8 января. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Священномученика Евфимия, еп. Сардийского.

26 декабря по старому стилю / 8 января 2021 по новому стилю
пятница
Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840).
Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.).
Прмч. Исаакия Бобракова (1938). Сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова пресвитеров (1918); сщмчч. Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского пресвитеров и Михаила Смирнова диакона (1930); сщмчч. Леонида, еп. Марийского, Александра Крылова пресвитера, прмч. Василия Мазуренко, прмцц. Анфисы Сысоевой и Макарии Сапрыкиной (1937); сщмч. Григория Сербаринова пресвитера, прмцц. Августы Защук и Марии Лактионовой, мц. Агриппины Лесиной (1938).
Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.


Литургия св. Иоанна Златоуста.

Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11–18. Мф., 4 зач., II, 13–23.

На великой вечерне вход, прокимен великий: «Кто Бог велий, яко Бог наш...».

На утрене оба канона праздника. По 3-й песни канона – кондак, икос и ипакои праздника, по 6-й – кондак «Иже прежде денницы...» с икосом. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

На литургии по входе тропарь праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак, глас 6-й: «Иже прежде денницы...» (этот же кондак читается на часах). Прокимен, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа...». Причастен «Избавление посла Господь людем Своим».

Тропарь Рождества Христова
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6:
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.


Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Священномученик Евфимий Сардийский, епископ
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­фи­мий, епи­скоп Сар­дин­ский, в пе­ри­од цар­ство­ва­ния ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го (780–797) и им­пе­ра­три­цы Ири­ны (797–802) за свою доб­ро­де­тель­ную жизнь был из­бран епи­ско­пом Сар­дий­ским и при­сут­ство­вал на VII Все­лен­ском Со­бо­ре (787), на ко­то­ром об­ли­чал ико­но­бор­че­скую ересь. Ко­гда же во­ца­рил­ся ико­но­бо­рец Ни­ки­фор I (802–811), Ев­фи­мия вме­сте с дру­ги­ми пра­во­слав­ны­ми иерар­ха­ми со­сла­ли на ост­ров Па­та­ла­рею, где он дол­го то­мил­ся. Вы­зван­ный из ссыл­ки им­пе­ра­то­ром Львом V (813–820), епи­скоп вновь без­бо­яз­нен­но вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ико­но­бор­че­ства, и его вновь от­пра­ви­ли в ссыл­ку в г. Асс. Сле­ду­ю­щий царь – Ми­ха­ил II Кос­но­языч­ный (820–829) опять при­нуж­дал его от­ка­зать­ся от ико­но­по­чи­та­ния, но без­успеш­но. То­гда свя­той му­че­ник был под­верг­нут из­би­е­нию и в тре­тий раз со­слан, на этот раз на ост­ров Крит. По при­ка­за­нию сме­нив­ше­го на троне Ми­ха­и­ла им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842) свя­той Ев­фи­мий был под­верг­нут тяж­ким му­че­ни­ям: его рас­тя­ну­ли на че­ты­рех стол­бах и би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми. Через несколь­ко дней по­сле пыт­ки свя­той Ев­фи­мий пре­ста­вил­ся к Бо­гу.

Преподобный Константин Синадский, уроженец г. Синада, по происхождению еврей, с детства чувствовал влечение к христианской вере. Внимательное отношение к учению Христа воспламенило его сердце, и он в ранней юности ушел от родителей в иноческую обитель. Он был крещен с именем Константин и принял монашеский постриг. Когда ему поднесли святой крест, он с любовью поцеловал его и приложил к голове. Изображение святого креста отпечаталось у него на всю жизнь. Пройдя свою Богоугодную жизнь в строгих подвигах, святой Константин мирно преставился к Богу.

Преподобный Еварест, родом из Галатии, сын знатных родителей, с юных лет стремился к иноческой жизни, особенно любил читать книги святого Ефрема Сирина. Удалившись в Студийскую обитель, он подвизался в строгом посте, бдении и молитвах, нося железные вериги. Мирно преставился к Богу, достигнув 75 лет, в 825 году.

Преподобный Никодим Тисманский, Румынский
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский ро­дил­ся в од­ной из цен­траль­ных об­ла­стей Ма­ке­до­нии. Отец его был гре­ком, а мать про­ис­хо­ди­ла из Сер­бии. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, знал серб­ский и гре­че­ский язы­ки, был пре­крас­ным пе­ре­вод­чи­ком и пи­са­те­лем. Мо­на­ше­ство он при­нял на Афоне в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лен­дар. Там же он удо­сто­ил­ся пре­сви­тер­ско­го са­на, а впо­след­ствии был из­бран игу­ме­ном.

Со Свя­той Го­ры Афон пре­по­доб­ный Ни­ко­дим при­шел в зем­ли кня­зя Ла­за­ря и по­се­лил­ся в ме­стеч­ке Кла­до­ва на Ду­нае. Со вре­ме­нем во­круг него со­бра­лось боль­шое брат­ство. Сре­ди бра­тии бы­ли мо­на­хи с Афо­на, а так­же из серб­ских мо­на­сты­рей. Их уси­ли­я­ми бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Пре­свя­той Тро­и­цы. По от­кро­ве­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский пе­ре­шел Ду­най и оста­но­вил­ся в уг­ро-влаш­ских зем­лях. Здесь, вбли­зи ны­неш­не­го ру­мын­ско­го го­ро­да Тур-Се­ве­ри­на, на ре­ке Во­ди­це, он ос­но­вал мо­на­стырь Во­ди­ца, по­свя­тив его свя­то­му Ан­то­нию.

Вто­рой мо­на­стырь, ос­но­ван­ный здесь пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­мом, был по­стро­ен в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На­хо­дил­ся он во Вла­хии, на ре­ке Тисман. Оба мо­на­сты­ря, воз­ве­ден­ные пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­мом Тисман­ским, ста­ли круп­ней­ши­ми оча­га­ми пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти в Ру­мы­нии. В 1375 го­ду свя­той князь Ла­зарь и Серб­ский пат­ри­арх от­пра­ви­ли груп­пу мо­на­хов во гла­ве со стар­цем Ис­ай­ей для при­ми­ре­ния Серб­ско­го и Ца­рь­град­ско­го пат­ри­ар­шеств. В со­став этой груп­пы вхо­дил и пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский как пе­ре­вод­чик и муд­рый ди­пло­мат.

Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим мир­но по­чил 26 де­каб­ря 1406 го­да. Он осо­бо по­чи­та­ет­ся за при­вне­се­ние в ру­мын­скую цер­ковь об­ще­жи­тель­но­го мо­на­стыр­ско­го Уста­ва и воз­рож­де­ние мо­на­ше­ско­го де­ла­ния на ос­но­ве ис­их­аст­ско­го те­че­ния в пра­во­сла­вии.

Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.

Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.

Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.

По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.

В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.

После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.

В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.

В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь. Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий – муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен. Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося Ее милостивого заступления. Владычица Небесная услышала слезные моления несчастной – однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго искала скорбящая женщина образ по московским церквам и нашла его, наконец, на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. Отсюда и пошло наименование иконы – «Трех Радостей».
На иконе Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую Ее руку стоит старец Иосиф, а слева – Иоанн Предтеча, взирающие на Богомладенца с любовью.

Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы – «Барловская». На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU