Дед Мороз и православный ребенок.

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»


Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

– Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
#1 | Любовь Орлова »» | 13.12.2011 21:48
  
1
Вот, как же Дедом Морозом не "перекрыть" Рождество Христово и то "волшебное" настроение, которое идет от Великого праздника? Православный ребенок получает подарки под елку именно на Рождество, кто же ему их приносит?Может, Дед Мороз как посланник Бога? У кого есть продуктивные предложения на этот счет?
#2 | Вера В. »» | 13.12.2011 22:05
  
4
В современной России празднуют Новый год до его календарного наступления. Начиная с 25 декабря, а то и раньше УЖЕ идут елочные представления с Дедом Морозом и т.д. Потом несколько дней празднуют после Нового года... потом затишье ... перед Рождеством. Потому Деда Мороза в эти дни уже практически не ждут. А если он, придет как Рождественский Дед и принесет подарки в честь праздника Рождества? То он не помешает, а порадует.
#3 | Георгий Петров Христианин »» | 13.12.2011 22:13 | ответ на: #1 ( Любовь Орлова ) »»
  
-1
Подарок Рождества - это Боговоплощение, а не Новый Год, с которым связан Дед Мороз и его подарки.
#4 | Георгий О. »» | 14.12.2011 00:26
  
7
Мир Вам! По возможности дарите своим детям подарки от Св.Николая, на Новый Год, В Рождество, постепенно смещая акценты на истинные ценности. Со временем, при правильном подходе, а этим правильным подходом, как мне кажется, может быть только личный пример, - они сами разберутся кто есть кто. В противном случае получится ненужный конфликт в детской среде. Жаль только, что Новый Год - в пост. Ну, да каждому вольная воля.
Спаси Бог.
  
#5 | Владимир К. »» | 14.12.2011 07:09
  
5
+Замечательная статья... Например, я всегда подразумеваю Дюдю Мерезя (простите за каламбур) Свт. Николаем, а не мифом... Да, очень хорошая статья. Спасибо.
#6 | София »» | 14.12.2011 14:11 | ответ на: #1 ( Любовь Орлова ) »»
  
2
Спасибо за тему, такую нужную!!! у нас в семье дети с радостью ждут Новый Год, и Деда Мороза (свт. Николая), и подарки (дарят все и везде). Но мы стараемся об этот говорить как можно меньше (потому как информации везде предостаточно, на улицах дед мороз уже с начала ноября). А с 1ого января все в ожидании Великого Праздника, много читаем, пытаемся создать особенно праздничное настроение, достаем вертеп, вместе накрываем рождественский стол. На Рождество ребенка ждет подарок (причем самый заветный), от ангела-хранителя. Помоги нам, Господи, воспитать детей в православной вере
#7 | Любовь Орлова »» | 14.12.2011 19:54
  
1
Большое спасибо за отклик. Моему знакомому, воспитанному в советское время в православной семье, на Новый Год ничего никто не дарил, а на Рождество подарки приносил Спаситель, когда родители приходили с ночной службы. Однако никакого душевного конфликта у него не сформировалось. В детский сад не ходил, а в школе Дед Мороз был как-то не интересен. Вот так тоже бывает. Помоги Господи, разумно все устроить!
#8 | Елена »» | 15.12.2011 04:18
  
1
Ребенок в своей чистоте ближе всего к Богу и раз сказка для него реальность, то она и есть реальность - доступное для ребенка мировосприятие, можно сказать обучающие игры ангелов )) И взрослые люди помогают ангелам, творя сказку для своих детей - делая игрушки, печатая книжки, снимая мультики и фильмы, ставя спектакли, в том числе и воплощая Деда Мороза и Снегурочку в Новый Год..
В трудные для нашей страны годы, когда люди отринули Бога, Бог смилостивился над детишками и дал им Деда Мороза и Снегурочку и неважно, что их персонажи были кем то из людей утверждены, одобрены и т.п. - кому то в голову была послана идея, другим одобрение и это было явно благое дело для детишек и оно могло быть только от Бога. Зачем отвергать того, кто несколько десятилетей в нашей стране сохранял веру в Чудо в сердцах детей, да и взрослых. Дед Мороз и Снегурочка - это не просто сказочные персонажи, которых ребенок видит в театре на сказке или в фильме - это реальное воплощение сказки для него в жизни, это по сути Чудо и время его появления вполне определено - Новый год и не надо их никем заменять - есть дед Мороз со Снегурочкой, раз в году из сказки являющиеся и никак он не мешает и не может помешать Вере в Бога.
#9 | Вера В. »» | 15.12.2011 12:57
  
1
Бывает и так. В письме-просьбе к Деду Морозу ребенок описывает детально сотовый т/фон: фирму, функции, параметры... и с хитринкой посматривает на родителей при этом. В кого он верит в это время?
Так получилось, что в прошлом году мне довелось прочитать сотни писем. В них просьбы о подарках: компьютеры, конструкторы, монстры, куклы и проч. Из большого количества только 2 письма о помощи близким: одно, чтоб исцелилась бабушка, другое. чтоб маме зарплату повысили, потому что тяжело... Я не все читала. Надеюсь, что не 2, а больше писем было... мне других больше досталось...
#10 | Надежда »» | 23.01.2012 02:48
  
0
новогодние праздники корнями уходят в язычество. Ложное поклонение нечисто и отвратительно в глазах Бога, и христиане не желают участвовать в том, что имеет отношение к язычеству (Второзаконие 18:9—12; Иезекииль 22:3, 4). Апостол Павел пишет: «Какое общение может быть у праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой? Да и какое может быть единодушие между Христом и Велиаром?» Поэтому Павел добавляет: «Больше не прикасайтесь к нечистому» (2 Коринфянам 6:14—17а).
Христиане также знают, что участие в связанных с суеверием ритуалах не гарантирует счастья и благополучия, особенно если учесть, что это лишает человека Божьего одобрения (Екклесиаст 9:11; Исаия 65:11, 12). К тому же Библия поощряет христиан проявлять умеренность и самообладание (1 Тимофею 3:2, 11). Для человека, следующего учениям Христа, было бы неправильно участвовать в празднествах, где царит дух разгула и вседозволенности.
Какими бы привлекательными и заманчивыми ни казались новогодние праздники, Библия призывает нас «больше не прикасаться к нечистому» и «очистить себя от всего, что оскверняет плоть и дух». Тех, кто откликается на этот призыв, Иегова сердечно заверяет: «Я приму вас... И буду вам отцом, а вы будете мне сыновьями и дочерьми» (2 Коринфянам 6:17б—7:1). Да, тем, кто верен ему, Бог обещает вечные благословения и благополучие (Псалом 36:18, 28; Откровение 21:3, 4, 7).
#11 | Ксения »» | 24.01.2012 03:59
  
0
Какое отношение Санта-Клаус, или Дед Мороз, имеет к Иисусу и его рождению?
Традиция. Во многих странах считается, что Санта-Клаус, или Дед Мороз, приносит детям подарки. Дети часто пишут ему письма с просьбой что-нибудь им подарить. По преданию, Дед Мороз живет на Северном полюсе и там вместе со сказочными существами приготавливает подарки.

Происхождение. Прообразом Деда Мороза, или Санта-Клауса, считают святого Николая Чудотворца, архиепископа города Миры, находившегося в Малой Азии (ныне Турция). К слову сказать, имя Санта-Клаус произошло от латинского имени Санктус Николаус (Sanсtus Nicolaus), то есть святой Николай. Согласно одной энциклопедии, «практически все написанное о святом Николае основано на легендах» (The Christmas Encyclopedia). С точки зрения Библии и истории, ни Санта-Клаус, ни Дед Мороз не имеют никакого отношения к Иисусу Христу.

Что говорит Библия. «Теперь, когда вы отложили ложь, говорите истину каждый своему ближнему». Самые близкие нам люди — это члены нашей семьи (Эфесянам 4:25). Библия также призывает нас любить истину и говорить «истину в своем сердце» (Захария 8:19; Псалом 15:2). Конечно, говорить детям, что подарки им приносит Дед Мороз, или Санта Клаус, может показаться невинной забавой, но правильно ли и честно ли обманывать малышей, даже имея добрые намерения? И подумайте: не странно ли, что в праздник, устраиваемый для почитания Христа, люди обманывают своих детей?
#12 | Ксения »» | 24.01.2012 04:03
  
0
В свое время «церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия», отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Однако позднее религиозные лидеры сосредоточились на том, чтобы привлечь в церковь как можно больше людей, и перестали учить истине. Они стали закрывать глаза на языческие обряды и обычаи и постепенно сделали их частью «христианской» традиции.

В Библии сказано: «Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7). Так как церкви засеяли свое поле семенами язычества, не стоит удивляться, что эти сорняки расцвели пышным цветом. Рождество, устраиваемое якобы в честь Христа, превратилось в повод для пьянства и буйного веселья. Торговые комплексы стали более популярны, чем церкви. Семьи все больше погрязают в долгах ради рождественских подарков. Дети путают миф с реальностью, а Санта-Клауса с Иисусом Христом. Не напрасно Бог сказал: «Больше не прикасайтесь к нечистому» (2 Коринфянам 6:17).


--------------------------------------------------------------------------------
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites