Печать антихриста Или Печать Божия

Византийская роспись Храмов



Вряд ли найдется такой верующий человек,
который не слышал бы о «печати антихриста».
И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так.
Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует.
Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста».
Понятия сходные, но все же не до конца тождественные.
Начертание отнюдь не равняется печати.

В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х'арагма],
которое означает «начертание, знак».
В случаях использования слова «печать» появляется другой термин –
σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати).
Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом.
«Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.





О печати антихриста в Библии не написано

Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.



В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).

Итак, Ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?

Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.

Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).



В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения

В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.

Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:

«запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13);
«не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30);
«Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 22).
В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.

Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).



/Древнееврейская буква «Тав»/

В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак ת», причем ת («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.
Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.



Есть и другие возможные толкования картины запечатления Ангелом верных.

«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).



Печать /Имя Божие/ на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним


Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.

Итак, вот сколько мы нашли различных пониманий библейского образа Божией печати! Кажется, именно это прежде всего должно волновать верующего человека: что такое печать Божия, как ее получить и сохранить. Но, увы, нам порой бывает более интересен антихрист с его ужасами, чем Христос. Помнится, еще в конце 1990-х отец Андрей Кураев рассказывал, что во многих городах на вопрос: «О Христе будем говорить или об антихристе?» – народ единодушно отвечал: «Об антихристе!» Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей.

Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей Веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о Печати Всевышнего. Имеющий эту Печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему Любящий Христа не изменит своей Любви никогда.


/Православие.Ру / Сергей Комаров / 22 января 2018 г./

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
     
1
P. S.
Слово "или" меня всегда тянет писать с большой буквы. Потому что Христос на кресте сказал: "Или, Или, лама савахвани" /Боже мой, Боже мой, ../
Или в переводе с языка, на котором разговаривал Спаситель, живя на этой планете, означает Бог ..
#2 | Михаил Юрьевич »» | 27.09.2020 17:19
  
0
**Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует.
Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста».
Понятия сходные, но все же не до конца тождественные.
Начертание отнюдь не равняется печати.**
///////////////////////////////////////////
Если вы уверены, что "печать" и "начертание" из Откровения, означают разное, то где истолкование "начертания"?
Я же думаю что в данной книге они обозначают одно: запечатление в уме определенной идеи/мысли или совокупности представлений, поскольку ни печать, ни начертание, в каких-дибо иных местах организма, существенного значения не имеет.
  
#3 | Леночка Борисовна »» | 27.09.2020 17:22 | ответ на: #2 ( Михаил Юрьевич ) »»
  
0
Об этом отец Василий Росляков в своих дневниках замечательно, просто и доступно пишет.
Ваша мысль очень схожа с его мыслью, только у него она более развита. МГУ всё-таки.
#4 | Михаил Юрьевич »» | 27.09.2020 19:14 | ответ на: #3 ( Леночка Борисовна ) »»
  
0
Спасибо.
Если вы согласны со мной и Росляковым, то что такого запечатлел антихрист в умах "великих и малых, богатых и нищих, свободных и рабов"?
     
0
... все люди разные.
Каждому человеку нужен свой духовник. Суровым нужен суровый. Есть люди очень мягкие, и если суровый человек попадает под духовное руководство мягкого духовника, то ничего не получится. Мягкий духовник немножко захочет поругаться, потом «перехочет», потому что не в его характере снимать стружку с человека. Поэтому суровый человек будет вить веревки из своего доброго духовника. Так бывает нередко. Он будет добиваться своего, выпрашивать себе благословения, которые ему в принципе вредны.

Образованному человеку хочется иметь образованного духовника, простому - простого, деревенскому - деревенского. А как обычно рассуждают люди? Если мне кто-то подходит и я чувствую, что мне хорошо от советов этого духовника, значит, по моему мнению, он должен всем подходить. Я буду считать, что это эталон духовника, будьте любезны - слушайте его все. А это не так.

Может ли духовник руководствовать, отнимая у человека всю волю? Может ли послушник быть настолько послушным, чтобы вообще не иметь своей воли, как это описывается в идеальной схеме монашеского послушания? Возможно ли это в миру? Тут много вопросов, и нужна великая осторожность. Здесь не нужно размахивать руками или шашкой в руке.

Если бы мы умели слушать и смотреть, то птицы были бы нам старцами, и дождь с неба, и кошка, спящая на подоконнике, и собака залаявшая, и ребенок засмеявшийся были бы нам какими-то указаниями: «Это делай, это не делай». Но мы не можем, мы слепые, мы не видим ничего толком, не замечаем, к сожалению.

Я не сторонник такой позиции, когда человек бегает к духовнику за каждым «чихом»:
- Благословите ехать на дачу.
- Бог благословит.
- Благословите ехать на автобусе.
- Бог благословит.
- А можно не на автобусе, а на велосипеде?
- Можно на велосипеде.
- А если велосипед поломается, можно на автобус пересесть?
Это попытка всю жизнь рассчитать.

/протоиерей Андрей Ткачёв/
взято отсюда - https://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-18-maya-2015g ..
+++ +++ +++

И Алексей Ильич когда-то сказал примерно так: "Что ты идешь к старцу с вопросами - козу тебе купить или корову. Что хочешь, то и покупай. А к старцу иди за более серьезными разговорами". Наверное, я немного перефразировала профессора. Надеюсь, что он на меня не обидится. Просто я даже не помню в каком месте и времени, в какой лекции или беседе это надо искать. Честно.

И отец Андрей Ткачёв говорил неоднократно о том, что "мы свободны в выборе добра" ..

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_3327_16/topic_16283/
+++ +++ +++
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites