Притча о мытаре и фарисее (От Луки 18:10-14)

2
22 февраля 2021 в 15:01 524 просмотра
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (От Луки 18:10-14)

«Два человека вошли в храм помолиться», – так начинает притчу Господь.
В содержании смысла их молитв Христос раскрывает состояние души того и другого. Молитва – это есть зеркало духовного устроения человека. В молитве раскрываются наши светлые и тёмные стороны.
В притче фарисей представляет собой воплощение абсолютного самодовольства. Он, исполнитель закона, соблюдающий все религиозные правила, приходит и молится в благодарении: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Это как будто призывание Бога, а на самом деле – утверждение своего «я», ибо сердцевина гордости, по преп. Иоанну Лествичнику, есть «бесстыдное проповедание своих трудов». (Лествица: Слово 23, п.2)

А вот другой – мытарь, сборщик налогов. Эта профессия в древнем мире была окружена всеобщим презрением. Мытарь, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя своё ничтожество, только бьёт себя в грудь и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
Мытарь ясно сознавал свое несовершенство перед лицом Бога. Он понимал всю тщетность оправдания своими внешними делами.

Фарисей как будто и верит, и чтит Господа, а на самом деле унижает других и бесстыдно превозносится, он уже близок к крайней степени гордости – упование на свое тщание и отвержение Бога.
Зачем ему теперь нужен Бог, когда он всё выполнил и только хвалится перед Ним своими добродетелями?
Преподобный Иоанн Лествичник отмечал: «Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие». (Лествица: Слово 23, п.16)

Самодовольный фарисей всерьез думает, что он достиг совершенства. Когда себялюбивый замыкается в себе и отделяется от других, тогда неизбежно иссякает в нём любовь и вместо неё появляется осуждение людей, презрение к ним. Самодовольство ослепляет и понуждает ублажаться своими внешними успехами и думает о количестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: два раза пощусь, отдаю десятую часть...
Эти счёты не нужны Богу, Ему нужно наше сердце.
Состоянии тщеславного сердца охарактеризовал епископ Герман: «Видение и самооценка своих духовных подвигов есть гниль на духовном цветке души христианской, сердечная ложь, слепота и гордыня; эта самооценка умаляет нашу всецелую надежду на единое милосердие Божие: дескать, я потрудился, а потому и помилуй. Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: "Господи, ничего не имею, не смею и очей поднять, помилуй меня по великой Твоей милости".
И милость будет тем больше, чем больше будет сокрушения и упования на Бога, не на дела и что-либо свое».
Авва Антоний сказал однажды авве Пимену: «В том состоит делание человека, чтобы грехи свои полагать на главу свою перед Богом».
Отец Павел Флоренский писал:
«Всегда и везде большинство рассчитывает купить Святого Духа: в одном случае думают отделаться просто деньгами, в другом — теми выполненными делами того или другого закона, или внешним поведением или, наконец, тем или иным причинением себе ущерба или неприятности. Но все это - «закон дел», чаще всего определяется не любовью к Истине, а расчетом ради себя самого и рассматривается, как средство приобрести желанное, как дешевая плата, за которую кто-то обязан дать вечную жизнь. Тогда это средство, эта плата порабощает самого покупающего. На эту плату он возлагает все свои упования, и, естественным порядком, видит в ней некую самоцель. Его дело становится для него взамен Бога и тогда, если бы Сам Бог выразил такому свое неблаговоление и к его делу, или, на глазах такого, предпочел бы не имеющего этого дела, такой «праведник от дел» возмутился бы и возроптал на Бога».

Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Ибо, делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант: «Это Твоё»,– но для того, чтобы люди меня хвалили.
Этим я только утверждаю своё «я», ибо люди мне нужны здесь только для того, чтобы они мне воздали хвалу. Я служу здесь не Богу, а людям, но и им-то служу не для них, а для себя.

Когда мы делаем какое-либо доброе Божье дело, то должны помнить слова Апостола: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»(Лк.,17:10). Ибо "Что ты имеешь, чего бы не получил (от Бога)? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?"(1Коринф.,4:7) И «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, – говорит Господь, – то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

Духовное устроение фарисея и мытаря показывает, что невозможно видеть одновременно и свои, и чужие грехи. Когда занимаешься разглядыванием и обсуждением чужих, то не видишь своих, и тогда невозможно обрести покаяние. А когда по-настоящему увидишь свои и их пагубные последствия, то обо всем забудешь и начнешь, как мытарь, бить себя в грудь и плакать: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Когда человек, как мытарь, стоит пред Богом и ощущает свою духовную нищету, то душа его жаждет и нуждается в бездне Божьего милосердия, она открыта для Бога, и в этом залог её будущего бесконечного обогащения. А фарисей, который считает, что у него и так всё есть, и Бог ему не нужен, остается духовно пустым и уходит ни с чем. Господь же, как и поется в песнопении Пресвятой Девы, «алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем».

Глубина Божией мудрости этой притчи заключается еще в том, что Господь дает описание состояния каждого человека, приходящего к нему в Дом Божий. Нас много разных верующих приходит в храм, а на самом деле всегда – только два внутренних человека: мытарь или фарисей, третьего не дано. И эти двое – всегда стоят перед выбором нашей души, которая, прельстившись, может превозноситься над другими, как фарисей, – либо, мужественно смирившись, сокрушенно увидеть всю свою бездну грехов и поврежденность страстьми, и взалкать животворящей милосердной Любви Божией: "Господи, помилуй!"

Таким образом, притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа к каждому из нас подумать, обнаружить и искоренить лицемерие, духовную ложь и всё фарисейство, пытающее незаметно духовно обольстить и поработить нашу душу.
И всегда нужно помнить слова Христа, как непреложный духовный закон: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18: 14). Аминь.


Пономарь Сергий. (Использованы материалы православных изданий)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites