5 апреля. Преподобномученика Никона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его. Мученика Василия Мангазейского.

23 марта по старому стилю / 5 апреля по новому стилю
понедельник
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 2.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).
Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мч. Василия Мангазейского (1600).
Сщмч. Константина Снятиновского пресвитера (1918); сщмч. Макария Квиткина пресвитера (1931); сщмч. Стефана Преображенского пресвитера (после 1937); сщмч. Василия Коклина пресвитера, прмч. Илии Вятлина, прмцц. Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мч. Алексия Скоробогатова (1938); прп. Сергия Сребрянского, исп. (1948).

На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32. На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7. Притч. XI, 19 – XII, 6.

На этот день со среды, 25 марта, переносится служба Креста из Триоди (ср. Типикон, 26 марта, 4-я Маркова глава). Рядовая служба Минеи поется на повечерии.

На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных).

На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

Кондак Креста́
Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де: // вни́дите па́ки в рай.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30).

Преподобномученик Никон Сицилийский
Преподобномученик Никон родился в Неаполе. Его отец был язычником, а мать – христианкой. Возмужав, Никон оставался язычником. Он служил воином и отличался необычайной храбростью и силой. Однажды Никон со своим отрядом был окружен врагами. В смертельной опасности он вспомнил христианские наставления матери и, осенив себя крестным знамением, помолился Богу, обещая в случае спасения креститься. Он избежал неминуемой смерти и, возвратясь домой, по благословению матери, отправился на поиски священника, что было нелегким делом во времена гонений. На корабле святой Никон добрался до острова Хиос, возшел там на высокую гору и 8 дней пребывал в посте и молитве, прося Господа помочь ему. В сонном видении святому Никону явился Ангел Божий, указавший ему путь. Святой Никон направился на гору Ганос, где скрывалось много иноков, возглавляемых Феодосием, епископом Кизическим. От епископа святой Никон принял таинство Крещения и Ангельский образ. Поселившись в пещерном храме, святой Никон был примером для всей братии. Когда преподобный Никон пробыл на горе три года, епископу было откровение от Ангела, чтобы он посвятил преподобного Никона в сан епископа и велел переселиться со всеми иноками в Сицилийскую область. Епископ Феодосий исполнил это и, поручив святому Никону 190 иноков, скончался. Похоронив епископа Феодосия, святитель Никон отплыл с братией на корабле в Сицилию, спасаясь от приближавшихся варваров. По Божию произволению святитель Никон побывал в родном Неаполе. Он застал там в живых свою мать и провел вместе с нею последние дни ее жизни. Мать, увидев его, со слезами радости пала ему на грудь и целовала его. Сотворив земной поклон, она сказала: "Благодарю Пресвятое Имя Твое, Господи, что Ты привел меня увидать сына моего в Ангельском образе и епископском достоинстве; и ныне, Владыко мой, услышь меня, рабу Твою, и приими душу мою в Твои руки". Сотворив эту молитву, праведная женщина скончалась. Присутствующие прославили Бога и погребли ее с псалмопением.

По городу пронесся слух о приезде святого Никона, и девять воинов, его бывших соратников, пришли повидаться с ним. После беседы со святителем они уверовали и крестились и последовали за ним в Сицилию. Прибыв на остров, святитель Никон поселился вместе с иноками в пустынном месте, называвшемся Гигия, неподалеку от реки Асинос. Прошло много лет, и снова начались гонения на христиан. Правителю Сицилии Квинтиану сообщили, что неподалеку с многочисленной братией живет епископ Никон. Все 199 монахов были схвачены и обезглавлены, а святителя Никона оставили в живых, чтобы предать мучениям. Его жгли огнем, но он оставался невредим; привязывали за ноги к диким лошадям, чтобы волочить по земле, но лошади не трогались с места. Святителю отрезали язык, били его камнями и, наконец, обезглавили.

Тело священномученика Никона было брошено на съедение зверям и птицам. Один пастух, одержимый злым духом, ходил на том месте и, найдя тело святого, тотчас упал лицом на землю, ибо нечистый дух, изгоняемый силой святого, поверг его на землю и вышел из него с громким воплем: "Горе мне, горе мне, куда мне бежать от лица Никонова?"

Исцеленный пастух рассказал об этом окрестным жителям. Епископ города Мессины тоже узнал об этом и вместе с клиром похоронил тело священномученика Никона и его учеников.

Преподобный Никон
Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония (память 10 июля), основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая и 14 августа). За пострижение любимцев великого князя Изяслава – преподобных Варлаама (память 19 ноября) и Ефрема (память 28 января), святой Никон навлек на себя гнев князя, но смело отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Когда в обители собралось много братий, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Когда слава о его жизни распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы. Когда он возвратился в Киево-Печерскую обитель, преподобный Феодосий оказывал ему самую почтительную любовь как духовному отцу. По словам преподобного Нестора Летописца (память 27 октября), преподобный Феодосий, отлучаясь куда-либо, поручал ведению преподобного Никона всю братию. Иногда он поручал преподобному Никону вместо себя предлагать поучение братии. Нередко, когда преподобный Никон переплетал книги, преподобный Феодосий сидел при нем и прял нитки, нужные для переплета. Когда князь Святослав изгнал своего брата Изяслава из Киева, преподобный Никон снова ушел в основанный им монастырь. Он вернулся при игумене Стефане. По удалении из Киево-Печерской обители игумена преподобного Стефана (память 27 апреля) святой Никон был избран игуменом монастыря. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости († 1088) и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Святая Лидия
Святой Филит был знатным сановником при дворе гонителя христиан императора Адриана (117–138). За открытое исповедание веры во Христа Спасителя святой Филит со своей женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием предстал перед судом. По повелению Адриана святой Филит с семьей был отправлен в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы тот подверг их истязаниям. Тот приказал подвесить их на дереве и ножами строгать их тела. После этого мучеников заключили в темницу вместе с уверовавшим начальником тюрем Кронидом. Ночью им предстал Ангел и укрепил на страдания. На следующий день мученики были погружены в котел с кипящим маслом, но масло мгновенно остыло, и святые остались невредимы. Военачальник Амфилохий был так поражен этим чудом, что уверовал во Христа и сам вошел в кипящее масло с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» – и остался жив. Та же пытка повторилась, когда император Адриан прибыл в Иллирию. Святых мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, а они силою Божией оставались живы.
Посрамленный император возвратился в Рим, а святые мученики стали благодарить и прославлять Бога и в молитве предали Ему свои святые души († ок. 117–138).

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец
Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, – первый святой, прославленный на Сибирской земле, – принял мученическую кончину 4 апреля 1602 года, и с середины ХVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недурным, в скорби и отчаянии сущим.

Блаженный Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя города Ярославля, именем Феодора, в юном возрасте был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири.

Василий строго исполнял христианские заповеди. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение были его украшением, а сердце было исполнено веры в Бога и благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время Богослужения оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь.

Едва исполнилось благочестивому юноше 19 лет, как Всевышний, «призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, к коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания».

Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился в храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на многие зовы хозяина праведный Василий оставался в храме до конца богослужения. Сребролюбивый же господин его, по наущению диавольскому, заподозрил Василия в соучастии в преступлении и по возвращении того из храма подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша отвечал своему мучителю: «Истинно ничто же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел Василия к городскому воеводе, который подверг страдальца новым тяжким истязаниям. Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, и от этого удара блаженный Василий скончался.

Тело безвинного мученика было положено в гроб и без христианского погребения предано земле, «где надлежит от воды мокрость». Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами.

Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и другие различные недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства. Сохранившиеся списки Жития святого Василия (ХVII-ХIХ вв.) свидетельствуют об обильных благодатных проявлениях, бывших по молитвам мангазейскому чудотворцу.

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого, и с тех пор стало распространяться почитание его как истинного угодника Божия. В 1670 году строитель Туруханского монастыря Святой Троицы иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь. В 1719 году этот монастырь посетил великий сибирский миссионер – митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон. К концу первой трети ХVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Почитание этого угодника Божия немало способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к святому Василию как к покровителю охотников-промысловиком.

Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На святых иконах святой Василий изображается «лицем млад, мал возрастом», «образом священнолепен, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы же главы его русы». На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящий Василий – в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве.

Одним из первых дней памяти святого был день 22 марта, когда Святая Церковь воспоминает соименного ему святого – священномученика Василия Анкирского. Впоследствии в Туруханском Троицком монастыре в честь воспоминания перенесения мощей святого Василия из Мангазеи в Туруханск память ему стала совершаться 10 мая. Ранее память праведному Василию Мангазейскому совершалась 6 июня, в день явления его мощей.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites