Михаил Врубель. "Шестикрылый Серафим".

Михаил Врубель - Шестикрылый серафим (Азраил) - 1904
Серафим в переводе с древнееврейского означает "пылающий", "горящий", "сжигающий". Серафимы - это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл". Один из них коснулся губ Исаии горящим углем с жертвенника и таким образом очистил пророка от греха.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер (1994)

Полотно "Шестикрылый серафим" Михаилом Врубелем было написано в 1904 году. Произведение искусства было создано художником в частной клинике врача-психиатра Ф. А. Усольцева. Работа написана на холсте масляными красками. Ещё данное произведение известно под именем "Азраил", кроме того полотно называют "Ангел с мечом и кадилом".

Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его воздеты к небу.
В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он, как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты. Картина похожа на бредовый сон, в котором то и дело появляются вспышки красного, синего и зеленого огня. Холодные краски извещают о близком конце.
Эта картина - иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина "Пророк".

ПРОРОК
1828
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин

Врубель работал над полотном уже будучи больным. При этом у него хватило сил вложить душу и тайный смысл в каждый мазок. Это последнее большое полотно художника. Общий стиль исполнения полотна напоминает древнее фрески. В нём сплелись воедино мазки, имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

К теме пушкинского Пророка Врубель впервые обратился ещё в 1899 году.
Слева: Михаил Врубель - Пророк. Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина "Пророк", 1899 Справа: Михаил Врубель - Голова пророка, 1904-1905

В 1904-1905 годах Михаил Врубель дважды лечился в клинике врача-психиатра Ф. А. Усольцева. Теплое, "семейное" отношение, устроенное доктором Федором Арсеньевичем, благотворно сказалось на здоровье Врубеля. В это время он прекратил поиски композиции и почти исключительно отдался работе с натуры, создал много карандашных рисунков, автопортретов. И во время ремиссии создал удивительную "Жемчужину" (1904), где снова раскрыл свой дар видеть в реальном фантастическое.

В том же году Врубель году пишет и "Шестикрылого серафима" (Азраила). Однако в клинике Врубеля томило чувство какой-то вины, причем вины всей жизни, которую надо искупить. Опять появилась тема, которая вошла в его искусство еще в 1899 году, а теперь настойчиво им владела, - тема Пророка, почерпнутая в стихотворении Пушкина. Следует учесть, что это могло быть результатом духовных исканий Врубеля в 1899-1901 годы - времени необыкновенной творческой активности, поисков, и перевозбуждения его психики.

Михаил Александрович Врубель (1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя - 1910, Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Советский искусствовед Нина Александровна Дмитриева (1917-2003) сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под "прологом" подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый - 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй - московский период, начатый в 1890 году "Демоном сидящим" и завершившийся в 1902 году "Демоном поверженным" и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. "Шестикрылый Серафим". Библейский сюжет

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites