Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний (Кампос)

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний (Кампос)


Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний (Кампос) (1920-2005).


Биография


Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний родился 20 декабря 1920 года в городе Аргос в семье Георгия и Марики Компосов. Родители владыки были бедными и верующими людьми. Своих детей они воспитали в благочестии и на христианских началах. Мать митрополита Антония была очень добродетельной женщиной. Когда она в возрасте 92 лет преставиласьа удивительным благоуханием наполнилась вся комната женщины.

С самого детства у Антония была огромная жажда знаний. В школе он был лучшим учеником.

Детство владыки было сопряжено с испытаниями. Из-за бедности родителей он был лишён материальных благ и комфорта. Познал он и боль от смерти близких людей. Поддержкой для юноши стала глубокая вера в Бога и забота его родителей.

Закончив среднюю школу, Антоний поступил в Мараслийскую педагогическую академию по окончании которой стал работать сельским учителем. В 1945 году юноша поступил на богословский факультет Афинского Университета. Он прервал обучение чтобы отслужить в армии и снова вернулся в Университет. Антоний был отличником. Но не только высокая успеваемость выделяла его среди сверстников. Он был очень осторожен и избегал соблазнов, вёл настоящую подвижническую жизнь. Духовником юноши был благочестивый и мудрый митрополит Коринфский Михаил (впоследствии ставший Архиепископом Американским).

В 1951 году Антоний получил диплом об окончании высшего образования и был назначен в Патмиаду (церковную школу на острове Патмос). В разное время он был преподавателем и директором церковных учебных заведений в Коринфе, Катерини, Ксанти и Ламии. Везде Антоний работал с самоотверженностью и смирением. Его глубокие богословские знания, безупречная жизнь и многочисленные добродетели заставили всех относиться к нему с любовью и уважением. Пример Антония вдохновлял его учеников.

Из-за своего природного красноречия Антоний был успешным преподавателем. Однако он не почивал на лаврах, а всё время совершенствовался, изучая творения Святых отцов и классическую литературу. Жажда знаний побудила Антония согласиться на продолжение учёбы в Оксфорде (1959-1960) и Париже (1960-1961). Его специализацией стало толкование Нового Завета и педагогика. В 1969 году была опубликована докторская диссертация Антония «Духовная и светская власть согласно Новому Завету».
Со старцем Гавриилом Карейским
Со старцем Гавриилом Карейским

С юных лет Антоний хотел посвятить себя служению Церкви. Но он откладывал принятие священного сана, так как, по его собственным словам, «сомневался, обладает ли необходимыми качествами и достоинствами для иерейского служения». После того как Антония в его стремлении поддержал митрополит Ксанти, 3 декабря 1967 года он был рукоположен во диакона, а на следующий день в пресвитера.

С сентября 1971 года Антоний служил проповедником в Этолоакакрнанийской митрополии. Те, кто имел возможность общаться с ним в эти годы, рассказывают о его ревностном стремлении повсюду распространить свет Евангельской Истины. Он посещал самые маленькие и труднодоступные деревеньки. Служил, исповедовал, проповедовал. Отца Антония уважали и любили. Люди с вниманием слушали его проповеди и с восхищением говорили о его подвижнической жизни.

Преосвященнейший митрополит Этолии и Акарнаний Феоклит в одном из своих писем кратко, но ёмко характеризует служение отца Антония: «С чрезвычайной радостью и умилением наблюдаю за вашей поистине апостольской и евангельской деятельностью на территории нашей епархии, совершаемой Вами ревностно и добросовестно. Как Вы служите, проповедуете, исповедуете, посещая города, посёлки, деревни. Вы прославили Церковь, заслужили восхищение народа и безграничное уважение со стороны духовных людей. Площади сёл и городов, школьные дворы Вы превратили в амвоны, с которых ежедневно звучит спасительная проповедь Евангелия».

Отец Антоний всего себя посвятил служению Богу и своей пастве. Однажды, его знакомая благочестивая христианка госпожа Саломи сказала батюшке: «Отче, готовься стать архиереем. Я видела во сне святого Нектария[1], который сказал, что любит тебя за то, что ты подобно ему ходишь по деревням и помогаешь людям. Поэтому ты станешь епископом в Западной Македонии». Отец Антоний ответил женщине, что такое развитие событий невозможно, так как он не включён в список претендентов на архиерейские должности. И кроме того не знаком ни с одним митрополитом в Синоде, кроме своего правящего архиерея. На другой день госпожа Саломи вновь увидела тот же сон, о чём и рассказала отцу Антонию.

В то время уже в течении двух лет вдовствовала кафедра митрополита Сисания и Сиатисты. По этому случаю собрался Священный Синод Элладской Православной Церкви. Архиереи избрали нового митрополита, однако его кандидатура не прошла утверждения со стороны светских властей (так как они обвинили кандидата в том, что он замешан в политике). Был утверждён новый митрополит, но и его кандидатура была отвергнута правительством. Тогда возглавлявший Священный Синод архиепископ Серафим сказал: «Разве нет никого, кто бы не занимался политикой и был бы при этом любим народом?». Тогда митрополит Этолоакарнанийский Феоклит предложил кандидатуру отца Антония. Его инициатива встретила всеобщее одобрение. Так 22 мая 1974 года отец Антоний был избран митрополитом Сисания и Сиатисты. Исполнилось предсказание святого Нектария - он стал владыкой в Западной Македонии.


Блаженнейший Архиепископ Афинский так приветствовал избранного митрополитом отца Антония: «Священный Синод принял во внимание ваше доброе имя, многолетнее и многотрудное служение на ниве церковного образования, ваши писательские и миссионерские труды, великолепную подготовку и другие достоинства вкупе с праведной жизнью, и избрал вас сегодня единогласно Митрополитом…».

Архиерейская хиротония отца Антония состоялась 25 марта 1974 года в кафедральном соборе Живоносного Источника города Агринио. Сотни людей кричали новому митрополиту “Аксиос”. Митрополит Этолии и Акарнании Феоклит в своей проповеди вновь коснулся достойной восхищения деятельности отца Антония: “Обладающий глубоким богословским образованием, дополненным учёбой в Оксфорде и Париже, ты отличится и на ниве церковной литературы. Когда Промысел Божий привёл тебя три года назад на благословенную землю Этолии и Акарнании, христолюбивый народ обрёл проповедника, ведущего подвижническую жизнь. Смиренный, праведный, дружелюбный, деликатный, искренний, не привязанный к материальному и чуждый страстей ты завоевал любовь нашего народа, который видел в тебе нового Косму Этолийского. Ты не пожалел трудов чтобы донести Слово Божие в самые отдалённые и неприступные селения. Ты повсюду нёс людям благую весть мира и благовествовал Евангелие Царствия Небесного спокойно, смиренно, просто, без суеты, шума, и показной демонстративности…».

Интронизация владыки Антония состоялась 12 июня 1974 года. Добрая молва о нём дошла до Сиатистской епархии и народ принял нового митрополита с радостью и ликованием. В своей первой проповеди он обещал стремиться к тому чтобы сделать свою митрополию настоящим очагом благотворительности, социальной активности построенной на христианских началах, духовного и нравственного служения и возрождения.

С первого дня митрополит начал наводить справки о многочисленных проблемах епархии, в течение двух лет пребывавшей без пастырского окормления, и приступил к их решению. Любой человек мог прийти в здание митрополии и встретиться с владыкой, рассказав ему о своих проблемах и печалях. Без помощи и утешения он не оставлял никого. Пастырское служение отца Антония было многогранным и разносторонним, построенным на глубоких духовных началах.

Преосвященнейший Антоний начал путешествовать по селениям своей епархии. Он посетил даже небольшие труднодоступные деревеньки, населённые 20-30 людьми, которые прежде никогда не видели архиерея.

Владыку не сопровождала пышная свита. С нем не было даже диакона. Он звонил в колокол, служил Вечерню и исповедовал. На следующий день в 6.30 начинал богослужение, читал проповедь и причащал всех подготовившихся к Таинству Евхаристии. Священников, которые служили одновременно в нескольких храмах, он спрашивал, в каком из них они собираются служить, и сам совершал Богослужение в каком-то из оставшихся храмов. Утром он сам носил дрова и растапливал печь, чтобы старики не замёрзли во время службы. Люди поражались поведению владыки, так непохожего на всех остальных. В деревни он приезжал автостопом. Вёл себя просто, облачался не в архиерейские одежды, а в ветхое облачение. Он пленял окружающих своей любовью и простотой.

Владыка приходил в какое-то селение, служил Вечерню, исповедовал, утром следующего дня служил Литургию, читал проповедь и пешком отправлялся в следующую деревню. За тридцать лет своего пастырского служения он сорок раз посетил все населённые пункты своей епархии!

Литургии отца Антония были настоящим Священнодействием. Его проповеди были полны мудрости и благодати. Владыка по памяти цитировал отрывки из Священного Писания и Святых отцов, объясняя их для народа.

Он с любовью и по-доброму относился к священнослужителям и помогал им в случае возникновения у них каких-то трудностей или проблем. Митрополит неустанно заботился о том, чтобы на каждом приходе в его епархии был священник.

Доброго пастыря отличает любовь к своей пастве. У митрополита Антония была настоящая отеческая любовь к людям. Когда он узнавал, что кто-то тяжело заболел, он спешил навестить этого человека, кто бы он ни был: богач или бедняк, молодой или пожилой. Заслышав траурный звон колокола[1]владыка спрашивал кто умер и во сколько начнётся отпевание. Он приходил на похороны без приглашения и никого заранее не предупреждая.

На окраине Сиатисты жил немощный старик, у которого не было родственников. Узнав о нём, владыка стал тайно по ночам навещать его. Он приносил ему продукты, собственными руками помогал ему в его нуждах. Полицейские, видя каждый вечер свет в доме парализованного старика, забеспокоились, нагрянули туда и застали там Митрополита. Отец Антоний попросил их никому не рассказывать об его тайной помощи нуждающемуся старику.

Владыка утешал скорбящих, помогал беднякам, поддерживал молодёжь. Он стал опорой для каждого, молился о всех своих прихожанах. У Митрополита Антония не было приёмных часов, он с любовью принимал каждого, кто приходил к нему за помощью, советом или утешением в любое время суток.

Какое-то время отец Антоний был местоблюстителем митрополичьей кафедры в Кастории. Один из его духовных чад рассказал владыке о семье, проживавшей в одном из отдалённых селений, которая подала на развод. Он тотчас встал и отправился в дом супругов, чтобы совершить там таинство Соборования. Они посчитали большой честью, что сам Митрополит посетил их дом. Он совершил Соборование и обратился к супругам со словом наставления. После этого они не только не развелись, но и стали жить как настоящие христиане. И по сей день они вместе, а в их доме царит мир и любовь.

Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.


Владыка Антоний с радостью исповедовал всех желающих в монастыре Микрокастро, кафедральном соборе и в деревенских храмах. Он был противником накладывания епитимий, связанных с длительным отлучением от Причастия. Когда Митрополит видел у человека искреннее покаяние и действительный отказ от греха, он разрешал ему приобщиться к Таинству.

Владыка был очень чутким человеком. Он не хотел, чтобы он сам или кто-то из священников его епархии дали кому-то даже малейший повод осудить Церковь.

Внешне отец Антоний производил впечатление человека подвижнической жизни. Он был худым, а лицо его всегда было исполнено спокойствия и умиротворения.

Владыка принимал всех приходивших к нему в здании митрополии. Каждого гостя встречал лично и сам готовил для него угощение. Со всеми Митрополит говорил спокойно и смиренно, как равный с равными, не стремясь показать себя или унизить кого-то. Он не хотел расстроить ближнего, с каждым говорил с отеческой любовью и заботой.

Преосвященнейший был человеком дела, а не разрушения, созидания, а не расстройства1. Примирял противоборствующих, смирением отгонял помыслы и гасил в зародыше начинающиеся духовные пожары. Административные и управленческие вопросы своей епархии он решал скрупулёзно и успешно. Легко находил общий язык не только с духовенством, но и с местными властями.

Монахолюбивый епископ и аскет

Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.

Он позаботился о том, чтобы в монастырь Пресвятой Богородицы в Микрокастро пришёл известный духовник отец Стефан (Ринос). Для начала восстановительных работ в обители он выделил ему 37.000.000 драхм, а впоследствии снабжал необходимыми средствами на регулярной основе. Отец Антоний установил, что в монастыре минимум один раз в месяц должна проходить ночная служба и на этом богослужении всегда присутствовал лично. На деле многочасовые Всенощные бдения в обители Пресвятой Богородицы проходили не только один раз в месяц, но и на все большие праздники. На всех ночных службах Владыка исповедовал сам до хвалитных псалмов, после чего облачался и начинал служить Литургию. Постепенно монастырь Микрокастро стал настоящим духовным оазисом не только для Сиатистской митрополии, но и для всей Западной Македонии.

Во время постов Владыка приглашал со Святой Горы Афон духовников и игуменов, чтобы они исповедовали, служили и проводили беседы с народом.

Некоторое время спустя митрополит Антоний передал обитель Микрокастро женской братии. Число насельниц монастыря стало возрастать с каждым годом и вскоре обитель стала крупнейшим духовным центром Сиатистской епархии.

Тем временем отец Стефан (Ринос) взялся за возрождение монастыря Преображения Господня в Дриовуни. Владыка поддержал его и выделил на строительные работы необходимые средства. Впоследствии эта обитель также стала важным центром православного монашества, который оказывает огромную духовную помощь многочисленным паломникам.

Всего владыка Антоний возродил в своей митрополии восемь мужских и женских монастырей. Он радовался их достижениям, помогал и регулярно посещал эти обители. Когда Владыка только вступил на митрополичью кафедру, в его епархии не было ни одного иеромонаха и действующего монастыря, а в храмах обителей нерегулярно служили приходские священники из близлежащих селений. Сегодня в Сиатистской епархии более двадцати иеромонахов, некоторые из которых являются известными духовниками, оказывающими большую духовную поддержку православному народу.

В своих беседах митрополит Антоний часто подчёркивал важность православного монашества и говорил, что обязанность архиереев – помогать монахам: «Я не хочу строить ни конференц-залов, ни других центров для собраний. Если необходимо что-то обсудить, можно собраться в Архондарике одного из монастырей. Всё остальное - излишнее транжирство. Деньги, которые мне жертвуют, я отдаю на монастыри. Это мой долг».

О любви Преосвященнейшего к монашеству свидетельствуют и его регулярные поездки на Святую Гору Афон. Много лет его духовником был игумен Гавриил Дионисиатский. С многими афонскими монастырями и кельями Владыку связывали прочные духовные узы. Святогорцы, видя его смирение и подвижническую жизнь, принимали отца Антония за своего, часто приглашали его на престольные праздники и хиротонии.

Но отец Антоний был не только монахолюбивым епископом, но и сам жил как монах. Он сочетал архиерейское служение с аскетической подвижнической жизнью.

У митрополита Антония всегда был духовник, которому он старался исповедоваться как можно чаще. После хиротонии духовным отцом владыки стал митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий. Несмотря на то, что он был младше отца Антония, он всегда спрашивал совета духовника и оказывал ему монашеское беспрекословное послушание.

Митрополит Антоний привык ложиться спать рано, а ночью просыпаться и вставать на молитву. Уже молодым священником он любил служить раннюю Литургию. Владыка молился очень много. Делал много земных поклонов и творил Иисусову молитву. Молодых священников он также призывал не сидеть сложа руки: «Творите земные поклоны! Почему вы сидите и не молитесь?». Старец Паисий2 говорил о владыке Антонии, что из-за того, что тот всё время молится по чёткам – его правое плечо ниже чем левое. Сам Митрополит по своему смирению не принимал в расчёт свои добрые дела и говорил старцу: «Люди-то хорошие. Это мы, священники, не такие, какими должны были бы быть».

Митрополит Антоний был великим постником. Более 55 лет не ел мяса. Даже в дни, когда не было поста, добавлял в пищу не оливковое, а невкусное масло из семечек. В Великий Пост ел только хлеб и апельсиновый сок. Готовил Владыка себе сам один раз в неделю. Ел приготовленную пищу в течении семи дней, а потом готовил снова. Он не считал ниже своего достоинства самому разбирать чечевицу у себя в рабочем кабинете. Летом Митрополит обычно довольствовался одним арбузом в день. Половину съедал на обед, половину на ужин. Или готовил себе салат из одних помидоров без масла и лука. Мог съесть сухарик, орех с медом и выпить апельсиновый сок. Предпочитал фрукты, зелень и бобовые. Еда не заботила владыку и он отказывался от приглашений на банкеты, куда его регулярно приглашали.

Жажду и голод владыка Антоний утолял исполнением Воли Божией. Вкусной и сытной пищи он не готовил даже в дни Великих Праздников. Однажды в день Пасхи его пришёл поздравить отец Стефан и к своему удивлению увидел, что владыка ест мусталеврью (сладкое постное блюдо из виноградного сусла с мукой).

- Владыка, сегодня, в день Пасхи, вы едите мусталеврью?

- У меня было немножко молочка, но я побоялся, что после поста у меня из-за него будет желудочное расстройство.

В другой раз на Рождество митрополит Антоний «разговелся» инжиром с хлебом. Когда духовные чада приглашали его к себе домой, владыка говорил: «приготовьте какую-нибудь маленькую рыбку с овощами. Не надо ничего дорогого». Он всегда ел немного, как птичка.

Отец Антоний привык к холоду и зимой одевал только подрясник. В его келье температура не превышала 12 градусов по Цельсию.

С самого начала своего архиерейского служения он жил один в здании митрополии. Сам готовил, убирался и принимал гостей. У него не было ни повара, ни уборщицы, ни других помошников.

По вечерам митрополит обычно ходил в монастырь в Дриовуно. Он чувствовал себя монахом и именно в монастыре находил покой и умиротворение.
На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе

Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний 10

Милостивый и нестяжательный

Владыка Антоний был совершенно не привязан к деньгам. Всю свою заработную плату[1] он раздавал нуждающимся. Также поступал с пожертвованиями. Карманы отца Антония всегда были пусты. Любой нуждающийся мог прийти в митрополию и получить у Владыки гарантированную финансовую помощь.

Детям из небогатых семей Митрополит помогал получить образование. Он ежемесячно высылал им необходимую сумму для оплаты общежития, на питание и другие расходы.

Однажды знакомая женщина пожертвовала владыке Антонию десять золотых лир. Рано утром он позвонил отцу Стефану и сказал: «Отче, ночью я совсем не спал. Мне пожертвовали десять золотых лир. Я боялся, что если умру – люди найдут десять золотых монет и скажут что православный митрополит собирал золотые лиры». В ту же минуту Владыка поспешил в монастырь и пожертвовал деньги на нужды обители.

Когда митрополит Антоний бывал в Афинах, его часто приглашали совершить таинство Соборования. Все деньги, которые ему жертвовали, он неизменно отдавал монастырям своей епархии.

Деньги, которые ему жертвовали в деревнях, владыка никогда не брал а опускал в ящик для пожертвований храма того же селения, где его хотели отблагодарить деньгами.

О себе отец Антоний не думал никогда. Он ограничивал себя во всём, чтобы иметь возможность помогать бедным. Его милостыня всегда была тайной. Только Бог и те, кому он помогал, знают какой огромной была его благотворительная деятельность.


Простой и смиренный

Смирение владыки было так велико, что в этом отношении с ним не могли сравниться не только архиереи, но и большинство священников. После престольного праздника храма святой Марины в Цотили все шли в митрополию за традиционным угощением. Владыка сажал за свой стол о. Хризостома Зафиропулоса, а сам садился на простую табуретку вместе с остальными.

По вечерам он часто без предварительного предупреждения приходил в монастырь в Дриовуно. Он заходил в Архондарик, и если его приход оставался для братии незамеченным, мог долго просидеть в одиночестве, боясь отвлечь монахов от их дел и забот. Во время трапезы он ел вместе с остальными иноками, не требуя себе какого-то особенного угощения.

В первые годы архиерейского служения у митрополита Антония не было ни энколпиона, ни архиерейского посоха. У него была простая деревянная трость без серебряной рукоятки. Мантию он взял только для своей хиротонии. После этого ни разу не надевал её в пределах своей митрополии.

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний 11

Однажды владыку Антония пригласили на престольный праздник в афонский монастырь Филофей. Ему одели мантию и подняли на архиерейский трон. Иноки подходили к нему за благословением, а Митрополит не шевелился и стоял с высоко поднятой головой. Иеромонах Стефан удивился: «Неужели Владыка так возгордился из-за того, что ему одели мантию? Не может такого быть. Что-то случилось». Он подошёл к отцу Антонию и спросил, всё ли у него хорошо.

- Отец Стефан, я задыхаюсь! Этот хомут, который вы на меня одели, я не могу носить. Он очень тяжёлый.

- Преосвященнейший, может вы наступили на мантию?

- Не знаю.

И действительно оказалось, что он наступил на облачение. Когда мантию поправили, Владыка принял свою обычную позу с склонённой вниз головой.

«Злата и одежды» [2] он не жаждал никогда. Владыка носил майки, которые остались у него со времён армейской службы. Потёртые брюки и рубашки. Когда на одежде появлялись дырки – он её зашивал и снова надевал. Владыке покупали и дарили новые рясы, брюки и рубашки, он благодарил и не отказывался от подарков, но отдавал их другим, сам же оставался в ветхих одеждах.

Ещё со времё
н службы отца Антония странствующим проповедником у него был деревянный саквояж. Со временем у него отломилась ручка и сломался замок, поэтому Владыка закрывал его верёвочкой и носил подмышкой. Ему дарили всё новые и новые портфели и саквояжи, которые митрополит принимал с благодарностью, но тотчас отдавал нуждающимся.

Он оставался простым и смиренным архиереем, который выше денег и имущества и не беспокоится о ценах и курсах валют.

Когда отец Антоний служил в деревнях, он надевал единственное облачение, которое у него было на протяжении всего его иерейского служения. Сестры монастыря в Ормилии сшили ему красивое облачение, но он его так ни разу и не надел.



У Владыки была одна единственная митра (самая дешёвая из тех что можно было встретить в продаже), которую он надевал только на Рождество, Пасху и Успение. Его архиерейская одежда в основном состояла из частей облачений почивших архиереев. Поэтому разные части облачения митрополита были разных цветов. Но Благодать Божия озаряла благоговейного и смиренномудрого Владыку одетого в старые и скромные облачения. Во время Божественной Литургии его лицо сияло удивительным неземным светом.

Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».

Во время путешествий Владыка крестился, проезжая мимо каждого храма и поклонной часовни.

Во время одной из поездок в Афины автобус митрополита Антония застрял в местечке Камена Вурла из-за сильного снегопада. Всю ночь Владыка бодрствовал и молился оставаясь на своём кресле в автобусе.

Пастырские визиты по территории своей митрополии он совершал пешком, на армейском внедорожнике или автостопом.

Некоторые случаи, связанные с его путешествиями, надолго вошли в народную память. Однажды Митрополит шёл пешком из одной деревни в другую и по дороге встретил двухместный пикап местного фермера. Водитель не знал Митрополита в лицо и принял его за простого священника. Вместе с фермером ехала и его жена, и фермер попросил её пересесть в кузов, чтобы посадить в салон батюшку, но Митрополит первым успел забраться в кузов, чтобы не стеснить фермера и его супругу. Когда машина въехала в деревню, водитель увидел, что на центральной площади селения собрались все местные жители от мала до велика. Только тогда он понял, что в кузове своего пикапа вёз самого Митрополита.

В другой раз Владыка шёл пешком из Сиатисты в Галатини. По дороге ему встретился мусоровоз, который подвёз его до места назначения.

В одном из селений Воийского района Владыку однажды подвёз до места назначения трактор. Водитель не понял, что подвозит самого Митрополита, и спросил его, по какой цене он приобрёл мёд (небольшую банку с которым Владыка держал в руках). Отец Антоний назвал цену, которая показалась трактористу чересчур высокой: «Эх батюшка, тебя, наверное, приняли за какого-нибудь архиерея и содрали с тебя столько денег».

_______________________
[QUOTE][1] В Греции священнослужители являются государственными служащими и получают зарплату.

[2] 4я книга Царств, 7:8.
[/QUOTE]

Сочетание таких качеств Владыки как простота и мудрость, образованность и незнание современных технологий были достойны удивления и восхищения.

Однажды, на Страстной Седмице митрополит Антоний хотел обратиться с проповедью к собравшимся. Чтобы его было лучше слышно (так как дело было на улице) один из священников захотел прикрепить к его рясе портативный микрофон. Архиерей удивился и сказал батюшке: «В своём ли ты уме?». После проповеди он сказал отцу Стефану: «Этот священник не понимает что делает. Я хотел произнести проповедь, а он попытался посадить мне на рясу блоху». Когда ему объяснили, что «блоха» - это портативный микрофон, Владыка признался, что ничего не понимает в таких вещах. Он был простым, беззлобным и бесхитростным человеком. Никогда не завидовал окружающим.


Митрополит часто говорил: «без помощи отца Стефана я бы ничего не смог сделать». Он посылал к нему своих духовных чад, когда не мог принять исповедь сам. В конце своей жизни сказал им: «Когда я умру, исповедуйтесь у отца Стефана».

Некоторые архиереи и священники, комментируя поведение митрополита Антония, называли его ошибочным, полагая что он не держит высоко епископского достоинства (так как не имеет машины, помощников и сам готовит себе пищу). Смирение и нестяжательность они считали позором, а не добродетелью и примером для подражания.

Для некоторых поведение митрополита Антония было соблазном, для других безумием. Но православный народ (который обладает подлинными критериями святости) считал Владыку святым. Чем больше он смирялся, тем выше становился в народном сознании. С благоговением к Митрополиту относились все. Даже безбожники и политики целовали ему руку. Дорожная полиция останавливала машину или автобус, на которых передвигался Владыка, лишь для того, чтобы взять у него благословение. Когда Митрополит шёл по улице, все приветствовали его и вставали со своих мест.

В кабинете владыки Антония всегда было много книг (в том числе на английском и французском языках). Его перу принадлежит более чем 55 работ богословского и просветительского содержания. Несмотря на то, что он закончил высшие учебные заведения за рубежом и в совершенстве владел иностранными языками, никто и никогда не слышал, как он на них говорит, ни разу он не упоминал и о полученных им знаниях и дипломах. У Митрополита не было ни телевизора ни радио. Он был не в курсе развития современных технологий.

Вместе с другими священниками Митрополит часто посещал добродетельных старцев. Во время поездок он производил впечатление простого священника, ничто не свидетельствовало об его архиерейском сане. Он навестил старца Паисия в Суроти, когда ему нездоровилось, и сказал: «Вместо того чтобы утешить старца, я сам получил от него утешение». Путешествуя по Афону Владыка кланялся и брал благословение у каждого старца. Он заходил в самые смиренные и бедные кельи, передвигался без церемоний и почёта как простой священник. В скиту Святой Анны Митрополит, несмотря на протесты монахов, никогда не соглашался совершить путь от пристани в скит на муле. Несмотря на свой преклонный возраст, он пешком поднимался в крутую гору.

Однажды Митрополита посетила многодетная семья. Он ждал гостей на ступеньках возле входа в Митрополию. Принял их сердечно, словно они были знакомы уже много лет. Сам приготовил для гостей угощение, а после провёл в церковь, где отслужил молебен и панихиду об их родственниках. Простота Митрополита потрясла гостей, а его слова навсегда отпечатались в их сердцах.

Сверхъестественное

У Преосвященнейшего была простая и сильная вера. Он откликался на каждую просьбу помолиться о больном или испытывающем какие-то трудности человеке. Не было ни одного случая, чтобы он отказал посетить таких людей. До сих пор люди рассказывают о множестве случаев исцелений по молитве Владыки.

Однажды митрополит Антоний посетил монастырь святого Давида на острове Эвбея. Прозорливый старец Иаков сказал ему следующее: «Преосвященнейший, у Вас великое дерзновение перед Господом, так как у Вас есть смирение».

Однажды Владыка признался в частном разговоре: «Люди думают, что я творю чудеса, но творит их Господь. Один офицер из Кастории привёз ко мне своего сына, который был болен неизлечимой болезнью. Я прочитал над мальчиком молитву и мальчик выздоровел. Перекрестил его и Господь силой Животворящего Креста исцелил его».

Однажды лето было очень засушливым. Владыка приехал в монастырь Микрокастро, чтобы помолиться и пройти Крестным ходом по окрестным селениям. Но едва процессия вышла из храма, начался такой дождь, что Крестный ход едва смог сделать один круг вокруг церкви. Тоже самое происходило и в другие годы, когда Сиатиста страдала от бездождия. Едва начинался Крестный ход – шёл проливной дождь. «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их»[1].

По молитвам Владыки неплодные женщины рожали детей и исцелялись бесноватые.

Однажды митрополит Антоний посетил с паломнической поездкой остров Митилини (Лесбос). В храме Святых Архангелов в Мантамадо он встретил бесноватую женщину. Владыка начал служить молебен, а одержимая нечистым духом стала сквернословить, выть и источать пену изо рта. Все присутствующие были шокированы и испуганы и словно потеряли дар речи. Митрополит стал молиться и осенять женщину крестным знамением. Вдруг она потеряла дар речи и упала. Придя в себя, она поцеловала руку Владыки и сказала: «Я два года ждала, что ты придёшь и меня освободишь. Благодарю тебя».

Однажды знакомый подвозил Владыку, который ехал в гости ко своим духовным чадам. Водителя давно беспокоила серьёзная проблема, но он не решался поведать о ней Митрополиту. На обратном пути Преосвященнейший молча молился с закрытыми глазами. Вдруг он еле слышно заговорил, и водитель понял, что он произнёс ответ на беспокоивший его вопрос. Когда он спросил у Митрополита, как он узнал об его проблеме, тот ответил: «Оставь это, чадо, это дела Божии».

Владыка очень почитал святителя Нектария Эгинского (Пентапольского). Во время одной из поездок в Эгину он сказал одному из сопровождавших его паломников: «Святой жив. Он разговаривает. Попроси у него что-нибудь с верой и увидишь».

Молодая женщина лежала в неврологической клинике. Её состояние было очень тяжёлым, так что врачи даже исключали возможность её выздоровления. Супруг женщины посетил Владыку и поведал ему свою боль. Митрополит вселил в него уверенность, что вскоре она выздоровеет. Через два дня женщину выписали из больницы и отпустили домой.

Однажды митрополит Антоний, отец Стефан и группа паломников и Ситатистской епархии посетили монастырь святого Давида на острове Эвбея. Во время Вечерней, когда Владыка кадил на Честную главу преподобного Давида, из неё потекло миро. Потрясённые паломники поклонились мощам, а игумен сказал им, что Святой обрадовался, что его посетил Владыка.

Одна семья стала жертвой колдовского воздействия и оказалась на грани распада. Больше всего пострадал один из сыновей. Мальчик стал неуправляемым: его поведение создало в доме невыносимую обстановку. Мать как раз читала тогда книгу о старце Паисии Святогорце. Она прониклась к нему большим благоговением и стала просить помочь решить образовавшуюся в их семье проблему. Тем же вечером она увидела во сне старца, которого она просила помочь и называла преосвященнейшим.

В это время один знакомый испытывавшей проблемы семьи как раз посетил владыку Антония и попросил его молитв. Митрополит попросил дать ему их имена для поминовения. Через несколько дней они посетили Владыку, о котором слышали много хорошего, и тот встретил их в 11 часов вечера на ступенях Митрополии. Женщина с изумлением узнала старца, явившегося ей во сне! На следующий день они все исповедовались у Владыки. Их сын, который к тому моменту ушёл из дома, тоже пришёл и побеседовал с Митрополитом. Они вместе помолились и мальчик вернулся домой к своим родителям. Так с помощью советов и молитвенной помощи владыки Антония семья избавилась от колдовского воздействия и воцерковилась.

Димитрий К. однажды поднимал какой-то тяжёлый предмет и порвал сухожилие. Боль была непереносимой. Он пошёл в больницу, сделал снимок, начал принимать обезболивающие и проходить курс физиотерапии, но боли не прекращались. Дмитрий сделал магнитную томографию, после чего хирург заявил ему о необходимости операции, которая вернёт работоспособность руки с вероятностью 50 процентов. То же самое сказал и другой врач. Всё это время Димитрий говорил несколько раз по телефону с Владыкой. Через месяц он встретил его в Афинах в храме святителя Николая в Певкакья. По окончании Литургии Митрополит спросил у Димитрия, где у него болит рука, и крепко схватил его за больное место. Через два дня боли прекратились, работоспособность руки восстановилась и не понадобилось больше ни лекарств, ни операци
Советы

Владыка часто говорил: «Мало слов – сахар, а молчание – мёд».

«Я никогда не пожалел о том, что промолчал».

«Когда вы едете на Святую Гору, обратите внимание на выбор попутчиков. Некоторые слоняются по Афону и сплетничают».

«Смотрите, не привяжитесь к деньгам, иначе погубите свою душу» (говорил Митрополит священникам).

«Скоро придёт голод».

«Мы должны способствовать и молиться о том, чтобы появлялись православные семьи. Будут семьи – будут и дети».

«Я никогда не наказывал священника, потому что тем самым наказал бы и его семью».

«Не привозите денег в епархию, тратьте всё на своих приходах. Когда придёт новый Владыка (после меня) будете помогать и Митрополии», – говорил Владыка священникам. Именно поэтому были восстановлены и отремонтированы все храмы в его епархии.

«Папа еретик», - говорил митрополит Антоний. Он очень удивлялся, что некоторые не считают главу Римской церкви еретиком.

«Чтобы спастись, человек должен любить своих врагов, исповедаться и причащаться».]

Родителям, которые беспокоились о своих детях, Митрополит говорил: «Дети вдали от своих родителей, в обществе, найдут всё, кроме любви. Любовь, если дети собьются с пути, может вернуть их домой к своим родителям».


Блаженная кончина[/B]

Незадолго до своей болезни Владыка, вероятно, почувствовал приближение смерти и попросил отца Стефана пройти с ним в комнату, где он обычно принимал исповедь. Он усадил его за свой стол и попросил одеть епитрахиль. Несмотря на его возражения, Владыка встал на колени перед отцом Стефаном и исповедался.

Он пошёл к врачу, который обнаружил у Митрополита раковую опухоль в области живота, прогрессировавшую уже в течение многих лет. Но до этого момента боли его не беспокоили. Владыка чувствовал себя здоровым.

Митрополиту сделали операцию и он рассказал, что во время хирургического вмешательства ему было явлено Царство Божие и он очень благодарен Господу за это. После того как Владыка отошёл от операции, он поднял руки к небу и стал молиться, а слёзы рекой текли у него из глаз. Знакомому, навестившего Владыку в день Святителя Николая, он крепко сжал руку и сказал: «Господь решил меня взять. Скажи всем, что я их люблю и буду молиться за них и после смерти».

Владыку навестил высокопоставленный политик и перед уходом взял у него благословение и поцеловал его руку. «Первый раз я поцеловал руку священника, так как считаю Митрополита святым», - признался политик.


В последние годы в своих проповедях Владыка часто повторял: «любите своих врагов и творите добро». При этом он приводил пример святого Дионисия Закинфского, который простил убийцу своего брата. Господь устроил так, что 17 декабря 2005 года в день памяти святого Дионисия владыка скончался.

На его могилку приходит много людей. Они просят его молитв и помощи, так как верят, что митрополит имеет великое дерзновение ко Господу. Однажды зимой паломники почувствовали на его могилке сильное благоухание, хотя никто из них не зажигал ладан и не приносил туда живых цветов.

После смерти Владыки один из знакомых увидел его во сне: «Я рядом с вами. Помогаю вам. Видишь эту женщину, я должен ей помочь», - и показал ему на женщину средних лет.

Другой увидел Митрополита на сороковой день после его блаженной кончины: «Не волнуйся, всё будет хорошо. Я прошу Богородицу, чтобы Она даровала тебе замечательную супругу». Спустя некоторое время так и произошло.

Одному из своих духовных чад Владыка явился во сне и сказал: «Готовься, скоро я тебя заберу». Этот человек был совершенно здоров и не понял истинного значения слов Владыки. Через несколько месяцев он скончался.

Простой и смиренный Иерарх жил смиренно и тихо и также тихо покинул этот мир, оставив за собой огромное духовное наследие, пример своей светлой жизни и поучительное смирение.

Да пребудут с нами его молитвы. Аминь.
___________________
[1] Псалом 144, 19.


Послесловие...Владыка в кузове

Стелиос, дорогой мой друг и брат, здравствуй!

Я долго не писал тебе, потому что находился в отъезде. Я должен отдать тебе биографию, которую скопировал из книги, изданной на тридцатилетие епископского служения митрополита Антония.

Я хотел бы уверить тебя, что этот человек был святым. Жизнь его была свята. Все те двадцать лет, что я провел подле него, я это видел и чувствовал. Он излучал свет, радость и умиротворение. Он был прост во всем. Беден до крайности. Невообразимо скромен.

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний со старцем Гавриилом Карейским


Я стыжусь, когда вспоминаю, сколько раз я служил вместе с ним и был одет в богатые облачения, в то время как он, находясь рядом со мной, выглядел чрезвычайно бедно.

Расскажу тебе нечто, что восхитит тебя. Некогда я купил чемодан, чтобы во время путешествий складывать туда облачения. Кожаный. И вот однажды он, будучи наместником, пришел в церковь, неся с собой деревянный чемодан, внутри обитый бумагой и похожий на простой сундук. Это заставило меня устыдиться. Я – священник, он – владыка. Я сказал ему: “Старец, так не пойдет. Возьмите мой чемодан”. Но он отказался. “Нет, – сказал владыка, – ты глава семейства, имеешь детей, тебе более подобает носить этот чемодан”. В конце концов, он взял чемодан. Через несколько дней старец позвонил мне: “Поехали служить в один поселок”. Я приезжаю, и что же я вижу? Деревянный чемодан. “Снова он?” – спрашиваю я. “Дорогой мой, твой мне очень пригодился. Я отдал его бедной женщине”.

Однажды я с родными поехал в Сиатисту навестить его. И что же мы видим? Митрополит моет лестницу. “Те деньги, которые я бы заплатил за работу женщине, я отдаю в пользу бедных. И, в конце концов, если бы я сейчас был в монастыре, то исполнял бы какое-нибудь послушание”.

Один человек рассказал мне следующее. Это случилось в первые годы пребывания владыки в митрополии, когда он еще не был известен. В одно из воскресений он отправился в деревню Войо. По окончании литургии он вышел из храма и стал ждать, пока кто-нибудь не приедет и не отвезет его обратно в Сиатисту. Личного автомобиля у него так никогда и не появилось. Вдруг перед ним остановилась машина – за рулем был человек, который и рассказал мне эту историю. “Отче, куда едешь?” “В Сиатисту”, – ответил владыка. “Я тоже еду туда, но тут рядом со мной сидит жена. Будет тесно”. И владыка предложил: “Возьмешь меня в кузов?” И водитель согласился. Владыка забрался в кузов. Когда они добрались до Сиатисты, перед его глазами предстало следующее зрелище: к машине сбежались люди и принялись помогать епископу спуститься, целуя ему руки. Водитель спросил: “Кто же это?” “Владыка”, – ответили ему. И он заплакал: “Посадил владыку в кузов, а жену на сиденье…”.

И таких случаев, Стелиос, очень много. И этот святой человек оставил имущество митрополии. Свои монастыри.

Нескончаемые часы исповеди. К нему приходила половина города Козани. Всенощные бдения. Народ из Кастория, Гребены, Козани, Птолемаиды. Два раза, будучи наместником, 2-3 месяцы объезжал все деревни района – 150 деревень!

На похоронах его, когда епископ Христодул сказал, что сегодня они хоронят святого, народ единогласно трижды воскликнул: “Свят!” До сих пор при воспоминании дрожь пробирает.

Недавно вышла книга “Монахолюбивый епископ”. Как только куплю ее, вышлю тебе.

Передавай всем привет. Молюсь за вас.
Отец Георгий
Козани, 12 марта 2006 г.
(Журнал “Христианская Библиография”, март 2006. По материалам: http://www.pemptousia.ru)

(по материалам: http://www.agionoros.ru/docs/744.html)
----------------------------------


17 декабря 2005 года в день памяти святого Дионисия ,блаженная кончина владыки Антония (Кампос)

...

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites