Галатам 1,8). Иноверцы отвергли проповедание апостольское и постановления св. отец и приняли неправую и развращенную веру, исполненную всякой погибели, потому и отвергнуты нами. Они мертвые и мертвую жертву приносят. Мы же Живому Богу Живую Жертву приносим, чистую и непорочную, чтобы обрести живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь»
Часть из них всё таки вместила-это Иоанн Креститель и Апостолы Христовы,среди них Андрей Первозванный,а также их последователи из еврейского рода среди которых немало святых,а последователи веры толпы изображённой на картине до сих пор являются распинателями Христа!
Насчёт многих ли обратили силой-не могу сказать,не изучал данную тему,но вот Крещение Руси св.блгв.кн.Владимиром было однозначно и это благоприятно сказалось на всей истории Руси!
Мир Вам, Алексей! За веру можно умереть ... и нужно, но насильно... вера же - дар Божий. Вы хорошо написали. Столетняя война в Германии велась за веру, и крестовые походы... со взятием крестоносцами Константинополя - за... веру! Больше всего за веру борются... богоотступники! Ариане,несториане, иконоборцы - и как боролись - кровь рекой текла - и это В ПРАВОСЛАВИИ! Сегодня веру надо укреплять прежде всего в себе, а как иначе неверующего соседа привести в православие, если пьешь. куришь, материшься, в семье развал - и при этом проповедуешь... православие! Твоя борьба - искушение и мерзость пред Господом. Ибо чистшими устами, сокрушенным сердцем, а не ... История с морисками никого не научила.
И вот еще, что важно, - не бороться - не значит позволять кому-то насмехаться над Христом, каким-то образом срывать службы и делать другие мерзости в нашем присутствии. Перекрестился - Боже помоги - и всегда найдется слово, а, при нужде остановить, - и действие, - этим мы, православные, отличаемся от сектантов.
Другое дело - война. Но и здесь - кодекс православного человека - милосердие к побежденным. А мы с верой, даже убитые, - победим!
Если мы любим Господа, то вера наша - несокрушима!
Спаси Бог.
Вот только часть защитников Святой Руси и веры православной:преподобный Илия Муромец, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский и многие другие русские святые.
Андрей сам не бери на себя роль судьи,вера будет жить до скончания века в избранных сосудах Божиих,которые безусловно есть и сегодня,если бы не эти молитвенники,то давно уже миру пришёл бы конец!
Кажется мне, правильнее будут так - вера всегда помогает человеку во всяком деле, будь-то строительство дома, воспитание детей, защита своего Отечества. Вера - стержень любви и источник силы, она в защите не нуждается, скорее она нас защищает от греха, и укрепляет в минуту тяжкую. Она - наша защитница, и тем самым - пример для окружающих.
Спаси Бог.