В сыктывкарской детской художественной школе есть хорошая традиция – каждый год в начале лета ученики с преподавателями выезжают на зарисовки в красивейшие места Русского Севера. Это старинные города с их дивными храмами, древние славные монастыри... Нынешнее лето подарило ребятам поездку на Вологодчину. За несколько дней они смогли порисовать в Вологде, в Горицах, в Кириллове и Кирилло-Белозерской обители. Юным художникам временами приходилось трудно – кусали комары, нудный дождик мешал работать и норовил испортить листы с пастелями. Но все это теперь кажется пустяками по сравнению с тем важным и дорогим, что они привезли домой в душах. Ведь одно дело путешествовать с фотоаппаратом, знай себе щелкай красивые «виды», и совсем другое – с планшетом и карандашом. Вот сидит часами двенадцатилетний художник на своем складном табурете перед церковью, скажем, XV века, и пытается повторить у себя на листе ее совершенные пропорции. У него не получается, он яростно трет по листу резинкой, но как же ликует его сердце, когда, наконец, «поймает» карандаш верную линию. Между ним и церковью образуется сокровенная связь, храм как бы говорит с ним – и художник слышит.
Вот перед вами рисунок Кати Богдановой. Это мельница XIX века из Кирилло-Белозерского монастыря. Подумайте, ведь большого труда стоило зарисовать все шесть ее крыльев, каждое бревнышко этого гениального сооружения, которое зерно превращало в муку. Мельница махала крыльями, тихонько сыпалась мука, точно песок в песочных часах. Одно столетие сменяло другое, но не исчезла память о чудесном подвижнике – преподобном Кирилле, основавшем здесь шесть веков назад монастырь. (22 июня – день его памяти.) Старая мельница могла бы рассказать нам о нем. Давайте вслушаемся в тихое поскрипывание ее крыльев...
«Д-а-а, – так могла бы начать рассказ мельница, – святого Кирилла я очень люблю. Мы с ним словно бы родные, ведь он был «хлебным» батюшкой – долгие годы, пока был молодым монахом, трудился в хлебне. Таскал воду, рубил дрова и разносил братии теплые хлебы. Тогда он жил в одном из московских монастырей. Так любил он Господа, что не мог и хлеба вкушать без слез умиления. Кирилл почти не спал и очень мало ел, все силы тела и духа отдавая молитве и трудам. От такой жизни он совсем ослабел и едва ходил. «Уж больно ты изнемог, брат Кирилл, – по-отечески ласково сказал ему настоятель. – Дам я тебе новое послушание – поди потрудись в поварне». Настоятель думал, что там, где варится картошка и булькает в котле каша, ревностный инок хоть немного окрепнет, румянец вернется на его щеки – да ошибался. Топил печи в поварне Кирилл, а сам глядел на полыхающее пламя и говорил себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь».
Стали Кирилла очень уважать люди за святость жизни. Сам великий Сергий Радонежский, бывая в их монастыре, любил побеседовать с ним. А душа стремилась к безмолвию. И тогда решил Кирилл укрыться от славы людской. Молил он Царицу Небесную, чтобы Она указала ему уединенное место, где бы поселиться одному. И был Кириллу голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место». Выглянул Кирилл в оконце кельи и видит: где-то на дальнем севере разливается над землей свет – как будто маяк для него. И Кирилл с другом своим Ферапонтом отправился в путь. Когда пришли на то место и взошли на гору Мауру, изумились, до чего же хороша здешняя природа – леса, луга, воды... Поставили подвижники крест и вырыли для житья землянку. Вскоре друзья простились – Ферапонт удалился в другое место, и Кирилл не один год жил в полном одиночестве, как он того и хотел.
Как не утаить светильника в темноте, так и святой долго не мог оставаться в безвестности. Узнали люди, что появился в диком лесу подвижник, и потянулись к нему. Пришли и поселились рядом первые ученики. Понял тогда святой Кирилл, что время его одиночества закончилось, и стал строить обитель. Так и возник Кирилло-Белозерский монастырь. Жизнь там была строгой и простой. Настоятель личным примером учил монахов святой жизни и часто говорил им: «Главное – имейте между собой любовь». А его любовь к ним была такова, что еще при жизни св.Кирилл творил чудеса. Как-то раз не оказалось вина для совершения литургии. Сказали о том настоятелю. Кирилл, как бы сомневаясь, велел принести ему опустевший сосуд. Посланный инок пошел и вскоре вернулся изумленный, неся доверху наполненный вином кувшин. А в неурожайный год в монастыре закончился хлеб, братия стала голодать и проситься идти в села за милостыней. Но Кирилл не благословил докучать крестьянам, которые сами голодали. Он горячо помолился – и запасы хлеба в монастырской хлебне умножились. Вот такой он был, добрый «хлебный» батюшка Кирилл Белозерский. А еще преподобный Кирилл очень любил сеять хлеб духовный – просвещать людей. Он сам трудился в списывании книг и привил эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни одна из русских обителей не была так богата рукописями, как Кириллова».
Комментарии не найдены ...