28 января. Преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Преподобномученика Пансофия Александрийского.

15 января по старому стилю / 28 января по новому стилю
четверг
Седмица 34-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Поста нет.

Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).
Прмч. Пансо́фия (249–251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714).
Сщмч. Михаила Самсонова пресвитера (1942).


Евр., 326 зач., X, 35 – XI, 7. Мк., 39 зач., IX, 10–16. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

С этого дня до предпразднства Сретения Господня поется Октоих; по отдание Сретения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Су'шу глубородительную землю...».

Тропарь преподобных Павла и Иоанна, глас 4:
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Иоанна, глас 2:
Возлюби́в, прему́дре, нищету́ неокра́дому, / роди́телей твои́х бога́тство возненави́дел еси́ / и, Ева́нгелие в рука́х твои́х держа́, / после́довал еси́ Христу́ Бо́гу, Иоа́нне, / моля́ся непреста́нно о всех нас.

Кондак преподобного Павла, глас 3:
Я́ко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца, / соше́дшеся, днесь восхва́лим в пе́снех: / возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неразу́мия, / вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, // фиве́ев украше́ние, Па́вле преподо́бне, отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Преподобный Павел Фивейский, Египетский, отшельник
Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия (249–251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.

Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому неведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. По смотрению Божию, уже незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому (память 17 января), который также подвизался в Фиваидской пустыне.

Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Во время беседы прилетел ворон и принес им обоим хлеб. Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его.

Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов, восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу.

Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается отцом православного монашества.

В ХII веке тело святого Павла, по воле императора Мануила (1143–1180), было перенесено в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы. Впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офеи; часть главы его находится в Риме.

Преподобный Иоанн Кущник
Преподобный Иоанн Кущник, сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке, получил прекрасное воспитание. Он любил читать духовные книги и, поняв тщетность мирской жизни, предпочел «паче пространного пути тесный и болезненный, и зело жестокий». Упросив родителей подарить ему Евангелие, он тайно удалился в Вифанию. В обители «Неусыпающих» он принял иноческий постриг. Молодой инок с усердием начал подвизаться в обители, удивляя братию своей непрестанной молитвой, безропотным послушанием, строгим воздержанием и терпением в трудах. Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника.

Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение.

Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.

Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына. Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни.

Скончался святой в середине V века, ему было не более 25 лет. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В ХII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.

Преподобномученик Пансофий, сын александрийского проконсула Нила, после смерти отца роздал свое имущество бедным и удалился в пустыню, где подвизался 27 лет. Во время гонения Декия (249–251) преподобный Пансофий был представлен на суд к префекту Александрии. Преподобный бесстрашно исповедал свою веру во Христа и обличил языческие заблуждения, за что был жестоко избит прутьями и скончался от этих побоев, восприняв мученический венец († 249–251).

Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил, ос­но­ва­тель Лес­нов­ско­го мо­на­сты­ря близ го­ро­да Кра­то­ва, по­лу­чив по­сле смер­ти ро­ди­те­лей боль­шое на­след­ство, от­ка­зал­ся от су­пру­же­ства, ушел на Лес­нов­скую го­ру и стал мо­на­хом. Там он по­стро­ил храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, со­брал мно­го ино­ков, по­ста­вил игу­ме­на, сам же, оста­вив оби­те­ли всё свое иму­ще­ство, скрыл­ся в гор­ной пе­ще­ре, где под­ви­зал­ся на про­тя­же­нии трид­ца­ти лет, по­беж­дая бе­сов­ские на­ва­жде­ния по­стом и мо­лит­вой. За­тем вер­нул­ся в Лес­нов­скую оби­тель и там мир­но по­чил (XI). Через трид­цать лет бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, при ко­то­рых со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния. Спу­стя дол­гое вре­мя они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Тер­нов (Тыр­нов) Бол­гар­ский.

Преподобный Прохор Пшинский
Пре­по­доб­ный Про­хор Пшин­ский под­ви­зал­ся в пу­стыне Вран­ской на ре­ке Пшине и ос­но­вал там оби­тель. Из­ве­стен как один из са­мых стро­гих по­движ­ни­ков ино­че­ско­го жи­тия. Пре­ста­вил­ся в кон­це Х ве­ка. От мо­щей пре­по­доб­но­го со­вер­ша­лись чу­де­са. По Серб­ской ле­то­пи­си, бла­го­че­сти­вый ко­роль Ми­лю­тин (1276–1320) по­стро­ил храм во имя пре­по­доб­но­го Про­хо­ра.

Святитель Герасим II (Палладас), Александрийский, патриарх
Святитель Герасим ро­дил­ся в Ханда­ке на ост­ро­ве Крит. Пер­вым учи­те­лем бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха был его отец – про­то­пре­сви­тер Фе­о­дор. По­сле до­маш­не­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния ро­ди­те­ли от­пра­ви­ли его в Ве­не­цию для по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в ве­не­ци­ан­ской Флан­ги­а­но­вой кол­ле­гии. Там он в те­че­ние немно­гих лет при­об­рёл ос­но­ва­тель­ные по­зна­ния и изу­чил язы­ки: гре­че­ский, ла­тин­ский и ев­рей­ский.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния его в Ев­ро­пе тур­ки овла­де­ли Ханда­ком по­сле дол­говре­мен­ной оса­ды. Узнав о судь­бе сво­ей ро­ди­ны и о смер­ти от­ца сво­е­го, Ге­ра­сим ушёл в Пе­ло­пон­нес, где встре­тил­ся с мно­ги­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми сво­и­ми, из­бе­жав­ши­ми раб­ства и бес­че­стия, и от­ту­да пе­ре­се­лил­ся в Ка­сто­рию.
В здеш­ней мит­ро­по­лии, ко­то­рая то­гда за­ви­се­ла от Охрид­ско­го ар­хи­епи­скоп­ства, опре­де­ли­ли его учи­те­лем и про­по­вед­ни­ком. Бла­го­че­стие и дар про­по­вед­ни­ка рас­по­ло­жи­ли к нему мест­ных хри­сти­ан, и он по­свя­щён был на оси­ро­тев­шую ка­фед­ру Ка­сто­рий­скую и стал их ар­хи­пас­ты­рем, но нена­дол­го. Неко­то­рое вре­мя управ­лял Адри­а­но­поль­ской ка­фед­рой.
По­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го Пар­фе­ния (он же Про­хор), по­гиб­ше­го в Смирн­ском хра­ме от зем­ле­тря­се­ния в 1688 го­ду, Ге­ра­сим был из­бран но­вым пат­ри­ар­хом. Пат­ри­арх от­ли­чал­ся рев­ност­ной и свя­той жиз­нью, от­ме­чен­ной чер­та­ми юрод­ства Хри­ста ра­ди.
Был об­ви­нён в но­во­вве­де­ни­ях в чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в мо­мент пре­ло­же­ния Свя­тых Да­ров. Де­ло до­шло до Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха, и пат­ри­арх Ге­ра­сим был оправ­дан.
Управ­лял Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью в Егип­те в те­че­ние 22 лет. Раз­ные при­тес­не­ния от ту­рок и непо­слу­ша­ние са­мих хри­сти­ан по­бу­ди­ли его от­ка­зать­ся от пат­ри­ар­ше­ства, и он, из­брав пре­ем­ни­ком се­бе Ли­вий­ско­го мит­ро­по­ли­та Са­му­и­ла, ро­дом хиос­ца, оста­вил свою ка­фед­ру 20 ян­ва­ря 1710 года и уда­лил­ся на Афон, где вско­ре скон­чал­ся.
Свя­ти­тель Ге­ра­сим был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites