8 марта. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи. Преподобного Еразма Печерского, в Ближних пещерах.

24 февраля по старому стилю / 9 марта по новому стилю
вторник
Седмица cырная (масленица) - сплошная. Глас 6.
Из трапезы исключается мясо.

Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Иоанна Предтечи.
Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).


Утр. – Лк., 31 зач., VII, 17–30. Лит. – Иуд., 77 зач., I, 1–10. Лк., 109 зач., XXII, 39–42, 45 – XXIII, 1. Предтечи: 2_Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 40 зач., XI, 2–15.

Тропарь Предтечи, глас 4:
От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род // единогласную возсылати славу Христу Богу.

Кондак Предтечи, глас 2:
Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде, // в мире проповедуеши покаяние.

Величание Предтечи:
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы // обретение.

Мысли свт. Феофана Затворника
(1Ин.2:18–3:10; Мк.11:1–11)
Вчера притча о блудном приглашала нас возвратиться от беспутства на добрый путь. Ныне св. Апостол Иоанн воодушевляет нас к тому, удостоверяя, что если сделаем это, то, когда явится Господь, будем подобны Ему. Что может сравниться с таким достоинством?! Предполагаю, что, слыша это, ты порываешься желанием и себе достигнуть его. Доброе и больше всего благопотребное дело! Не отлагай же взяться и за то, чрез что это достигается. Читай далее: «всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин.3:3). Есть ли что у тебя подлежащее очищению? Конечно, найдется не малое нечто. Спеши же: ибо туда, где Господь, ничто не войдет нечистое. Но и не ужасайся трудности дела. Сам же Господь и помощник тебе будет во всем. Возжелай только всеусердно и к Господу обратись за благопотребною помощью. К твоим усилиям привтечет Его благодатная сила, и дело пойдет легко и успешно.

Как нет греха, побеждающего милосердие Божие, так нет никакой нечистоты нравственной, которая бы устояла против съедающей ее благодатной силы. Будь только с твоей стороны нехотение этой нечистоты, посильное усилие к отторжению ее и прибегание с верою к Господу.


Первое и второе обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
По­сле усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на те­ло его бы­ло по­гре­бе­но уче­ни­ка­ми в са­ма­рий­ском го­ро­де Се­ва­стии, а чест­ная гла­ва со­кры­та Иро­ди­а­дой в бес­чест­ном ме­сте. Бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы (о ней упо­ми­на­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка – Лк.8:3), тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла ее в со­суд и по­греб­ла на го­ре Еле­он­ской – в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Через мно­го лет по­ме­стье это пе­ре­шло во вла­де­ние бла­го­че­сти­во­му вель­мо­же Ин­но­кен­тию, ко­то­рый стал стро­ить там цер­ковь. Ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та, был об­ре­тен со­суд с чест­ной гла­вой Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ин­но­кен­тий узнал о ве­ли­чии свя­ты­ни по быв­шим от нее бла­го­дат­ным зна­ме­ни­ям. Так про­изо­шло Пер­вое об­ре­те­ние гла­вы. Ин­но­кен­тий хра­нил ее с ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем, но пе­ред сво­ей смер­тью, бо­ясь, как бы свя­ты­ня не бы­ла по­ру­га­на невер­ны­ми, он сно­ва скрыл ее в том са­мом ме­сте, где об­рел. По кон­чине его цер­ковь при­шла в за­пу­сте­ние и раз­ру­ши­лась.

В дни рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го († 337, па­мять 21 мая), ко­гда хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла про­цве­тать, двум ино­кам, при­шед­шим в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, два­жды явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и от­крыл ме­сто на­хож­де­ния сво­ей чест­ной гла­вы. Ино­ки от­ры­ли свя­ты­ню и, по­ло­жив ее в ме­шок из вер­блю­жьей шер­сти, по­шли к се­бе до­мой. По до­ро­ге они встре­ти­ли незна­ко­мо­го гор­шеч­ни­ка и да­ли ему нести дра­го­цен­ную но­шу. Не зная, что он несет, гор­шеч­ник спо­кой­но про­дол­жал путь. Но ему явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и ве­лел бе­жать от нера­ди­вых и ле­ни­вых ино­ков вме­сте с тем, что бы­ло у него в ру­ках. Гор­шеч­ник скрыл­ся от ино­ков и до­ма с по­че­стью хра­нил чест­ную гла­ву. Пе­ред смер­тью он за­пе­ча­тал ее в во­до­нос­ный со­суд и пе­ре­дал сест­ре. С тех пор чест­ная гла­ва бы­ла пре­ем­ствен­но хра­ни­ма бла­го­го­вей­ны­ми хри­сти­а­на­ми, по­ка ее об­ла­да­те­лем не стал свя­щен­ник Ев­ста­фий, за­ра­жен­ный ари­ан­ской ере­сью. Он со­вра­тил мно­же­ство недуж­ных, ис­це­лив­ших­ся от свя­той гла­вы, при­пи­сы­вая бла­го­дать ере­ти­че­ству. Ко­гда его ко­щун­ство от­кры­лось, он был вы­нуж­ден бе­жать. За­ко­пав свя­ты­ню в пе­ще­ре близ Емес­сы, ере­тик рас­счи­ты­вал впо­след­ствии вер­нуть­ся и сно­ва овла­деть ею для рас­про­стра­не­ния лже­уче­ния. Но Бог не до­пу­стил это­го. В пе­ще­ре по­се­ли­лись бла­го­че­сти­вые ино­ки, а по­том на этом ме­сте воз­ник мо­на­стырь. В 452 г. ар­хи­манд­ри­ту этой оби­те­ли Мар­кел­лу свя­той Иоанн Кре­сти­тель в ви­де­нии ука­зал ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы. Это об­ре­те­ние ста­ло празд­но­вать­ся как Вто­рое. Свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Емес­су, а за­тем в Кон­стан­ти­но­поль.

О про­ро­ке Иоанне Кре­сти­те­ле Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал: «Из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал (про­рок) боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля». Иоанн Кре­сти­тель про­слав­ля­ет­ся Цер­ко­вью, как «ан­гел, и апо­стол, и му­че­ник, и про­рок, и свеч­ник, и друг Хри­стов, и про­ро­ков пе­чать, и хо­да­тай вет­хой и но­вой бла­го­да­ти, и в рож­ден­ных пре­чест­ней­ший, и свет­лый Сло­ва глас».

Преподобный Еразм Печерский
О пре­по­доб­ном Ераз­ме Пе­чер­ском свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский († 1226, па­мять 10 мая), пи­сал дру­гу сво­е­му пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу († 1182; па­мять 24 июля): «Был в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре чер­но­ри­зец Еразм. Он стя­жал на­сле­дие сла­вы в Небес­ном Цар­ствии за то, что всё, что имел, упо­тре­бил на укра­ше­ние Пе­чер­ской церк­ви: око­вал мно­же­ство икон, ко­то­рые и по­ныне у вас над ал­та­рем. С ним слу­чи­лось та­кое ис­ку­ше­ние. Ко­гда он об­ни­щал, то им ста­ли пре­не­бре­гать. Дух зло­бы то­гда на­чал вну­шать ему: «Нет те­бе поль­зы от то­го, что ты ис­тра­тил име­ние на цер­ковь, луч­ше бы­ло бы, ес­ли бы упо­тре­бил ты на ни­щих». Не рас­су­див о та­ких по­мыс­лах, Еразм при­шел в уны­ние и стал жить нера­ди­во. Щед­рый и ми­ло­сти­вый Бог за его доб­ро­де­тель спас его. Он на­вел на него тяж­кую бо­лезнь. В этой бо­лез­ни Еразм ле­жал немой с за­кры­ты­ми гла­за­ми семь дней, ед­ва ды­ша. В вось­мой день при­шла к нему бра­тия и, ви­дя его тяж­кое ды­ха­ние, го­во­ри­ли: «Го­ре, го­ре ду­ше се­го бра­та, в ле­но­сти про­жив­ше­го. Она ви­дит что-то и мя­тет­ся, не вы­хо­дя из те­ла». И вот Еразм вне­зап­но встал, как здо­ро­вый, и ска­зал: «От­цы и бра­тия! Точ­но я греш­ник, и греш­ник нерас­ка­яв­ший­ся, как го­во­ри­ли вы, но вот ныне яви­лись мне пре­по­доб­ные от­цы на­ши Ан­то­ний и Фе­о­до­сий и ска­за­ли: мы мо­ли­лись за те­бя, и Гос­подь дал те­бе вре­мя для по­ка­я­ния. По­том ви­дел я Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу с Сы­ном Хри­стом Бо­гом на ру­ках, и Она ска­за­ла мне: «Еразм! По­сколь­ку ты укра­сил Цер­ковь Мою ико­на­ми, и Я укра­шу те­бя в Цар­стве Сы­на Мо­е­го! Встань, по­кай­ся, об­ле­кись в Ан­гель­ский об­раз, а в тре­тий день возь­му Я те­бя к Се­бе как воз­лю­бив­ше­го бла­го­ле­пие до­ма Мо­е­го». Ска­зав это, Еразм на­чал ис­по­ве­до­вать гре­хи свои пред все­ми без сты­да, по­том по­шел в цер­ковь и был по­стри­жен в схи­му, а на 3-й день умер» († ок. 1160). Пре­по­доб­ный Еразм был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites