Варлам Шаламов. Аввакум в Пустозерске


Варлам Шаламов. Аввакум в Пустозерске

Не в бревнах, а в ребрах
Церковь моя.
В усмешке недоброй
Лицо бытия.

Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
Блистая окрест.

Я всюду прославлен,
Везде заклеймен,
Легендою давней
В сердцах утвержден.

Сердит и безумен
Я был, говорят,
Страдал-де и умер
За старый обряд.

Нелепостей этот
Людской приговор:
В нем истины нету
И слышен укор.

Ведь суть не в обрядах,
Не в этом - вражда.
Для Божьего взгляда
Обряд - ерунда.

Нам рушили веру
В дела старины,
Без чести, без меры,
Без всякой вины.

Что в детстве любили,
Что славили мы,
Внезапно разбили
Служители тьмы.

В святительском платье,
В больших клобуках,
С холодным распятьем
В холодных руках

Нас гнали на плаху,
Тащили в тюрьму,
Покорствуя страху
В душе своему.

Наш спор - не духовный
О возрасте книг.
Наш спор - не церковный
О пользе вериг.

Наш спор - о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать.

Целитель душевный
Карал телеса.
От происков гневных
Мы скрылись в леса.

Ломая запреты,
Бросали слова
По целому свету
Из львиного рва.

Мы звали к возмездью
За эти грехи.
И с Господом вместе
Мы пели стихи.

Сурового Бога
Гремели слова:
Страдания много,
Но церковь - жива.

И аз, непокорный,
Читая Псалтырь,
В Андроньевский черный
Пришел монастырь.

Я был еще молод
И все перенес:
Побои, и голод,
И светский допрос.

Там ангел крылами
От стражи закрыл
И хлебом со щами
Меня накормил.

Я, подвиг приемля,
Шагнул за порог,
В Даурскую землю
Ушел на восток.

На синем Амуре
Молебен служил,
Бураны и бури
Едва пережил.

Мне выжгли морозом
Клеймо на щеке,
Мне вырвали ноздри
На горной реке.

Но к Богу дорога
Извечно одна:
По дальним острогам
Проходит она.

И вытерпеть Бога
Пронзительный взор
Немногие могут
С Исусовых пор.

Настасья, Настасья,
Терпи и не плачь:
Не всякое счастье
В одеже удач.

Не слушай соблазна,
Что бьется в груди,
От казни до казни
Спокойно иди.

Бреди по дороге,
Не бойся змеи,
Которая ноги
Кусает твои.

Она не из рая
Сюда приползла:
Из адова края
Посланница зла.

Здесь птичьего пенья
Никто не слыхал,
Здесь учат терпенью
И мудрости скал.

Я - узник темничный:
Четырнадцать лет
Я знал лишь брусничный
Единственный цвет.

Но то не нелепость,
Не сон бытия,
Душевная крепость
И воля моя.

Закованным шагом
Ведут далеко,
Но иго мне - благо
И бремя легко.

Серебряной пылью
Мой след занесен,
На огненных крыльях
Я в небо внесен.

Сквозь голод и холод,
Сквозь горе и страх
Я к Богу, как голубь,
Поднялся с костра.

Тебе обещаю,
Далекая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь.

Пускай я осмеян
И предан костру,
Пусть прах мой развеян
На горном ветру.

Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.

В настоящем гробу
Я воскрес бы от счастья,
Но неволить судьбу
Не имею я власти.

Комментарии (48)

Всего: 48 комментариев
#1 | Любовь Орлова »» | 16.12.2011 11:00
  
2
Прекрасная ода старообрядцам. И сериал им тут сняли хороший...
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 16.12.2011 11:24 | ответ на: #1 ( Любовь Орлова ) »»
  
2
Да, написано сильно. Глупость конечно же все это. Помилуй Господи нас грешных.
#3 | Георгий О. »» | 16.12.2011 12:25 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Ну, не скажи. Перед великой битвой - час примирения и покаяния. Для всякого православного.
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 16.12.2011 12:27 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
2
Глупость это разделение на староверов и нововеров
#5 | Георгий О. »» | 16.12.2011 12:29 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Теперь понятно. Все перед Богом ходим, а кто куда - не нам решать.
#6 | Любовь Орлова »» | 16.12.2011 14:12
  
1
Это не глупость, а трагедия наша. И дело здесь уже не в обряде, а в отношении к миру в целом.
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 16.12.2011 14:16 | ответ на: #6 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Трагедия по глупости.
#8 | Димитрий »» | 16.12.2011 16:34
  
1
Авакум- пример стойкости за веру истиную. А раскол исторический пример для нас, будующих поколений, о НЕвнесении всяческих новшеств (западных или восточных) в нашу русскую православную веру. Мир всем.
#9 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 03:58
  
-3
Аввакум не пример стойкости для православного человека. Для меня пример стойкости - Святейший патриарх Никон. Есть стойкость ради Правды, а есть ради гордыни. Аввакум и его последователи восстали против священноначалия, а потом и благоверного Государя Алексея Михайловича и не ради Правды, а ради своего самодурства.
  
#10 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 05:21 | ответ на: #9 ( Любовь Орлова ) »»
  
2
Вот здесь интересная статья. Никон еще тот фрукт. http://www.isihazm.ru/index.php?id=449
#11 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 07:57
  
-1
Старообрядцы, конечно, ненавидят святейшего патриарха Никона и клевещут на него. Есть и среди православных сочувствующие таким как Аввакум. Иван Солоневич - не авторитет в богословском понимании, так что.. Посмотрите:
.http://www.patriarchia.ru/db/text/561484.html
http://patriarhy.narod.ru/patriarh_nikon2.html
А вообще, надо бы по уважительнее к святейшему, если вы не старовер, конечно.
     
2
Я читал прозу Варлаама Шаламова,но стихи не читал. Очень сильно!
Спасибо,Андрей,что поместил эти стихи.
     
1
Рад, что дошло до адресата. Не все вмещают, однако.
  
#14 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 12:23 | ответ на: #11 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Если у человека нет сердца, то совсем беда.

http://www.isihazm.ru/index.php?id=410
#15 | Вера В. »» | 17.12.2011 12:46 | ответ на: #14 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
:/
  
#16 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 12:48 | ответ на: #15 ( Вера В. ) »»
  
1
Надо быть всегда только Христовыми. А у Христа все отмеряется от Любви. В отступлении от Любви надо раскаиваться. Если этого не делать, то сгинуть придется, прямо в ад.
#17 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 13:41
  
0
ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ЕФЕССКОГО

В связи с активизацией в последнее время деятельности старообрядческих общин и их претензиями в отношении Русской Православной Церкви усилились нападки на Святейшего Патриарха Никона, которого в антицерковных СМИ постоянно называют виновником раскола, а церковные меры по упорядочению богослужения и исправлению книг называют "ошибочными реформами". Таким образом, русскому православному народу пытаются внушить, что будто бы начиная с XVII века Русская Православная Церковь пошла по ошибочному пути, а истинное Православие сохранили раскольники.
Такая интерпретация мер, предпринятых Русской Православной Церковью при Патриархе Никоне, как единоличных действий только одного Патриарха, не соответствует действительности, так как они были осуществлены по решению Соборов 1654-1658 гг. и были одобрены на Соборе 1667 г., уже после низложения Святейшего Патриарха Никона. Признание этих мер ошибочными неизбежно ведет не только к отмене Соборных решений, но и к признанию "ошибочности" всего строя церковной жизни с XVII в. до сегодняшнего дня.
Мы действительно желаем присоединения старообрядцев к Церкви, только не путем лжи и соглашательства, как это нам предлагают в последнее время, в том числе, к сожалению, и некоторые церковные деятели.
Кроме того, по нашему мнению, давно назрел вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона. Патриарх Никон является выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, священноисповедником, пострадавшим за дело независимости Церкви от государственной власти.
Патриарх Никон был великим ревнителем Православия, его идеи воцерковления всей общественной и государственной жизни России и русского народа как нельзя более актуальны в наше время. Патриарх Никон был и великим патриотом России, установившим Праздник всех русских святых. Он внес решающий вклад в великое дело воссоединения Малороссии и Великороссии, в становление богословского образования на Руси. Кроме того, братия Ново-Иерусалимского монастыря засвидетельствовала множество случаев чудотворений и исцелений на гробнице Патриарха Никона, что было опубликовано в церковной печати.
Судьба Святейшего Патриарха Никона созвучна судьбе последнего Российского Императора Николая II, канонизации которого давно ожидает подавляющее большинство православных русских людей.
Как Патриарх Никон в 1658 г. добровольно был вынужден покинуть Патриарший Престол из-за вмешательства светской власти в дела церковные и неподчинение законной духовной власти в церковных вопросах, точно так же и Государь Николай II в 1917 году добровольно был вынужден оставить Царский престол из-за того, что подвластный православному царю народ перестал подчиняться законному Помазаннику Божию.
Оба они пострадали: один – исповеднически проведя в ссылке много лет; другой – принял мученическую кончину.
Было бы весьма желательным, чтобы братия Ново-Иерусалимского монастыря и все, кто почитает память Патриарха Никона, обратились к Священноначалию нашей Церкви рассмотреть вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона в сонме Святителей Московских.
Многие православные верующие глубоко почитают Патриарха Никона, зная о его заслугах перед Церковью и Отечеством. Они знают, что еще на Поместном Соборе 1917 г. владыка Антоний (Храповицкий) поднимал вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона, что отцы Собора приезжали в Новый Иерусалим и молились у гробницы Патриарха Никона о вразумлении и помощи в деле восстановления Патриаршества на Руси. Во время интронизации новоизбранного Патриарха Святителя Тихона он был облачен в мантию Патриарха Никона.
Выдающийся русский богослов, архиепископ Серафим (Соболев) более шестидесяти лет назад писал: "… как деятельность, так и жизнь Патриарха Никона свидетельствуют о том, что нам следует не обвинять его в непомерной гордости, а благоговейно преклоняться перед ним, чтить его вместе с простым верующим русским народом, как праведного и благодатного светильника русской Церкви, и всемерно содействовать тому, чтобы в возрожденной России он был причислен к лику святых Российской Церкви".
Православное братство Святителя Марка Ефесского.
15 (28) февраля 1999 г., Торжество Православия.
  
#18 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 13:44 | ответ на: #17 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Пусть все братства начнут мерить от Истины, Которая в Любви Христовой, тогда и придут к согласию в главном. Надо покаяться перед загубленными душами всем миром. Это будет не лишне никому.
#19 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 14:11 | ответ на: #18 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Вы прямо судья. Смело говорите.
  
#20 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 14:18 | ответ на: #19 ( Любовь Орлова ) »»
  
2
Я не судья, Бог не велит. Показываю на Истину и советую от Нее отмерять. Судьи, как нам известно, это слуги антихриста.
#21 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 14:19
  
0
Да? я и не знала, что судьи - слуги антихриста. Весьма категорично.
  
#22 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 14:30 | ответ на: #21 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Вот теперь будете знать. Вы еще многого не знали. Узнаете и порадуетесь.
  
#23 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 14:34 | ответ на: #21 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
"Некогда преподобный Иоанн Севастийский, находясь в пустыне, размышлял о делах богоугодных. Вдруг приходит к нему из некоторой обители старец, чтобы посетить праведника и принять от него благословение. Обменявшись взимным -- братским во Христе -- приветствием, св. Иоанн спросил своего гостя: "Как живут твои собратия?". -- "Хорошо, твоими молитвами", -- отвечал тот. -- "А как живёт такой-то черноризец?" -- опть спросил его угодник Божий об одном иноке, о котором ходила худая молва. "Он нисколько не переменился", -- сказал посетитель. "Горе ему!" -- воскликнул Иоанн.

И что же сталось? Вдруг Иоанн объят был каким-то неотразимым сном, и видит себя стоящим перед Голгофою, -- видит Иисуса Христа между двумя разбойниками. Иоанн поспешил было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться к Нему, как Господь обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: "Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего собрата прежде Моего суда". Когда изгоняемый Ангелами Иоанн бежал из дверей, его мантия так крепко задержалась в них, что он принужден был оставить её. При этом св. Иоанн пробудился и, объятый ужасом, с глубоким вздохом сказал гостю: "Ужасен для меня день сей!". -- "Отчего же?" -- спросил старец. Тогда он, рассказав пришельцу свой сон, присовокупил: "Оставленная мантия значит то, что я за осуждение брата лишился Божеского покровительства и благодати"."
  
#24 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 14:46 | ответ на: #21 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Преподобный Анастасий Синаит:

«Посему тот, кто судит брата своего прежде второго пришествия Христова, есть антихрист, ибо присваивает себе достоинство Христа»
#25 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 14:52
  
-1
"Никон еще тот фрукт" - Ваши слова. Давайте не будем лицемерить.
  
#26 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 14:56 | ответ на: #25 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Ну не фрукт так перец. Каким овощем назовете, так и будет. Как он своих же братиев на Соловках, которые ему кров дали приголубил, сами прочитаете. Да уж. Люди очевидного не видят. Христа то Богом считаете еще?
#27 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 15:03
  
0
А почему сразу с таким напором? Я констатировала тот факт, что Вы учите меня одному, а сами поступаете иначе. Насчет Соловков ... там еще надо разобраться.
  
#28 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 15:06 | ответ на: #27 ( Любовь Орлова ) »»
  
1
Разбирайтесь, а потом и заключения делайте. И не бойтесь правды. В Христе Истина, все остальные грешники и тяжкие. С этого начните.
#29 | Любовь Орлова »» | 17.12.2011 15:10 | ответ на: #28 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Вы тоже не бойтесь Правды. А насчет остальных как о тяжких грешниках думать не буду, оставлю это фарисеям.
  
#30 | Андрей Рыбак »» | 17.12.2011 15:17 | ответ на: #29 ( Любовь Орлова ) »»
  
0
Не надо оставлять никому. Начинаем с себя и знаем, что без греха только Христос. Вот это будем знать, тогда и старообрядцев не будем опускать ниже плинтуса. У самих рыльце в пуху потому что. Отсюда разговор ведем. Не фарисействуйте впредь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU