25 февраля. Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиеп. Антиохийского. Святителя Алексия, митр. Киевского.

12 февраля по старому стилю / 25 февраля по новому стилю
четверг
Седмица сплошная. Глас 4.
Поста нет.

Иверской иконы Божией Матери . Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).
Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895). Прп. Мелетия Ипсенийского (XIX).


Утр. . Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39–49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9–1611. Лит. – 1_Ин., 69 зач., I, 8 – II, 6. Мк., 62 зач., XIII, 31 – XIV, 2. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–2312.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно,/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая, // и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране // чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Тропарь святителя Московского Алексия, глас 8:
Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений // и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь святителя Московского Алексия, глас 4:

Апостольских догмат опасна хранителя,/ Церкве российския пастыря и учителя,/ преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/ славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/ даровавшаго нам угодника Своего,/ яко обильный источник, точащь врачевания, // граду же Москве похвалу и утверждение.

Кондак святителя Московского Алексия, глас 8:
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею)
Память 12 февраля, 23 апреля в память возвращения списка в 2012 г., 13 октября и во вторник Светлой седмицы

Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести её на сушу, но она отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому святая икона называется также Портаитиссою (Вратарницею). Икона и по сей день хранится на Афоне.

Чтимые списки в России
Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

Свт. Мелетий Антиохийский
Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру. Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат «Изложение веры», который способствовал обращению к Православию многих ариан.

В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379–395) состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: «Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем», при этом Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.

В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.

В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа.

Восторженно встретила святителя Москва. Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Нерукотворенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов – в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Свт. Мелетий Харьковский
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.

С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля – во иеромонаха.

9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 января 1824 года архимандрит Мелетий назначен ректором Киевской духовной академии.

В октябре 1826 года последовало определение Святейшего Синода о назначении архимандрита Мелетия епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 октября 1826 года состоялось его наречение во епископа, а 21 октября в Киево-Софийском соборе была совершена архиерейская хиротония.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал он заключенных и для их утешения совершал Богослужения в тюремных церквах. Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайловского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий говорил: «Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру.

Строгий к самому себе, святитель был строг и к другим. Для подготовки избранных кандидатов к принятию сана святитель Мелетий сам написал для них так называемый «Ставленнический катехизис». В августе 1831 года святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был на побережье Охотского и Ледовитого морей, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый Апостол Сибири священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (память 23 сентября и 31 марта). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.

После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская).

И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства.

Он поднял вопрос о восстановлении тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом.

2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причастия, со словами «Ныне отпущаеши», святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами «Простите меня», – отошел ко Господу.

4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.

С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие харьковчане на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал спорое избавление города от врагов.

В 1948 году, с благословения Святейшего Патриарха Алексия, гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где находится и по сей день, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.

Со дня утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом службы с акафистом святителю Мелетию верующие харьковчане с радостью спешат по средам вечером в собор, прося здесь молитвенного ходатайства святителя о благостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

Прп. Мария, именовавшаяся Марином.
Преподобная Мария-Марин и отец ее преподобный Евгений жили в начале VI века в Вифинии (северо-западная область Малой Азии). Овдовев, преподобный Евгений решил уйти в монастырь, но дочь его не пожелала с ним расстаться и сопутствовала ему, переодевшись мужчиной. Они вместе вступили в обитель, недалеко от Александрии, где преподобная получила имя Марин. «Брат» Марин весьма преуспевал в добродетелях, отличаясь смирением и послушанием. Когда через несколько лет отец святой Марии скончался, она еще усилила свои подвиги и получила от Господа дар исцелять одержимых нечистыми духами.

Однажды «инок» Марин в числе прочих братий был послан на монастырские огороды, по пути к которым им пришлось ночевать в гостинице. Дочь хозяина этой гостиницы, согрешившая с одним из постояльцев, оклеветала «инока» Марина, назвав «его» виновником своего падения. Отец ее пожаловался игумену монастыря, и тот изгнал «согрешившего брата». Преподобная не сказала ни слова в свое оправдание и стала жить у монастырской стены. Когда у согрешившей девицы родился мальчик, хозяин гостиницы принес его к Марину, молча бросил своего внука и удалился. Святая приняла младенца и стала его воспитывать.

По прошествии трех лет братия упросили игумена снова принять в обитель «инока Марина». Игумен, который весьма неохотно уступил просьбам, стал назначать «брату Марину» самые тяжкие послушания, которые преподобная исполняла с величайшим усердием, продолжая воспитывать своего мнимого сына. Через три года святая мирно отошла ко Господу в своей келлии. Пришедшие братия увидели скончавшегося «инока» и мальчика, рыдающего над ним. Когда стали обряжать Преподобную для погребения, тайна ее раскрылась. Игумен монастыря со слезами просил прощения у усопшей, и его примеру последовал хозяин гостиницы. Тело преподобной Марии было с честью погребено в монастыре. Дочь гостинника пришла к гробу святой и открыто исповедала свой грех, отчего сразу же исцелилась от болезни беснования. Отрок, которого воспитывала преподобная, впоследствии принял иноческий чин.
Мощи святой были перенесены в Константинополь, а оттуда в 1113 году увезены в Венецию.

Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий Ип­се­ний­ский ро­дил­ся в кон­це XVIII ве­ка в се­ле­нии Лар­дос на ост­ро­ве Ро­дос в Осман­ской им­пе­рии (ныне – Гре­ция), в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Ни­ко­лая и Ста­ма­тии. При кре­ще­нии был на­ре­чен Ем­ма­ну­и­лом. Уже в мла­ден­че­стве ста­ло яс­но, что ре­бе­нок яв­ля­ет­ся из­бран­ным со­су­дом Бо­жи­им. Так, по сре­дам и пят­ни­цам он от­ка­зы­вал­ся от ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Поз­же, ко­гда маль­чик под­рос, он раз­да­вал нуж­да­ю­щим­ся пи­щу из до­му. Небо­га­тые ро­ди­те­ли уко­ря­ли его, но ока­за­лось, что про­дук­тов в кла­до­вой чу­дес­ным об­ра­зом не ста­но­ви­лось мень­ше.

С ма­ло­лет­ства был обу­чен гра­мо­те. Очень лю­бил чте­ние жи­тий свя­тых, цер­ков­ные служ­бы. Всей ду­шой стре­мил­ся к жиз­ни доб­ро­де­тель­ной, чи­стой, це­ло­муд­рен­ной и ис­пол­нен­ной люб­ви к Бо­гу.

Вы­па­сая овец сво­е­го от­ца в окрест­но­стях Лар­до­са, Ме­ле­тий на­шёл нема­ло пу­стын­ных мест, где ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­вен­ным по­дви­гам. Од­ним из та­ких мест бы­ли ру­и­ны древ­не­го мо­на­сты­ря на хол­ме. Как-то но­чью, ко­гда он мо­лил­ся там, он уви­дел столп све­та от неба до са­мой зем­ли. По­дой­дя бли­же к то­му ме­сту, на ко­то­рое ука­зы­вал свет, юно­ша уви­дел очень ста­рое олив­ко­вое де­ре­во, а в его кор­нях – ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он в стра­хе опу­стил­ся на ко­ле­ни, под­нял ру­ки и в ду­хов­ной ра­до­сти и ли­ко­ва­нии стал воз­но­сить хва­лы Бо­гу и бла­го­да­рить Бо­жию Ма­терь за чу­дес­ное яв­ле­ние. В од­ну из сле­ду­ю­щих но­чей ему яви­лась Са­ма Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла, что на этом ме­сте нуж­но по­стро­ить по­свя­щен­ный Ей храм и воз­ро­дить раз­ру­шен­ную оби­тель. Бо­го­ро­ди­ца так­же ука­за­ла ему ме­сто, где он най­дёт нуж­ные для стро­и­тель­ства день­ги. Дей­стви­тель­но, в том ме­сте он об­на­ру­жил клад. Во­оду­шев­лен­ный бла­го­сло­ве­ни­ем Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, он по­лу­чил необ­хо­ди­мое раз­ре­ше­ние от осман­ских вла­стей на стро­и­тель­ство церк­ви и ке­лий во­круг нее. Ко­гда храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри был по­стро­ен, свя­той при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. По­том он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, за­тем в иеро­мо­на­ха и по­став­лен на­сто­я­те­лем но­во­об­ра­зо­ван­но­го мо­на­сты­ря «на воз­вы­ше­нии», ко­то­рый к на­ча­лу XX ве­ка стал име­но­вать­ся Ип­се­ний­ским.

Вёл стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. По ве­че­рам ухо­дил в рас­по­ло­жен­ную непо­да­лё­ку от мо­на­сты­ря пе­ще­ру и мо­лил­ся там, а днем ис­по­ве­до­вал при­хо­дя­щих к нему лю­дей. Его сла­ва рас­про­стра­ни­лась по все­му ост­ро­ву, и мно­гие шли к нему, чтобы по­лу­чить про­ще­ние гре­хов и услы­шать ду­хов­ное на­став­ле­ние. Ча­сто он сам по­се­щал окрест­ные де­рев­ни, ис­по­ве­до­вал, на­став­лял в ис­тин­ной ве­ре и бла­го­че­стии. Бог на­гра­дил его да­ром ис­це­ле­ния и из­гна­ния нечи­стых ду­хов. Пре­по­доб­ный вра­че­вал боль­ных, по­да­вая им и ду­хов­ную по­мощь, при­зы­вал хри­сти­ан твер­до сто­ять в ве­ре сво­их от­цов и жить по сло­ву Бо­жье­му. С осо­бой на­стой­чи­во­стью предо­сте­ре­гал жен­щин-хри­сти­а­нок от плот­ских от­но­ше­ний и бра­ков с ино­вер­ца­ми.

Сре­ди при­жиз­нен­ных чу­дес свя­то­го осо­бен­но из­ве­стен слу­чай его пе­ре­хо­да через вы­шед­шую из бе­ре­гов ре­ку. Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий, воз­вра­щав­ший­ся но­чью из Лар­до­са и свою оби­тель, пе­ре­кре­стил во­ды ре­ки и пе­ре­шел по ним как по­су­ху. При этом путь его осве­щал­ся неким небес­ным све­том, ко­то­рый дви­гал­ся пе­ред свя­тым.

Де­я­тель­ность свя­то­го раз­дра­жа­ла ту­рок, ко­то­рые де­ла­ли по­пыт­ки его убить, но Гос­подь хра­нил Сво­е­го угод­ни­ка. Му­суль­мане на­пи­са­ли о нем кле­вет­ни­че­ский до­нос мит­ро­по­ли­ту Ро­дос­ско­му, пы­та­ясь вы­ста­вить свя­то­го от­цом неза­кон­но­рож­ден­но­го ре­бён­ка. Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий был вы­зван к вла­ды­ке и, бу­дучи в пре­клон­ном воз­расте, скон­чал­ся во вре­мя до­зна­ния у ног мит­ро­по­ли­та. Слу­чи­лось это в пер­вой по­ло­вине XIX ве­ка.

Свя­тые мо­щи стар­ца до­ка­за­ли его неви­нов­ность вско­ре по­сле его кон­чи­ны. По­сле то­го как мит­ро­по­лит Ро­дос­сий ве­лел со­вер­шить по­гре­бе­ние те­ла при ка­фед­раль­ном со­бо­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб пре­по­доб­но­го был от­крыт, при­чём мо­щи ис­то­ча­ли бла­го­уха­ние, сви­де­тель­ство­вав­шее о свя­то­сти. Хри­сти­ане ост­ро­ва Ро­дос с ран­них пор по­чи­та­ли стар­ца Ме­ле­тия как свя­то­го. Часть его мо­щей бы­ла роз­да­на в раз­ные ме­ста, часть – остав­ле­на в мо­на­сты­ре Ип­се­ни. По мо­лит­вам свя­то­го про­ис­хо­дит мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний.

27 но­яб­ря 2013 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия Ип­се­ний­ско­го к ли­ку свя­тых. Так как да­та пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия бы­ла неиз­вест­на, па­мять ему уста­но­ви­ли в день па­мя­ти его небес­но­го по­кро­ви­те­ля свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го – 12 фев­ра­ля. 25 де­каб­ря 2014 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил вне­сти его имя и в ме­ся­це­слов Рус­ской Церк­ви.

Преподобный Антоний, патриарх Константинопольский
Святитель Антоний, патриарх Константинопольский. Родиной святого была Азия, но вся жизнь его от юных лет и до кончины протекла в Константинополе. Родился он около 829 года от богатых и благочестивых родителей. После смерти матери, в возрасте 12 лет он поступил в монастырь, где, подражая примеру настоятеля, проводил ночи в молитве и вел строгую иноческую жизнь. По прошествии времени он, против своего желания, был рукоположен в сан пресвитера, а потом, по повелению патриарха, был поставлен игуменом. В этом сане он постриг в монашество своего родного отца.

Святой Антоний отличался милосердием, любовью и попечительностью о бедных, раздавая им щедрую милостыню. Возведенный на патриарший престол в Константинополе в 893 году, святой Антоний еще усилил свое попечение о бедных и особенно о бедных из духовного сословия. При поддержке со стороны императора Льва Мудрого, патриарх Антоний сделал много добра для Церкви. Он заботился об утверждении благочестия в народе и, несмотря на свой преклонный возраст и старческие недуги, обошел все церкви своей патриархии, исполняя завет Спасителя – быть слугой для своих братий.

В 895 году, дожив до глубокой старости, святой Антоний мирно отошел ко Господу.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites