Патриарх Никон — разрушение мифов

6 июня 2005 года в России отмечался 400-летний юбилей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона. Многовековая история породила множество мифов об этом человеке, которые пришло время разрушить. И даже не потому, что ХХI век отчасти унаследовал дух разрушения века ХХ и продолжает его. Здесь другая причина: будущее российской государственности зависит напрямую от того, сумеем ли мы вспомнить уроки нашей истории и восстановить духовную и историческую преемственность русской жизни.[/I]


В настоящее время образ шестого патриарха предельно упрощен, более того, можно сказать, что вся его духовная жизнь и служение Отечеству, по сути своей, представляет огромное "белое пятно". В том-то и состоит особенность настоящего юбилея, что он позволяет увидеть этого человека во всем величии и разобраться с мифами вокруг его имени.

Миф первый
"Социальное происхождение: из крестьян-мужиков".

Из справочников можно узнать, что будущий патриарх родился в 1605 г. в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом от простых, но благочестивых родителей: отца Мины и матери Мариамы. Сына нарекли Никитой в честь преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. В переписной книге 1621 г. в Вельдеманове значатся 22 двора, среди которых Минка Савельев – кузнец, т.е. отец Никиты, имя же его деда – Савелий.

Не останавливаясь подробно на биографии Никона, следует только заметить, что он был человеком удивительных творческих способностей и возможностей: церковно-государственный деятель, богослов, монах-подвижник, иконописец, зодчий-архитектор, духовный писатель и, наконец, врач духовный и телесный.

Миф второй
"Время управления Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, причиной которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг".

Вторая половина XVII века связывает особыми отношениями патриарха Никона (принял патриаршество 25 июля 1652 года) и царя Алексея Михайловича (взошел на престол 13 июля 1645 года).

История избрания Никона на первосвятительский престол такова: он долго не соглашался принять патриаршество и уступил слезным мольбам царя и народа и только после того, как было обещано исполнять его условия. В Успенском соборе Московского Кремля государь, духовенство и народ дали обещание: содержать Евангельские догматы; соблюдать апостольские и святоотеческие правила; исполнять законы благочестивых царей; слушаться патриарха во всем, что касается церковных правил.

По словам митрополита Антония (Храповицкого): "Дружба Царя и патриарха возстановила благообразие общественной молитвы… политически возродила Московию на степень величия III Рима в Царстве Божием". Первые годы их совместного служения благу государства воплощало собой византийский принцип симфонии властей (т.е. гармоничного соотношения государства и Церкви). Никоном идея симфонии понималась как идея разграничения мирской и духовной сфер жизни, при этом он осознавал исходящую опасность от безграничности царской власти. Свои отношения с государем он строил по образцу строго-каноническому, т.е. указывая те пределы, переступать которые было нельзя. 1658 год знаменуется отступлением царя от сложившегося принципа симфонии. Боярство, сумев вовлечь царя в свои планы, четко заявляло о своих намерениях усилить влияние светской власти в церковной жизни и одновременно значительно сократить влияние Церкви на государственную. Никон, как никто другой, хорошо понимал губительность подобного и в то же время ясно осознавал, что открытое противостояние вызовет в стране очередную смуту.

И… он оставляет первосвятительскую кафедру и удаляется в Воскресенский монастырь. Это был уход от зла и крайняя мера воздействия пастыря на общество. Кстати, здесь уместно вспомнить о патриарших стрельцах: на случай войны патриарх мог выставить десять тысяч ратников, к которым, несомненно, присоединились бы и другие, выставляемые монастырями. Обвинение патриарха во властолюбии как-то само собой при этом упоминании отпадает; если бы он действительно был властолюбив, то нашел бы применение этой армии…

Никон хотел жить в покое в своем Воскресенском монастыре и заниматься зодчеством и духовным творчеством. Но этого не хотела светская власть. Собор 1666 года, прозванный в народе "волчьим собором", под председательством двух патриархов – Макария Антиохийского и Паисия Александрийского (низложенных со своих престолов!), в присутствии десяти митрополитов, восьми архиепископов и пяти епископов, а также сонма духовенства черного и белого осудил первосвятителя: он был лишен патриаршего сана и простым монахом отправлен на покаяние в Ферапонтов-Белозерский монастырь. Патриарх Никон воспринял этот приговор как неправедный, что, кстати сказать, было доказано после его смерти (1681); в 1682 году в Москву были привезены грамоты Вселенских патриархов о восстановлении схимника Никона в патриаршем достоинстве.

Главным устроителем судебной расправы выступил Газский митрополит Паисий Лигарид (правда, он состоял под запрещением!), но светскую власть это не смутило – ей нужна была покорная Церковь.
Главной причиной удаления Никона с патриаршего престола послужило якобы исправление (точнее, редактирование) богослужебных книг. Но Церковный собор 1656 года, на котором присутствовали два патриарха – Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил, – утвердил, что весь процесс исправления происходил в полном соответствии с канонами Церкви. Это было внешним проявлением внутренней сложной ситуации: происходило разрушение гармоничного сочетания власти государя и власти патриарха.

Миф третий
"Никон окружил себя необычайной пышностью как в церковно-служебной обстановке, так и в домашней жизни".

Великолепие и пышность патриарших богослужений не имеют ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых до сегодняшнего дня обвиняют святейшего. Вся эта пышность и великолепие никоим образом не простирались на личную жизнь, которая отличалась суровой аскезой. А в этом убедиться проще простого, достаточно приехать в Ново-Иерусалимский монастырь и посетить Богоявленскую пустынь, в которой находилась келья патриарха Никона. Увиденное один раз скромное убранство не позволит сотни раз повторять оговоры, идущие из глубины веков.
Миф четвертый
"Глумление над священными названиями, а также хищническое величание себя патриархом Нового Иерусалима".

Это цитата второго пункта – из тех печально известных десяти обвинений Собора 1666 года, низложившего патриарха. Никон пытался разъяснить на Соборе, что стоит за словами "Новый Иерусалим", его не стали слушать. России потребовалось 400 лет, чтобы в полной мере понять смысловое и символическое значение этих слов.

История Римской империи свидетельствует, что человечество созрело для приятия Благовестия. Империя стала местом воплощения в ней Сына Божия, который самим фактом своего существования придал этой государственности меру достоинства ("…отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу" (Мф. 22:21). Но Первый (Ветхий) Рим стал исходным пунктом Отступления от Христа и Его Церкви, и потому был разрушен.

Римскую империю сменила Византийская, которая выполняет свою миссию, пока не падает под ударами с двух сторон: магометанства (т.е. ислама) и латинства, чья разрушительная ненависть превосходила даже злобу мусульман. Второй Рим повержен, но рождается новый центр христианской жизни – Третий Рим. Промыслом Божиим Россия готовилась для служения Третьим Римом.

Новая вселенская империя определила место России в истории. Старец Трехсвятительского Псковского Елиазарова монастыря Филофей писал великому князю Василию III, отвергшему папскую унию: "Третьего нового Рима – державного твоего царствования – Святая Соборная Апостольская Церковь – во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое царство. Один ты во всей поднебесной Христианам царь… Два Рима пали, третий – Москва стоит, а четвертому не быть".

История вселенского православия продолжилась на подмосковных землях села Воскресенское (в настоящее время – город Истра по рижскому направлению ж/д.). Замысел о Российской Палестине опирался на святоотеческое учение о Святой Земле, которая была оставлена как благодатное наследство самим Господом для спасения. Патриарх Никон был идейным вдохновителем этого проекта, он стремился донести до сознания людей, что подмосковная Палестина есть наглядное подтверждение заветов Третьего Рима (Святая Русь – охранительница "слова" Господня). Новый Иерусалим, по его замыслу, воспроизводил историческую Палестину в преображенном виде, т.е. очищенную от всего нехристианского; именно этим должна была отличаться Российская Палестина от ее прародительницы.

Центр Нового Иерусалима – Воскресенский монастырь с одноименным храмом, который был сооружен как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Монастырь находился в излучине реки Истры, которая была переименована патриархом Никоном в Иордан. Сам монастырь строился на холме, получившем название Сион. К востоку от Сиона возвышался холм, который наименовали Елеон. На нем в 1658 г. был воздвигнут каменный Крест с резной надписью в честь Лавры Святого Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе: "Водрузися Святый Божественный Крест Господа нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе…"

В соответствии с первообразом – в Новом Иерусалиме к югу от Елеонского Креста в деревне Котельниково на берегу Истры была возведена церковь в честь Вознесения Господня; село было переименовано в Вознесенское (в настоящее время это центральная часть города Истры).
И вновь, подобно первообразу, Новый Иерусалим подвергся беспощадному истреблению. В 1918 году мученические венцы принимают государь Николай II со всей семьей, а в Воскресенске, названном Истрой, создается Совет рабочих и крестьянских депутатов. В 1919 году закрывается Воскресенский ставропигиальный монастырь, братия изгоняется, и год спустя на его территории образовывается государственный музей. В 1930-е годы уничтожаются все памятные приделы Воскресенского собора, в ротонде монастыря устраивается постоянно действующая антирелигиозная выставка. Великая Отечественная война напомнила, что, как и во времена Израиля Ветхого, за пленением духовным всегда следует пленение иноплеменное, только в роли Вавилона теперь выступила фашистская Германия. И как тысячи лет назад, вновь стали рушиться стены Иерусалима. 26 ноября 1941 года Истра была захвачена оккупантами. За две недели пребывания немцев в Новом Иерусалиме хранилища музея подверглись разграблению и уничтожению. 10 декабря того же года в день празднования иконы Божией Матери "Знамение" отступающие под натиском советских войск инженерные подразделения дивизии СС "Райх" заминировали центральную часть храма. Все должно было быть уничтожено согласно нацистской доктрине Розенберга: народ, потерявший памятники своей культуры, через два поколения перестает существовать как нация.
Очередное созидание Нового Иерусалима началось в 1942 году с разбора завалов. И было явлено чудо: все, что было заложено и освящено самим Патриархом Никоном, уцелело. Это относится к Голгофской церкви с местом погребения патриарха, церкви Успения Пресвятой Богородицы, где состоялось его отпевание, Камню повития, узилища Христова и, наконец, главной святыни храма – Кувуклии Живоносного Гроба Господня, которая после расчистки завалов предстала в том виде, в каком святейший Патриарх воссоздал ее в XVII веке, следуя палестинскому первообразу. Кстати, увидеть, как выглядел Гроб Господень изначально, можно теперь только в России, поскольку в Палестине Кувуклия была существенно перестроена.


В 1994 г. был возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, через год ему возвратили Воскресенский собор с подземною церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патриарха Никона, восточный братский корпус.

Миф пятый и последний
Он связан не столько с жизнью и судьбой Патриарха Никона, сколько с теми непонятными явлениями в нашей современной жизни, когда речь заходит о восстановлении исторической справедливости, он выражается просто: "Не стоит ворошить прошлого".
Нет, стоит…

В декабре 1882 года богомольцу из города Красноуфимска Пермской губернии семидесятилетнему старцу Емельяну Иванову, который был на богомолье в Новом Иерусалиме, было видение: "Вдруг вижу духа наяву, облаченного во святительские одежды, идущего ко мне навстречу. Я и говорю ему: "Что ты, батюшко мой, архиерею Божий Димитрие (Ростовский. – О.Б.), затрудняешь себя встречею меня, недостойного?" Явившийся же святитель говорит мне: "Я не Димитрий, я патриарх Никон. Вчинен в соборе преподобных, от Бога оправдан, а людьми оклеветанный". Тем видение и кончилось". Подлинник этого заявления, удостоверенный архимандритом Вениамином и иеромонахами Парфением и Антонием, хранится в архивах монастыря. Там же в архивах хранятся записи о многочисленных чудесах врачевания по молитвам к патриарху Никону.
Наша задача состоит именно в том, чтобы реабилитировать оклеветанного молвой человека, способствовать восстановлению исторической справедливости. И для этого у нас есть главное – желание разобраться и понять нашу далекую историю.

Созданная в 1656 году обитель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря патриархом Никоном была одним из духовных центров Святой Руси. Лихолетье ХХ века на долгие годы прервало духовное общение всех желающих приобщиться к христианским святыням. В 1994 г. возобновленный Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь широко распахнул двери всем жаждущим и страждущим. Сюда пришло новое поколение исследователей самых разных специальностей – историков, филологов, искусствоведов, архитекторов, музееведов, которых объединила исполинская фигура человека, создавшего великую святыню православия. Родившаяся в 1998 году идея "Никоновских чтений" нашла свое воплощение в выпуске сборников, посвященных уникальному явлению отечественной истории, культуры и архитектуры. Им можно только желать творческой и плодотворной работы.

Понятие "Российская Палестина" в наши дни как никогда актуально. Уже не подвергается сомнению выстраданное знание: то, что было разрушено, должно быть восстановлено; замыслы предков не всегда идейно ветхи, к некоторым стоит не только прислушаться, но и воплотить.

17 апреля 2005 года митрополитом Ювеналием была произведена закладка храма-часовни Вознесения Господня и храма Святых жен-Мироносиц на земле Русской Палестины. Обе площадки были выбраны в соответствии с замыслами патриарха Никона. В своем обращении к истринцам Владыка Ювеналий напомнил: "Не забывайте о великом подвиге патриарха Никона, который вот так же много столетий тому назад возводил святыни. Нам выпала большая честь продолжить дело Святейшего Патриарха".

К событиям юбилея патриарха Никона приурочено и восстановление памятного Креста, вызывающее интерес не только у историков и искусствоведов, но и всех, кому дорога память времен. Поклонный Крест должен быть установлен на месте Елеонской часовни, сооруженной в 1657 году по образцу Палестинской Елеонской часовни VII века на месте Вознесения Господня. Каменный Крест на подмосковной земле не только напоминал о Вознесении Господнем, он отмечал место, где царь Алексей Михайлович "нарече имя монастырю Новый Иерусалим".

И последнее, что хочется вспомнить. Это слова А.Н. Муравьева, внимание которого на долгие годы было привлечено к патриарху и судьбе его детища. В 1846 году он написал книгу "Путешествие по святым местам русским". Эти слова оттуда: "…оставил я Москву, желая посетить еще однажды Новый Иерусалим, столько близкий моему сердцу с тех пор, как поклонился древнему образцу его".
"Русская линия"

Добавить нечего.

Комментарии (18)

Всего: 18 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 22:27
  
-1
Никон, Патриарх Московский и всея Руси. Соловецкий монастырь

"...Однако вернёмся к нашим монахам. Для Соловков конфликт с властью, как светской, так и духовной, начался задолго до официального введения церковной реформы. Если в Москве Никону удалось ввести в заблуждение «кружок ревнителей благочестия», то в далёком северном монастыре на его счёт никогда не питали иллюзий. Ещё в 1639-м году будущий реформатор был вынужден покинуть Троицкий скит на Анзерском острове архипелага из-за конфликта со своим духовным отцом, Елеазаром Анзерским ( http://www.sedmitza.ru/text/940631.html ). Старообрядческое предание говорит о том, что святой старец в пророческом видении узрел огромного чёрного змея, оплетшегося вокруг шеи Никона в то время, когда он служил литургию, в чём Елеазар увидел предвестие соблазну, который должен был прийти в церковь от его постриженика...

...став в 1649-м году митрополитом Новгородским, в чьём официальном подчинении находилась и Соловецкая обитель, Никон стал всячески притеснять место, давшее ему когда-то приют. Новый начальник забросал настоятеля Илью бессмысленными приказами, по малейшему поводу пытаясь влезть, в буквальном смысле, во внутренние дела монастыря со своим уставом. Так, прекрасно зная, что на островах плохо с хлебом, особенно – с белым, Никон категорически потребовал, чтобы просфоры пекли только из пшеничной муки, а в посты по субботам и воскресеньям не вкушали рыбу. На все возражения митрополит грозил отлучением от церкви и иными карами.
Однако самого себя Никон переплюнул в 1652-м году, когда, прибыв на Соловки с официальным визитом, владыка стал рыскать по обители «аки волк», ища, чего бы присвоить: увидел старинное Евангелие в дорогом переплёте на аналое – хвать!, увидел панагию, расшитую жемчугом и самоцветами – на себя!, как будто восьмая заповедь митрополитам не писана. Но главной целью Никона была рака (ларец) с мощами митрополита Филиппа. Украл он её не просто так: пройдя с останками почитаемого в народе святого крестным ходом через всю Московию, митрополит Новгородский воспользовался телом мученика, как тараном, чтобы пробить себе дорогу на патриарший престол..."

(Глеб Ситько. Соловецкое сидение. http://www.solovki.ca/writers_023/sitko.php Соловки Энциклопедия, www.solovki.ca, Киев-Торонто, С.45, 2007-2008)

ГЛЕБ СИТЬКО Киевский поэт, переводчик и исследователь творчества Николая Клюева. Автор сборников духовных стихов "Пасхалия" (1997) и "Складень" (2001). Пишет на русском и украинском языках. Старообрядец. Историко-художественный очерк "Соловецкое сидение" (2007) написан под псевдонимом Окьтис Белг.
#2 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 22:34
  
1
Ну очень явно, что писал старообрядец. Доверия не вызывает.
#3 | Валерий »» | 18.12.2011 02:25 | ответ на: #2 ( Любовь Орлова ) »»
  
0
Если руководствоваться принципом «Подвергай все сомнению», то надо критически относиться и к тому, что писали сторонники патриарха Никона о старообрядцах. Например, они объявляли старообрядческое двуперстие «арменской» ересью, хотя, по основам вероучения армянской церкви принято троепе́рстное кре́стное зна́мение
Для "подтверждения" вымысла об "арменской ереси" в начале XVIIIвека было сфабриковано подложное деяние некоего церковного собора, якобы осудившего в 12 веке еретика Мартина Арменина. Деяние подробно рассказывает о соборе, якобы бывшем в Киеве в 1157 г. и осудившем некоего еретика-армянина Мартина, учившего некоторым обрядам, проклятым Московским собором 1666-1667 гг., но сохраняемым и защищаемым староверами, в том числе и двуперстному крестному знамению.
#4 | петр »» | 18.12.2011 08:21
  
1
Господи помоги нам во всем разобраться!
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 18.12.2011 11:39 | ответ на: #3 ( Валерий ) »»
  
2
Как бы они не крестились, не было никаких оснований у христиан, а именно таковыми себя считают православные, топить несчастных монахов. Надеюсь это не вызывает возражений?
#6 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 12:39
  
-2
Их топили (а может и не топили, не факт), как бунтовщиков против власти, а они себя таковыми и обозначали. Патриарх Никон к этому времени был на покое и согласился оставить старые издания и двуперстие. Православные есть самые настоящие христиане, если Вы не в курсе. А по Вам, Андрей Рычковский, много интересного можно найти в интернете. В частности, про Ваше еретическое учение. Действительно, кто упивается своей любовью, сам ее не излучает. Почитайте о себе и посмотрите со стороныhttp://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&action=printpage;topic=185310.0 Мне теперь понятен Ваш назидательный тон.http://venceslav.livejournal.com/3051.html
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 18.12.2011 12:49 | ответ на: #6 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Теперь понятно почему человека тянет на мертвечинку. Сплетням доверяете, а Христу нет. Вопрос в Вас.
#8 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 12:53
  
-3
А Вы изложите конкретно свое учение, или позицию, если хотите. Я так понимаю, Вы тут главный.
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 18.12.2011 12:55 | ответ на: #8 ( Любовь Орлова ) »»
  
0
Моя позиция всегда открыта для всех. Можете ознакомиться http://www.bogslovo.ru

Сплетням болящих иудействующих от православия не доверяйте. Повредитесь.
#10 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 13:01
  
0
Ваша излишняя назидательность очень настораживает, Ваша супер симпатия к староверам тоже. "Сплетням доверяете, а Христу нет" - очень смело, много на себя берете. Кстати у Вас в опроснике можно выбрать только один вариант из двух: Бог - Любовь или Бог-грозный судья. Тогда как Господь и любит, и карает.
  
#11 | Андрей Рыбак »» | 18.12.2011 13:05 | ответ на: #10 ( Любовь Орлова ) »»
  
0
Мало что кого настораживает. Я не приемлю лжи в любых пропорциях. Тьма боится правды. Чего боитесь то?
#12 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 13:18
  
0
Мне даже смешно от Ваших "Тьма боится правды, а вы чего боитесь?". Лукавый ход. Ладно, мне все понятно. Закончим бессмысленный разговор. О таких вещах говорят с глазу на глаз, тогда может быть какой-то положительный эффект. А так, игра мускулами, не более.
#13 | Валерий »» | 18.12.2011 13:19 | ответ на: #5 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Позвольте ответить цитатой из одной статьи Сергея Аверинцева, а Сергей Сергеевич Аверинцев – это явление не только в российской, но и в мировой культуре.

« Мы знаем, что в средние века не всякий, кого не привлекало занятие охотника на еретиков, непременно сам был еретиком или хотя бы сочувствовал еретической доктрине; встречались, хотя бы в меньшинстве, люди, искренне принимавшие догматы церкви как истину, но не принимавшие насилия как метода борьбы за эту истину и советовавшие оставлять спорные вопросы до суда Божия. Еще Исаак Ниневийский, сирийский отшельник VII века, учил иметь «сердце милующее», которое «не может вынести или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию», а потому со слезами молится, между прочим, и «о врагах истины», то есть о неверных и еретиках; такое расположение сердца, приближающее, по словам Исаака, к Богу, явно препятствует тому, чтобы с легким чувством предавать инакомыслящих проклятию. И позднее некоторые учители полагали, что проклинать заблуждающихся — занятие не совсем христианское («…не достоит никого же ненавидети, или осужати, ниже невернаго, ниже еретика»); другие подчеркивали, что это дело, во всяком случае, не монашеское («…аще и подобает судити или осужати еретики или отступники, но царем, и князем, и святителем, и судиям земским, а не иноком, иже отрекошась мира и всех яже в мире, и подобает им точию себе внимати, и никого же не осужати…»)»
#14 | Валерий »» | 18.12.2011 13:22 | ответ на: #4 ( петр ) »»
  
0
Один из замечательных русских людей, поэт А.К.Толстой сказал словами Дон Жуана

"Святые братья глупы. Человек
Молиться волен как ему угодно.
Не влезешь силой в совесть никому
И никого не вгонишь в рай дубиной".
Он говорил, что мавры и мориски
Народ полезный был и работящий;
Что их не следовало гнать, ни жечь;
Что коль они исправно платят подать,
То этого довольно королю;
Что явный мусульманин иль еретик
Не столько вреден, сколь сокрытый враг;
Что если бы сравняли всех правами,
То не было б ни от кого вражды…
  
#15 | Андрей Рыбак »» | 18.12.2011 13:32 | ответ на: #12 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Если есть что сказать, покажите свою позицию. Моя выложена на предложенном сайте. Так что изучайте. И ничего не бойтесь. У кого Бог Иисус Христос, тому всякая ложь будет видна за версту. Дай Бог здравия.
#16 | Марина »» | 18.12.2011 16:54 | ответ на: #6 ( Любовь Орлова ) »»
  
0
1. Их топили (а может и не топили, не факт

Проникнув в обитель, стрельцы начали жестокую расправу над иноками. Архимандрита Никанора, связав, бросили в одной рубахе в крепостной ров умирать от мороза. Старца Макария заживо заморозили во льду, старцев Хрисанфа и Феодора четвертовали, прочих иноков, включая престарелых и больных, жгли, топили, вешали за ребра на крюках…

2. Любовь, было очень неприятно прочесть ваш пост! Даже не ожидала от Вас подобного..
На этом сайте можно высказывать свои мнения, видения по различным вопросам, соглашаться-не соглашаться, спорить с оппонентом, но не позволительно переступать черту порядочности в отношении друг друга. Вы что себе позволяете? Это что за грязные лживые пасквили -ссылки?! Андрей в инете много лет, трудится на благо нашего Отечества, Правослаславной веры. Это тяжелый, я бы сказала, каторжный труд! И ненавистников у таких людей хватает всегда и всех мастей. Вместо того, чтобы поддержать, помочь, вы уподобились злопыхателям. Прошу вас удалить тот грязный пост и впредь держать себя в рамках Чистого интернета.
#17 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 22:47
  
3
1. Вышеизложенная тема касается патриарха Никона. Что там творили стрельцы - это уже другая тема, связанная с общими нравами того времени, а также с государственной властью. Приведу небольшой отрывок из статьи иеромонаха Диодора (Соловьева):
"Со всей решительностью и энергией повел он начатое еще при его предшественниках, но идущее вяло и бестолково дело исправления церковных книг и всей богослужебной практики того времени, приведение их в соответствие с греческими образцами, что не могло понравиться закосневшим в своих заблуждениях и предрассудках так называемым ревнителям старины. «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая», - любил повторять Никон.

Однако дело исправления церковной обрядности не было для него тем делом, ради которого стоило принести в жертву единство Церкви. Патриарх Никон был против отлучения старообрядцев от Церкви и предания их анафеме (как это произошло на Соборе в 1667 г. вслед за осуждением самого Никона). Он позволял вести богослужение «по старинке» при условии сохранения единства Русской Церкви, и несомненно ему бы удалось сохранить это единство, пробудь он Патриархом более длительный срок.

Тем не менее, Никон строго следил за моральным обликом духовенства, сурово наказывал провинившихся, чем снискал себе немало врагов, но зато высоко поднял авторитет священнослужителей у народа. Не давал он спуску и сторонникам западных, чуждых православию влияний, особенно среди знати, помещавших у себя в домах иконы латинского письма, музыкальные инструменты, привезенные с Запада, а также картины, скульптуры, произведения светского искусства. Все это он приказывал изымать у их владельцев и беспощадно уничтожать, что вызывало сильный ропот и раздражение с их стороны. Управляющей страной совместно с царем боярской верхушке не могло понравиться и строгое охранение Патриархом Никоном церковных прав от поползновений государственной власти.

Патриарх энергично противодействовал стремлению царских чиновников осуществлять юридический контроль над Церковью и вмешиваться во внутрицерковную жизнь, справедливо считая Церковь высшей формой организации по сравнению с государством, признавая за ней несомненное право иметь своего Главу, а также собственные законы, управление и суд. «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет несть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников», - писал он.

В полном соответствии с учением Святых Отцов и руководствуясь Апостольским правилом: «Все, что ни делаете, делайте во славу Божию», Святейший Патриарх Никон стремился к оцерковлению самого государства, к наиполнейшей сопричастности государства Церкви и достиг на этом пути небывалых успехов, чем вызвал определенные опасения не только со стороны боярской верхушки, но и самого царя Алексея Михайловича. Последний невольно стал опасаться Никона, особенно когда тот изложил ему грандиозный план построения Нового Иерусалима – монастыря, который, по замыслу Святейшего Патриарха, должен был представлять собою Град Божий посреди Руси, образ Иерусалима Небесного, обетованную «Новую Землю» и одновременно как бы земную икону древнего Иерусалима с его святыми местами и с величественным храмом Воскресения Христова в центре. Учитывая то, что древний, исторический, Иерусалим находился в ту пору под властью мусульман-турок, Новый Иерусалим должен был стать духовным центром не только России, но и всего православного мира, местом встречи земного и Небесного Иерусалима, центром единения всех во Христе".
2.Если человек не имеет серьезного богословского образования, сана или высочайшей духовной жизни, учения, которые он представляет, должны подвергаться сомнению. А если этот человек прогибает линию, что кто против его учения, тот против Христа - это очень заносчиво. А клевету еще надо заслужить. Тем более одна из ссылок - это общение простых людей, как мы с Вами, некоторые из которых недоумевают по поводу высказываний Андрея Рычковского. Открытая симпатия к староверам не представляется мне присущей "борцу" за чистоту Православия.
#18 | Любовь Орлова »» | 18.12.2011 23:14 | ответ на: #16 ( Марина ) »»
  
0
Андрею написала все в привате. Меня здесь больше не будет.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites