12 декабря по старому стилю / 25 декабря по новому стилю
пятница
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Рождественский пост.
Монастырский устав: горячая пища без масла.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евр.7:18–25; Лк.21:37–22:8) Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, – сатана походит-походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство.
Начало всему злу – мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые – что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони – и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость – вот и грех внутри!
Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей – ничего бы такого не было.
Святитель Спиридон Тримифунтский
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно». В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, – тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым» (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. «Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу († ок. 348). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме). Память его вторично совершается в субботу сырную.
Прп. Ферапонт Монзенский
Преподобный Ферапонт Монзенский был иноком обители преподобного Адриана на реке Монзе. Преподобный начал свои подвиги в Москве, затем перешел в г. Кострому в Воздвиженский монастырь и принял там постриг. По его благословению, благочестивые иноки Адриан и Пафнутий из монастыря преподобного Павла Обнорского (память 10 января), ищущие уединения, переселились на Монзу и в 25 верстах от Галича основали обитель. Преподобный Ферапонт перешел в эту обитель, где и подвизался до конца своей жизни. Каждый день, с благословения настоятеля, он удалялся в лесную чащу и там молился. Ночами читал и переписывал душеполезные книги. В жизни своей подражал блаженному Василию Московскому (память 2 августа), которого называл своим сожителем, хотя лично никогда его не видел. Преподобный еще при жизни прославился даром чудотворений. Перед смертью своей он предсказал голодный год (1601). Скончался преподобный в 1597 году. Обитель на реке Монзе была названа по его имени Ферапонтовой.
Сщмч. Александр, патриарх Иерусалимский. Фреска церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде. XVв
Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, был учеником великого учителя Церкви и писателя, пресвитера Климента Александрийского († ок. 217). В начале III века он был избран епископом Флавии Каппадокийской. При Септимии Севере (193–211) святитель был заключен в темницу и провел в ней три года. После освобождения из темницы отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и, по откровению свыше, был там избран соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса (в 212 году). Это – чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении. Им была собрана в Иерусалиме большая библиотека творений христианских писателей.
Скончался в темнице во время гонений императора Декия.
Святой мученик Разумник Римлянин
В третьем веке в Риме жил святой муж по имени Разумник. У римлян он назывался Синезий; у греков Синетос, что обозначает – разумный.
В юношеском возрасте блаженный был отдан своими родителями епископу римскому для обучения Божественным книгам. Во время с обучения книгам он обнаружил весьма добрый нрав и боголюбие, поэтому он был вскоре возведен в должность церковного чтеца.
Находясь на этой должности, святой Разумник многих обучил благочестью и истинной вере, а языческое идолопоклонение всячески обличал и порицал.
Вскоре об этом было донесено царю, святого Разумника схватили и привели к нему для допроса. Но и пред царем блаженный мученик с дерзновением исповедал Христа, за что и был он подвергнут жестоким мучениям. Не смотря на пытки, Разумник так как остался непоколебимым и не отвергся от Христа, то, после долгих мучений, осужден был на усечение главы. Так скончался святой Разумник.
Честные мощи его были в 830 году перенесены из Рима в остров и аббатство Рейхенау.
"Когда островъ Кадьякъ постигла страшная эпидемія, преп. Германъ переселился туда, ухаживалъ за больными, молился съ ними и приготовлялъ ихъ къ переходу въ вѣчность. Священникомъ онъ не былъ. Черезъ мѣсяцъ моръ кончился, но осталось множество сиротъ. Для нихъ преподобный устроилъ на Еловомъ пріютъ, и употреблялъ на него всѣ средства, которыя могъ заработать. Онъ училъ дѣтей Закону Божьему и церковному пѣнію, а дѣвочками занималась духовная дочь его, Софія Власова — креолка, которая для этого поселилась на Еловомъ. По воскресеньямъ и праздникамъ собирались къ святому старцу алеуты: кто-нибудь изъ дѣтей читалъ молитвы, а Апостолъ и Евангелія — самъ преп. Германъ и объяснялъ прочитанное. Всѣ слушали съ напряженнымъ вниманіемъ. Пѣли дѣти и пѣли очень хорошо.
Много горя доставила преп. Герману торгово-промышленная компанія, управлявшая колоніей. Это были грубые и жестокіе люди, искавшіе только наживу. Съ бѣдными беззащитными алеутами они обращались безчеловѣчно. Сразу же по своемъ пріѣздѣ миссія стала на защиту мѣстнаго населенія. Этимъ можно объяснить ея успѣхъ въ дѣлѣ обращенія его въ христіанство. То же дѣлалъ и преп. Германъ и наживалъ себѣ этимъ много враговъ и непріятностей. Но онъ не обращалъ на это вниманія. Его благодатному вліянію подчинялись не одни простосердечные и довѣрчивые алеуты, но и русскіе, часто не имѣвшіе никакого понятія о христіанской жизни и заповѣдяхъ. Управитель колоніи, Яновскій, невѣрующій и вначалѣ враждебно относившійся къ старцу человѣкъ, подъ мудрымъ и благодатнымъ вліяніемъ преп. Германа, измѣнился до неузнаваемости и сталъ его духовнымъ сыномъ. Къ каждому его слову онъ относился съ благоговѣніемъ. Овдовѣвъ, Яновскій принялъ монашество въ Тихоновой пустыни Калужской епархіи. Дочь его, монахиня, написала портретъ преп. Германа.
Яновскій разсказываетъ, что однажды пришелъ на Кадьякъ русскій военный корабль, и преподобнаго старца пригласили для бесѣды съ офицерами. Ихъ было болѣе 25 человѣкъ. Всѣ они были люди свѣтскіе и образованные. Прежде всего, преподобный поставилъ имъ общій вопросъ: «Господа, что вы любите больше всего и что каждый желаетъ для своего счастья?» Отвѣты были всѣ въ одномъ духѣ: одни желали богатства, другіе — славу, третьи — красавицу жену, иные — командовать прекраснымъ кораблемъ... Святой старецъ сказалъ: «Неправда ли, что ваши желанія сводятся къ тому, что каждый желаетъ того, что онъ считаетъ наилучшимъ и наиболѣе достойнымъ любви?» Они отвѣтили: «Да, это такъ!» Онъ продолжалъ: «Не скажете ли вы всѣ, что не это лучше всего и все превосходитъ — а наиболѣе достоинъ любви Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который создалъ насъ, далъ всему жизнь, питаетъ и любитъ всѣхъ, Который сама Любовь и есть прекраснѣйшій изъ людей? Не должны ли мы любить Его больше всего, и искать Его?» Всѣ сказали: «Конечно, да! Это само собой разумѣется!» Тогда святой старецъ спросилъ: «Но любите ли вы Бога?» Они всѣ отвѣтили: «Конечно, мы любимъ Бога! Какъ можно не любить Бога?» Святой старецъ возразилъ: «А я грѣшный сорокъ лѣтъ стараюсь любить Бога, и не могу сказать, что люблю Его совершенной любовью! Если мы кого-нибудь любимъ, мы всегда помнимъ его, стараемся его радовать, день и ночь думаемъ о немъ. Такъ ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь къ Нему? Всегда ли помните о Немъ? Молитесь ли Ему всегда и исполняете ли Его святыя заповѣди?» Собесѣдники должны были признаться, что нѣтъ. «Для нашего блага и для нашей пользы», — заключилъ святой старецъ, — «обѣщаемъ по крайне мѣрѣ стараться любить Бога больше всего другого, и исполнять Его святую волю!» «Мы были безотвѣтны передъ нимъ», — разсказывалъ Яновскому капитанъ-командиръ корабля. "