Из официального документа Патриархии. Передача инфекции через Тело и Кровь Христову, Лжицу, и другие Святыни невозможна!

Молебен у мощей преподобного Сергия. Троице-Сергиева лавра. Фото: Патриархия.Ru

Выписка из официального ДОКУМЕНТА Патриархии Русской Православной Церкви (2005г.) о том, что передача инфекции через
Тело и Кровь Христову, Лжицу, и другие Святыни НЕВОЗМОЖНА.


"С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение . это не ²прием общей ванны⌡, но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и ПРИКОСНОВЕНИЯ верующих К СВЯТЫНЯМ, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни . Тела и Крови Христовых. По ГЛУБОЧАЙШЕМУ убеждению многих поколений верующих, ПЕРЕДАЧА ИНФЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ЛЖИЦУ, погружаемую в истинную Кровь Христову, НЕВОЗМОЖНА."

Ссылка на документ: http://www.patriarchia.ru/db/text/81695.html

(См. Часть ll, Пункт 1.а., абзац 4)

+++



Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

24 июня 2005 г. 09:41
Служба коммуникации ОВЦС в пятницу опубликовала документ, представляющий концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа и работе с вич-инфицированными людьми:

Введение

В конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее серьезных угроз для стран СНГ.

Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: потребления инъекционных наркотиков и беспорядочных половых контактов. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее последствий.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров.

Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.

Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.

Призвание Церкви в ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею служения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику, связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальными последствиями, а также с масштабом эпидемии.

Часть 1. Богословские и этические аспекты болезни

I.1. Достоинство и предназначение человека

Христианское утверждение о достоинстве человека основано на учении о сотворении мира и человека Богом, а также на учении о воплощении Сына Божия. Согласно Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26), что поднимает его на высочайшую ступень бытия. Ценность человека связана также с воплощением Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Будучи единосущным Богу Отцу по божеству, Сын Божий стал единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам кроме греха.

В святоотеческой традиции подобие принято рассматривать в том числе как задачу по реализации заложенного в человеческой природе образа Божия, то есть как уподобление Богу в праведности и святости. В православном богословии стяжание человеком подобия Божия называется также обожением, то есть достижением такого состояния, когда человеческая природа по благодати приобретает свойства божественного естества. Именно в обожении, по учению Церкви, состоит высшее предназначение каждого человека.

I.2. Грех и его последствия

Грехопадение есть духовный разрыв человека с Богом. Оно значительно ослабило возможность человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменение состояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телесную части человеческого существа. В результате греха телесному существованию человека от рождения до смерти сопутствуют болезни (Быт. 2. 17; 3. 16-19; Рим. 5. 12; 6. 16; 8. 6; 1 Кор. 15. 56; Евр. 2. 14-15; Иак. 1. 15). В болезнях проявляется власть смерти над человеком (ср. Рим. 5. 14; 1 Кор. 11. 28-32).

Будучи причиной разрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3. 12; 4; 11. 1-9).

I.3. Христос — Искупитель человека от греха, болезни и смерти

«Бог не сотворил смерти» (Прем. 1. 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть (Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1. 13 сл.; 2. 23). Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможна только как пребывание человека в общении с Ним.

Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховных страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9. 13; Лк. 5. 8). Сделавшись за нас «грехом» (2 Кор. 5. 21) и «проклятием», которые навлечены грехом, Христос «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3. 13).

Исцеление от болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти — суть плоды победы Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12. 31; Евр. 2. 14; Откр. 7. 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти.

I.4. Христианское отношение к болезни и врачеванию

«Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви», — говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — При этом Церковь всегда помнит библейские слова о том, что «от Вышнего врачевание» (Сир. 38. 2)».

Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху. Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности, единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть - не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединение с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа, Победителя смерти.

Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.

Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи». Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27)». Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: «Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?»

I.5. Больные и Церковь

Люди, страдающие от различных заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются предметом особой заботы Церкви. Церковь совершает ежедневные соборные молитвы о даровании болящим здравия и спасения.

Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальной поддержке нуждающихся.
В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми, проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участие и любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, — исконно христианская, евангельская добродетель. Ибо Спаситель Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 13).

Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника».

В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью.

В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

Часть II. Задачи по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими

II.1. Приходской уровень

Роль и задачи пастыря

а) Строение Тайн Божиих

Священническое служение — это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, через которую они вступают в общение с Богом, «составляя одно тело во Христе» (Рим. 12. 5).

Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.
Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью.

Важной задачей пастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскую жизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.

С медицинской точки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет препятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.
С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение — это не «прием общей ванны», но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни — Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.

Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые молебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существует традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

б) Церковная проповедь

При рукоположении в священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты церковного Предания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать которые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.

Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе «ненавидь грех, но люби грешника», обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.

Непременным элементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.

в) Пастырское душепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образом пастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово). «Врачевание» души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком врачевании.

Следует помнить, что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относиться к ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либо серьезным заболеванием.

Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств — отвержением со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным — дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.

Священник должен призывать человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому себе и к своим близким. В отношении самого себя больному следует заниматься лечением и вести здоровый образ жизни, в отношении близких - делать все возможное для предотвращения их заражения. Больной также может принести пользу обществу, в частности, помогая тем ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке, чтобы справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.

Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией.

г) Пастырское попечение вне прихода

Священнику следует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе — особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значение будет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особенно недостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многие с опытом употребления наркотических веществ.

В случае инфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе детей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большое значение приобретает подготовленность священника для работы с данной категорией лиц.

д) Вопросы семейной этики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского внимания и такта.
Особый случай — вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущих супруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существует риск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временной эмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.

Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровых детей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.

Диаконическая (церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Там, где это необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовной и психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работе этих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители. В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологической поддержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.

Приходские патронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому, могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлением работы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могут создаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие при приходах и монастырях.

Все эти виды служения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной подготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включение их в жизнь прихода.

Образование и катехизация на приходском уровне

Священнослужитель на приходе должен вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, сообщая прихожанам объективную и достоверную информацию. Эту работу следует вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей. Образовательная и воспитательная работа с детьми в отношении ВИЧ-инфекции может проводиться в рамках приходских воскресных школ, специализированных приходских детских и молодежных программ, летних лагерей. Основная цель этой работы — воспитание в духе христианских нравственных принципов, усвоив которые, дети смогут самостоятельно и ответственно контролировать свое поведение. Образовательная и воспитательная работа на приходе должна учитывать те опасности, с которыми сталкивается современная молодежь, и учить противостоять им. Следует с раннего возраста воспитывать детей в духе семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия, милосердия и сострадания, отвержения наркотиков и других греховных искушений.

II.2. Монастыри

В силу организации и внутреннего уклада жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при монастырях целесообразно создание центров реабилитации ВИЧ-инфицированных. В подобные центры для наркозависимых целесообразно принимать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

II.3. Специализированные церковные организации

Полезно создание специализированных церковных организаций по оказанию различной помощи ВИЧ-инфицированным и их близким. Эти структуры могут взять на себя также задачу обучения приходских диаконических тружеников работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Работа с ВИЧ-инфицированными может вестись и на базе существующих церковных организаций, например. душепопечительских центров по реабилитации наркозависимых, уже действующих в ряде городов. При таких центрах могут создаваться специализированные подразделения по духовно-психологической реабилитации ВИЧ-инфицированных, организации паллиативного ухода за больными на дому.

II.4. Епархиальный уровень

Социальным отделам епархий Русской Православной Церкви следует включить в сферу своей деятельности работу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, координируя и поддерживая эту деятельность на приходах, в сестричествах и братствах, в монастырях и специализированных церковных организациях.
Необходимо вести разъяснительную работу среди священнослужителей в отношении ВИЧ, о необходимости и способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным, особенностях литургической практики и душепопечения в отношении таких людей.

Епархиальные пастырские совещания

Вопрос пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных и весь комплекс связанных с этим проблем должен стать предметом обсуждения и изучения на епархиальных пастырских совещаниях — от получения объективной научной информации о ВИЧ-инфекции, путях заражения и профилактики, психологических особенностях ВИЧ-инфицированных, и до анализа накопленного опыта разрешения сложных нравственных, пастырских и церковно-практических вопросов.

Епархиальные пастырские совещания могут стать инструментом налаживания сотрудничества приходов в организации совместных диаконических инициатив в помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким.

Курсы по подготовке пастырей и мирян для работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Важное значение в организации участия Церкви в борьбе с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа имеет специальная подготовка и переподготовка как будущих, так и уже несущих свое церковное послушание священнослужителей.

В связи с этим следует считать необходимым в рамках учебного процесса в Духовных школах чтение специальных курсов и проведение иных образовательных мероприятий по различным аспектам пастырского попечения о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом. Также следует считать целесообразным проведение регулярных епархиальных, межъепархиальных, общецерковных пастырских курсов для священнослужителей, где они могли бы получать необходимые сведения о болезни ВИЧ/СПИД, о принципах и методах пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных. Следует считать полезной организацию диаконической подготовки мирян для служения милосердия и заботы о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Координация и информация

Для эффективной работы по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, необходима координация соответствующих инициатив как на епархиальном, так и на общецерковном уровне, а также обмен различной, в том числе методической, правовой и медико-психологической информацией между ними.

II.5. Общецерковный уровень

Социальная и образовательно-воспитательная деятельность Церкви по противодействию распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа, а также по пастырской и диаконической работе с ВИЧ-инфицированными, осуществляемая в епархиях и в специализированных церковных организациях, должна координироваться на общецерковном уровне. Это позволит обеспечить единые подходы к решению сложных канонических и пастырских проблем, способствовать выработке общецерковной позиции во взаимоотношениях со светскими организациями, охватывать вопросы обеспечения информационной и методической базы для организации тех или иных форм помощи ВИЧ-инфицированным, обучения священнослужителей и мирян.

Часть III. Сотрудничество с государством и обществом

III.1. Взаимодействие в деле нравственного воспитания

Основным средством противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа является укрепление духовных и нравственных норм в обществе, реализуемое посредством духовного воспитания.

Церковь и воспитание подрастающего поколения

Русская Православная Церковь традиционно играла ключевую роль в деле воспитания нравственности, патриотизма, гражданственности и социальной ответственности молодежи, содействуя утверждению в обществе ценностей духовно-нравственного ряда. И в современных условиях Церковь способна авторитетно и ясно говорить молодежи о сложных вопросах этико-экзистенциального и ценностно-смысложизненного характера, тем самым всемерно содействуя укреплению нравственного и физического здоровья нации.

Церковь открыта к сотрудничеству с государством и обществом в сфере духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи; развития образовательной и просветительской работы по профилактике ВИЧ и наркомании среди детей и подростков; созданию церковных и совместных с общественными и государственными организациями образовательных и обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИДа.

При этом Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа. Церковь не считает возможным сотрудничество с теми общественными силами, которые, эксплуатируя тему СПИДа и ВИЧ-инфекции, отстаивают образ жизни, поведенческие нормы и этические взгляды, неприемлемые для христианской морали. Подобная принципиальная позиция не исключает готовности Церкви к открытому диалогу по всему спектру сложных аксиологических, медицинских, социальных проблем, возникающих в контексте проблематики ВИЧ/СПИДа.

Церковь и СМИ

Учитывая особую значимость средств массовой информации в деле формирования общественной нравственности в условиях информационного общества, Церковь полагает целесообразным свое активное участие в деятельности СМИ — самостоятельно или в сотрудничестве с общественными организациями и государственными структурами (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XV).
Современные тенденции развития политики СМИ не способствуют укреплению общественной нравственности. Так, современное телевидение, благодаря бесчисленным фильмам и программам, пронизанным культом насилия, вседозволенностью, безнравственностью, распущенностью, несет немалую долю ответственности за разрушение нравственных устоев общества.

Средства массовой информации, в первую очередь телевидение, могли бы стать важным средством борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Но при этом информационные кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, бездуховности. Усилия государства, общества и Церкви должны быть совместными при формировании государственной информационной политики, направленной на пропаганду твердых духовно-нравственных ориентиров, личной и социальной ответственности. Немалую пользу в деле нравственного просвещения может принести такое средство коммуникации и информации, как интернет, являющийся для многих людей постоянной средой общения, получения знаний и информации.

III.2. Диакония и социальное служение

Важнейшими направлениями работы Церкви по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботы о ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где возможно сотрудничество с общественными организациями и государственными структурами, являются:

создание церковной анти-СПИД сети, призванной осуществлять координацию православных инициатив в сфере профилактики и борьбы со СПИДом;

поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;

содействие социальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;

правовая консультация ВИЧ-инфицированных и их близких;

психологическая помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях — больницах, клиниках, роддомах, в местах заключения и так далее), а также их близким;

уход за детьми-сиротами, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей;

патронаж и уход за ВИЧ-инфицированными детьми-сиротами;

патронаж и уход за взрослыми ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;

работа в заведениях пенитенциарной системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными.

Эффективная церковная работа невозможна без организации системы подготовки и переподготовки священнослужителей, а также церковных социальных работников, занимающихся проблемами СПИДа. Учитывая медицинскую и социальную специфику эпидемии, целесообразно также сотрудничество Церкви в данной сфере с государственными и общественными организациями.

Основными направлениями в этой сфере являются:

медико-психологическая подготовка священнослужителей, призванных духовно окормлять людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (в том числе в условиях пенитенциарной системы);

подготовка социальных работников (например, патронажных сестер) и консультантов (телефоны доверия, консультационные центры) для работы с ВИЧ-инфицированными и их близкими;

проведение семинаров, круглых столов, тренингов и прочих методических, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных различным проблемам профилактики и борьбы со СПИДом;

издание методических пособий для священнослужителей и церковных социальных работников, работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими, осуществляющих патронаж и уход за больными с ВИЧ/СПИДом;

консультирование по методам православного социального служения в сфере профилактики и борьбы со СПИДом.

III.3 Социальное партнерство Церкви и государства

Необходимым условием эффективной борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа должно стать социальное партнерство Церкви, государства и общества.

В сфере церковно-государственного сотрудничества в данной работе Русская Православная Церковь признает приоритетным сотрудничество с федеральными и региональными министерствами, ведомствами и другими организациями, их структурными подразделениями как в соответствии с ранее подписанными соглашениями, так и исходя из вновь достигаемых договоренностей. Развивая социальное служение в сфере профилактики и борьбы со СПИДом, Русская Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственных и межсекторальных советов и комитетов по выработке и реализации государственной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа, в том числе в деятельности Консультативного совета по ВИЧ/СПИДу Российской Федерации.

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 07.03.2021 11:00
  
0
Нормальные и ненормальные

Церковь и её СМИ

За последнее время в церковных и возлецерковных СМИ прошла смена ведущих и их поведения. На экраны интернет-ресурсов со знаками Спаса, крестов и прочей близкой нам символики всплыла компания схожих клонов. Помимо общих слов «за всё хорошее» эти чрезвычайно самоуверенные и театрально-страстные персоны стали систематически извращать слова критикуемых ими оппонентов. Пока главным вектором их совершенно «совковой», простите, пропаганды – стал некий ковид-вакцинный патриотизм и обвинение во всех смертных грехах неких, активно продвигаемых по старым рецептам во «враги народа», ковид-диссидентов. Но то как частный случай. А вот если вдуматься глубже, то их поход в целом против тех, кого можно условно назвать ревнители веры.


В своих на редкость оригинальных «богословских» находках эти деятели больших и малых подмостков договорились до того, что те из православных, кто выражает своё несогласие с намерением властей немедленно колоть всем непроверенную вакцину, построенную на совершенно новом принципе воздействия на клеточную РНК, – враги человечества. И жаждут эти враги, ни больше не меньше, горы трупов. Ибо задумали, помешав гуманнейшей программе вакцинации, снизить популяцию людей на земном шаре! А потому – мы являемся истинными каннибалами.

О том, что та программа – сокращения населения Земли с помощью прививок – была открыто озвучена глобалистами ещё 15 лет назад, эти пропагандисты нам, конечно же, ни гу-гу (один популярный блогер-иерей даже защищал прошлым летом уважаемого им филантропа тов. Билла Гейтса он «нападок» Никиты Михалкова, правда неудачно). Но зато любое неприятие в нашей среде всей этой фальш-кампании мiрового обмана с помощью СМИ – подаётся этими кипящими от благородного негодования ведущими не иначе, как тяжелейшая форма нашего суеверия и фобий. Показывающая, во-первых, дремучесть нас, православных (как выясняется – явного большинства). А во-вторых, в лучших традициях незабвенного 1937-го, ими подаётся дело так, что те, кто озвучивает публично точку зрения противоположную вакцинации – это безусловно агенты иностранного влияния. Если не внедрённые шпионы, то уж продавшиеся Западу предатели – как минимум… Которые злостно хотят лишить РФ «причитающихся ей с международного рынка 27 млрд. $ за российскую вакцину»! Анекдот, но именно в такую цифру «прибутка» для РФ оценивают на голубом глазу эти знатоки «чудо света» тов. Гинцбурга. Так властям мягко и ненавязчиво подсказывается: где именно тут водятся враги экономического развития РФ…

[здесь автор робко поднимает руку: да продайте её, наногении вы наши, заграницу хоть на 500 млрд., даже всю без остатка – только русских пожалейте! Так что к подрыву экономики мы, скептики вакцинации, как-то… ну, никак!.. Напротив – торгуйте на здоровье! (вы всё равно больше ничего не умеете) Только посмотрим: кто у вас и насколько её в реальности купит? Или опять будете «кредит» на миллиарды $ давать, затем безплатно (в счёт кредита) поставлять, а спустя несколько лет кредит – разумеется по мудрой рекомендации МВФ и ВБРиР – будет «реструктурирован»? По-русски сказать – прощён и забыт… А не кажется ли, что лучше вообще ничего не делать, чем так «развиваться»? Смотрите: нефть сосём и за границу гоним – а в экономику шиш! Лес в Сибири вырубают – финансов в госбюджет от этого, в итоге, ноль! Так и надо, значит, на всё забить и перестать сырьё из страны гнать себе в ущерб! Вот вакцина – это замечательно! Продавайте её на Запад, сколько хотите! – всё равно от вашего бизнеса в бюджете мышь повесится…]

Понятно, что раз те СМИ практически церковный официоз – то и точку зрения их дикторы высказывают «благословлённую», ожидать там разноголосицы было бы странно. Но, приходится напомнить, что официальность должна быть, как минимум, всё-таки не в ущерб порядочности. Мы же видим обратное. Так, ведущими упоминаются их оппоненты исключительно в уничижительных тонах, прежде всего – как абсолютные невежды, а потом ещё и преступники. О том, что эти оппоненты вакцинации, особенно из заслуженных медиков, понимают проблему иммунитета и здоровья общества на 2 порядка лучше, чем эти юноши – такой крамольной мысли им в головы не приходит никак. Действительно, ведь «благословение говорить – у нас, а не у них», каких-то там академиков и профессоров. Но поскольку патриархия и партия сказали: «Надо!» – то мы и видим, что отрабатывается заказ не оглядываясь ни на науку, ни на церковную традицию, ни, даже, на совесть. А когда этих дикторов в комментариях к роликам их передач народ стал, извините, «дрючить» не по-детски (вплоть до «упоминовения о родителях»), то и их раздражение, выплёскиваемое ими после народной экзекуции на экраны, по сути свелось к известному: «Но этот народ невежда в законе, проклят он…» (Иоан. 7;49)

Что примечательно. Эти телеведущие вдруг решили, что теперь именно они, а не клир и народ, знают: что такое Православная вера. И кого из нас – православным великодушно оставить, а кого – от Православия отставить. И ладно, если б они прямо ссылались на то, что это курс церковных властей – дескать, слушайтесь и заткнитесь. Нет, понятно, такой номер уже не пройдёт. Потому подаётся это всё под дружный гвалт заботы о «здоровье народа».

Вообще надо признать, подобный зуд в отношении к православному народу – дескать: ничего вы в вере не понимаете, а мы, грамотные, вас сейчас, так и быть, просветим – в последний век всё ширится. Началось то ещё с обновленцев – но тех народ сразу отверг. Потом эстафета перешла к деятелям типа о. А. Шмемана, который стал между сигаретой и кофе объяснять, что, дескать, Св. Блгв. Имп. Юстиниан Великий (постоянно окружённый святыми, которому даже являлась Богородица) – совсем неправильно понимал, что такое Церковь[1]. А вот теперь он, о. Александр, из богохранимой Америки середины ХХ в., про Церковь нам сейчас всё правильно разъяснит. Далее по его трудам, в частности, стали учить в РПЦ молодое духовенство, далее экуменизм как богословская норма, «теория ветвей» и т.д… Но этой темы мы коснёмся отдельно.

Здесь меня интересует несколько иное. Понятно, могу ошибаться, да и вообще влезать в некие «психологизмы» незнакомых тебе людей – дело рискованное и крайне неблагодарное. Но т.к. мы тоже этим телеведущим должны желать спасения души (как они нам того устами вещают), то и я поделюсь неким соображением, которое бросается в глаза. Не себе в корысть, но для их же пользы хотелось бы.

Люди всё это молодые, творческие, и видимо они что-то где-то слышали про систему Станиславского. То есть речь о том, что ты должен верить в то, что изображаешь на сцене. И вот, для того чтобы им верили зрители, они действительно начинают себя погружать в то состояние, когда они верят в то, что начали выдавать нам с экрана за Православие – это действительно, дескать, то, что им всегда и было. Здесь проблема, конечно, вовсе не в Православии. И не в том, чтобы эти дикторы могли бы его исказить и нас всех «переубедить». Наша вера – не фракционная борьба в какой-то земной партии, нас на веру наставляет Сам Дух (1 Иоан. 2; 20, 27). А, если честно – проблема в них самих. Ибо это они начинают входить в роль и верить в то, что им поручают озвучивать. И реальная опасность, если уж говорить правду, грозит вовсе не нам от всех этих каналов – люди думающие просто перестанут их смотреть вовсе (что и давно пора сделать) – а именно этой несчастной молодёжи. Которые заставили себя поверить в то, что та карикатурно-лубочная картинка, которую они ради «художественного соответствия» и «за послушание» приняли – действительно Православием когда-то было… Другое дело – не факт, что не станет в скором будущем. Но то уже от всех нас зависит.

Поскольку есть такие, кто не понимает тонких намёков, то может стоит сказать прямо: речь мы ведём вовсе не о хороших манерах вести дискуссии по спорным церковным вопросам. Всё проще. Оказаться честно «топящим» за поддержку глобализма и его мiровую ложь сегодня в СМИ – это значит иметь именно личное повреждение веры. Причём такое, которое тебя из Церкви Христовой, реальной, – вынóсит (или очень скоро вынесет), а в будущую «церковь» антихриста, т.е. лжецерковь – неизбежно переводит. Вот то разделение в Духе, которое и происходит на наших глазах – и мы все сему не только свидетели, но и самые активные участники.

Признаться, мне и глаз уже не надо закрывать, чтобы представить, как эти птицы-говоруны, преисполненные торжественного пафоса, нам начинают вещать, что и не так убит был Св. Царь Николай II, да и не теми, да и не там похоронен, а вот теперь – и мощи его вдруг – «опа!.. – вот тут!!..» – ну-ка, быстренько, «на поклонение» шагом марш… А, если стрелка компаса дёрнется – то и вовсе не убили, а «жил долго и счастливо…» Сомневаетесь? А вот я, грешный, – что-то нет… Недаром эта тема активно прокачивается в интернете уже десяток лет – без малейших возражений (NB!) как со стороны властей, так и патриархии. Хотите поспорить? Так на здоровье! И образец для примера есть. Был уже один такой «отморозок», всё объяснял, что готовится подлог царских мощей, да ещё имел дерзость серьёзные экспертизы заказывать и их оплачивать. Его зовут Василий Бойко-Великий. И что? Да ничего – сидит уже 3 года в тюрьме, даже без суда… «Случайно? Не думаю…» – простите за идиотскую присказку, знакомую завсегдатаям TV…

Утомив читателя таким пространным предисловием (прошу прощения), перехожу к тому, чему посвящена данная публикация.

Святая Гора Афон более тысячи лет была и остаётся важнейшим местом практического Православия. Не богословских изысков и не числом защищённых теологических диссертаций, а местом знания Бога, богообщения и опыта обóжения. Для нас также важно то, что хотя на ней всего один русский монастырь – тем не менее там молитва о Руси и о Русском Царстве, особенно с XIV в., даже после злосчастного 1917-го, была крепче всех на земле. А внимание к России – постоянным, далее мы то увидим у чистокровного грека.


На самые животрепещущие вопросы, в том числе по заражениям вирусом, закрытии храмов, «дезинфекции» Св. Даров, масках, и пр. – ответ ниже даёт архимандрит Савва Святогорец. Бывший профессиональный медик в мiру, очень уважаемый насельник Св. Горы, которого уже почитают там за старца, что показательно.

Почему его слова для нас сегодня так важны? Да потому, что он и есть настоящий наследник тысячелетней православной традиции. Православие – это то, о чём нам здесь в спокойных тонах говорит архимандрит Савва. А не нервные выскочки с наших телеканалов, которые едва научась крестить лоб – лезут учить Русский народ: что такое Церковь, как она должна жить, как понимать её традиции и каковы должны быть наши нормы благочестия. И сравните: что свободно говорит грек о мiровой ситуации и глобалистах – и что говорил у нас в РФ об этом же схииг. Сергий (Романов)? Разница есть? Да, по сути, никакой. И примечательно: никакой спецназ НАТО келью архим. Саввы ночью не атаковал, дверей/окон не бил, его с Афона за прошедшие полгода не выкрал, отправив в душеспасительный скит Гуантанамо…

С чего бы это? Разве не у нас «главная» православная страна в мiре?.. Главная-то она главная, но пока именно она по скорости построения здесь тотального концлагеря глобального контроля над человеком – стала опережать прочие, куда более благополучные по уровню жизни, стрáны. Именно русских кому-то оказалось важным согнуть и прижать первыми. А весь этот, типа наш, хвалёный «атомный щит», про который так любят бить в бубен наши патриоты, – в данном случае не действеннее промокашки. Зачем он нужен, если выворачиванию нас наизнанку, лишению нас свободы и ограблению страны – нисколько не препятствует? Показывать вовне красивые мультики, ради возобновления финансирования отсталой железками и личным составом натовской военщины? Друзья, мы точно нигде не ошиблись?..

Короче, братия, очень прошу внимательно текст этой беседы на Афоне прочесть. На тó, чтобы думать – не надо брать никаких особых «благословений». Нас на это уже благословил Творец, ещё при создании наделив нас разумом и даже богоподобием. Подчёркиваю, хотя в интервью речь не о России, а о сути и нормах нашей Христовой веры – но поднятые в нём вопросы касаются того, что у нас сегодня волнует практически каждого. А выводы из него мы можем и должны сделать именно общемiровые: что нас всех ждёт? Никаких иллюзий у нас больше остаться не должно: всё то явная подготовка к приходу того самого «вместо»… о котором более 3 тыс. лет, начиная со Св. прор. Даниила, говорит нам Писание.

Гл. ред. сайта «В.П.» Александр Махотин

http://www.verapravaya.ru/forum/all/section_88/topic_117/

сатанистка «мадонна»: шоу на Интервидении-2019 и альбом того же года
Перевод: «Держишь в руках самого Христа! И носишь намордник, чтобы не заразиться?..»
В Лавре
Что это за совпадение
Кудумский монастырь на Крите, в котором старцу Анастасию явилась Пречистая Дева Мария
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 08.03.2021 18:29
  
0
Утилизацiя населения (назальный спрей, или умная пыль, вместо и вместе с укольчиками), экспроприация жилья; чиновница Ракова снова в костюме от Kitton за 300.000 рублей топит за привитие человеческого скота через ингаляцию спутниковой шняги лайт-версии и проговаривается, что Спутнiк Вi опасен.
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 10.03.2021 12:44
  
0
Масочный режим уходит в историю! Разумный применит, дурак останется в маске!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites