Скрытая жизнь афонских старцев

Гора Афон – восточный выступ греческого полуострова Халкидики. Вдаваясь почти на 50 километров в Эгейское море, он словно хочет отгородиться от остального мира. Вот уже тысячу лет Афон – пристанище православных монахов, удалившихся от всех, кроме Бога.
Большую часть времени они проводят в уединении и неустанных молитвах в одном из двух десятков отдаленных друг от друга монастырей, в ските (их на Афоне двенадцать) или в одной из сотен келий. По преданию, Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. И хотя с тех пор Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины, женщинам въезд сюда запрещен. Впрочем, дело, как объясняет один из монахов, не в каком-то злом умысле, а в слабости человеческой природы: «Стоит появиться здесь женщинам, и две трети из нас уйдут с ними и обзаведутся семьями».

Отказавшись от родных и удалившись от суетного мира, монах обретает новую семью, которая состоит из настоятеля монастыря и старца, с которым он делит келью. Тот становится его духовником и, как признался один из насельников Афона, «помогает выстроить собственные отношения с Христом». Уход из жизни духовника может стать серьезным испытанием для молодого монаха. Как, впрочем, и решение новообращенного вернуться обратно в мир – для старца. «Один ушел в прошлом году, и даже моего мнения не спросил. Так что, может, это и к лучшему, что он ушел», – грустно признался старец из монастыря Зограф.

Самые древние пристанища монахов (от древнегреческого μοnαχός – «одинокий») стали появляться в египетской пустыне в IV веке. Затем они распространились на Ближний Восток и Европу. Первые же свидетельства о монашеских поселениях на Афоне относятся к VII–VIII векам, а в IX веке здешнее монашеское братство по булле византийского императора Василия I получило полуостров в свое владение.

Две мировые войны прошлого века сильно сократили число обитателей афонских монастырей. Но за последние двадцать лет на Афон потянулись молодые люди – многие из стран бывшего соцлагеря и нередко с высшим образованием. В результате число монахов и послушников на Афоне сегодня достигло почти двух тысяч.
Одновременно после вступления Греции в Евросоюз в 1981 году на полуостров стали направляться средства ЕС для восстановления и поддержания храмов.
«Здесь собраны две тысячи судеб, и у каждого из нас свой путь к Богу», – говорит отец Максимос. Его собственный путь к аскезе начался в нью-йоркском Лонг-Айленде, где в юные годы он увлекался альтернативной музыкой, затем будущий отец Максимос преподавал теологию в Гарварде, а потом бросил все, чтобы «быть ближе к Богу».

Другой монах убежал из дома совсем мальчишкой, а когда за ним приехал старший брат из Афин, отказался возвращаться, пригрозив повторным побегом. Еще один, сын бакалейщика, прибыл из Питсберга, ввергнув в шок родителей своим решением уйти в монастырь. Но после двух лет жизни в суровых условиях православной афонской обители он еще не сделал окончательного выбора: «Кто знает, какие у Бога планы на мой счет». Если послушник слишком долго готовится к принятию пострига, то его духовник может даже отправить его домой. Ну а если он решает, что послушник готов принять сан, то выбривает на его голове маленький крест и нарекает именем святого – так рождается новый монах.

Однако жизнь с уходом в монастырь вовсе не заканчивается. Ведь и под черной рясой монахи остаются теми, кем их создал Бог – людьми из плоти и крови. Хиппи из Австралии с мирским именем Питер стал не только отцом Иеротеосом, но и профессиональным баритоном хора Иверского монастыря. Отец Анастасиос почувствовал на Афоне тягу к живописи и теперь выставляет свои работы даже в далеких Хельсинки и Гранаде. Отец Эпифаниос взялся за восстановление древних виноградников скита Милопотам и сегодня поставляет в четыре страны первоклассное вино, производимое на современно оборудованном винном заводе. Кроме того, он издал на трех языках кулинарную книгу блюд монастырской кухни.

Характеры людей тоже принципиально не меняются. Одни – натуры независимые, предпочитающие жизни в общине уединенную келью на природе. Другие, как и в миру, эгоистичны или мелочны. Третьи творят добро и ищут, где оно востребовано более всего. Как отец Макариос из кельи Маруда близ города Карье, готовый поделиться с любым своей сменной одеждой, жильем и выдаваемыми ему на карманные расходы деньгами. «Истинная вера, – говорит этот 58-летний монах с удивительно живыми зелеными глазами, – дает свободу. И любовь».
Монастыри Афона тоже разные. Один из крупнейших на острове – Ватопед – славится своими византийскими сокровищами и реализованными талантами насельников. Среди них есть даже практикующий дирижер. А вот братия Констамонита живет по старинке: занимается сельским хозяйством, отказалась от электричества и дотаций Евросоюза. «Невозможно быть аскетом при всех этих штучках, которые облегчают жизнь», – замечает один из здешних старцев. Есть на Афоне и свои бунтари. Это – насельники монастыря Эсфигмен. На протяжении веков он страдал то от пиратов, то от пожаров и набегов турок. А теперь стал жертвой собственного радикализма. Эсфигменская братия отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату, под юрисдикцией которого находятся монастыри Афона, из-за начатого Патриархом диалога с католиками. Монахи даже вывесили над монастырем черный флаг с девизом «Православие или смерть». За свое бунтарство их изгнали из правления Афона – Кинота – и из общины. Дело доходило даже до стычек с полицией, которая пыталась их выдворить из Эсфигмена. Сегодня мятежники все еще живут в изоляции за счет пожертвований со стороны сочувствующих из внешнего мира. «Мы уповаем в нашей борьбе лишь на Христа и Богородицу», – говорит настоятель-отступник мятежного монастыря.
Любое пересечение границ Афона монахи называют «выходом в мир». Хотя на самом деле полуостров, конечно, остается частью Большой земли: здесь трудится много мирян – примерно столько же, сколько живет монахов. Гора Афон с 1924 года входит в состав Греции, а ее неофициальной столицей считается Карье.

Там заседает «правительство» общины, в котором есть представители от всех монастырей. Оно рассматривает и выносит решения как по важным вопросам (таким, например, как отношения с Евросоюзом), так и мелким, кому, скажем, дать помещение под сувенирную лавку. Любая перемена на Афоне, считает община, серьезный риск и вызов сложившемуся здесь укладу, так что все надо тщательно взвесить. 
А поскольку Афон – часть Греции, то есть здесь и гражданский губернатор, чиновники и даже полиция. Все – мужчины, разумеется.

Много в Карье паломников, делающих покупки в местных сувенирных лавках, где торгуют крестиками, четками, свечами и даже местной водкой узо. Чтобы попасть на Афон, им надо получить предварительное, не меньше чем за месяц, специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве одного из афонских монастырей в своей стране или уже в Салониках. Оно выдается на строго определенное время ограниченному числу паломников: за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Уладив все формальности, через порт Дафни, где находятся таможенный, почтовый и полицейский участки, паломники попадают на полуостров.

Афонская община выжила лишь благодаря тому, что научилась приспосабливаться к переменам в окружающем мире, хотя и неохотно. Преподобный Афанасий, основавший Великую Лавру на Афоне в 963 году, сначала навлек на себя гнев отшельников тем, что его детище отличалось непривычным здесь великолепием архитектуры и богатством отделки. В штыки принимали монахи и прокладку дорог, появление автобусов, затем – электричества и сотовых телефонов. Последняя головная боль – Интернет. Но некоторые монастыри стали потихоньку выходить в киберпространство: заказывать запчасти к машинам, получать юридическую консультацию. Впрочем, и эти робкие попытки приветствуют не все. «Связь с внешним миром чрезвычайно опасна, – считает один из монахов. – Большинство насельников не знают даже о теракте 11 сентября».

Но внешний мир продолжает наступать. У нового поколения афонских монахов – высшее образование, ноутбуки и мало опыта по разведению цыплят. Вчерашних мулов заменяют внедорожники. Есть вызовы и посерьезнее, например, говорят, что Евросоюз будет давать деньги Афону лишь после снятия запрета на посещение полуострова женщинами. Если дело и дальше так пойдет, то монашеское братство горы Афон ждут серьезные испытания.

Текст: Роберт Дрейпер Фотографии: Рэвис Дав
National Geographic

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Ирина »» | 23.12.2011 10:32
  
3
Кто знает адрес монастыря Эсфигмена, и как можно помочь им материально?
#2 | Анастасия »» | 24.12.2011 17:04 | ответ на: #1 ( Ирина ) »»
  
0
#3 | Анастасия »» | 24.12.2011 17:10
  
1
Критические замечания отцов-святогорцев в адрес Вселенского патриарха во время Его визита На Святую Гору Афон 7-8 октября 2011г

Ваше Святейшество Вселенский Патриарх, уважаемый господин премьер-министр,
Это исторический визит двух глав Церкви и нашей страны на Святую гору Афон, которая является сердцем Православной Церкви во всей вселенной. Она является историческим местом в связи с критическими явлениями нашей эпохи, когда свершаются события в столь стремительном ритме, несущие весьма большие последствия.

Экуменизм и глобализация - две враждебные силы, которые хотят овладеть Православной Церковью и нашим Отечеством, Грецией. Мы, афониты, которые с болью молятся за весь мир и в особенности за Церковь и Отечество, вас умоляем и просим не идите вслед за этими темными силами…Уже сделано много ошибок со стороны главы Церкви благодаря открытости и компромиссам с еретиком, гордым и нераскаянным папой, который уничтожил всю западную христианскую церковь и привел Запад к атеизму, тьме и преступлению, то же касается правителей нашего Отечества, которые привели к подчинению иностранным силам, мрачным, Антихристовым и разрушительным.

Мы также просим Вас, нашего уважаемого патриарха, когда Вы приезжаете в «Сад Богоматери», который согласно всеобщему признанию, является «Хранителем Православия», то Вам следовало бы аналогичным образом проявлять уважение ко Святой Горе, которое проявляли к ней все Ваши предшественники. Вы пришли на Святую Гору «чтобы получить, а не навязывать», потому что Вы сказали на собрании антипросопов и игуменов Священного Кинота, что «Вы не имеете мнения и голоса, и должны только как епископ с нами иметь связь», однако Вы во-первых:упраздняете самоуправляемость Святой Горы, которая является богоданным даром, засвидетельствованным патриаршими и императорскими хрисовулами, чтобы Святая Гора имела силу удерживать предание Церкви и не подчиняться главам Церквей, которые время от времени оказывались отступниками от Православной веры. Это сделал патриарх Иоанн Векк и сделал известными афонских мучеников и исповедников, в то время как он сам вписал их имена черными буквами в историю. Поэтому мы умоляем Бога, чтобы Он вас просветил, чтобы ни Вы, ни господин премьер-министр не подражали Иоанну Векку.
Во-вторых: Святая Гора явила столько Святых, даже и современных Старцев, которые были просвещены Богом и являются примерами для всей Православной Церкви и весь мир спрашивает: «что говорит Святая Гора?», по каждому важному вопросу разве она не имеет «мнения и слова?» Это неслыханно, уничтожать и уравнивать всю ценность, достоинство и наследие Святой Горы.
Ваше Святейшество, Вы в Вашей речи обратили внимание на вопрос о восстановлении прав нового канонического братства и об удалении антиканоничных захватчиков монастыря Эфсигмен. Как может быть новое братство каноничным, в то время как согласно учредительной грамоте Святой Горы Геронте из Элассона необходимо было принять монашеский постриг на Святой Горе и быть избранным братством монастыря, и по какой причине отцы Эфсигмена являются антиканоничными и захватчиками собственного монастыря? Однако это, согласно нашему мнению, восстановление законного порядка навязало Святой Горе новоявленное бесчиние с помощью ОМОН, упреки и унижения по всему миру. И все это потому, что Вас не поминают. И мы, святогорцы, слишком смущены, потому что наши братья Эсфигмена оторваны от священного сообщества Горы. Тем не менее, разве не Вы выступаете с призывами вместе с вашими экуменическими действиями, почему мол отцы зилоты не имеют общения с вами и со Священным Сообществом Горы, которое следует за Вами? Остановитесь же и Вы, остановите Вашу филопапистскую деятельность, когда уже столько богословов заявляют, что она наносит вред Православной Церкви, ради того чтобы достичь единства во Христе Иисусе. Ему же слава и держава во веки веков, аминь.

С полным уважением к положению Вселенского Патриархата и с непрестанной молитвой за Церковь и Отечество
Отцы Святогорцы

Перевод «Православный апологет», 2011г.


http://www.odigitria.by/2011/11/10/kriticheskie-zamechaniya-otcov-svyatogorcev-v-adres-vselenskogo-patriarxa-vo-vremya-ego-vizita-na-svyatuyu-goru-afon-7-8-oktyabrya-2011g/
#4 | Кирилл МИЛОВИДОВ »» | 26.12.2011 11:47 | ответ на: #3 ( Анастасия ) »»
  
-1
Уважаемая Анастасия! Это, безусловно, весьма популярный источник всяческих анонимных воззваний -- некие старцы. Один вопрос. А эти отцы случайно не были невидимыми?

Кстати, я знаю где есть недорогие лопаты и шапочки из фольги. А то ведь страшная угроза обновленчества, жидомасонов, ИНН, экуменизма и ювенальной юстиции и паспортов с чипами нависла над страной, а патриарх то не знает! Ведет людей в пропасть! Ох-ах! Надо срочно уйти в раскол и объявить грешниками всех, кто не последует за нами. Себя при этом надо считать самыми святыми и истинно православными. Говорят, от чувства собственной святости и невидимость развивается.
#5 | Кирилл Миловидов »» | 26.12.2011 11:48 | ответ на: #1 ( Ирина ) »»
  
-2
Вас не смущает, что они раскольники?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU