Беседа Александра Пушкина и митрополита Филарета




Эта необычная икона опирается на одну интересную историю, о которой не все знают.

В 1828 году Александр Пушкин пишет стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828

Это стихотворение гениального поэта прочитал митрополит Филарет и, взволновавшись, написал поэту ответ:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом церковного иерарха. Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере, и его стихи последующих лет однозначно свидетельствуют о духовной эволюции поэта.

В знак благодарности митрополиту Филарету Пушкин пишет вот какое стихотворение:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(Впоследствии, чтобы не было привязки именно к митрополиту Филарету, Пушкин для печати предложил другую концовку:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)
19 января 1830

Вот об этом эпизоде из жизни великого святителя Филарета и повествует икона.

Комментарии (14)

Всего: 14 комментариев
#1 | Георгий О. »» | 14.12.2011 23:03
  
0
Хорошо. Но откуда "картинка"?
#2 | Вера В. »» | 14.12.2011 23:14 | ответ на: #1 ( Георгий О. ) »»
  
1
эта икона написана недавно

"Единственная икона, на которой изображён Пушкин, это миниатюра работы известного современного изографа Зенона. Разумеется, Александр Сергеевич фигурирует на ней не в качестве святого, но в пропорциях, равных святому Филарету Московскому. Они изображены сидящими рядом, митрополит — справа, поэт — слева. У митрополита на левом колене Библия, у поэта на левом колене лира. Та самая, которой он «вверял изнеженные звуки безумства, лени и страстей». Филарет изображен в церковном облачении и епитрахили, над головой у него нимб святого. Пушкин — в поэтической тоге и вместо нимба у него на голове лавровый венец.

Десница Филарета приподнята с указующим перстом. Он только что дал наставление. Десница Пушкина опрокинута ладонью к зрителю, это означает, что, пораженный величавым голосом проповедника, он внезапно прервал «звон струны лукавой». (Александр Сегень)
#3 | Георгий О. »» | 14.12.2011 23:25 | ответ на: #2 ( Вера В. ) »»
  
2
Стремно как-то, Вера. Икона имеет свое предназначение.Но коль не знаю, то и не сужу. У каждого свой путь, и у Пушкина. Вспоминаю, как мама за несколько дней до смерти читала мне наизусть "Евгения Онегина"...

Ну... Та, первая, мне больше по душе.
#4 | Вера В. »» | 14.12.2011 23:38
  
2
Больше это напоминает иллюстрацию к переписке двух исторических личностей: Пушкина и митрополита Филарета.
#5 | Георгий О. »» | 14.12.2011 23:50 | ответ на: #4 ( Вера В. ) »»
  
2
Икона - не иллюстрация.
#6 | Вера В. »» | 14.12.2011 23:56 | ответ на: #5 ( Георгий О. ) »»
  
1
Согласна. Просто эта необычная...
вернула как прежде
#7 | Вера В. »» | 15.12.2011 00:10 | ответ на: #6 ( Вера В. ) »»
  
1
Архимандрит Зинон, написавший икону — архимандрит Русской православной церкви, современный иконописец, один из авторитетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи. В 1995 году за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.
Если я не ошибаюсь, то у Олеси Николаевой есть образ монаха - иконописца взятый с архимандрита Зинона.
#8 | Георгий О. »» | 15.12.2011 00:52 | ответ на: #7 ( Вера В. ) »»
  
1
Так, значит, так.
#9 | К. Анна »» | 15.12.2011 02:41 | ответ на: #2 ( Вера В. ) »»
  
2
Вера,насколько я знаю о. Зинона и очень уважаю,все таки он известный самовольщик,за что попадал под запрещение.
#10 | Вера В. »» | 15.12.2011 06:16 | ответ на: #9 ( К. Анна ) »»
  
2
В данном случае это изображение как бы иллюстрация к взаимоотношениям...
при рассмотрении изображения с т.з. иконы, что-то сопротивляется внутри ... какое-то чувство навевается ....как от... ну, как арт-искусства...
А впрочем... кому как

А.С. Пушкин. Портрет работы О.А. Кипренского. 1827 г.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.
#11 | К. Анна »» | 15.12.2011 09:34
  
1
Полностью с вами согласен,уважаемая Вера!Но икона-это икона,канон в написании,поэтому и сомнения.Кстати,недавно
сподобился прочесть изумительную(уверен в этом)книгу А.И.Яковлева"Век Филарета".Утешился душой!
#12 | Вера В. »» | 15.12.2011 11:57 | ответ на: #11 ( К. Анна ) »»
  
2
Владыка имел личную переписку также с такими писателями как Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев и оказал определенное влияние на их творчество.
Приступила к чтению "Века Филарета"

Его размышления о молитве следует перечитать, да и много чего полезного для души в его трудах.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites