8 марта. Священномученика Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской. Преподобного Поликарпа Брянского.

23 февраля по старому стилю / 8 марта по новому стилю
понедельник
Седмица сырная (масленица) – сплошная.
Из трапезы исключается мясо.

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (1998).
Прп. Поликарпа Брянского (1620–1621). Прп. Зиновия Мажуги, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Прп. Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).
Сщмч. Павла Кушникова пресвитера (1918); сщмчч. Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мч. Сергия Бородавкина (1938).


3_Ин., 76 зач., I, 1–15. Лк., 96 зач., XIX, 29–40; XXII, 7–3914.

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Тропарь священномученика Поликарпа, глас 4:
И нравом причастник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Поликарпе,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученика Поликарпа, глас 1:
Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ, // славяще Господа.

Мысли свт. Феофана Затворника
(1Кор. 14:20-25; Мф. 25:1-13)
Читается притча о 10 девах (Мф. 25:1-13). Св. Макарий так изображает смысл ее:
«Мудрые пять дев трезвясь, поспешив к необычайному для своего естества, взяв елей в сосуде сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои елей радости, но, по нерадению или по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; за это и не допущены в чертог царства, не возмогши благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною как бы любовью, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества святыни Духа, всею любовью привязаны к Господу, с Ним ходят от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления, за что и сподо­бились приять елей небесной благодати. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помыш­ляют и ум их на земле имеет жительство. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху и украшены плотскими оправданиями, но не приняв елея радости, не возродились они Духом свыше».


Святитель Поликарп, епископ Смирнский
Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол (память 6 февраля). Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями) он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161–180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» – одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириней к своему другу Флорину. – ... Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: “Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить”».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Блаженная Матрона Московская
Блаженная Матрона Московская (в миру Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской губернии в богобоязненной, благочестивой крестьянской семье. Будучи слепой от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К отроковице Матроне стали обращаться за советом сначала ее односельчане, а затем и приезжие из других краев.

В 1925 году Матрона уехала в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место своего жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матронушке люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях.

После праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, которые молились, призывали ее в помощь и получали утешение, исцеление и поддержку на своем жизненном пути. Почитание почившей росло, совершались многочисленные чудеса и исцеления.

8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, на Даниловском кладбище г. Москвы были обретены честные останки блаженной Матроны. После заупокойной литии, совершенной в храме в честь сошествия Святого Духа, гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 30 апреля 1998 года было совершено перенесение честных останков в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, а 1 мая – в Свято-Покровский женский монастырь. С этого момента началось паломничество в обитель тысяч верующих людей, чтущих святую память праведной старицы Матроны – Матронушки, как ласково называли ее в народе. Сюда приходили и приходят сотни писем с просьбой помолиться блаженной, некоторые из них адресованы ей самой. Сестрами обители была заведена особая книга, куда тщательно заносились случаи чудесного заступления, оказанного верующим по молитвам блаженной Матроны. Его свидетельницами не раз становились насельницы Покровского монастыря, твердо верящие, что именно блаженная Матронушка помогает им в восстановлении обители.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.

Нескончаемой чередой идут верующие в Покровскую обитель поклониться блаженной Матроне Московской, веря в силу ее благодатного заступничества, помня ее слова: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать и помогать вам». Непрестанно возносится у святых мощей дивной старицы молитва: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!».

Преподобный Поликарп Брянский, игумен
Преподобный Поликарп Брянский, как предполагают, в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя Черниговского (память 20 сентября). Это предположение выдвинуто из-за участия Борятинских в судьбе Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Время жизни его относят к ХVI в. Имя князя Петра Борятинского нередко встречается в актах ХVI в. Так он в числе других был отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля. В 1576 г. он был назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский, поставленный воеводою в Холму, был пленен литовцами вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при Борисе Годунове, Борятинский подвергся опале. В 1591 г. он был назначен воеводою в Тюмень, а через несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался в 1620 или 1621 г. и был погребен.

Преподобные пустынники Сирийские: Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей другой и Дамиан.
Преподобный Иоанн, ученик святого Лимния (память 22 февраля), жил в V в. в Сирии, избрав для себя подвиг "беспокровного жития". Он поселился на холме, открытом со всех сторон ветрам, и жил там 25 лет. Питался он только хлебом с солью, тело изнурял тяжелыми веригами. Когда кто-то из посещавших подвижника посадил на холме миндальное дерево, чтобы преподобный мог укрываться в его тени от палящего зноя, святой велел срубить его, чтобы не давать своему телу никакого отдохновения.

Преподобный Моисей, подражая святому Иоанну, поселился на вершине горы близ селения Рамы.

Таким же подвигом подвизались и преподобные Антиох и Антонин. До преклонного возраста они продолжали совершать свои подвиги, подавая пример духовной крепости, превозмогающей всякие немощи.

Преподобный Зевин, подвизавшийся на той же горе, достиг глубокой старости, но никогда не садился во время своего молитвенного правила, лишь иногда опирался на жезл. Окрестные жители почитали преподобного Зевина и получали по его молитвам большую помощь в своих скорбях и нуждах.

Святой Полихроний, ученик преподобного Зевина, подражал жизни своего старца, дни и ночи проводил в посте и бдении. Вериг у преподобного Полихрония не было, но во время молитвы он налагал себе на плечи тяжелый дубовый корень, который сам выкопал из земли. Своей молитвой святой Полихроний испросил у Бога дождь во время засухи, и для нуждающихся наполнил елеем каменный сосуд. С преподобным Полихронием жил его ученик преподобный Моисей. Во всем подражая своему старцу, святой Моисей также явил образец суровой аскетической жизни.

Другой ученик - преподобный Дамиан удалился в обитель, по названию Иера, и подвизался там, имея в своей келлии лишь малую коробочку с чечевицей, которой питался. Все эти преподобные отцы мирно скончались в V в. в Сирии.

Преподобный Александр Константинопольский
Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих», родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако, чувствуя призвание к иному служению, оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных обителей близ Антиохии под руководством игумена Илии. Восходя из меры в меру по ступеням иноческих подвигов, он получил благословение игумена на пустынножительство. Подвизался преподобный в пустыне, наедине со Святым Евангелием, единственным, что он взял с собой. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Он обратил к вере местного градоначальника Раввулу, который преуспевал впоследствии в церковном служении, был удостоен святительского сана и целых 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе

Наконец, преподобный Александр поселился невдалеке от реки Евфрат. Иноки собирались вокруг него, привлекаемые высотой его молитвенного подвига и духовной опытностью. Возник монастырь, насчитывавший до 400 монахов. Тогда святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Три года преподобный авва молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение. Отсюда и пошло наименование «обители неусыпающих», потому что неусыпное пение возносилось подвижниками Богу.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом своего ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к духовной жизни. Дойдя до Константинополя, столицы Византийской империи, он и здесь основал обитель с излюбленным им уставом «неусыпающих». Скончался преподобный авва в глубокой старости после пятидесяти лет непрестанных иноческих подвигов. Датой его преставления называют 430 год.
Память преподобного Александра совершается также 3 июля.

Священномученик Алекси́й Никольский, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 10 фев­ра­ля 1877 го­да в се­ле Ге­ни­но Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ни­коль­ско­го, слу­жив­ше­го в хра­ме свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Впо­след­ствии отец Иоанн был на­зна­чен в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Лья­ло­во Мос­ков­ско­го уез­да.
Алексий НикольскийВ 1892 го­ду Алек­сей окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1898 го­ду — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а в 1902 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Алек­сей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил до 1930 го­да, ко­гда во вре­мя оче­ред­ных го­не­ний на Цер­ковь был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. Вер­нув­шись из ссыл­ки, он стал слу­жить в хра­ме в се­ле Ма­ло-Фо­мин­ское Ве­сье­гон­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти.
16 фев­ра­ля 1938 го­да отец Алек­сий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ве­сье­гон­ске. На сле­ду­ю­щий день бы­ли до­про­ше­ны два сви­де­те­ля-род­ствен­ни­ка, бри­га­ди­ры кол­хо­зов «Зна­мя тру­да» и «Но­вый путь». В на­ча­ле фев­ра­ля один из них по­хо­ро­нил же­ну, и по это­му слу­чаю они оба ока­за­лись в церк­ви. В этот день хо­ро­ни­ли еще двух ста­ри­ков. Бри­га­ди­ры по­ка­за­ли, что отец Алек­сий во вре­мя от­пе­ва­ния ска­зал: «Вот эти два ста­ри­ка умер­ли как пра­во­слав­ные, они по­се­ща­ли цер­ковь, при­ча­сти­лись и умер­ли по-Бо­жьи, а эта ра­ба Бо­жия — храм не по­се­ща­ла... При со­вет­ской вла­сти ста­ло мно­го уми­рать на­ро­да, лю­ди ста­ли сла­бые, жи­вут в недо­стат­ках, хра­мы не по­се­ща­ют, а со­вет­ская власть над хра­ма­ми над­ру­га­ет­ся и раз­ру­ша­ет их, пра­во­слав­ных при­тес­ня­ют, мо­ло­дежь со­всем за­бы­ла цер­ковь». Так­же один из них по­ка­зал, что ко­гда в се­ле умер за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля кол­хо­за, то его же­на хо­те­ла по­сле так на­зы­ва­е­мой «граж­дан­ской па­ни­хи­ды» от­петь его в хра­ме, но отец Алек­сий на это ска­зал: «Я его от­пе­вать не бу­ду, он не наш, Бо­га не при­зна­вал и в цер­ковь не хо­дил».
В этот же день был до­про­шен и отец Алек­сий. На во­прос о том, ко­го он зна­ет из свя­щен­ни­ков, отец Алек­сий от­ве­тил, что зна­ет толь­ко од­но­го свя­щен­ни­ка, с ко­то­рым был в ссыл­ке и ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось уже семь­де­сят лет и он в хра­ме не слу­жит. Сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал от него, чтобы он рас­ска­зал о сво­ей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, и на­пом­нил ему слу­чай, о ко­то­ром по­ве­да­ли сви­де­те­ли.
Отец Алек­сий на это от­ве­тил: «В пер­вых чис­лах фев­ра­ля 1938 го­да мне при­шлось од­новре­мен­но от­пе­вать трех по­кой­ни­ков. Во вре­мя от­пе­ва­ния я про­из­нес ко­ро­тень­кую про­по­ведь, в ко­то­рой вы­ра­зил ве­ру­ю­щим свое удив­ле­ние, что в один день при­хо­дит­ся от­пе­вать тро­их, рань­ше та­кие слу­чаи бы­ли ред­ки, и я при­звал к по­кор­но­сти во­ле Бо­жьей кол­хоз­ни­ков. Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел».
22 фев­ра­ля 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 6 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сий Ни­коль­ский был рас­стре­лян 8 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Икона Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы «Сокольская»
Со­коль­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­ле­ние ко­то­рой по­сле­до­ва­ло в 1172 го­ду, ныне хра­нит­ся в Со­коль­ском Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре. Этот мо­на­стырь рас­по­ло­жен на го­ре Ду­хо­вой, при ре­ке Вор­ск­ле, и на­хо­дит­ся в трех вер­стах от ме­стеч­ка Со­кол­ки Ко­бе­ляк­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии. Он был ос­но­ван в 1714 го­ду на­сто­я­те­лем пол­тав­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря. В 1731 го­ду Со­коль­ский Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь был ра­зо­рен крым­ски­ми та­та­ра­ми. При этом бы­ли на­не­се­ны зна­чи­тель­ные по­вре­жде­ния и хра­нив­шей­ся в мо­на­сты­ре иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Они за­мет­ны и до сих пор. На Со­коль­ской иконе, неод­но­крат­но про­слав­лен­ной чу­до­тво­ре­ни­я­ми, изо­бра­же­но Рож­де­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Кирилл Д. »» | 07.03.2021 19:15
  
1
Покаяние или смерть
#2 | Павел Феориев »» | 07.03.2021 22:25 | ответ на: #1 ( Кирилл Д. ) »»
  
0
Гинцбург , Чубайс.. Правило 11 6-го Вселенского Собора, Трулльского
Правило 11 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, ... правило не дозволяет ни вступать в общение с ними, то есть в дружетсво, ни больным лечиться у них, ни даже мыться вместе с ними. И 32-е правило Лаодикийского собора запрещает принимать благословение еретиков, а 37-е и 38-е правила того же собора говорят, что не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites