6 марта. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Преподобного Тимофея в Символех, Святителя Евстафия, архиеп. Антиохийского.

21 февраля по старому стилю / 6 марта по новому стилю
суббота
Седмица мясопустная. Глас 5.
Поста нет

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.
Прп. Тимофея в Симво́лех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802–811).
Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939).
Козельщанской иконы Божией Матери (1881).


1_Кор., 146 зач., X, 23–28. Лк., 105 зач., XXI, 8–9, 25–27, 33–36. За упокои: 1_Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.

Служба по Октоиху и Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичном.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.

Тропарь заупокойный, глас 8:
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/ и полезная всем подаваяй,/ Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/ на Тя бо упование возложиша, // Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Кондак заупокойный, глас 8:

Со святыми упокой,/ Христе,/ души раб Твоих,/ идеже несть болезнь, ни печаль,/ ни воздыхание, // но жизнь безконечная.

Богородичен, глас тот же:
Тебе и Стену и Пристанище имамы,/ и Молитвенницу благоприятну к Богу, // Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Мысли свт. Феофана Затворника

(1Сол.4:13–17; Ин.5:24–30)
Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению Сырной седмицы и следующего за ней Великого поста. Послушаем Матери своей Церкви, и, поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет.

Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься.

Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же – ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.


Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Мясопустная суббота - это самый древний и торжественный поминальный день, который всем верующим должен напоминать о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения. Смысл обряда максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени.

Всего лишь две субботы в православном календаре имеют статус вселенских. Среди них Мясопустная и Троицкая (перед Пятидесятницей). Мясопустная суббота считается днем всецерковного поминовения усопших. Для поминовения служат панихиды.

Чтобы помянуть покойных родственников, нужно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. А утром в Родительскую субботу заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.
Молясь о покойных, свечи ставят к Распятию, а не к иконам. Чтобы умерших близких помянули на литургии или на панихиде, нужно подать записки с их именами. В записках пишут лишь имена тех, кто был крещен; остальных каждый может молитвенно помянуть сам.


Преподобный Тимофей
Преподобный Тимофей пустынник, родом итальянец, с юных лет подвизался в монастыре, называемом «Символы» в Малой Азии, при горе Олимп. Архимандритом обители был преподобный Феоктист. Святой Тимофей был его учеником и соучеником преподобного Платона, исповедника Студийского († 814; память 5 апреля). Дойдя до высших ступеней духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет преподобный провел в отшельничестве, скитаясь по пустыням, горам и лесам, день и ночь вознося молитвы к Господу Богу. Скончался он в глубокой старости в 795 году.

Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский
Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323–331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом г. Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.

Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся – устно и письменно – за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306–337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337–361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке все так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.

Состоявшийся в 381 г. в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь. В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего Патриарха-исповедника. Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия, наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия.

Святитель Георгий, епископ Амастридский
Святитель Георгий епископ Амастридский происходил из г. Кромны, близ г. Амастриды при Черном море. Благочестивые и знатные родители его Феодор и Мигефуса дали ему хорошее образование, духовное и светское. Святой Георгий удалился в Сирикийские горы, принял иночество и стал вести суровую подвижническую жизнь под руководством отшельника. После смерти старца святой Георгий поселился в иноческой обители в Вониссе, и там продолжал свои подвиги. После смерти епископа г. Амастриды он был избран клиром и народом во епископа и рукоположен в Константинополе архиепископом Тарасием (784–806; память 25 февраля). Прибыв в Амастриду, святитель Георгий неустанно поучал свою паству, заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример Богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от г. Амастриды сарацин, опустошавших ее окрестности; избавил от смерти невинно осужденных в г. Трапезунте амастридских купцов. Святитель Георгий скончался мирно – 3 марта – среди своей паствы в правление императора Никифора I (802–811).

Священномученик Константин Пятикрестовский, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 31 мая 1877 го­да в Москве в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Пя­ти­кре­стов­ско­го. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Кон­стан­тин по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1897 го­ду он окон­чил по вто­ро­му раз­ря­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен учи­те­лем в Ге­ор­ги­ев­скую двух­класс­ную цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич об­вен­чал­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка Сер­гия Мит­ро­поль­ско­го, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ском хра­ме в Москве, Люд­ми­лой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось чет­ве­ро сы­но­вей. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­му хра­му се­ла Ко­роб­че­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Про­слу­жив здесь два с по­ло­ви­ной го­да, он тя­же­ло за­бо­лел и в 1902 го­ду ушел за штат.
Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ 1903 го­ду отец Кон­стан­тин был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Ле­то­во По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии; здесь он про­слу­жил де­сять лет. В 1913 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в Вве­ден­ский храм в Ко­ню­шен­ной сло­бо­де близ го­ро­да Дмит­ро­ва.
Через несколь­ко лет про­изо­шла ре­во­лю­ция, воз­ник об­нов­лен­че­ский рас­кол, но отец Кон­стан­тин при всех ис­пы­та­ни­ях оста­вал­ся вер­ным пра­во­сла­вию, и об­нов­лен­цы в сво­их от­че­тах от­но­си­ли его к чис­лу наи­бо­лее твер­дых ти­хо­нов­цев в Дмит­ров­ском уез­де.
В 1926 го­ду отец Кон­стан­тин был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1932 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был аре­сто­ван 26 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ка­зы­ва­ли враж­деб­ные взгля­ды в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли это?
— Враж­деб­ных взгля­дов в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов я не вы­ска­зы­вал.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность?
— Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю. Но я го­во­рил: «По­ра боль­ше­ви­кам по­нять, что не в по­пах де­ло, а в дру­гом. Неуже­ли им неяс­но, что от по­пов вре­да вла­сти не бу­дет». Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ част­ных бе­се­дах я го­во­рил: «Пра­во­слав­ная ве­ра и во­об­ще ве­ра в Бо­га с аре­стом свя­щен­ни­ков и за­кры­ти­ем церк­вей не пре­кра­тит­ся, не пре­кра­тит­ся она, эта ве­ра, в си­лу то­го, что бес­смерт­на». Кро­ме то­го, я го­во­рил, что боль­ше­ви­ки ве­дут борь­бу с ре­ли­ги­ей не идео­ло­ги­че­скую, а пу­тем на­си­лия, пу­тем аре­стов свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но пу­тем на­си­лия и аре­стов по­ло­же­ние не улуч­шишь.
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Впо­след­ствии один из оче­вид­цев тех со­бы­тий рас­ска­зы­вал, что «всех за­клю­чен­ных со­бра­ли... яви­лись мо­лод­цы с нож­ни­ца­ми и брит­ва­ми и, глу­мясь, из­де­ва­ясь, всех об­стриг­ли, по­бри­ли, со­рва­ли со всех ря­сы». Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря.
При­е­хав на ме­сто, он на­пи­сал жене: «Пи­шу из го­ро­да Ма­ри­ин­ска... При­вет мо­им до­ро­гим дет­кам и вну­ча­там... Ес­ли о чем же­ла­ешь из­ве­стить ме­ня, то пи­ши по озна­чен­но­му адре­су... При про­да­же до­ма, я слы­шал, тре­бу­ет­ся моя под­пись к но­та­ри­аль­ной до­ве­рен­но­сти. Те­перь ты зна­ешь, как это на­до сде­лать... За­клю­чен по 58 ста­тье, пункт 10».
В от­вет на это пись­мо су­пру­га на­пи­са­ла ему, но от­ве­та не по­лу­чи­ла, и сле­ду­ю­щее пись­мо 7 ап­ре­ля 1938 го­да на­пи­сал сын Пан­те­ле­и­мон: «Здрав­ствуй, па­па! Вот уже че­ты­ре с по­ло­ви­ной ме­ся­ца, как ты уехал из Дмит­ро­ва, а меж­ду тем от те­бя по­лу­че­но толь­ко од­но пись­мо из Ма­ри­ин­ска. По­че­му ты не пи­шешь? Не бо­лен ли ты? Очень ждем от те­бя пись­ма. На­пи­ши, как здо­ро­вье, где в на­сто­я­щий мо­мент на­хо­дишь­ся, что де­ла­ешь? Со­об­щи — по­лу­чил ли ты пись­мо от ма­мы, а так­же день­ги и по­сыл­ку? Пи­ши ча­ще. Мы все жи­вы и здо­ро­вы. Же­ла­ем те­бе бод­ро­сти, здо­ро­вья и спо­кой­ствия. Мо­жет быть, те­бе необ­хо­ди­мо что-ли­бо из одеж­ды, обу­ви, про­дук­тов пи­та­ния — на­пи­ши, и мы немед­лен­но те­бе вы­шлем».
На обо­ро­те это­го пись­ма один из за­клю­чен­ных на­пи­сал от­вет и вы­слал жене свя­щен­ни­ка: «До­ро­гая ма­туш­ка! Хо­чу Вам ска­зать и не ута­ить от Вас, я та­кой же, как Ваш муж. Не пу­гай­тесь, он по­мер... Мне Вас жаль, что вы ему все пи­ше­те и пи­ше­те, на­ко­нец, ви­жу, сы­нок Пан­тю­ша пи­шет. Ва­ши пись­ма два еще у ме­ня... Мы по­пла­ка­ли горь­ко, я ре­шил по­тру­дить­ся и от­ве­тить. Вот моя по­кор­ней­шая прось­ба: боль­ше не пи­ши­те и не ищи­те его, он по­чил ми­ло­стью Бо­жи­ей, а о по­сыл­ках Вы сверь­тесь на по­чте».
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­ский умер в боль­ни­це Ма­ри­ин­ско­го ла­ге­ря 6 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1878 го­ду в Москве в се­мье диа­ко­на Пав­ла Ши­ро­ко­го­ро­ва. В 1900 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил учи­те­лем в Москве.
В 1908 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в один из мос­ков­ских хра­мов, в 1918 го­ду — ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил до аре­ста в хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Москве. В 1935 го­ду он по­се­лил­ся в по­сел­ке Де­де­не­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на, где в то вре­мя жи­ла его сест­ра с се­мьей, а слу­жить ез­дил в Моск­ву.
Диа­кон Па­вел был аре­сто­ван в ночь с 26 на 27 но­яб­ря 1937 го­да, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и сра­зу же до­про­шен. Сле­до­ва­тель, вы­яс­нив как дол­го диа­кон слу­жил свя­той Церк­ви, за­явил:
— Вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния.
— Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния я не ве­ду, — от­ве­тил диа­кон Па­вел.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния?
— Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, так как ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
На сле­ду­ю­щий день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, и на этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Пав­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Диа­кон Па­вел Ши­ро­ко­го­ров скон­чал­ся в за­клю­че­нии 6 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Козельщанский образ Божией Матери принадлежит к числу позднейших по времени прославления (1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых чудотворных икон.
Святая икона эта, судя по характеру письма – итальянского происхождения, была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Наименование чудотворного образа происходит от названия имения графа Капниста в Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой руке держит крест. В левом нижнем углу иконы – изображение чаши, около которой находится лжица.

Прославилась Козельщанская икона Божией Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач определил лишь незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге. Больная была обследована в Москве, но даже именитые врачи, среди которых были профессора Кожевников и Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко.

21 февраля 1881 года была получена телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву. Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной, сказала дочери: «Маша, возьми образ Божией Матери, почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная, при этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой Богородицы. Немедленно был приглашен приходской священник и перед чудотворным образом был отслужен благодарственный молебен.

Несмотря на чудесное исцеление Марии, графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону.

Когда семья возвратилась домой, вся окрестность уже знала о нескольких исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. С разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню, где каждый день с раннего утра не умолкали перед образом молебны и акафисты.

В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В советское время власти закрывали монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в соборе прошло первое богослужение. Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией помощью, покровительством Пресвятой Богородицы, стараниями благотворителей стал постепенно восстанавливаться из руин.

Чудотворный Козельщанский образ Божией Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И, как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к обращающимся к Ней с верою и молитвой.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites