24 марта. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Святителя Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Преподобного Софрония, затворника Печерского.

11 марта по старому стилю / 24 марта по новому стилю
среда


Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458).
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.).
Прп. Патрикия Петрова исп. (1933); св. Василия Малахова исп., пресвитера (1937).


Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. V, 16–25. На веч.: Быт. IV, 16–26. Притч. V, 15 – VI, 3.

Кондак святителя Софрония, глас 8:

Иже божественною ревностию подвигся/ и истинных повелений устне распростер,/ церковная основания благоузаконив/ и тамо сущим монашеским составом предав,/ премудрый в патриарсех Иерусалимский Софроние,/ всемудрая словеса во свет извел еси,/ имиже наставляеми, зовем ти: // радуйся, светлая православных похвало.

Мысли свт. Феофана Затворника

Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе пред фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: «вы сделали нас ненавистными в глазах фараона» (Исх.5:21).

Точь-в-точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, – радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! «Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде» (Ис.5:16).

Бог сильнее врага. Возопий к Нему, – и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: «теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном» (Исх.6:1).

Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.


Святитель Софроний Иерусалимский, патриарх
Свя­ти­тель Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, ро­дил­ся в Да­мас­ке. С юных лет он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и лю­бо­вью к на­у­кам. Осо­бен­но он пре­успел в фило­со­фии, за что его ста­ли на­зы­вать Пре­муд­рым. Но бу­ду­щий свя­ти­тель ис­кал выс­шей муд­ро­сти в мо­на­сты­рях, в бе­се­дах с пу­стын­но­жи­те­ля­ми. Он при­был в Иеру­са­лим, в оби­тель свя­то­го Фе­о­до­сия, и там сбли­зил­ся с иеро­мо­на­хом Иоан­ном Мос­хом. Он стал его ду­хов­ным сы­ном и от­дал­ся ему в по­слу­ша­ние. Пра­вед­ни­ки вме­сте пу­те­ше­ство­ва­ли по мо­на­сты­рям, за­пи­сы­ва­ли жи­тия и по­уче­ния под­ви­зав­ших­ся в них. Из этих за­пи­сей поз­же со­ста­ви­лась их зна­ме­ни­тая кни­га «Ли­мо­нарь», или «Луг ду­хов­ный», ко­то­рую вы­со­ко оце­нил Седь­мой Все­лен­ский Со­бор.

Спа­са­ясь от опу­сто­ши­тель­ных на­бе­гов пер­сов, свя­тые Иоанн и Со­фро­ний оста­ви­ли Па­ле­сти­ну и уда­ли­лись в Ан­тио­хию, а от­ту­да в Еги­пет. В Егип­те свя­той Со­фро­ний тяж­ко за­не­мог. В то вре­мя он и ре­шил стать мо­на­хом и при­нял по­стриг от пре­по­доб­но­го Иоан­на Мос­ха. По­сле вы­здо­ров­ле­ния свя­то­го Со­фро­ния они оба ре­ши­ли остать­ся в Алек­сан­дрии. Там их с лю­бо­вью при­нял свя­той пат­ри­арх Иоанн Ми­ло­сти­вый (па­мять 12 но­яб­ря), ко­то­ро­му они ока­за­ли боль­шую по­мощь в борь­бе про­тив мо­но­фе­ли­тов. В Алек­сан­дрии у свя­то­го Со­фро­ния за­бо­ле­ли гла­за, и он при­бег­нул с мо­лит­вой и ве­рой к свя­тым бес­среб­ре­ни­кам Ки­ру и Иоан­ну (па­мять 31 ян­ва­ря) и в церк­ви, по­свя­щен­ной им, по­лу­чил ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность свя­той Со­фро­ний на­пи­сал жи­тие свя­тых це­ли­те­лей-бес­среб­ре­ни­ков.

Ко­гда вар­ва­ры ста­ли угро­жать Алек­сан­дрии, свя­той пат­ри­арх Иоанн в со­про­вож­де­нии свя­тых Со­фро­ния и Иоан­на на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, но по до­ро­ге умер. Свя­тые Иоанн и Со­фро­ний с один­на­дца­тью дру­ги­ми мо­на­ха­ми от­пра­ви­лись в Рим. В Ри­ме пре­по­доб­ный Иоанн скон­чал­ся († 622). Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но свя­тым Со­фро­ни­ем в Иеру­са­лим и по­хо­ро­не­но в оби­те­ли свя­то­го Фе­о­до­сия.

В 628 го­ду из пер­сид­ско­го пле­на вер­нул­ся Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх За­ха­рия (609–633). По­сле его смер­ти в те­че­ние двух лет пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал свя­той Мо­дест (633–634; па­мять 18 де­каб­ря), а по кон­чине свя­ти­те­ля Мо­де­ста пат­ри­ар­хом был из­бран свя­той Со­фро­ний. Свя­ти­тель Со­фро­ний мно­го по­тру­дил­ся на бла­го Иеру­са­лим­ской Церк­ви как ее пред­сто­я­тель (634–644).

В кон­це жиз­ни свя­ти­тель Со­фро­ний со сво­ей паст­вой пе­ре­жил двух­лет­нюю оса­ду Иеру­са­ли­ма ма­го­ме­та­на­ми. Из­ну­рен­ные го­ло­дом хри­сти­ане со­гла­си­лись, на­ко­нец, от­крыть го­род­ские во­ро­та с усло­ви­ем, что про­тив­ник по­ща­дит свя­ты­ни. Од­на­ко это усло­вие не бы­ло вы­пол­не­но, и свя­той пат­ри­арх Со­фро­ний умер в глу­бо­кой скор­би об осквер­не­нии хри­сти­ан­ских свя­тынь.

До нас до­шли со­чи­не­ния пат­ри­ар­ха Со­фро­ния по дог­ма­ти­ке, а так­же «Объ­яс­не­ние на Ли­тур­гию», Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (па­мять 1 ап­ре­ля), око­ло 950 тро­па­рей, сти­хи­ры от Пас­хи до Воз­не­се­ния. Еще бу­дучи иеро­мо­на­хом, свя­той Со­фро­ний пе­ре­смот­рел и ис­пра­вил Устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (па­мять 5 де­каб­ря). Три­песн­цы свя­ти­те­ля на Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу вхо­дят и в со­став совре­мен­ной Три­о­ди.

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский
Святитель Евфимий, в Крещении Иоанн, родился по горячим молитвам пресвитера Михея и его супруги Анны. Долгие годы у них не было детей, и они дали обет: если родится ребенок – посвятить его Богу. Чтение священных книг, частое посещение богослужений, за которыми мальчик прислуживал своему отцу – священнику небольшого новгородского храма во имя святого Феодора, – освятили душу юного Иоанна. В возрасте пятнадцати лет, в 1411 году, Иоанн ушел из родительского дома в монастырь.

В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте, именуемом Вяжище, среди лесов и болот поселились три инока – Евфросин, Игнатий и Галактион. Вскоре к ним присоединился священник Пимен, который принял постриг с именем Пахомий. Здесь подвизались они в полном уединении при построенной ими деревянной часовне во имя святителя Христова Николая в непрестанной молитве и в тяжелой борьбе с суровой северной природой.

К этим подвижникам и пришел искавший спасения юноша Иоанн. Игумен Пахомий принял его с любовью и вскоре постриг в монашество с именем Евфимий. Пострижение в столь раннем возрасте указывает на выдающиеся духовные качества юного подвижника, увиденные прозорливым Пахомием. В то время Новгородскую архиерейскую кафедру занимал архиепископ Симеон, поставленный на архиерейство из простых иноков. Архиепископу стало известно о добродетельной жизни инока Евфимия. Святой Евфимий был вызван в Новгород и после продолжительной беседы с Владыкой назначен архиерейским экономом. Новгородские архиепископы занимали в то время совершенно особое положение: независимые от княжеской власти, они избирались непосредственно вечем и принимали большое участие в светских делах; в частности, на них лежало управление огромными вотчинами. И архиерейский эконом в этих условиях должен был сочетать административный талант с полнейшим бескорыстием и глубоким христианским смирением. Усердно просил архипастыря святой Евфимий отпустить его снова на Вяжище, но потом покорился Святителю.

В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что, занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих лесах. В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель. Вскоре иноки обители на Лисичьей горе избрали святого своим игуменом. По преставлении архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году игумен Евфимий был избран архиепископом своего родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. Архиерейскую хиротонию возглавлял митрополит Герасим. В течение 29 лет мудро правил своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Богато был украшен святителем Софийский собор, а в Новгородском Кремле построено несколько новых храмов. «Если хочешь, – пишет Пахомий Логофет, – видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, – говорит одна церковь; другая говорит – таким благолепием он украсил меня; третья поведает – меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе». Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он – хвала и красота моя»». Святитель Евфимий построил церковь в честь своего Ангела Хранителя, в 1438 году в Вяжицкой обители – каменный храм в честь Святителя Николая, а в следующем году – каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезою и службами. Ревностный к славе Божией святитель Евфимий заботился об умножении духовных книг. До сих пор целы многие богослужебные книги, переписанные «по велениям господина архиепископа Владыки Евфимия». Несмотря на обилие дел святитель всегда неукоснительно выполнял иноческое правило: то, что он не успевал сделать днем, – довершал ночью. За час до утрени вставал святитель на келейную молитву. Часто всю ночь проводил он без сна; носил вериги, но о них никто не знал до самой кончины его. Первую неделю Великого поста проводил святитель в Вяжицкой обители в безмолвной молитве, ничего не вкушая. В 1446 году великокняжеский престол был захвачен Шемякой, который вступил в сношения с Новгородом. Политическая ситуация в Новгороде резко обострилась. Святитель Иона (память 31 марта) в 1451 году в особом послании убеждал новгородцев прекратить беспорядки и слушаться своего архипастыря – «будьте во всем послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию». В глубокой старости святитель Евфимий, беспокоясь в душе, что деятельность Шемяки могла бросить тень на его отношение к Первосвятителю, которого он глубоко чтил, посылает святому Ионе письмо. Предчувствуя близость кончины, святитель Евфимий испрашивал себе молитв и прощения. Святой Иона в ответном письме – прощальной грамоте писал: «Напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, того удостоивали своего благословения. И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». При этом святитель Иона повелел: если прощальная грамота прибудет после блаженной кончины новгородского архипастыря, прочитать ее над его гробом. Святитель Евфимий преставился 10 марта 1458 года. Посланный святителем Ионой с прощальной грамотой духовник Евмений прибыл в Новгород спустя 16 дней после кончины святого Евфимия, гроб которого, по его завещанию, стоял в храме Вяжицкой обители. Когда гроб открыли, чтобы прочитать прощальную грамоту, то увидели, что тление не коснулось тела святого. Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. «Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий», – громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя.

Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом.

Преподобный Алекси́й Голосеевский, Киевский, иеромонах
Пре­по­доб­ный Алек­сий Го­ло­се­ев­ский ро­дил­ся 14 ап­ре­ля 1840 го­да, в пер­вый день Пас­хи, в мно­го­дет­ной дво­рян­ской се­мье. Маль­чик ро­дил­ся немым.

Се­мье Ше­пеле­вых по­кро­ви­тель­ство­вал Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Фила­рет (Ам­фи­те­ат­ров). На Пас­ху 1853 го­да он бла­го­сло­вил ма­те­ри прий­ти с сы­ном на ве­чер­нюю служ­бу в его до­мо­вую цер­ковь. На тре­тье при­вет­ствие вла­ды­ки «Хри­стос Вос­кре­се!» ре­бе­нок от­ве­тил: «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!».

По­сле ис­це­ле­ния маль­чик был от­дан на вос­пи­та­ние в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. К это­му вре­ме­ни он остал­ся си­ро­той. Все за­бо­ты о его вос­пи­та­нии вла­ды­ка Фила­рет взял на се­бя. По­слуш­ник по­лу­чил пре­крас­ное ду­хов­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Его ду­хов­ник – пре­по­доб­ный Пар­фе­ний Ки­ев­ский – учил от­ро­ка мо­лит­ве и при­учал к нес­тя­жа­тель­но­сти.

В 1872 го­ду Вла­ди­ми­ра по­стриг­ли в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сий.

В Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре отец Алек­сий про­жил бо­лее 38 лет, но вы­нуж­ден был ее по­ки­нуть.

В Го­ло­се­е­вой пу­сты­ни пре­по­доб­ный Алек­сий про­жил в уеди­не­нии бо­лее 20 лет, неся по­слу­ша­ние ду­хов­ни­ка и риз­ни­че­го. В пу­сты­ни на­сту­пил рас­цвет его стар­че­ской де­я­тель­но­сти. Гос­подь удо­сто­ил его да­ра про­зор­ли­во­сти. Сре­ди ду­хов­ных чад стар­ца бы­ли Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты и на­мест­ни­ки мо­на­сты­рей, мо­на­ше­ству­ю­щие и ми­ряне, дво­ряне и ин­тел­ли­ген­ты, сту­ден­ты и кре­стьяне.

В 1896 го­ду со­сто­я­лось от­кры­тие мо­щей и про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го. Го­ло­се­ев­ский ду­хов­ник был при­гла­шен для уча­стия в тор­же­ствах как че­ло­век, опыт­ный в об­ра­ще­нии с мо­ща­ми. При пе­ре­об­ла­че­нии мо­щей свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия ба­тюш­ка Алек­сий удо­сто­ил­ся ви­де­ния угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый за­по­ве­дал ему по­ми­нать сво­их ро­ди­те­лей. Ко­гда же ста­рец воз­ра­зил: «Свя­ти­тель! Ты же сам про­слав­лен!», свя­той Фе­о­до­сий от­ве­тил: «По­ми­най на про­ско­ми­дии, она вы­ше мо­ей мо­лит­вы!»

Пре­по­доб­ный Алек­сий со­вер­шал про­ско­ми­дию несколь­ко ча­сов, чтобы иметь воз­мож­ность вы­нуть ча­стич­ки за всех сво­их ду­хов­ных чад, бла­го­де­те­лей и за тех лю­дей, ко­то­рые про­си­ли его свя­тых мо­литв.

Ке­лей­ни­ка не бы­ло, ста­рец сам но­сил дро­ва, и то­пил печь, и ста­вил са­мо­вар, и под­ме­тал ком­на­ты. Лишь за несколь­ко лет до смер­ти, ко­гда отец Алек­сий на­чал осла­бе­вать, ему стал при­слу­жи­вать мо­нах, бу­ду­щий ста­рец-ду­хов­ник и но­во­му­че­ник Аза­рия.

Пре­по­доб­ный Алек­сий при­ни­мал лю­дей да­же бу­дучи боль­ным. Он го­во­рил: «Я бы мог уй­ти от этой су­е­ты в бо­га­дель­ню и там со­вер­шен­но успо­ко­ить­ся, но не мо­гу я бро­сить страж­ду­щих, при­хо­дя­щих ко мне за по­мо­щью».

В на­ча­ле 1916 го­да ба­тюш­ка Алек­сий стал се­рьез­но бо­леть: пло­хо ра­бо­та­ло серд­це, рас­пух­ли но­ги. Его осво­бо­ди­ли от оче­ред­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое он нес до то­го вре­ме­ни в те­че­ние 43 лет. Ду­хов­ные ча­да ста­ра­лись, как мог­ли, чтобы об­лег­чить его стра­да­ния, но ба­тюш­ка ма­ло по­ла­гал­ся на ме­ди­цин­ские сред­ства и че­ло­ве­че­скую по­мощь, а бо­лее упо­вал на по­мощь Бо­жию.

За во­семь дней до кон­чи­ны ба­тюш­ка ис­по­ве­дал­ся у сво­е­го ду­хов­ни­ка иеро­мо­на­ха Ки­та­ев­ской пу­сты­ни Ири­нея. За день до кон­чи­ны и в день смер­ти ста­рец раз­дал ду­хов­ным де­тям – мо­на­ше­ству­ю­щим и ми­ря­нам – свое скуд­ное иму­ще­ство. Ве­че­ром 11/24 мар­та 1917 го­да ба­тюш­ка под­го­то­вил­ся к свя­щен­но­слу­же­нию и со­би­рал­ся слу­жить, но крайне из­не­мог. Из церк­ви его вы­нес­ли на ру­ках и от­нес­ли в кел­лию, где ти­хо и мир­но он пре­дал дух свой в ру­ки Бо­жии. Это был де­вя­тый день по­сле от­ре­че­ния от пре­сто­ла ца­ря Ни­ко­лая Вто­ро­го.

Ба­тюш­ку сра­зу об­ла­чи­ли и по­сле со­вер­ше­ния пер­вой па­ни­хи­ды, пе­ре­нес­ли его те­ло из кел­лии в По­кров­скую цер­ковь. Ски­то­на­чаль­ник игу­мен Ген­на­дий (управ­лял пу­сты­нью с 1913 по 1917 го­ды) от­пра­вил в Лав­ру со­об­ще­ние о кон­чине стар­ца, про­ся рас­по­ря­же­ния о по­гре­бе­нии.

От­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние со­сто­я­лось 13/26 мар­та. Цер­ковь бы­ла пол­на мо­ля­щи­ми­ся. Пла­ка­ли все: свя­щен­но­слу­жи­те­ли, мо­на­хи, ми­ряне, взрос­лые, де­ти. От­пе­ва­ние со­вер­шал ду­хов­ный сын пре­по­доб­но­го – ар­хи­манд­рит Ан­фим, ски­то­на­чаль­ник Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской пу­сты­ни, впо­след­ствии каз­на­чей Лав­ры. Его пер­вые сло­ва: «По­те­ря­ли мы, бра­тия и сест­ры, до­ро­го­го сво­е­го на­став­ни­ка и неза­ме­ни­мо­го ру­ко­во­ди­те­ля в жиз­ни от­ца Алек­сия» вы­зва­ли в хра­ме без­утеш­ные ры­да­ния. Так, со сле­за­ми и со­вер­ши­лось от­пе­ва­ние Го­ло­се­ев­ско­го стар­ца.

Алек­сий Го­ло­се­ев­ский был про­слав­лен в 1994 г. как мест­но­чти­мый свя­той, со­сто­я­лось об­ре­те­ние его мо­щей, ко­то­рые от­кры­ты для по­кло­не­ния в Го­ло­се­ев­ском мо­на­сты­ре.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Алек­сия Го­ло­се­ев­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем да­ты па­мя­ти 24 мар­та.

Преподобный Софроний, затворник Печерский
Преподобный Софроний, затворник Печерский, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах в ХIII веке. Святой подвижник носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь.

Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад пострадали во время гонения на христиан в царствование Декия (249–251) в Смирне, знаменитом в древности торговом городе, расположенном на восточном берегу Эгейского моря. Смирнская Церковь была основана святым апостолом Иоанном Богословом (память 8 мая и 26 сентября) и прославилась стойкостью исповедников веры Христовой.

Приуготовляя себя к страданиям, уже узнав о начале гонения, святой Пионий с Савиной и Асклипиадом пребывали в строгом посте и сугубой молитве. Святой Пионий взял три сплетенные вериги и возложил их на себя и своих товарищей.

Святые мученики были схвачены гонителями 23 февраля, в день памяти святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского († 167) – праздничный для всех смирнских христиан. После краткого допроса святых исповедников отвели в тюрьму. В темнице святой Пионий с товарищами встретили пресвитера соборной церкви Смирны Лина и женщину по имени Македония из села Карины, также заключенных в узы за исповедание Имени Господа. Многие верующие посещали святых исповедников в темнице, принося им кто что мог, но святые раздавали все тюремным сторожам. Приходили к святому Пионию и те, кто прежде были христианами, но из-за страха перед мучениями согласились принести жертвы идолам, и просили молитв. Горько плакал святой Пионий о малодушных и увещевал их: «Не отчаивайтесь, братья, хотя вы и сделали тяжелый грех, но покайтесь истинно и обратитесь опять всем сердцем ко Христу». После многих истязаний 11 марта 250 года святого мученика распяли на кресте. Крест обложили дровами и зажгли. Когда костер догорел, все увидели тело святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели. Лицо его было светло, сияло Божественной благодатью.

Святитель Софроний Врачанский, Болгарский, епископ
Со­фро­ний Вра­чан­ский (1739–1813). Бол­гар­ский кре­стья­нин Стой­ко Вла­ди­сла­во из се­ла Ко­тел, сын за­жи­точ­но­го тор­гов­ца ско­том. Его жизнь из­вест­на под­час до мель­чай­ших де­та­лей бла­го­да­ря его ав­то­био­гра­фии, на­пи­сан­ной в са­мом на­ча­ле 19 ве­ка и став­шей од­ним из пер­вых про­из­ве­де­ний бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры Но­во­го Вре­ме­ни.

Со­фро­нию как-то до ужа­са не вез­ло в жиз­ни, во вся­кой жиз­нен­ной си­ту­а­ции он обыч­но при­ни­мал невер­ное ре­ше­ние. Он ра­но по­те­рял от­ца, в 17 лет умер дя­дя, то­же ку­пец, взяв­ший Стой­ко на вос­пи­та­ние, и юно­ша под­дал­ся на уго­во­ры кре­ди­то­ров, сво­их род­ствен­ни­ков: от­пра­вил­ся в Стам­бул, чтобы со­брать дол­ги от­ца и дя­ди. Ма­ло то­го, что в Стам­бу­ле кра­си­во­го юно­шу ед­ва не из­на­си­ло­ва­ли тур­ки; за вре­мя от­сут­ствия род­ствен­ни­ки обо­бра­ли дом дя­ди, де­нег на рас­пла­ту с кре­ди­то­ра­ми не хва­ти­ло, и юно­шу по­са­ди­ли в тюрь­му. Осво­бо­див­шись, он под­дал­ся на уго­во­ры род­ствен­ни­ков и же­нил­ся, крайне неудач­но; впо­след­ствии он мяг­ко пи­сал, что же­на бы­ла «ма­ло гор­де­ли­ва». Стой­ко сде­лал­ся тка­чом, но же­на его разо­ря­ла, и он ре­шил от­пра­вить­ся на за­ра­бот­ки. Сель­ские ста­рей­ши­ны, од­на­ко, уго­во­ри­ли юно­шу стать свя­щен­ни­ком: он сла­вил­ся сво­ей гра­мот­но­стью. Ста­рей­ши­ны да­же да­ли взят­ку епи­ско­пу за по­став­ле­ние, что стро­жай­ше вос­пре­ща­ет­ся цер­ков­ны­ми ка­но­на­ми, но бы­ло то­гда обыч­ней­шим де­лом. Дру­гие свя­щен­ни­ки, быв­шие круг­лы­ми невеж­да­ми, воз­не­на­ви­де­ли Стой­ко и по­сто­ян­но кле­ве­та­ли на него ар­хи­рею. На это на­ло­жи­лась на­цио­наль­ная враж­да: все епи­ско­пы то­гда бы­ли гре­ки, бол­гар они пре­зи­ра­ли как бы за необ­ра­зо­ван­ность, но об­ра­зо­ван­ных бол­гар нена­ви­де­ли ещё боль­ше. Епи­скоп на шесть лет за­пре­тил Стой­ко в свя­щен­но­слу­же­нии, и он жил на по­да­я­ния. Да и по­том ему не вез­ло: то к нему по­про­сит­ся на ноч­лег тор­го­вец ов­ца­ми, а по­том вы­яс­нит­ся, что ов­цы бы­ли кра­де­ные и на­сто­я­щий хо­зя­ин, ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник, ед­ва не убьет «по­па», то он об­вен­ча­ет па­ру влюб­лён­ных, а ока­жет­ся, что де­вуш­ка нра­ви­лось мест­но­му «сул­та­ну», и ту­рок спья­ну по­чти по­ве­сил свя­щен­ни­ка.

В 1794 го­ду слу­чи­лось, на­ко­нец, огром­ное и неожи­дан­ное сча­стье: Тыр­нов­ский мит­ро­по­лит пред­ло­жил Стой­ко стать епи­ско­пом Вра­чан­ским. Прав­да, при этом Стой­ко (в мо­на­ше­ство он при­нял имя Со­фро­ния, хо­тя в Бол­га­рии его обыч­но на­зы­ва­ли Се­ра­фи­мом) под­пи­сал обя­за­тель­ство вне­сти огром­ную пла­ту за по­став­ле­ние из бу­ду­щих до­хо­дов епар­хии, но ведь то­гда бол­га­ри­ну стать епи­ско­пом бы­ло по­чти нере­аль­но да­же с день­га­ми. Толь­ко он не знал глав­но­го, о чем, ви­ди­мо, мит­ро­по­лит до­га­ды­вал­ся: мест­ный ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник под­нял вос­ста­ние про­тив сул­та­на, до­би­ва­ясь неза­ви­си­мо­сти, и на мно­го лет вся тер­ри­то­рия епар­хии ока­за­лась ме­стом бо­е­вых дей­ствий. Ни о ка­ких до­хо­дах речь ид­ти не мог­ла. Во­ю­ю­щие меж­ду со­бой му­суль­мане ме­нее все­го бы­ли при­вет­ли­вы к хри­сти­ан­ско­му ар­хи­ерею. В кон­це кон­цов, Со­фро­ний по­ки­нул ро­ди­ну и по­се­лил­ся в Бу­ха­ре­сте; Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх от­пу­стил его на по­кой, и по­след­ние го­ды жиз­ни епи­скоп про­жил, за­ни­ма­ясь сво­им лю­би­мым де­лом: пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг и их со­чи­не­ни­ем.

Неудач­ник в де­лах, Со­фро­ний еще в 1765 го­ду по­зна­ко­мил­ся с Па­и­си­ем Хи­лен­дар­ским, пер­вым бол­гар­ским ис­то­ри­ком, и по­сле это­го всю жизнь, при лю­бых об­сто­я­тель­ствах, хра­нил вер­ность при­зва­нию пи­са­те­ля и про­све­ти­те­ля, за­щит­ни­ка на­цио­наль­ной куль­ту­ры бол­гар. Со­хра­ни­лись мно­гие кни­ги, ко­то­рые он пи­сал и сам же пе­ре­пле­тал в изу­ми­тель­но кра­си­вые пе­ре­пле­ты. Со­фро­ний, од­на­ко, от­ли­чал­ся от мно­гих сво­их по­чи­та­те­лей — вполне неве­ру­ю­щих (или толь­ко фор­маль­но ве­ру­ю­щих) на­цио­на­ли­стов, ко­то­рые не столь­ко стра­да­ли от угне­те­ния, сколь­ко нена­ви­де­ли и по ме­ре воз­мож­но­стей при­чи­ня­ли стра­да­ния лю­дям иных на­цио­наль­но­стей. Его ав­то­био­гра­фию из­да­ли, к при­ме­ру, в Рос­сии во вре­ме­на гос­под­ства ком­му­ни­стов как па­мят­ник бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры, хо­тя она преж­де все­го есть па­мят­ник огром­ной ду­хов­ной стой­ко­сти, кро­то­сти и тер­пе­ния, про­ти­во­по­лож­ных ком­му­ни­сти­че­ско­му ду­ху; ка­кие зло­клю­че­ния ни опи­сы­ва­ет Со­фро­ний, он аб­со­лют­но ли­шён ма­лей­шей непри­яз­ни к сво­им му­чи­те­лям. Со­фро­ний Вра­чан­ский. Жиз­не­опи­са­ние. Ле­нин­град: На­у­ка, 1976. 147 с. Па­мять 11/24 мар­та (в день име­нин свя­ти­те­ля; умер он, ви­ди­мо, в сен­тяб­ре).

Перенесение мощей мученика Епимаха в Константинополь. Святой мученик Епимах был родом из Египта. Долгое время он жил отшельником на горе Пелусийской. Во время гонений на христиан в Александрии (около 250 года) святой Ефимах, пылая ревностью к истинной вере, пришел в город, разрушил языческих идолов и безбоязненно исповедал Христово учение. За это святой был предан мучениям. Среди людей, видевших его муки, стояла женщина с больным глазом; капля крови мученика исцелила болящую. После жестоких мучений святой был усечен мечом.

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
#1 | С. Александра »» | 24.03.2021 18:25
  
0
«ДЕЛАЙ ДОБРО, ПОКА РУКИ ТЕПЛЫ»
Духовный подвиг и наставления преподобного Алексия Голосеевского

св.Алексий Голосеевский
Когда к известной подвижнице XX века матушке Алипии (Авдеевой) в Голосеевскую пустынь приходили за помощью люди, она прежде отправляла их на могилку к иеромонаху Алексию (Шепелеву). «Идите на кладбище, там лежит святой», — говорила монахиня. Уже тогда она знала о святости старца, несмотря на то, что прославлен он будет только спустя пять лет после её кончины.

«Монашонок идёт…»

Ещё за несколько лет до рождения сына мать преподобного Алексия Мария Кузьминична Шепелева знала, что её ребёнок родится с недугом. Об этом её предупредил архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий), хорошо её знавший. Когда они вмести присутствовали при открытии мощей святителя Митрофана Воронежского, владыка неожиданно сказал ей: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божьим слугой».

Спустя несколько лет, 14 / 27 апреля 1840 года, на первый день по Пасхе в семье Шепелевых родился мальчик, которого назвали Владимиром. От рождения он оказался немым. Однако этот физический недуг впоследствии уберёг его от прохождения военной службы, к которой в те времена были призваны все дети из дворянских семей, к которым принадлежал и Владимир.

Когда мальчику исполнилось лишь три года, умер его отец. Главную роль в воспитании сына сыграла мать Мария Кузьминична, которая в первую очередь старалась привить ему христианские качества — милосердие и благочестие. Часто они бывали вместе в Киевской Китаевой пустыни, особо известной в то время своим старцем — юродивым иеросхимонахом Феофилом (Горенковским). Однажды, увидев Владимира вместе с матерью во дворе, блаженный приветствовал его словами: «Монашонок идёт, монашонок…» В другой раз он потчевал Володю пряниками, приговаривая: «Ешь, ешь, вырастешь — не пряники, а Христа принимать будешь». Этими словами он, очевидно, предсказал ему его будущее священство.

«Воистину Воскресе!»

Когда Владимиру исполнилось двенадцать лет, он был освобожден от военной школы по причине своего недуга. Однако мать очень скорбела о немоте своего сына и мечтала о его исцелении. Её связывала тёплая дружба с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), к которому она и обратилась за помощью и советом. Владыка утешил её и пригласил прийти к нему в домовой храм на службу в первый день Пасхи. Когда они подходили после службы целовать крест, владыка благословил Владимира поцеловать и свою палицу, после чего сказал ему: «Христос Воскресе!» Отрок ничего не ответил. Митрополит повторил это приветствие ещё дважды, и на третье своё приветствие услышал ответ: «Воистину Воскресе!». Так совершилось чудо исцеления Владимира от немоты.

Послушание в Лавре

После чудесного исцеления отрок Владимир поступил в Киево-Печерскую лавру. Он был принят сюда по благословению владыки Филарета 2 июля 1853 года в возрасте тринадцати лет, а спустя четыре дня после этого скончалась его мать. Всю заботу о дальнейшей судьбе Владимира взял на себя митрополит Филарет, который сделал юношу своим послушником. Ещё одним духовным советником того времени стал для Владимира старец Парфений (Краснопевцев) — ныне преподобный Парфений Киевский.

Святитель Киевский Филарет (Амфитеатров)

Когда юноше исполнилось семнадцать лет, преставился владыка Филарет. Однако перед кончиной он позаботился о своём подопечном, определив его на послушание в типографию Лавры. Официальное зачисление его на эту должность состоялось 15 апреля 1857 года.

Тогда же пришло время испытаний для молодого послушника. Часто посещавший Лавру известный в то время киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский) предупредил однажды Владимира, чтобы тот остерегался «женского пола»: «Скоро они по твою душеньку в Лавру приедут». Спустя месяц после этого в Лавру действительно приехала одна помещица, знакомая с домом Шепелевых, и с помощью других родственников пыталась разными способами выманить послушника из монастыря с целью выйти за него замуж. И только вмешательство самого наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Варлаама помогло Владимиру остаться в обители.

Постриг и хиротония

Наконец 13 апреля 1872 года состоялся постриг лаврского послушника в монашество. Постригал его наместник Лавры архимандрит Варлаам. При этом произошло ещё одно значимое, промыслительное событие. При постриге Владимиру собирались дать имя Филарет — такое же, какое было и у его благодетеля митрополита Филарета. Однако при самом постриге, когда нужно было называть постриженика новым именем, архимандрит Варлаам забыл имя, которое собирался дать, но какой-то таинственный голос подсказал ему наречь постригаемого монаха Алексием в честь Алексия, человека Божия.

После пострига Алексия временно перевели на новое послушание «записчика» в Николаевский монастырь — больничный храм при Лавре. 23 ноября того же года он был рукоположен в иеродиакона. А в декабре 1874 года его перевели на другое послушание — ризничного при том же Николаевском монастыре.

6 декабря 1875 года Алексий был хиротонисан в иеромонаха. Произошло это совершенно неожиданно не только для Алексия, но и для самого наместника Лавры. В этот день собирались рукополагать другого иеродиакона, однако накануне архимандриту Варлааму во сне явился святитель Николай и велел рукоположить в тот день Алексия. Священноначалие, выслушав лаврского наместника, распорядилось совершить хиротонию именно над Алексием, что и было исполнено.

Вскоре он был переведён на такое же послушание ризничного из Николаевского монастыря в Ближние пещеры. Спустя шесть лет за добросовестное несение этого послушания он был награждён наперсным крестом. При этом сразу же после хиротонии на Алексия было возложено ещё одно новое послушание — духовничество.

Новое испытание

По мере того, как иеромонах Алексий преуспевал в духовном делании, силы зла всё больше и больше восставали против него. Составленное неизвестным автором житие подвижника повествует о том, что однажды сам диавол явился ему и обещал отомстить Алексию за то, что он сильно досаждает ему своим смирением. И действительно: прошло совсем мало времени, как новое тяжёлое испытание в виде клеветы и преследований обрушилось на преподобного.

В это время Алексия часто посещали в Лавре две бедные сестры, которым он старался по возможности благотворить. Считая, что иеромонах обладает большим состоянием, эти неблагодарные сёстры потребовали от него огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей, обвинив, что эти деньги они якобы дали ему раньше на хранение. Поскольку таких денег у отца Алексия никогда не было, он им отказал. Тогда женщины подали жалобу его начальству. И хотя сам наместник был уверен в невиновности отца Алексия, сестры добились своего, направив жалобы выше — экклесиарху Лавры, который и без того не благоволил к Алексию.

Преображенская и Голосевская пустыни

Вначале преподобного лишили должности ризничего. Однако сёстры и на этом не остановились — они стали преследовать иеромонаха, обзывая его на людях вором. Желая избежать скандалов и соблазна для людей, священноначалие решило перевести отца Алексия в Спасо-Преображенскую пустынь. Произошло это в апреле 1891 года. В Преображенской пустыни преподобный провел более четырёх лет, и с благодарностью отзывался об этом времени: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о смерти».


Наконец 15 ноября 1895 года отец Алексий был переведён на послушание ризничего в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь, где и провёл все оставшиеся годы своей жизни.

Видение святителя Феодосия Черниговского

Уже тогда умение обращаться со святыми мощами снискали славу иеромонаху Алексию и за пределами Киева. Поэтому, когда в 1896 году состоялось прославление святителя Феодосия Черниговского и открытие его мощей, в Чернигов был приглашён и отец Алексий. И здесь при переоблачении мощей он удостоился чудесного явления самого святого. При этом святитель просил молиться об упокоении своих родителей, назвав их имена. Батюшка был удивлён этой просьбе, возразив, что святитель Феодосий сам прославлен, и его молитвы выше чьих-либо других. На этой святой ответил, чтобы отец Алексий поминал его родителей на проскомидии. «Она выше моей молитвы!» — добавил святой.

В том, что это видение было истинным, может заверить тот факт, что на тот момент имена родителей святителя Феодосия Черниговского не были известны. И когда спустя несколько лет благодаря находкам историков удалось восстановить родословную святого, то имена его родителей совпали с теми, которые были названы иеромонаху Алексию самим святителем.

Старчество

В Голосеевском монастыре отец Алексий очень скоро прославился как опытный духовник и старец. На исповедь и за советом к смиренному иеромонаху приезжали не только мирские люди, но и монахи, а также архипастыри, в том числе и митрополиты. Многие владыки были духовными чадами отца Алексия. При этом сам старец всегда опасался превозношения и отказывался от всех почётных должностей и наград.

Только двух наград не удалось избежать иеромонаху Алексию: ордена святой Анны III степени, врученного ему в 1905 году, и палицы, которой наградил его митрополит Флавиан. В то время отец Алексий был единственным иеромонахом, обладавшим такой наградой, поскольку палицами награждались лишь игумены.

Однако главным признанием было доверие людей, с которым они приходили к своему духовнику за помощью и советом. Несмотря на многочисленные случаи прозорливости отца Алексия, он никогда не настаивал, чтобы люди поступали по его указанию. Часто бывало так, что приходящий просил благословение поступить не так, как открывалась святому воля Божья, и отец Алексий благословлял. А после этого он долго молился о вразумлении того человека, и уже по его молитве приходивший изменял своё намерение. Таким образом старцу удавалось избежать сразу двух зол: с одной стороны, он не ломал воли человека, а с другой, избегал собственной славы.

Преставление старца

До последних дней отец Алексий сам выполнял всю работу, не прибегая к услугам келейников, пока позволяло здоровье. Однако силы его стали угасать: болело сердце, тяжело было ему передвигаться — распухли ноги. Из-за этого он уже не мог нести очередного богослужения, от которого был освобождён, но продолжал принимать людей.

Сам преподобный знал о своём скором переходе в вечность. Когда в ноябре 1915 года он исповедовал перед смертью своего духовного сына, митрополита Киевского Флавиана, Высокопреосвященный сказал ему: «Не надолго расстаёмся: скоро опять увидимся».

За день до смерти батюшка раздал всё своё скудное имущество. 24 марта (по н.ст) 1917 года он собирался служить, но почувствовал себя крайне плохо — из храма его перенесли в келью, где он вскоре тихо и безболезненно отошёл ко Господу.

Погребли старца 26 марта в Голосеевской пустыни у стены храма в честь иконы «Живоносный Источник». Спустя полгода на его могилке был установлен памятник в виде креста, где с обратной стороны было написано: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное», а также часто повторяемые батюшкой слова: «Что я? — Убогий монах».

Обретение мощей и канонизация

В 1925 году наместнику Лавры архиепископу Димитрию (Абашидзе) явился во сне отец Алексий и просил перезахоронить его, поскольку он плавает в воде. Этот сон повторился дважды. На свой риск владыка Димитрий решил обратиться с просьбой о перезахоронении к светским властям, на что, к своему удивлению, получил разрешение. Однако при условии, что если сон окажется неправдой, то участники этого мероприятия будут наказаны. Владыка согласился.

Как только могилку иеромонаха Алексий стали раскапывать, все копавшие сразу же провалились в воду, в которой плавал гроб святого. Представители светских властей настолько были испуганы этим событием, что сразу же разбежались, а собравшиеся вокруг верующие возликовали. Гроб был перезахоронен несколько ниже прежнего места, где и по сей день находится почитаемая народом могилка преподобного.

В 1993 году произошло обретение мощей отца Алексия, которые и сейчас находятся в храме Голосеевского мужского монастыря. А в 1999 году он был прославлен как местночтимый святой в лике преподобных. 30 ноября 2017 года состоялось общецерковное прославление преподобного Алексия (Шепелева).

НАСТАВЛЕНИЯ
преподобного Алексия Голосеевского

Преподобный Алексий ГолосеевскийНельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.
Единственный способ облегчения скорбей — это слёзы, терпение и молитва.
Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.
Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.
Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.
Да будет во всём Его святая воля — «да будет воля Твоя…»
Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.
К себе должно относиться строго, а к другим — снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт — злость на сердце нападает, а после этого — уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.
Делай добро, пока руки теплы.
Деньги — это черви.
Лишнее раздавайте своими руками.
Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.
Кто не ищет власти, тот не боится и лишиться её.
Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов.
Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом.
Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
Приближение человека к Богу есть приближение его к своему счастью; удаление человека от Бога есть удаление его от своего счастья.
Милосердие Божие по отношению к милосердию человеческому есть то же, что целое море по отношению к капле воды.

https://pravoslavie.ru/120075.html
#2 | С. Александра »» | 24.03.2021 18:31
  
0
«СТОЛП ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА»
Подвиг блаженного Павла Таганрогского

Два года назад состоялось общецерковное прославление блаженного старца Павла Таганрогского. Своей жизнью он воплотил яркий и востребованный пример подвига святости в миру, а Донская земля навеки обрела в его лице своего покровителя на небе. 20 июня отмечается день памяти старца, в честь его прославления в лике местночтимых святых.
Блаженный Павел Таганрогский
Святой странник

Блаженный Павел ТаганрогскийРодился Павел Стожков 21 ноября 1792 года и был назван в честь святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника, чья память совершается 19 ноября. Родители мальчика – Павел и Параскева Стожковы – были зажиточными дворянами из Кролевецкого уезда Черниговской губернии и владели большим количеством крестьян. Очевидно, что были они и благочестивыми людьми. Однако они мечтали дать Павлу, как и его старшему брату, хорошее образование и обеспечить ему безбедную жизнь. Сам же блаженный рассказывал: «Всё моё желание от юности было молиться Богу, а намерение – идти по святым местам».

Ещё в возрасте 16 лет он оставил отчий дом и отправился паломничать по святым местам, и так пространствовал целый год. Когда Павел вернулся домой, отец его сильно наказал и запретил впредь ходить по святым местам. Сам святой впоследствии признавался, что отец не разделял его стремлений, однако не в силах был их изменить: когда Павлу исполнилось 25 лет, он отдал сыну его часть наследства и, благословив поступать с ним по его личному усмотрению, отпустил. Первым делом Павел даровал свободу всем своим крестьянам, а деньги, оставшиеся от продажи имущества, раздал нищим. После этого он смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться путешествовать по святым местам.

Известно, что это паломничество блаженного Павла продлилось 10 лет. За это время он смог посетить много святых обителей, в каждой из которых он оставлял значительные пожертвования. Особенно (и впоследствии) он любил посещать Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую и Почаевскую обители. О последней он говорил так: «Кто в Киеве будет, а Почаев минует, тот и в Киеве не будет».

Вторая родина

В возрасте 35-ти лет Павел появляется в городе Таганроге и остается здесь уже навсегда. Долгое время он жил у людей, на разных квартирах. Последним его пристанищем стала квартира в Депальдовском (сейчас – Тургеневский) переулке, где он имел не просто свой угол-келию, но снимал целый домик. Одевался блаженный очень просто, носил крестьянскую одежду и говорил на малороссийском языке, так что сложно было даже догадаться о его дворянском происхождении.

Павел любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он носил скамеечку и полотенце

От природы наделённый большой физической силой, Павел нанимался на поденные работы и трудился не жалея себя. Однако со звуком благовеста он сразу же оставлял всё и торопился в храм, не пропускал ни одной службы. Больше всего ему нравился Успенский собор, в который он приобрёл много икон, лампад и сделал ряд других пожертвований. Павел сам любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он всегда носил маленькую скамеечку и белое полотенце. Рассказывали также, что когда к собору пристраивали приделы (в это время Павел был уже в преклонных летах), он сам носил наверх кирпичи, вдохновляя своим примером другим.

Однажды настоятель собора, который и так хорошо относился к блаженному, во время Великого входа на литургии увидел Павла в светлом сияющем облачении, как у архиерея. После этого он стал относиться к праведнику ещё лучше. Правда, не все из церковного причта так почитали старца – были у него и недоброжелатели.

Когда старец уже не работал, после службы он имел обычай заходить на базар. Павел неизменно ходил с палкой в руке и двумя холщовыми сумками за плечами. Торговцы старались зазвать его к себе, так как знали, что после этого торговля у них пойдёт успешно. Многие давали ему продукты в качестве милостыни, но блаженный не у всех её брал, а кого-то, к их великой скорби, отгонял даже палкой.


Когда старец Павел поселился в отдельном доме, некоторым людям он стал благословлять пожить с ним некоторое время, кто-то оставался и навсегда. Так постепенно вокруг него начала создаваться своя община. Старец отличался большой строгостью, не давал никому поблажки, особенно же он не любил непослушания. Однако когда к нему приходили посетители, их грехи он обличал оригинальным образом: в присутствии кого-либо из послушников он так называл эти грехи, словно бы они были свойственны этому послушнику. Последний лишь виновато пожимал плечами и просил прощения, но сам посетитель понимал, что так были обличены его собственные прегрешения, и уходил с духовной пользой.

Заботясь в основном о внутренней жизни, блаженный Павел весьма малое значение придавал чистоте в своей келье. Послушницам он благословлял убирать у него лишь раз в неделю – по субботам. Причём весь мусор он наказывал собирать в мешки, которые ещё три дня стояли в доме, а затем мусор сжигался. Выбрасывать его он не благословлял. Спал святой на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки он подкладывал под голову что-нибудь из своей одежды. Спал очень мало, особенно ценил ночную молитву.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым

На стенах в келье старца было много икон, у которых всё время горели лампады, возле других на лавочках стояли кувшины с песком, в которых также непрестанно горело огромное количество свечей. Ещё в келье святого всегда стояло много мешков и корзин со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым. Он каждую неделю присылал в тюрьму всевозможные продукты, интересовался о больных и усиленно им помогал. Когда же кто-либо из заключённых умирал, старец сам покупал гроб, одежду и всё необходимое для погребения. Благодаря его заботам все заключенные были похоронены по-христиански.

С юности полюбив подвиг паломничества, старец не оставлял его и в более зрелом возрасте. Обычно он брал с собой несколько послушниц, и вместе они отправлялись поклониться святым местам. При этом старец Павел большое значение придавал всем тяготам и трудностям, которые нужно было обязательно понести во время пути. Со временем, когда он сам уже не мог ходить в такие походы, святой любил благословлять в них своих послушниц, всегда помогая им в пути незримым образом.
Прижизненный портрет Павла Таганрогского
Чудеса и предсказания
Многими духовными дарами был наделён от Бога Таганрогский старец Павел, или «Павло Павлович», как многие его называли. Был у него и дар прозорливости – многие слова блаженного впоследствии сбывались. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу), он предсказал, что тот со временем станет великим человеком, таким, «шо больший буть не може». Спустя много лет этот иеромонах действительно стал Иерусалимским Патриархом.

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…». И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца, вначале как его послушница, а затем, после смерти блаженного, возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит больного палкой по больному месту

Другой человек пришёл просить у старца Павла благословения уйти в монастырь. Тот велел ему прежде залезть на печку и посидеть там. Так молодой человек провёл на горячей печи 12 дней, после чего, выдержав это испытание, был отпущен старцем в монастырь. Впоследствии он стал хорошим монахом на Афоне, где подвизался до конца своих дней.

Очень многих блаженный Павел Павлович исцелял, зачастую когда от пациента отказывались уже даже врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец сильно поколотит больного своей палкой по больному месту.

Один мужчина, у которого дома умирала жена, узнав о необычном чудотворце, поехал к нему издалека с последней надеждой. Однако как только он появился на пороге, сразу же получил палкой по голове от старца и услышал от него: «Чего приехал?! Твоя жена тебе дома уже вареников наварила». Ничего не поняв, мужчина отправился домой. Но ещё более он был удивлён, когда дома действительно застал здоровую жену, которая уже наготовила ему миску вареников. Как выяснилось, исцеление к ней пришло в тот самый момент, когда старец Павел ударил её мужа палкой по голове.

И подобных случаев, один невероятнее другого, было множество.

Кончина и прославление святого

Дни земной жизни старца подходили к концу. Известно, что незадолго до кончины блаженного посетил праведный Иоанн Кронштадтский. Сохранившееся предание свидетельствует, что последний приветствовал Павла словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба», – на что старец отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился блаженный Павел 23 марта 1879 года, незадолго до этого приобщившись Святых Христовых Тайн. В ту самую ночь, когда старец умер, известный Таганрогский протоиерей, который недолюбливал праведника при жизни, видел, как ангелы с радостными песнопениями несли на небо чью-то святую душу. На вопрос, чья это душа, он получил ответ: «Павла Павловича». После этого протоиерей горько раскаялся о своём плохом отношении к старцу.

Сама кончина Павла тоже ознаменовалась ещё одним чудом. Когда он преставился, многие видели, как по всему его телу прошла желтоватая тень, после чего само тело убелилось, как снег, на лице же новопреставленного сияла радость.

На ясном небе вдруг образовалась радуга; позже на том же месте из облаков сложился крест

Старец предсказывал, что в день его погребения будет очень много мух. Этим он хотел сказать, что попрощаться с ним придёт огромное количество людей – «как мух». И действительно, на погребении старца народу было столько, что многим пришлось стоять в очереди по несколько часов, чтобы подойти ко гробу и попрощаться с блаженным Павлом. Происходили здесь и многие случаи исцелений.

Старец Павел пользовался большим почитанием у людей ещё при жизни, однако по его преставлении число почитателей только увеличилось. Так сбылись ещё одни слова святого: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым… Мой куст никогда не будет пуст». Местом паломничества стала не только могилка старца, но и его келия, которая и до сих пор принимает много посетителей. Со временем на кладбище стараниями благотворителей и почитателей блаженного была построена часовня.

Долгожданное прославление старца Павла в лике местночтимых святых состоялось 20 июня 1999 года. В этот день его мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога. «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор», – любил часто напевать перед смертью блаженный. Прославление блаженного также сопровождалось некоторыми чудесами: погожим днём на ясном небе вокруг солнца вдруг образовалась радуга; позже на том же месте, где проходили торжества, из облаков на небе сложился крест. Общецерковное прославление святого старца Павла состоялось в 2016-м году.

Наставления старца Павла Таганрогского



Блаженный Павел наставлял приходящих к нему многими советами, некоторые из которых дошли и до наших времён. Известно, что он очень высоко ценил дела милосердия и благотворительность, особенно касающуюся благоукрашения святых храмов. Настаивал, чтобы в домах верующих всегда было достаточно лампадного масла, свечей и ладана, чтобы у икон неизменно теплилась лампада. Учил чтить церковные праздники и воскресные дни, кроме них он также особенно почитал пятницу, советовал откладывать все суетные дела в этот день. Высоко превозносил подвиг паломничества, странничества Христа ради с несением всех тягот и лишений, с ним связанных.

Сохранились и другие наставления святого:

Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!
Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве. Ради молитвы оставлять и сон, и еду. Молитвенное бодрствование считать самым благодатным временем.
Выше всех жертв почитать Бескровную Жертву, приносимую в храмах за грехи наши по установлению Господа нашего Иисуса Христа.
Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами.
Будь добрым ревнителем Православия! От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины.

https://pravoslavie.ru/113790.html
#3 | С. Александра »» | 24.03.2021 18:54
  
0
ВИЗИТ К ПРЕДСТОЯТЕЛЮ УПЦ:молитва о «детях дождя»
Опубликовано 4 марта, 2019 - jv в Новини


4 марта 2019 года, викарий Киевской Митрополии, Архиепископ Обуховский Иона, Председатель Синодального молодёжного отдела УПЦ в сопровождении настоятеля храма Иерусалимской иконы Божией Матери в Киеве протоиерея Димитрия Гарчука встретился с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием в резиденции святителя в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.
Архиерей обратился к Предстоятелю нашей Церкви с вопросом о необходимости пастырской опеки над детками, которые страдают расстройством аутистического спектра (РАС) и их родителями. Протоиерей Димитрий изложил Митрополиту основные векторы деятельности по этому чрезвычайно актуальному вопросу, испросив молитв Его Блаженства.
Архиепископ Иона подал рапорт Предстоятелю об установлении дня особой молитвы за страждущих этим недугом детей.
[Блаженнейший Митрополит благословил возносить особые молитвы о детках аутистах и страдающих от РАС в день памяти преподобного Алексия Голосеевского 24 марта .]
Такие молитвы прозвучат во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви по благословению Предстоятеля.
СПРАВКА.
2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

В связи с этим накануне, 24 марта 2019 года, в день памяти преподобного Алексея Голосеевского, Киевского, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви будет особая молитва о детях, страдающих от аутизма и расстройства аутистического спектра. Циркуляр такого содержания разослала Киевская митрополия во все епархии. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Особые молитвенные просьбы за «детей дождя» священнослужители совершат во время Божественной литургии на сугубой ектении в каждом храме и каждом монастыре.
«Детьми дождя» после появления в конце 1980-х фильма «Человек дождя» стали называть детей, страдающих аутизмом, детей, у которых, как говорят, глаза устремлены внутрь себя. Специалисты добавляют, что такие дети не могут социально адаптироваться и на все, что окружает их, они реагируют очень болезненно. Потому, что воспринимают этот мир гипертрофированно. Для них свет — слишком яркий, звук — слишком громкий, любое прикосновение — слишком интенсивное. Преимущественно, родители начинают бить в набат только тогда, когда наступает пора речевого общения, а их ребенок — молчит. И здесь главное — не оставлять надежду на Бога.
Преп. Алексея Голосеевского призывают для молитвенного заступничества перед Господом о детях с речевыми расстройствами не случайно, это связано с удивительным случаем из его жития.

Преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев) – старец, провидец, известный духовник. Родился на праздник Воскресения Христова 14 апреля 1840 года в Киеве в семье дворянина. Мальчик вовремя не заговорил. Мать сердцем чувствовала в безмолвии сына особое действие Промысла Божия. Она жила искренней надеждой на милость Христа Воскресшего: долго молилась и старалась воспитать в сыне христианские чувства и научить милосердию. Вместе с сыном они посещали тюрьмы и раздавали милостыню нуждающимся. Блаженный Феофил Китаевский предсказал матери, что ее сын будет монахом и священником. Как это возможно, представить было сложно, ведь Володя был совершенно неконтактным ребенком.
В нелегкое время, когда умер отец семейства, а мальчик стал обузой для семьи, молитвенно и материально поддержал семью святитель Филарет (Амфитеатров).
Приближалась Пасха 1853 года. Владыка благословил Марию прийти с больным немотой сыном Владимиром в его домовую церковь на вечерню в первый день праздника. После богослужения все подходили за благословением к святителю. Внезапно он подошел к Владимиру и произнес: «Христос воскрес!» Мальчик не ответил. Владыка повторил: «Христос воскрес!» Опять молчание. Владыка третий раз произнес: «Христос воскрес!» И – чудо: ребенок ответил: «Воистину воскрес!» Это были его первые в жизни слова.
Затем было воспитание и обучение в Киево-Печерской лавре. В 19 лет он принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем – священника. Много лет нес различные послушания в лавре, а затем в Спасо-Преображенской и Голосеевской пустынях.
С 1895 года батюшка Алексий трудился в Голосеевской пустыни, которая была скитом лавры. Именно здесь в полной мере наступил расцвет старческой деятельности преподобного. В Голосеево наиболее ярко раскрылись духовные дарования батюшки, которых удостоил Господь: молитвы и размышления, сочувствия и совета, прозорливости и мудрости, но более всего – дар утешения страждущих и милосердия.
Прошение на сугубой ектении

Невинно страдати о нас изволивый, Христе Боже, и страждущим сострадательно помогаяй, сих младенцев и отроков, невинно страждущих от недуга аутизма (имена), благослови благостию Своею, да явится на них слава Твоя, рцем вси, Человеколюбче Милостивый, скоро услыши и помилуй.
Сердцеведче Господи, светом Твоим просвети сердца родителей сих младенцев и отроков, терпением благослови, и на всякую добродетель настави, да благодарят Твое Благоутробие; молимся Ти, Христе Царю, скоро услыши и помилуй.
Молитва

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, послужити спасению рода человеческаго изволивый, страшныя Страсти претерпевый, и даже до Креста и погребения снизшедый; Воскресением же тридневным естество человеческое обновивый! Обнови светом Твоим умы и сердца младенцев и отроков (имена), невинно страждущих от недуга аутизма, благослови их, укрепи, утверди и умудри их благодатию Твоею.
Служащих ближним нарекий Твоими служителями, Господи, благослови добродетелию терпения родителей, служащих сим чадам, мудростию Евангелия украси их, раздражительность и пагубу гнева укроти, зависти зачатки искорени, подаждь радость духовную и доверие всецелое благой воле Твоей, Боже!
Верою припадаем Ти, Блаже, и приносим молитвы угодника Твоего, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Алексия Голосеевскаго; на нем бо Промысл Твой дивный явися, яко благодатию отверзошася уста его, недугом прежде скованныя, и проповеда он радость Воскресения Твоего.
Темже, уповающе на Твое благосердие и милость неизреченную, разумеюще глубину любве Твоея и премудрости тайну, благодарение и славу Тебе возсылаем, со Отцем и Святым Твоим Духом во веки веков. Аминь.

Читайте также Статью в издании «Отрок. Ua» протоиерея Димитрия Гарчука посвящённую данной теме:

https://www.pravmir.ru/umeesh-li-ty-lyubit/

По материалам официального сайта информационно-просветительского отдела УПЦ

http://news.church.ua/2019/03/22/kievskij-svyatoj-stal-pokrovitelem-detej-dozhdya-vo-vsex-xramax-i-monastyryax-upc-prepodnesut-osobuyu-molitvu-v-den-ego-pamyati-tekst-molitvy

Март 22nd 2018 -

Молитва

[Тропарь, глас 1:

Ангеле земный и человече небесный, во обителех Киевских потрудивыйся, в пустынь Голосеевскую вселился еси, старче Алексие, преподобне отче наш; пощением, молитвами и благодатию Божественною просветися, духовная твоя чада к жизни вечней настави, и ныне, имея дерзновение ко Святей Троице, недуги различныя врачуеши с верою притекающих к раце мощей твоих, даруя мир и спасение душам нашим.


Кондак, глас 4:

Безплотных сопричастниче и Преподобным Печерским сообщниче, всеславне старче Алексие, смиренномудрие имевый, душею и сердцем кроток был еси, во плоти на земли первее молча, послежде чудом Божиим глагола, дар прозорливости от Господа приявый, словесы и деяньми научал еси приходящия к тебе, ныне же предстояй Престолу Божию, молися о всех нас.

Молитва

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, послужити спасению рода человеческаго изволивый, страшныя Страсти претерпевый, и даже до Креста и погребения снизшедый; Воскресением же тридневным естество человеческое обновивый! Обнови светом Твоим умы и сердца младенцев и отроков (имена), невинно страждущих от недуга аутизма, благослови их, укрепи, утверди и умудри их благодатию Твоею.

Служащих ближним нарекий Твоими служителями, Господи, благослови добродетелию терпения родителей, служащих сим чадам, мудростию Евангелия украси их, раздражительность и пагубу гнева укроти, зависти зачатки искорени, подаждь радость духовную и доверие всецелое благой воле Твоей, Боже!

Верою припадаем Ти, Блаже, и приносим молитвы угодника Твоего, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Алексия Голосеевскаго; на нем бо Промысл Твой дивный явися, яко благодатию отверзошася уста его, недугом прежде скованныя, и проповеда он радость Воскресения Твоего.

Темже, уповающе на Твое благосердие и милость неизреченную, разумеюще глубину любве Твоея и премудрости тайну, благодарение и славу Тебе возсылаем, со Отцем и Святым Твоим Духом во веки веков. Аминь.
]
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites