27 ноября. Святого апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

14 ноября по старому стилю / 27 ноября по новому стилю
пятница
Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Апостола Филиппа (I).
Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).
Сщмчч. Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мчч. Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Феодора Грудакова пресвитера (1940); cщмч. Сергия Константинова пресвитера (1941).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 2 Сол., 277 зач., III, 6–18. Лк., 73 зач., XIII, 31–35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 5 зач., I, 43–51.

Тропарь апостола Филиппа, глас 3:
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак апостола Филиппа, глас 8:
Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных// Церковь Твою и всяк град Твой Богородицею соблюди, Многомилостиве.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Сол.3:6–18; Лк.13:31–35).
«Се оставляется... дом ваш пуст» (Лк.13:35), – сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда.

Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад!

Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.


Святой апостол Филипп. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры
Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея) был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21–22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).
Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.
Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Преподобный Филипп Ирапский
Преподобный Филипп, в миру Феофил, был основателем Ирапской пустыни. Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий (память 19 мая) принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп. Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священства. Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю близ реки Ирапа, в 45 верстах от Череповца, преподобный поставил часовню во Имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келлию. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы. Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в возрасте 45 лет. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь.
Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце ХVI века. Рукописная служба ему относится к концу ХVI века.

Св. Император Юстиниан со свитой. Мозаика из в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
Свя­той Иусти­ни­ан, вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный де­я­тель Ви­зан­тии, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, стро­и­тель хра­мов и цер­ков­ный пи­са­тель, был сла­вя­ни­ном, ро­дом из Бол­га­рии. В его цар­ство­ва­ние (527–565) Ви­зан­тия про­сла­ви­лась во­ен­ны­ми по­бе­да­ми в Пер­сии, Аф­ри­ке, Ита­лии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ре­ши­тель­но ис­ко­ре­ня­лось язы­че­ство сре­ди ван­да­лов и ве­ст­го­тов. По рас­по­ря­же­нию ца­ря Иусти­ни­а­на бы­ли за­кры­ты язы­че­ские шко­лы в Афи­нах. С це­лью рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в пре­де­лах Ма­лой Азии Иусти­ни­ан по­слал ту­да епи­ско­па Ефес­ско­го Иоан­на, ко­то­рый кре­стил бо­лее 70 ты­сяч языч­ни­ков. Царь при­ка­зал по­стро­ить для но­во­об­ра­щен­ных 90 церк­вей, щед­ро под­дер­жи­вал хра­мо­вое стро­и­тель­ство в им­пе­рии. Луч­ши­ми по­строй­ка­ми его вре­ме­ни счи­та­ют­ся мо­на­стырь на Си­нае и храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. При свя­том Иусти­ни­ане бы­ло по­стро­е­но осо­бен­но мно­го хра­мов во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Бу­дучи че­ло­ве­ком раз­но­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным, свя­той Иусти­ни­ан тща­тель­но за­бо­тил­ся об об­ра­зо­ва­нии цер­ков­ных кли­ри­ков и ино­ков, по­велев пре­по­да­вать им ри­то­ри­ку, фило­со­фию и бо­го­сло­вие.
Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иустн­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.
В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.
Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.
Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в ХI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. – покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. А между тем в 30-е годы ХIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (13281341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Священномученик Феодор Баккалинский,ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле За­ру­дье Ра­до­мысль­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Пав­ла Бак­ка­лин­ско­го. Окон­чил че­ты­ре клас­са Уман­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. С 1901 по 1903 год слу­жил в ар­мии – был пи­са­рем на ар­тил­ле­рий­ском скла­де в Чи­те. По­сле де­мо­би­ли­за­ции по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм, где слу­жил его отец. Вско­ре по­сле ре­во­лю­ции Фе­дор Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В 1935 го­ду о. Фе­о­дор вме­сте с су­пру­гой Алек­сан­дрой Се­ме­нов­ной пе­ре­ехал в Твер­скую об­ласть и по­сту­пил слу­жить в храм в се­ле Сте­пу­ри­но Ста­риц­ко­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. Сын Ген­на­дий, ко­то­ро­му был то­гда два­дцать один год, жил от­дель­но в Ста­рой Рус­се Нов­го­род­ской об­ла­сти.
Недол­гим бы­ло слу­же­ние свя­щен­ни­ка в этом се­ле. 14 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его и за­клю­чи­ли в тюрь­му го­ро­да Рже­ва. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в этом? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю, контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию я не про­во­дил, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы не да­е­те прав­ди­вых по­ка­за­ний, след­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, кле­вет­ни­че­ски дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли со­вет­ское пра­ви­тель­ство, рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю, вто­рич­но за­яв­ляю: контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию я не про­во­дил.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в июле ме­ся­це се­го го­да воз­ле цер­ков­ной огра­ды сре­ди на­се­ле­ния с контр­ре­во­лю­ци­он­ной це­лью вы­сме­и­ва­ли кон­сти­ту­цию СССР. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы бро­дяж­ни­ча­ли по кол­хо­зам, за­ни­ма­лись вы­мо­га­тель­ством про­дук­тов и ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий пар­тии и пра­ви­тель­ства. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
25 но­яб­ря свя­щен­ник был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Фе­о­дор Бак­ка­лин­ский был рас­стре­лян через день, 27 но­яб­ря 1937 го­да.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 27 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Несте­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ев­ге­ния Ни­коль­ско­го. Он окон­чил пол­ный курс ду­хов­но­го учи­ли­ща и по­сле сда­чи эк­за­ме­на по­лу­чил зва­ние учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
С 1894 по 1909 год Ва­си­лий Ни­коль­ский учи­тель­ство­вал, а с мая 1909 по де­кабрь 1910 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком. В 1910 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Кре­сто­воз­дви­жен­ско­му хра­му в се­ле Дуб­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да, а в мар­те 1924 го­да – во свя­щен­ни­ка к это­му же хра­му.
В 1926 го­ду отец Ва­си­лий был на­зна­чен бла­го­чин­ным церк­вей Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го уез­да, а в 1932 го­ду еще и бла­го­чин­ным церк­вей Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на. В ок­тяб­ре 1929 го­да он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Вла­сти в 1931 го­ду за­кры­ли Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь. По рас­по­ря­же­нию епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства вме­сте с об­щи­ной ве­ру­ю­щих отец Ва­си­лий был пе­ре­ве­ден в Зу­ев­ский Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ка­фед­раль­ный со­бор и на­зна­чен его на­сто­я­те­лем. Обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го и на­сто­я­те­ля со­бо­ра он вы­пол­нял до 1934 го­да, по­сле че­го про­дол­жал слу­же­ние в шта­те со­бо­ра. В 1935 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.
Во вре­мя на­чав­ших­ся мас­со­вых го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь про­то­и­е­рей Ва­си­лий Ни­коль­ский был аре­сто­ван 16 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Вла­стя­ми бы­ли до­про­ше­ны два лже­сви­де­те­ля, ко­то­рые рас­ска­за­ли сле­до­ва­те­лю, что яко­бы слы­ша­ли от от­ца Ва­си­лия раз­го­во­ры про­тив ста­лин­ской кон­сти­ту­ции и ста­ха­нов­ско­го дви­же­ния. 19 но­яб­ря отец Ва­си­лий был до­про­шен. На все по­став­лен­ные сле­до­ва­те­лем во­про­сы он от­ве­чал, что ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии не при­зна­ет. В тот же день бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние трой­ки НКВД.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Ни­коль­ский был рас­стре­лян 27 но­яб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites