Беседа преподавателя Дмитрия Георгиевича Добыкина

В Начале было Слово, поэтому книга - источник жизни

Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидата богословия, секретаря кафедры библеистики СПбДАиС Дмитрия Георгиевича Добыкина

Текст скопирован с азбуки,Ру -
https://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html ,
по ссылке есть аудио,
лично мне в таком формате
было легче воспринимать и осознавать беседу


***
Расшифровка беседы
Я вас всех приветствую. Если кто меня видит первый раз, разрешите представиться. Зовут меня Добыкин Дмитрий Георгиевич, я преподаватель библеистики, то есть науки, которая изучает Библию, в нашей Духовной Академии. Сюда я ехал с такой мыслью, что я вам буду рассказывать про Апокалипсис. Тут мне уже сказали: нет, про конец света, или про Страшный суд. Но так как я могу, конечно, рассказать и про конец света, и про Страшный суд, но я про него рассказывать не буду. Я буду рассказывать про Апокалипсис, именно про Книгу Апокалипсис.

Книга Апокалипсис, последняя книга Священного Писания, последняя книга Нового Завета – книга, которую люди, конечно же, читают, и не могут ее не читать, потому что она ужасно интересная. Читать про то, как выливаются там чаши, как трубят трубы, как появляются всадники, и так далее, ужасно интересно. И самое главное, она рассказывает о том, что будет в конце. Но когда люди ее начинают читать, естественно, встает вопрос: а о чём эта книга? И очень часто происходит следующее. Человек прочитает какой-нибудь кусочек, потом что-то додумает, и у него получается следующее: да это же вот про наше время написано, вот это сейчас исполняется! Ну и начинаются всякие интересные штуки, поиски: а кто такой антихрист, а что такое печать антихриста, а что это звезда по имени «полынь» (украинский Чернобыль), и так далее, и начинается… Тысяча лет, которая там написана – когда это?.. И много-много чего. Да плюс еще так получилось, объясняется легко. Кстати, эта книга не читается во время богослужения. У католиков, кстати, она читается, у нас не читается. Причина не потому, что она такая таинственная и запутанная. В Библии хватает, даже в Новом Завете, текстов, которые являются сложными и запутанными, однако они читаются. Чего стоит, например, такой текст из послания апостола Павла: «Кого Бог предузнал, того и предопределил» (Рим.8:29). Ну-ка, скажите-ка проповедь на этот текст! Нелегко будет. Причина не поэтому. Эта книга очень долго на Востоке входила в канон. И расположение чтений в Церкви сложилось еще до того, как эта книга вошла в канон, поэтому ее и не читают. Ее не читают, естественно, ее не проповедуют, потому что чаще всего все наши проповеди связаны с теми библейскими чтениями, которые звучат в храме. Ее не читают. Комментариев, которые бы писали святые отцы, минимум. Самый большой комментарий святоотеческий Андрея Кесарийского – это такая вот тоненькая книжечка. Да и самих комментариев тоже было написано на русском языке не очень много. Поэтому эта книга действительно так увлекательна, она привлекает своими тайнами, но в то же время, действительно, если неправильно ее толковать, можно много чего навыдумывать.

Давайте начнём говорить вообще об этой книге, а потом мы с вами разберем такие, можно сказать, две главы, которые вызывают наибольшее количество всяких там размышлений, толкований и спекуляций.

Давайте сначала начнём с названия книги. Слово «апокалипсис» у многих людей сразу такой ассоциативный ряд выстраивает: апокалипсис, конец света, и поэтому, знаете, звучит такая фраза: «ядерный апокалипсис». Но на самом деле слово «апокалипсис» никакое не таинственное, не страшное. «Апокалипсис», если перевести на русский язык, означает «откровение». То, что было раньше закрыто, теперь открыто. В Библии это слово – вернее, производная этого слова, встречается неоднократно. Например, в греческом переводе Ветхого Завета, который называется Септуагинта, рассказывается следующая история. Была женщина Руфь, ну и там с ней история произошла: однажды она открыла, ноги Воозу. Вооз укрылся одеялом, и она это одеяло с него стянула. Вот слово «открыла» – это «аpocalypto», всего-навсего открыла. Поэтому само слово «апокалипсис» не должно вас пугать, это всего лишь на всего откровение. Но так как библеисты любят придумывать всякие термины, то они придумали такой термин, как апокалиптика. Апокалиптика – это название библейского жанра, и вот что такое апокалиптика, как его понимают библеисты. Когда человек открывает «Откровение» Иоанна Богослова, или открывает многие библейские книги, он понимает, что эти книги написаны по-разному. Но все-таки согласитесь: Евангелие – это одно, а послания апостола Павла – это другое. Или, например, Книга Левит, где рассказывается, какие жертвы надо приносить. Всё-таки это разные стили, разные жанры. И вот когда человек открывает, любой человек это понимает, что Библия написано по-разному. Псалтирь, понятно, это определённая литература. И вот человек открывает «Откровение» Иоанна Богослова, начинает читать, и тут же он пытается понять: а что это за литература? Что это? Это история? Не похоже. Это послание? Конечно, нет. А что это? И очень часто говорят? это книга пророческая. Отчасти такой ответ правильный, но это особая пророческая литература, и называется апокалиптика, то есть это особая пророческая литература. Вот есть простая пророческая литература, и есть апокалиптика, и между ними есть разница. Вот об этой разнице, об этих особенностях, стоит поговорить.

Во-первых, что главное в апокалиптике, что ее отличает: это символика. Причем символика следующая. Даже если кажется, что написано что-то не требующее расшифровки, это всё равно символ. Иоанн видит открытую дверь, и там за открытой дверью он видит на троне стоящего ягненка. Трон – понятно, что это такое. Ягненок – понятно это что, ягненка все видели, все представляют. Так что, видит Иоанн: трон и на нём стоящего ягнёнка? Нет. Он видит действительно престол Божий, но ягненок – дальше расшифровывается – это Иисус Христос, потому что Он Агнец Божий, взявший на себя грехи мира. Ягненок – да, но символ. Дальше ещё интереснее. Есть другие места. Например, снимаются печати, и появляются всадники. Всадника тоже все видели: человек на коне. Тоже символика. Конь обозначает что-то одно, всадник обозначает ещё что-то, и поэтому, читая что-то в Апокалипсисе, мы должны понимать: в апокалиптике всё является символами. Всё является символами, которые требуют расшифровки, и очень важно не попасть в эту ловушку. Нам кажется, что это не символ, на самом деле это символ. Кстати, какие книги написаны в жанре апокалиптики? «Откровение» Иоанна Богослова? Да. Но не только. Есть такая книга – Книга пророка Даниила, Ветхий Завет. Это ветхозаветный Апокалипсис. Кстати, на этой книге многие люди ломались, на Книге пророка Даниила. Чем? Кстати, кто сталкивался со свидетелями Иеговы? Сталкивались, все. Кто сталкивался с адвентистами седьмого дня? Сталкивались. А откуда эти два движения появились? Из неправильного толкования Книги пророка Даниила. Почему? В Книге пророка Даниила много цифр. А очень здорово взять какую-то цифру, перевести ее в года, приложить к какой-то дате, и получить какой-то год. Получили. Адвентисты взяли, посчитали, у них получился 1844 год. Что это за год – год, когда наступит конец. Конец не наступил? – Наступил. Христос пришёл из одного места, перешёл в другое, пожалуйста. Свидетели Иеговы, та же самая Книга пророка Даниила. Считаем-считаем-считаем… – 1914 год. 1914 год, что должно произойти – прийти Христос. Заметьте: никто не знает дня и часа прихода, а год можно высчитать. В 1914 году Христос пришёл? Пришел, невидимо. Как доказать? Никак, но в Книге пророка Даниила цифра есть? Есть, вот мы ее и высчитали. Так вот, Книга пророка Даниила – это такой же Апокалипсис. Для примера я вам просто приведу один текст, он достаточно известен, и я бы хотел показать, что вот здесь нужно толковать именно как символ, Хотя кажется, что это не символика. Итак, это 7 глава, стихи 9,13 и 14.

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая во́лна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.

Итак, картинка. Картинка, потому что апокалиптика всегда на картинках. Итак, стоит престол, на этом престоле сидит старик, ветхий днями: белая борода, белые волосы, белая сияющая одежда. Картинка понятная – понятная; человеческая-человеческая, все видели стариков с белыми бородами и белыми волосами.

Далее, 13 стих.

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

Сын человеческий тоже можно представить – человек, идет по облакам, всё прекрасно. Что это такое, кого видит Даниил? Если бы Книгу Даниила считать пророчеством, а не апокалиптикой, то тогда ответ был бы такой. Ветхий днями – это Бог Отец, Сын Человеческий – это второе лицо Пресвятой Троицы. Но это апокалиптика, это символ. Кто это, кто Ветхий днями – это Бог Сын. А кто Сын Человеческий – это тоже Бог Сын. Как так? А очень просто. Бог вечен, то есть Он был всегда. Как это нарисовать? Бога надо изобразить в виде старика – древний. Вот поэтому и Ветхий днями. Как показать человечество Иисуса Христа – как человека Его изобразить, вот он Сын Человеческий – божество и человечество Иисуса Христа. Вот так картинками, символами это показать. Поэтому когда мы читаем Откровение или вообще апокалиптику, мы должны понимать, что это все символы. На самом деле это очень важно. Почему? Потому что мы с вами будем говорить о красном драконе, и будем говорить о печати, которую ставит зверь.

Следующий момент в апокалиптике. Апокалиптика всегда боевая. Всегда в апокалиптике описывается какая-то война, какие-то бедствия, какие-то несчастья. Она не может быть другой. В той же Книге пророка Даниила изображается море, и из этого моря вылезают всякие чудовища. Море – это символ, чудовище – это символы. Что делают эти чудовища? Воюют, захватывают, уничтожают. То есть это всегда война.

Следующий момент. Апокалиптика ориентирована на конец. Вот если мы читаем пророческие книги – например, Книгу пророка Исайи. Исайя рассказывает, что вот будет момент, когда Сын Божий придет на землю-«се Дева во чреве приимет, родит Сына и нарекут Имя Ему Эммануил». А что будет после? А после пойдет дальше история. То есть это не конец. Пришествие Сына, воплощение – это не конец, история продолжится. Апокалиптика другая. Она всегда говорит, что вот после того, что там описано, будет конец, никакого продолжения не бывает, это конец. То есть вся апокалиптика ориентирована под окончание света. Итак, символика, война, конец.

И теперь самое главное, наверное, на что нужно обращать, когда читаете Откровение. Если читать пророческую литературу, то пророческая литература излагает пророчества, скажем так, последовательно. То есть вот одно событие, за ним будет другое событие, третье событие, четвертое, и так далее. И по большому счёту пророческая литература всё-таки ориентирована на будущее в привязке к настоящему. В апокалиптике не так. В апокалиптике, да – говорится о конце, но при этом говорится о том, что было, что есть сейчас и что будет потом, причём это может быть всё вперемешку. И это символически сложено, и в виде войны. То есть в апокалиптике вполне нормально прочитать описание какого-то события, которое по отношению – когда говорится про авторов апокалиптики, называют их визионеры, то есть тот, кто видит, – то есть в апокалиптике визионер может описывать события, которые были для него в прошлом или в настоящем, не обязательно всё в будущем. То есть когда вы читаете апокалиптику, не надо думать, что это всё только о будущем. Есть моменты в этой книге, которые могут говорить вообще о прошлом, либо о настоящем для писателя, а уже потом о будущем. То есть и в Книге пророка Даниила и Апокалипсисе Иоанна может быть описано всё, что угодно, в том числе и то, что было. Для примера я вам обещал поговорить, мы сами будем говорить о 12-13 главе, это концентрат всего.

Итак, 12 глава, с 1 по 6 стих. Я зачитаю, и попробуем это растолковать. Это пример того, что в апокалиптике говорится о прошлом, настоящем и будущем.

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

Жена, облеченная в солнце. Можете представить женщину, над головой у нее там звёзды, под ногами луна, ее одежды сияют как солнце. Она беременна, и она рожает. Дракон, который пытается ее проглотить, об этом драконе мы с вами поговорим – проглотить младенца, младенец рождается, младенец возносится на небеса, женщина бежит в пустыню, и там она скрывается. О чем это по отношению к Иоанну? Когда это было, есть или будет? Это было к Иоанну. Что такое жена облеченная в солнце – это народ Божий. Что такое младенец, которого родила, и который обязан был пасти народы жезлом железным? Это цитата из второго псалма, который является мессианским и говорит о Христе. То есть народ Божий родил Христа. То есть это не Дева Мария, это как бы вот из народа Божьего вышел Христос. Вознесся на небеса. Когда – после Своего воскресения было Вознесение. Жена бежит в пустыню. Вот для нас пустыня – это что-то такое страшное. В Библии пустыня – это место максимального приближения к Богу. Израиль был в пустыни, бродили там по пустыни, и Бог выводил его, Он его манной кормил, у него там мозолей на ногах не было, животы не болел, он был там. То есть пустыня – это место, где Бог. Церковь бежит в пустыню, то есть она пребывает с Богом. А это когда? А это сейчас. Сколько она там пробудет? Она пробудет 1260 дней, это три с половиной года. Что это за три с половиной года? Это может быть краткость времени, просто краткость времени, а может быть три с половиной года, когда будут последние времена, эти три с половиной года. То есть Иоанн как бы описывает то, что было, то, что есть, и возможно, что будет – в одном отрывке. То есть вот этот красный дракон и рождение младенца – оно уже было для него. Поэтому когда мы читаем апокалиптику, то нужно понимать, что в апокалиптике необязательно говорится только о будущем, это может говориться и о прошлом, и о настоящем.

Еще один признак апокалиптики, о котором я бы хотел сказать именно в конце, хотя он связан с предыдущими. Символика. Но какие символы использует библейский автор? Те символы, которые понятны его первым читателям. А откуда он эти символы может брать – только из окружающей среды. Вот пример. В Откровении Бог через Иоанна диктует послания в разные города. И вот в один город он посылает письмо, в котором написано: ты не холоден и не горяч, ты теплохладный, о, если бы ты был бы горячим или холодным, но ты теплый, и поэтому Я исторгну тебя из уст Моих, изблюю, Меня вытошнит тобою. Что это за символы? Часто толкуют следующее: вот если бы ты был бы горячим-горячим в вере, Я бы тебя наградил; был бы ты холодный в вере – Я бы тебя наказал. А то ты ни то и ни другое. То есть горячий в вере – это хорошо, а холодный в вере – это плохо. Нет, неправильно. Это место такое, достаточно известное. В общем, там был город, возле этого города были горячие и холодные источники. Текли они и собирались в одном месте. Так вот что имеется в виду в этом послании. Быть горячим в вере – это хорошо. Но только это не связано как бы с уровнем веры. Горячая вода это хорошо, потому что в ней можно купаться и лечиться. Холодная вода тоже хорошая. Почему? Потому что ее пить вкусно в жару. Поэтому здесь не идет речь о человеке, у которого сильная вера или слабая вера. Здесь просто говорится о качестве веры. Была бы у тебя такая хорошая вера, или такая хорошая вера, но у тебя веры нет. Даже не в равнодушности дело. Вот у тебя вообще веры нет. Ты настолько мне противный, что ты как тошнит, как раньше тёплую воду пить, от которой тошнота бывает – вот такая же у тебя вера. Здесь вот эта теплохладность – это признак даже отсутствия веры. Не просто там чуть-чуть веры, или как-то так. Она отсутствует просто. А откуда это взято – это взято из этих символов. Поэтому очень важно понять следующее. То есть мы понимаем, что это символы, даже когда мы видим, что кажется, что это не символы. Но какая следующая проблема: символы-то взяты из реалий того первого века, когда Иоанн писал. То есть те образы, которые подходящие. Но какая у нас начинается проблема? Мы-то читаем символы, но мы их-то считываем в своей культуре. Нам вот этот символ кажется одним, а на самом деле-то он другой имеет в себе значение. Я не помню, в вашей аудитории или не в вашей аудитории я приводил такую расшифровку символики. Приведу несколько примеров. Осел – это хороший символ или плохой, в нашей культуре? Трудолюбивый ослик. Но я думаю, что если вы кого-нибудь назовете ослом, вы все-таки имеете в виду несколько другое. Так вот в Библии осел, животное имеет только положительные коннотации. Причём смотря какой осел. Есть дикий осел, что это – это необъезженное животное, упорное, упрямое – в положительном значении. Если этот осёл ляжет, то его никакими силами не поднимешь, его невозможно одомашнить. Кто сравнивается с таким вот ослом – Измаил, предок арабов. Дикий осел, онагр, то есть он бегает, там прыгает, с ним бесполезно воевать, не получится. Есть другой осёл, домашний, вот это раз трудолюбивый ослик ,но трудолюбивый ослик не то, что деревянный, а вот такой вот добрый, тихий, спокойный.

Другой пример–овца. То же самое, отрицательная коннотация. В Библии овца, наоборот, положительная. Почему? Овечка это животное, которое требует заботы, требует защиты, без пастуха она пропадёт. Мы овцы пажити Его, овцы стада Божьего, Бог наш пастух, Он о нас заботится. Или другой. Здесь, кстати, ещё такое иногда запутаннее. Лиса, лисица, лис, без разницы. Если мы говорим там о человеке «лиса», то это как бы признак хитрого, изворотливого такого человека. В Библии дважды употребляется лиса как символ, причём разное понимание, хотя близкое, но разное все-таки. Христос говорит однажды – ему сказали: ты знаешь, там Ирод запрещает Тебе проповедовать. А Он им говорит: «Скажите этой лисице, что Я проповедовал вчера, сегодня, и завтра буду проповедовать». Ирод хитрый? Нет, Ирод не хитрый. Кстати, действительно, он не великого ума человек, потому что он умудрился поссориться со своим тестем, когда свою жену одну выгнал и начал жить с женой своего брата. Плохо все это закончилось. Лиса, хитрый… – Да какой он хитрый, он не хитрый. Лиса в Библии – это животное которое незначимое. То есть мы бы сейчас сказали: шакал. Вроде и тявкает что-то – ну кто скажет, что это серьезное животное. Я понимаю, что шакал тоже может загрызть, ну ладно. Лиса это как у нас шакал. Еще у нас там более глубокое погружение в символику: лиса как символ сплетен. Маленькое животное, а может много испортить. Лисы подкапывали виноградники, чтобы виноград падал, а они эти виноградники поедали, то есть вроде маленькое, вроде какая-то незначимое, однако может много всяких гадостей сделать. Как сплетни – вроде сплетни, ну что, разговоры, какие проблемы могут быть (это, кстати, в Песне Песней). Поэтому очень важно расшифровать не просто вот эти символы, которые не просто символы, но расшифровать и в свете того времени. Это возможно? Возможно. И Апокалипсис при внимательном чтении расшифровке поддаётся достаточно легко. Потому что символика, которая встречается в Апокалипсисе, она не выбивающаяся из остальной Библии. То есь если вы читали Библию и читали вот эти образы, то есть образ, когда там говорится «ягненок»: кто у нас ягненок, кто у нас символически называется ягненком – кто? Иисус Христос, вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, то есть несложно. Или там «и сокрушится колесница». Колесница – это боевое орудие, соответственно конь – это боевое животное. Это расшифровывается, проблем таких особо нет. Поэтому само себе Откровение как символика, она расшифровывается достаточно легко, и поэтому не стоит прямо так в ужасе относиться к этой книге. Расшифровывается легко. Проблемы начинаются не там, не с того момента, когда что-то расшифровывается. Проблемы начинаются с того, куда эти символы отнести: в прошлое, настоящее и в будущее. Потому что вот здесь мы начинаем-то и путаться. Нам кажется: ага, вот это будущее! А оказывается, это прошлое, или это настоящее по отношению к Иоанну. Поэтому вот здесь и есть сложность Апокалипсиса – определить, что есть что. Поэтому если вы читали Библию и так немножечко ее понимаете, то можно спокойно открывать Апокалипсис, его читать, и там будет все понятно.

Я бы хотел вами почитать сегодня (у меня как раз есть час ещё, я думаю, за час мы расшифруем) 2 главы – 12 и 13. Почему именно эти главы? Потому что там есть цифры, там есть животные, там есть звери, там есть лжепророки, ну и там самое великолепное: те самые три шестерки. Но я не сделаю этот последний шаг. Я расшифрую символы, что они обозначают, откуда появились, я тоже расшифрую, укажу на те моменты, которые были, но я не буду заниматься тем, что указывать, а как это будет. Печать антихриста всегда искали, например, некоторые толки старообрядцев не принимали паспорта, которые были ещё при царской власти. Тогда не было фотографий, там была просто бумага, в которой написано, что предъявитель сего документа явля ется такой-то, такой-то человек, вот это тоже считали печатью антихриста. Почему? Потому что слово император, если там выкинуть несколько букв, читается как иператор, и высчитывается 666. Поэтому я не буду вам рассказывать о том, что паспорт, который выдавался императором всероссийским, является печатью антихриста. Не знаю я, является ли тот паспорт печатью антихриста. Поэтому я попытаюсь расшифровать то, что есть.

Итак, мы уже начали с вами читать 12 главу. Итак, видение на небе. Видение на небе жены. Женщина достаточно часто в Библии символизирует народ: «Радуйся дщерь Сионская, ибо Царь твой, Царь кроткий, грядет на ослице, на сыне подъяремной» Вот дщерь Сионская кто это? Народ иерусалимский, жители Иерусалима. Поэтому женщина как народ Божий – здесь понятно. Солнце, луна, двенадцать звёзд – это как бы подчеркивает небесную природу. Небесную – значит Божественную природу. Поэтому народ Божий. Двенадцать – число символическое, обозначает полноту. В предыдущих главах рассказывается о двадцати четырех старцах, которые сидят на тронах вокруг престола Божиего, и время от времени они там падают на колени, снимают свои венцы, протягивают к Богу и говорят: «Ты достоин хвалы», и дальше они поют Богу. Кто эти двенадцать и двенадцать, потому что они там по двенадцать они сидят. Это ветхозаветная Церковь и новозаветная. Это не люди конкретные, двенадцать человек, или двенадцать апостолов, или двенадцать патриархов. Двенадцать колен Израилевых, которых на самом деле тринадцать было – это полнота Израиля, то есть полнота ветхозаветной Церкви. Соответственно двенадцать старцев – это полнота новозаветной Церкви, потому что они основаны на двенадцати апостолах, хотя апостолов там было больше – в какое число нужно отнести, например, апостола Павла? Поэтому там не двенадцать апостолов, там вся полнота Церкви. Бог дал полноте Церкви венцы. Венцы – это награда, поэтому снимаются и протягиваются: Ты нам дал, не мы сами это заработали – Ты нам дал, вот они Тебе принадлежат, вся Церковь – и ветхозаветная и новозаветная. Двенадцать – это число полноты.

Она рождает Сына. Этот Сын – Христос. Здесь, я уже повторюсь, не мариологическое толкование, здесь не Дева Мария. Здесь именно как бы народ Божий рождает Младенца. Ничего не говорится о Его земной жизни, ничего не говорится о Его распятии и воскресении. Он сразу возносится на небеса. Почему? А потому что вот как бы важно показать войну: войну жены и дракона. И дракон стоит, чтобы поглотить. Дракон красный. Вот тут начинается: красный дракон, СССР, там коммунизм, марксизм, и так далее… Это ерунда, конечно. Красный дракон – это символ воинственности. Война, кровь, поэтому красный дракон упомянут Конь рыжий – конь красный, который выходит, и он забирает мир с Земли. То есть он это война.

Семь голов, десять рогов – а это откуда. Кстати, дальше идёт рога, хвосты. Семь голов, десять рогов. Значит, текст с одной стороны, прочитывается достаточно легко. С другой стороны, встает вопрос: а о ком идет речь. Вот 7 голов, 10 рогов. Это явная отсылка на Книгу пророка Даниила. Там рассказывается тоже о таком же драконе, он тоже появляется с рогами, там рога разного размера. Там расшифровывается очень понятно. Там вот это вот последний рог, который там будет говорить богохульно – это Антиох Епифан. Соответственно эти десять рогов это какие-то цари, которые сменяли друг друга. Для Иоанна это уже все закончилось. То есть Антиох Епифан умер в 150-х годах до Рождества Христова, ну и соответственно, та вся самая сирийская держава тоже закончилась. То есть что делает Иоанн: он берёт символ, который уже известен, и переносит на какую-то реальность, какая есть сейчас. Какая реальность – и эта реальность прочитывается очень легко. Семь – это число полноты. Десять – это какое-то ограниченное число. Как прочитать? И очень легко прочитывается – семь холмов, на которых построен Рим. Десять голов – это десять императоров. Вот ко времени Иоанна как раз десять императоров было. До этого там у них были цари, но императором первый был Юлий Цезарь, который себя объявил императором; последний десятый император – это Домициан, который как раз и сослал Иоанна на Патмос. Семь холмов, десять императоров. Это прочитывается достаточно легко.

Кстати, а на скольких холмах построена Москва? На семи. А вы, кстати, не задавались вопросом, а почему на семи? Неужели там семь холмов? Цифра сакральная, а сакральная откуда? Как раз из Рима. Рим на семи холмах. Мы – ещё один Рим. Не надо думать, что кстати, только Москва построена на семи холмах. Куча городов построена на семи холмах. Потому что должен быть Рим, повторить Рим. Если город объявляет, что он построен на семи холмах, он претендует на преемственность от Рима. Почему Рим? Потому что Pax Romana. Десять рогов – десять императоров, а как может Рим поглощать. Нет. Здесь как бы второй слой символики. Вот этот дракон, он потом расшифровывается. Это дьявол и сатана. То есть для Иоанна Римская империя является воплощением сатаны. То есть как бы земное проявление сатаны, которое действует – это Римская Империя. Поэтому здесь такая речь. Потому что там дальше будет расшифровываться, что это именно сатана.

Итак, сатана хочет через Римскую империю уничтожить младенца, то есть убить Христа, и уничтожить, когда у него не получится, уничтожить народ Божий. Но она рождает, младенец возносится на небеса. На небесах дракон уже не может его схватить, но он может воевать с женою. Жена убегает в пустыню. Когда она убегает в пустыню? Да как только она появляется. Потому что дракон хочет ее поглотить всегда. Она убегает в пустыню. Пустыня – это место, где есть Бог, где она пребывает с Богом. То есть Церковь, как только убежала в пустыню, она пребывает с Богом. Если это перенести на наше время, то это сейчас. Мы в пустыне, мы в том состоянии, в состоянии общения с Богом, максимального общения с Богом.

Но вопрос: вот эти 1260 дней – эта цифра, она встречается в Библии как 42 месяца, либо 3,5 года или там «время, времена, и пол времени», есть еще такая цифра. Что это? Вот сами вот эти цифры в разных ее вариантах взяты из Книги пророка Даниила. И там они понимаются как время гонений Антиоха Епифана, которые действительно продолжались 3,5 года. Они начались в 167 году, в 164 закончились. Гонения на самом деле начались раньше и закончились позже, вот эти 3,5 года храм был осквернен. Антиох Епифан приказал поставить статую Зевса Олимпийского на жертвеннике, принести свинью, и в это время 3,5 года храм был осквернен. Потом евреи отбили этот храм, очистили, выкинули эту статую, и храм начал действовать. Гонения там продолжались, потому что война шла еще десять лет. То есть 3,5 года взята эта цифра. И вот тут мы, как говорится, и упираемся. То есть цифра взята вот оттуда. Как что? Как символ гонений на народ Божий. То есть Церковь в пустыне, но гонения продолжаются.

С 7 по 9 стих.

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Это когда? То есть получается, события идут, и мы понимаем, что этот дракон является дьяволом и сатаной. Кстати, дьявол и сатана – это одно и то же. Потому что дьявол – это перевод слова сатан. Сатан вот у нас здесь назван, что он обольщает вселенную. Обольщает – значит обманывает. Но в подлинном греческом тексте там стоит немножко другое слово: обвиняет. Если вы читали Книгу Иова, то там есть такая история. Бог в окружении ангелов, и приходит сатана. И Бог у сатаны спрашивает: ты видел Моего праведного раба Иова? Что делает сатана. Он начинает говорить: конечно, он праведный, он не может быть неправедным, потому что Ты его там всем наградил, окружил, вот если бы у него ничего не было – посмотрели бы мы, какой он был бы верующий. Сатана не обольщает Иова, он Иова обвиняет. То есть обвиняющий всю вселенную. Обвиняющий не только там растения, деревья – конечно же, обвиняющий верующих. Когда это произошло, когда вот эта вот война, эти ангелы и дракон? Совсем хорошо бы сказать, что это было еще до творения мира, потому что мы действительно говорим о войне, о восстании сатаны, которое произошло еще до творения мира. Но здесь не об этом. Не о той войне. Здесь речь идёт о событиях, которые произошли уже после Вознесения Сына. То есть, что Иоанн изобразил вот в этом тексте – то, что сатана теперь не может обвинять христиан, обвинять верующих. То есть он потерял свою власть, которая у него была. И мы действительно это знаем, что до смерти и воскресения Христа у Сатаны была власть, которой он был ограничен после воскресения Христова. Помните, что происходило на горе искушения? Христос стоит, приходит к Нему сатана и предлагает то-то, то-то, и одно из искушений: вот все царства мира они мне принадлежат, поклонись мне, и я Тебе их передам. Вот эту власть сатана потерял. Дальше в Откровении, когда возвращаются к этому событию, которое произошло после смерти и воскресения Христа, употребляется такой образ «и был сатана скован на тысячу лет». Тысяча лет для евреев, вообще для людей того времени это максимальная цифра, которую они могли представить. Нет, это конечность. Но вот смотрите, давайте такое. Преподаватели математики среди вас есть, или математикой интересующиеся? Учились. Скажите: а какая цифра после триллиона идет? Но по большому счёту, больше триллиона мы себе цифры даже не представляем, потому что – ну а что это? А по большому счету сколько? Ну мы знаем сколько нулей в числе миллион -шесть нулей, миллиард по-моему девять, двенадцать – а дальше? Наш мозг не оперирует такими цифрами – так они нам и не нужны, теряют смысл. Вот для людей того времени тысяча лет – это был вот такой вот потолок, потолок сознания. Естественно, цифры были придуманы, всё нормально, но так как не использовалось, поэтому тысяча это вот огромное число. Поэтому так и говорится, что «скован на тысячу лет», это означает, что он скован на какой-то большой, огромный промежуток времени. Сколько на самом деле этих лет – может быть, две тысячи, пять тысяч, десять тысяч. Но вот максимальное число, которое можно представить. Поэтому сатана теряет свою власть, он скован, потому что скован, здесь другой образ используется. Потому что мысль та возвращается: он сброшен на землю, теперь он не обвиняет верующих. В Книге Иова он на небесах, он обвиняет. Здесь он уже не может, он потерял такую власть. Почему? Потому что христиане очищены кровью Христовой. Кстати, но вот это вот падение дьявола на землю тоже не положительное, потому что теперь он на земле, теперь он действует на земле, и об этом будет сказано в следующей главе.

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

Вот этот клеветавший – это обвиняющий. Можно говорить правду и только правду. Но так ее сказать, что очень интересно. Вот смотрите: снова к истории Иова. Сатана что-нибудь солгал, когда задавал, или утверждал перед Богом: «Он праведный, потому что Ты его охраняешь». Это правда? Иов праведный? Праведный. Бог его охраняет? Охраняет. Награждает? Награждает. Все правда. Но это же было обвинение.

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

Они победили его кровью Агнца. Кровь Агнца – это кровь Иисуса Христа. Силой свидетельства – силой своей веры. Потому что если ты христианин, то ты не можешь не свидетельствовать о своей вере. И не возлюбили души своей даже до смерти. Когда мы слышим слово душа, душа – нематериальная сущность, которая живет в нас и продолжит жить после нашей смерти. В Библии слово «душа» чаще всего подразумевается, имеется в виду жизнь, то есть они не возлюбили своей жизни даже до смерти. Все мы любим жизнь. Но христиане готовы расстаться со своей жизнью ради свидетельства об Агнце. Веселитесь, христиане, но горе тем, которые живут на земле, потому что дьявол теперь на земле. Он в ярости, потому что ему немного осталось. Сколько немного? Иоанн в своем Послании говорит такую фразу: «Братья, последние времена». Письмо он это написал в первом веке. Последние времена настали. История идёт к концу. Для нас сколько мы живем: семьдесят лет, восемьдесят лет, сто лет кто-то проживет, то есть вот наш век. Однако последние времена продолжаются уже две тысячи лет, и может быть, еще будут продолжаться сколько-то лет, но всё равно последние времена. Почему? Потому что дело пошло к концу, поэтому последние времена. Для нас, людей, которые живут там семьдесят, восемьдесят, сто лет, тысяча лет – это много. А для сатаны тысяча лет – это сколько? Для него это вообще ничего – две, три тысячи, даже пять тысяч лет – это для него нисколько, хотя он во времени. Времени-то ему все равно осталось чуть-чуть, дело идет к концу. Для нас тяжело, для него – совсем швах. Поэтому он и в ярости: ему осталось мало времени вредить людям, клеветать, обвинять людей.

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.

Преследовать жену – преследовать Церковь. Сатана всегда воюет с Церковью. Нет такого времени, не бывает такого времени, когда бы Церковь не была гонима. Может быть, в каком-то месте Церковь будет не гонима, но по всей земле где-то она будет гонима, а мы едины, и где-то гонимы. Когда я учился в академии, так получилось, я много набирал и читал дореволюционных журналов. Там была причина, потому что я кандидатскую работу писал, и я много журналов читал. И в одном журнале, который вышел где-то в 1880 какой-то там год – XIX век, Российская империя, православный царь – всё, как положено, – читаю историю. Один молодой человек, я из текста понял – типа, знаете, мещанин такой, бедный, крестьянин, но образованный, – он поступает в услужение к одному богатому человеку. Ему там дают место, и он начинает книги покупать духовного содержания, читать, иконы… И к этому барину приходили его друзья, и они к нему там заходили: «хождение в народ», интеллигенция заходила в народ. И вот они видят эти книги, он пытается им объяснить, что это? – Это же про Бога, это про святых, про Божью Матерь, про Церковь, про спасение! Они просто смеются. Это люди закончили высшие гимназии, в которых обязательно преподавался Закон Божий. Это люди, которые до 1905 года обязаны были ходить на исповедь и причастие. Вот она, Российская империя. То есть человек верующий – над ним просто потешаются. А насмешки – это разве не гонение? То есть Церковь будет всегда гонима.

И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

Вот это время – год, времена – два года, и ещё пол времени, три с половиной года.

И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

Чего не будет в Новом Иерусалиме? Моря. Плохо. Я, конечно, к морю равнодушен, но на картинках море красивое. Или там стоять на берегу, смотреть на море – красиво. Почему в Новом Иерусалиме моря не будет, чем море так провинилось? В нашей культуре море либо нейтральный, либо хороший какой-то символ. Если мы представляем отдых: отпуск, море, пляж – как обычно. Такое связанное с отдыхом, с покоем, потому что отпуск есть отпуск. В Библии море это всегда отрицательный символ. Почему? Потому что море, если человек попадает в море, он тонет. В море шторм, в море всякие там чудовища, животные, и так далее. Почему такой символ сложился? Потому что евреи жили не на море, поэтому море для них что-то страшное. Ну, представьте: человек всю жизнь прожил, максимум, что он видел из воды – это какой-то ручей. Он попадает в ту же лужу какую-то, и он тонет, поэтому это страшно. Поэтому когда в Библии сказано, что моря уже не будет, это означает, что не будет какого-то страшного, злого и опасного, всё будет хорошо. Море будет, пляжи будут. Хотя, знаете как? Кстати, я сам из маленького городка. В моем городе жило пятнадцать тысяч и живет там пятнадцать тысяч. Наверное, в Коммунаре двадцать пять тысяч. Ну, вот как бы тут все-таки город. Пример Петербурга. Я заметил: в Петербурге есть две «фишки», о которых мечтают все петербуржцы. Вы почти петербуржцы – ну как «почти» – я имею в виду рядом живете. Можете, кстати, поспрашивать у своих знакомых людей в Петербурге: две фишки у петербуржцев. Собака и дача. Я это заметил. Я жил в маленьком городе, плюс я учился на агронома, и поэтому вид грядок, лопаты, грабель и всего подобного у меня вызывает просто ужас. Когда у людей спрашивают: а как вы представляете рай – то, что будет, после этого все обычно представляют сад, огород, домики, какие-то там, я в ужасе от этого. И тут я читаю в Библии, что мы будем жить в городе, причем можно понять, в мегаполисе – хочу на небеса! Конечно же, все это тоже символика. Почему? Потому что город – это что-то защищенное, спокойное и комфортное.

Дракон воюет с Церковью, дракон воюет с женою. Сатана воюет с Церковью, он пытается ее уничтожить, но Бог ее защищает. Какие бы ни были гонения, всё равно Церковь выживет, Бог защищает, Бог заботится. Почему? Потому что мы находимся в пустыне, то есть в общении с Богом.

13 глава, вот самая такая самая-самая…

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Смотрите, как получается. Море, то есть место опасности, место зла как символика. И вот из этого вот чего-то опасного вылезает вот это существо, которое практически один-в-один совпадает с тем красным драконом. То есть там сатана и здесь сатана. Видимое выражение сатаны для Иоанна – это Римская империя, Рим на семи холмах с десятью императорами. Что здесь появляется: диадемы и имена богохульные. Вот венцы, диадемы, они есть, они упоминается в Библии. На ком эти венцы: на Агнце и на двадцати четырех старцах. Но старцы-то получили эти венцы от Бога. То есть смотрите, как получается здесь: вот этот зверь, который имеет власть сатаны, можно даже сказать, является выражением сатаны, он имеет то, что есть у Агнца и у верующих. Но только это фальшивое. И вот тут-то как раз этот зверь и выступает как бы заменой Христа. Тут ещё будут интересные вещи, потому что там, например, одна голова была заклана, а в предыдущих главах было сказано, что Агнец как бы закланный стоит. И там заклан, и здесь заклан. Вот эти диадемы. Дальше. Кто подобен зверю сему – там ещё будет, кто подобен. Но это же почти то же самое: кто подобен Богу нашему. Вот этот зверь с семью головами, десятью диадемами – он выступает и как выражение сатаны, и как Римская империя, и как антихрист. То есть как бы соединяются вот эти символики в одно это существо.

Имена богохульные. Римские императоры не сразу, но постепенно начали себя позиционировать как бог. Сначала это было больше как украшение, а потом это действительно как бог. И императоры о себе писали «божественный, спаситель», и так далее. Этих титулов было действительно много, и они для верующего человека являются богохульством. Потому что все эти слова можно отнести только к Богу, их нельзя отнести к человеку. Поэтому имена богохульные. Как этот зверь описывается? Он описывается так же, как описываются звери в Книге пророка Даниила. У пророка Даниила очень похожее: море, из этого моря один за другим появляются звери. Эти звери они расшифровываются, это вавилоняне, это персы, это греки, это сирийская империя. Вот они разные, но вот этот зверь, который появился – это соединение всех этих четырех зверей вместе. То есть все те империи воевали с народом Божиим, а вот этот зверь – это зверь, в котором соединяются все эти звери, и поэтому он воюет. Власть этого зверя от сатаны. Задача – воевать со святыми. Но самое главное: быть заменой Христа, Который Агнец.

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Что за одна из голов, которая была смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелилась. То есть она заклана и исцелилась. Один из императоров, который начал – вернее, не то что начал, другие тоже гнали христиан, – но тот, который отличился в гонениях, был император Нерон. Об императоре Нероне не очень известно, как он погиб. Там есть разные мнения, но чаще всего говорили так, что он себя заколол, смертельную рану себе нанес. Однако существовала другая легенда о том, что этот император ничего он себя не заколол, он убежал в Парфянское царство, сейчас он соберет войско и с этим свойством придёт и вернет себе трон. Для нас Нерон был гонителем христиан. Но для римской черни он был хорошим императором, он кормил народ и устраивал зрелища. Поэтому его ждали. После его смерти появилась куча всяких самозванцев, которые себя объявляли императором Нероном. То есть здесь апостол берёт образ знакомый, вот эту историю, и говорит: как Нерон был, так и будет этот зверь, потому что мы понимаем: хоть там десять голов или там семь голов, но всё равно это одно существо. Как Нерон, так и этот зверь. То есть символ-то берётся понятный и он расшифровывается. Этот зверь прославляется как бог. Кто подобен – вот эта фраза встречается в Священном Писании Ветхого Завета, где говорится «кто подобен Богу нашему».

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Кто дал ему вот эти уста, кто дал ему власть. Ответ: кажется, что дракон. Но ведь дракон – то не действует без власти Бога. То есть Бог позволил этому дракону быть. Почему это важно? Римская империя как бы представляла себя: мы сами по себе, мы силу имеем сами в себе. Но на самом деле вот эту силу, вот это разрешение Римской империи дал Бог. Что делает дракон – он хулит Бога.

И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Давайте здесь разберёмся. Вот вести войну со святыми и победить их – только что мы читали, что дракон не мог победить жену. А тут получается, победил. Будет ли Церковь уничтожена? Нет, она не будет уничтожена. Но это не означает, что каждый христианин, каждый член Церкви останется непобежденным. То есть если мы стали верующими, это не означает, что мы до конца доживем. Некоторых верующих сатана всё-таки победит. Мы не знаем, а сколько это «малое стадо»? То есть воюет с женою, но ее не может победить. А вот некоторых святых он победит. Дана ему эта власть, и он победит. Здесь используется символика, которая была для Иоанна в настоящем. То есть Римская империя, десять голов, последняя десятая голова – это Домициан. То есть это как раз его годы, он его в ссылку отправил.

И ему дана власть над всяким коленом, народом, языком и племенем. А это очень интересно. Вообще-то эта фраза, которая встречается в Ветхом Завете, она относится к Мессии, ко Христу. То есть вот Ему дана власть. А тут получается, что эта власть дана этому дракону. И здесь мы снова встречаемся с тем самым, что этот дракон, это чудовище заменяет Христа, то есть оно является антихристом. То есть это и империя, и это и антихрист.

И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Место достаточно сложное, предлагаю другой перевод, я изложу другой перевод, но попробую расшифровать даже вот именно такое прочтение. Которых имена не записаны от создания мира в книге жизни у Агнца закланного – вот такое предлагаю прочтение. Образ Книги, в Книге записаны вот эти имена – имена верующих. Те, кто не записан, они погибнут. Но можно растолковать именно так, как написано. Замысел того, что Агнец Божий, Сын Божий будет распят, был ещё до создания мира. Видели икону Андрея Рублева «Троицу»? Все видели. Что здесь изображено? Вообще-то здесь изображён Предвечный Совет Пресвятой Троицы, то, что было до создания мира. И вот на этом Предвечном Совете было решено, что будет так-то, так-то, и так-то, и Сын Божий умрет за нас. Вот поэтому Агнец Божий, закланный до создания мира.

9 стих.

Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых

Здесь пересказ слова пророка Иеремии, который говорит о том, что кому быть уведенным в плен, будет уведен в плен, кому погибнуть от меча, тот погибнет от меча. Здесь именно это имеется в виду, что как бы апостол обращается и говорит: верующие, успокойтесь, всё в руках Божиих, не думайте, что Бог забыл вас и как бы дал злу абсолютную власть. Нет, этого нет. Бог всё держит в Своей руке, но Он позволил этому быть. Поэтому терпите, вы все равно в руке Божией. Следующий отрывок:

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Появляется следующее существо, которое как бы тоже похоже на Агнца. Он имеет рога как бы агнчие, то есть он имеет рога, как у Агнца Божьего. Но мы понимаем, что это не Агнец Божий, это такое же дьявольское существо, как и дракон.

Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Здесь следующее. Понятно, что римская власть, римский император не мог сказать: делайте и поклоняйтесь мне. Была целая машина, идеологическая машина, которая вот эту идею о том, что император является богом, проталкивала. Особенно сильно она действовала на Востоке, в Малой Азии – там, где как раз и проповедовал Иоанн, когда он писал свои Послания. Ставились статуи императора, перед ними приносились жертвы. Самое интересное, что в ранних творениях святых отцов есть упоминания о том, что статуи говорили, пророчествовали, какие-то чудеса перед ними совершались. Поэтому вот кто это? Это вот именно те жрецы, те проповедники этого римского культа императора, и они даже творят чудеса, потому что действительно в описании есть, что они там творили чудеса.

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Вот поклонение императору как поклонение Римской империи начиналось, знаете с чего? Богиня была, которая обозначала Рим, и сначала строили как: в храме стояла статуя вот этой богини Рима, и статуя императора. Соответственно, поклоняясь в этом храме, поклонялись Римской империи.

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Давайте здесь разбираться. Иногда рабов, иногда особых почитателей какого-то бога, они делали себе татуировки. Клеймили – татуировки, клеймо. Они клеймили себя и как бы показывали принадлежность к этому культу. Очень часто это было связано с профессиональной деятельностью. Цеха, то есть профсоюзы, у них был как бы свой храм. И вот если ты входишь в этот «профсоюз», то ты связан с этим храмом. А если ты связан с этим храмом, то ты делаешь татуировку этого храма. Христиане не могли сделать себе эти татуировки, потому что они не могли принадлежать к какому-то храму. И поэтому была большая проблема христианину вообще как-то заработать деньги. Плюс к этому следующее. Очень часто, чтобы поучаствовать в коммерческой деятельности, нужно было принести жертву. Это не обязательно там какого-то там тельца или овна. Была такая жаровня, на ней лежали угли, на этот уголь бросали кусочек ладана – всё. Временную печать ставили либо на лоб – чаще всего ставили на лоб клеймо рабам; либо на руку. Потому что здесь уже клеймо себе, татуировку делали те, кто почитал этот храм, не рабы этого храма, просто почитатели. Это была временная татуировка, временная печать на лоб, либо на руку, чтобы заниматься коммерческой деятельностью, то есть торговать на рынке. Понятно, что на лоб люди ставили те, которые продавали, это не обязательная была привязка такая, чтобы не каждый раз показывать, а на руку те, кто покупал. Здесь ещё одна символика. А вы знаете, кстати, что имеем татуировку, эту печать, все мы имеем печать? То есть мы все как бы заклеймены Христом. То есть рабы носили татуировки, печати, клеймо. Мы тоже имеем такое клеймо, мы принадлежим Христу. Все. Нельзя эту татуировку, это клеймо смыть, мы принадлежим Христу, всё. То есть нам нельзя ставить другое клеймо, невозможно это. Поэтому здесь Иоанн описывает то, что было в его время и показывает, что вот нельзя христианину, который уже заклеймен, он уже имеет эту печать Христа, получить другую печать, он не должен это сделать. Иначе он не будет уже принадлежать Христу. Но отсутствие печати приводит к тому, что человек теряет возможность зарабатывать, есть, пить, покупать, продавать.

Следующий момент. Вот тут как раз и начинаются самые пляски. Число зверя, и это число названо.

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Шестьсот шестьдесят шесть, естественно, картинка: три шестерки. Если мы жили бы, например, тысячу лет назад в России, то никаких шестерок у нас бы не появилось. У нас появилось бы «Х», «Кс», и «С». Если бы мы жили в Греции – приблизительно то же самое. Если бы мы жили бы в Израиле – там другие буковки. Никаких трех шестерок. Давайте разбираться, о чём здесь идёт речь. В древности никаких отдельных знаков для цифр не было, использовали буквы. Кто из вас умеет читать по-церковнославянски церковно-славянскими буквами? Так мало? Не умеете читать? Учиться, обязательно учиться! Вот есть старый-старый-старый прикол, его поймут, кто читает по-церковнославянски церковнославянскими буквами «Господи помилуй (м)!» Потому что буква «м» означает 40. Соответственно там г=3, а=1. Отсюда очень быстро прийти к такому выводу: раз каждая буква обозначает какую-то цифру, какое-то число – а что, если взять какое-то слово и поставить цифры, сложить там, прибавить, умножить, переставить, получить какое-то число, это же можно? Можно, называется это гематрия, когда буквы заменяются числами, и соответственно что-то там высчитывается. Это и породило каббалу – манипуляция с первой главой Книги Бытия, в основном. Называется это гематрия, когда берется какое-то имя, считается и получается какое-то там число. Естественно, если у нас есть число, давайте попробуем восстановить, какое-то же это число. И высчитываний было очень много. Те люди, которые имели цифры как буквы, они видели имя, какое-то имя, и пытались его извлечь. У нас другая ситуация. У нас есть отдельные цифры, и поэтому мы видим какое-то число. То есть раньше люди видели имя, а у нас видят цифру, И вот поэтому появляется страх перед тремя шестерками. Это невозможно, потому что тогда не было каких-то отдельных шестерок, потому что там другая система подсчета была. Поэтому имя. Какое имя? Старообрядцы, начиная с XVIII века, считали, что это слово император. Правда, там не получалось, поэтому они одну буковку выкидывали и получалось иператор, вот там 666 получалось. Мартин Лютер посчитал, получил: Папа Римский. То же самое, кстати, считают адвентисты седьмого дня – что это Папа Римский, там они высчитывают, там очень интересные манипуляции, в общем, 666, Папа Римский. Причём Папа Римский вообще Папа Римский – не какой-то конкретно, а вообще Папа Римский. Были и другие подсчеты, но ведь дело вот в чем. Это имя связано вот с этим драконом, с этим зверем, с этим животным. То есть надо искать где-то в этом звере. И, по мнению толкователей, расшифровывается: кесарь (или цезарь) Нерон, вот он там совпадает, всё совпадает. Причем совпадает, даже так интересно, что есть рукописи, в которых цифра стоит 616. Не 666, а 616, и это тоже хорошо получается, потому что по-гречески Нерон, а по-латински Неро. И вот как раз «ню» – «н», как раз дает 50. 666,616. Но дело-то не в том, что это вот конкретный Нерон. Нерон – это тот, кто первый начал гонения, вот это вот животное. А это животное взято с Антиоха Епифана, как бы списано. Антиох Епифан – гонитель. То есть там Антиох Епифан гонитель, здесь Нерон гонитель, сатана гонитель. То есть имя этого зверя – это знак гонителей Церкви. А кто гонитель Церкви? Священное Писание называет его антихристом. Что хочет показать Иоанн – он хочет показать, что вот это имя – это имя антихриста. Когда человек принимает эту печать, он принимает власть антихриста. Вот в чем особенность. То есть не важно, какое там имя будет написано, какое зашифровано, самое главное, что это принятие власти антихриста, вот о чём здесь имеется в виду.

Вот как бы две главы. Повторяю, в самом начале я сказал: я расшифрую символику, но не буду говорить, как это относится к современности или к будущему, я этим не буду заниматься. Не знаю, повторюсь, являлся ли паспорт Российской империи печатью антихриста, не знаю. То, что я читаю и вижу: печать зверя – это признание власти антихриста. Спасибо. Пожалуйста, ваши вопросы.

Когда дракон был низвержен на землю, он в сильной ярости на ней пребывает – с одной стороны, это последние времена; с другой стороны, он ограничен своей силой, да? Как сейчас он действует?

Воюет с верующими, воюет со святыми. Мы все прекрасно чувствуем влияние этого зверя на себе. Не забывайте: здесь речь не только о внутренних гонениях, но и реальных физических, за которыми стоит сатана.

Традиционно авторство Апокалипсиса приписывается апостолу Иоанну, одному из евангелистов. Если мы читаем Евангелие от Иоанна и читаем Апокалипсис, то, простите, абсолютно видно, что написано разными людьми. Кто писал Апокалипсис – это был человек, который если и имел представление о христианстве, то весьма смутное, потому что это скорее написано иудеем, или по крайней мере, иудохристанином максимум, а никак не тем, кто видел Христа, слушал Его проповеди, для которого все уже ясно, для него не надо ничего зашифровывать, Христос все сказал, Он не оставил ничего тайного. А все что зашифровано, это скорее исходит из дохристианского, нечто таинственного, мало понятного, только для посвященных. Христос говорил для всех. А кто писал Апокалипсис, он писал для избранных, которые понимают, зашифровывают, тайные знаки. Это, простите, явно не христианством отдает.

Вы только что обвинили Христа в нехристианстве. Христос говорил притчами.

Он говорил всем понятными притчами.

Всем понятными притчами, это всё понятно. Значит, смотрите: если мы берём Евангелие от Иоанна и Откровение – Вы ещё забыли упомянуть такую вещь, как Послания. Это три разных жанра: Послания, Евангелие и Откровение. Говорил ли Христос притчами, то есть символикой? Да, Он говорил. Христос сказал и всем всё понятно, Христос сказал и никому не понятно, пока не пришёл Дух Святой. Дух Святой пришел, и тогда все стало понятно, что сказал Христос. Иоанн пишет книгу, которая символична. Кто имеет мудрость, он прочтет эту книгу. Кем дается мудрость?

То есть для книжников написана эта Книга?

Как и притчи. Понимали ли притчи читатели?

Конечно.

Да ничего подобного! Апостолы не понимали. Они Его спрашивают: зачем Ты говоришь притчами? И Он им расшифровывал эти притчи. В конце самом апостолы сказали: наконец-то Ты нам перестал говорить не прямо, вот сейчас Ты прямо говоришь, – и то неправильно поняли. Там всё это плохо закончилось. Поэтому то, что Христос говорит символически, это вполне знакомо. Говорить об иудеохристианстве автора – ну можно говорить об иудеохристианстве любого автора. Если вы внимательно почитаете все вот эти семь посланий семи Церквам, то там вообще спорят с иудеохристианством: вот они называют себя иудеи, на самом деле там синагога сатаны. То есть это вот звучит достаточно четко. Поэтому все есть. возможно кто-то скажет: ну подождите, вот Христос как бы ну совсем добрый, там любовь и всё такое прочее, а тут такие бедствия, гонения.

Отдает Ветхим Заветом..

Вот! Есть текст в Евангелиях (не у Иоанна), где Христос говорит о конце времен. Это беседа на Елеонской горе. И Он описывает те бедствия, которые бывают, причем как бы количество бедствий нарастает. То есть получается, что Христос говорит как ветхозаветный. Проблемы, конечно, есть. Когда мы пытаемся всё это вместе соединить, все эсхатологические тексты, это действительно проблема. Потому что, с одной стороны, в Библии написано, что конец света наступит – как говорится, мы сегодня легли, утром проснулись – конец света. С другой стороны, здесь описывается много чего происходящего, которое это будут символизировать. Это трудность, это бесспорно трудность. Но апокалиптика в Новом Завете, в Евангелиях – и не только в Откровении, а и в Евангелиях и в Посланиях она есть. Смотрите, апостол Павел проповедовал о втором пришествии – его неправильно поняли. Вот, пожалуйста. Я считаю, что вполне в том же духе, в котором написан Новый Завет, написано Откровение.

Те, которые не будут иметь начертание антихриста, не смогут участвовать в коммерческой деятельности – эти слова надо понимать тоже символически?

Если у них не будет этой печати зверя, то они уже не будут гражданами этой империи. Я имею в виду, что печать антихриста – это не обязательно вот какой-то конкретный значок. Ну, об этом уже сказано, что не возлюбили души своей даже до смерти. Человек, который гражданин, он получает много чего. То есть здесь земное царство и Небесное Царство в сравнении.

А как евреи относятся к 13 главе?

Как и ко всему Новому Завету: Иисус это Тот, кто вёл в Соблазн Израиль, мало ли что там написано. Так же, как к Корану мы относимся, как мы к Талмуду.

Видела, как римский папа стоял у Стены Плача, обнимался с евреями – какие комментарии, что это заигрывание с евреями?

А когда наши президенты записки в Стену Плача толкают?..

С другой стороны, Папа Римский хороший. На самом деле история евреев и католиков она подлиннее и позапутаннее, чем кажется. Например, была такая история, однажды Папа Римский путешествовал и входил в один город. Его вышла приветствовать еврейская община, и она вынесла с собой свитки Торы. Что сделал Папа? Он вырвал эти свитки, бросил их на землю и начал их топтать. То есть евреи сделали шаг к нему навстречу, с уважением, это история достаточно запутанная. Что такое «звезда Давида», эти два треугольника? Один из князей, каких-то там правителей, от своего герба подарил евреям вот этот значок. За что? За то, что евреи ему там ну типа помогали. А евреи очень этим гордились, они его на флагах начали его вешать, что мы не какие-нибудь. Поэтому эта история длинная, запутанная, такая интересная. Поэтому, что Папа Римский с ними встретился и подошел, это было в ключе их взаимоотношений. В России у нас вообще-то вот этого опыта взаимоотношений особо нет, и поэтому для нас это немножко выглядит странно. Для них это выглядит как бы нормально, это дипломатия. А смотрите, какая ерунда. Вот, например, я читал статью одного епископа православного, который пишет, что мы и мусульмане поклоняемся одному и тому же Богу. Ну что это такое, это чушь полная! Какой Бог у мусульман, и какой Бог у христиан? Это два разных Бога. Христианам с иудеями нельзя, а с мусульманами можно?..
Ну что, закончим. Если у кого-то будут вопросы – пожалуйста, подходите, спрашивайте,


***
Рекомендуемые записи:

Беседы на Священное Писание
Пасха в Ветхом и Новом Заветах —кандидат богословия Добыкин,
О толковании Библии в Православии — кандидат богословия Добыкин,
Авраам — отец всех верующих — кандидат богословия Добыкин,
Псалтирь — кандидат богословия Добыкин,

И Богу Слава

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
2
***
Рекомендуемые записи:

Беседы на Священное Писание
Пасха в Ветхом и Новом Заветах —кандидат богословия Добыкин,
О толковании Библии в Православии — кандидат богословия Добыкин,
Авраам — отец всех верующих — кандидат богословия Добыкин,
Псалтирь — кандидат богословия Добыкин,

https://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html .,

И Богу Слава
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU