15 августа. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомченика архидиакона Стефана. Блаженнного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца.

2 августа по старому стилю / 15 августа по новому стилю
суббота
Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Успенский пост.
Пища с растительным маслом.

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1557).
Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).
Мч. Афанасия Жуланова (1918); прмч. Платона Колегова (1937).
Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).

Блж.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–301. Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Мф., 87 зач., XXI, 33–42. Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30–33. Мф., 73 зач., XVII, 24 – XVIII, 4.

Тропарь первомученика архидиакона Стефана, глас 4:
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:// Того убо моли о душах наших.

Кондак первомученика архидиакона Стефана, глас 6:
Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,// венечниче, мучеников первострадальне.

Тропарь блаженного Василия, Московского чудотворца, глас 8:
Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли, да избавит ны/ от варварскаго пленения и междоусобныя брани// и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Кондак блаженного Василия, Московского чудотворца, глас 4:
Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:// радуйся, преблаженне Василие.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.15:30–33; Мф.17:24–18:4)
Господь платит требуемую подать церковную, и все другие порядки, и церковные, и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил. И апостолы потом передали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый; внешнее же все оставалось, как было, исключая того, что явно противно было воле Божией, как, например, участие в идольских жертвах и т. п. Потом христианство взяло верх, вытеснило все порядки прежние и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом духу христианскому удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками, на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни.

Так это и доселе ведется. Из всей суммы христиан кто-кто окажется христианином и в духе. Что же прочие? «Имя носят, как живые, но вот – мертвые» (Откр.3:1). Когда апостолы проповедывали Евангелие, то слово их избирало часть Божию из среды всего языческого мира: ныне Господь чрез то же слово выбирает часть Свою из среды христианского мира. «Читающий да разумеет» (Мф.24:15), и да восприимет заботу узнать наверно, состоит ли он на части Господней, и если не найдет удостоверения в том, да попечется присвоиться Господу, ибо в этом одном спасение.


Первомученик и архидиакон Стефан
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34–40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1–21; 7, 50–52; 19, 38–42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Праведный Никодим, тайный ученик Иисуса Христа
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

икона Василий Блаженный
Василий (1469 - ок. 1557), Христа ради юродивый, московский чудотворец, блаженный.
Память 2 августа, в Соборе Московских святых
Родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий шестнадцати лет от роду оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

Однажды блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. В другой раз, воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий, точно, покрыл мертвого своею шубою, но видя обман, сказал при этом: "Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих".

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею.

Василий скончался 2 августа 1557 года [1]. Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

С 1588 г. стала говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок".
Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

Блаженный Василий Каменский жил в ХV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного Московского, находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос.

Священномученик Стефан, Папа Римский, пострадал в 257 году при императоре Валериане. Святитель Стефан, занимая престол первосвятителя Римского (253–257), ревностно боролся против ереси Новата, который учил, что не следует принимать обращавшихся из еретиков. Скрываясь во время гонения на христиан, святитель крестил многих язычников, в их числе военного трибуна Немезия, обратившегося ко Христу после того, как святитель исцелил его дочь Люциллу. Немезий, посвященный в сан диакона, и его дочь были усечены мечом. Их управляющий Симфроний, приведенный трибуном Олимпием в храм Марса на истязания, молитвой растопил золотого идола, после чего трибун с женой Екзуперией и сыном Теодолом уверовали и крестились. Все они были сожжены. Останки их были погребены святым Папой Стефаном. Тогда же были обезглавлены его 12 клириков: Бон, Фавст, Мавр, Примитив, Калюмниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл, Феодор, Василий, Кастел, Гонорат и Тертуллин, обращенный святым Стефаном. Наконец, сам святитель Стефан был приведен к императору Валериану, который осудил его на усечение мечом в храме Марса. Но, по молитвам святого, большая часть храма разрушилась, а воины разбежались. Святитель скрылся в катакомбах (усыпальнице святой Люцины), где затем был убит пришедшими воинами в то время, как он поучал христиан.

Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
Пре­по­доб­но­му­че­ник иеро­мо­нах Пла­тон – в ми­ру Петр Ти­хо­но­вич Ко­ле­гов – ро­дил­ся 20 ав­гу­ста 1865 го­да в бед­ной кре­стьян­ской се­мье, про­жи­вав­шей в се­ле Гай­ны Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что он стал иеро­мо­на­хом Улья­нов­ско­го Тро­и­це-Сте­фа­нов­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, что рас­по­ло­жен был в се­ле Улья­но­во Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Усть-Ку­лом­ской во­ло­сти Во­ло­год­ской гу­бер­нии. По­сле аре­ста на­сто­я­те­ля это­го мо­на­сты­ря от­ца Ар­се­ния отец Пла­тон был из­бран ис­пол­ня­ю­щим его на­сто­я­тель­ские обя­зан­но­сти.

С но­яб­ря 1918 го­да се­ло Улья­но­во, где на­хо­дил­ся мо­на­стырь, пе­ре­шло от бе­лых к крас­ным, и это при­ве­ло к аре­сту от­ца Пла­то­на и об­ви­не­нию его в по­соб­ни­че­стве бе­лым, вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны еще 20 на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря. Это слу­чи­лось в мар­те 1919 го­да. Отец Пла­тон был при­го­во­рен к 5 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. В 1925 го­ду он вы­шел на сво­бо­ду, по­сле че­го еще 12 лет слу­жил в Спас­ской церк­ви се­ла Ча­со­во в Усть-Сы­соль­ском уез­де Ко­ми АО.

Сле­ду­ю­щий арест со­сто­ял­ся 12 июня 1937 го­да. В об­ви­не­нии го­во­ри­лось: «бу­дучи слу­жи­те­лем куль­та, ак­тив­но вел к/р де­я­тель­ность, устра­и­вал сбо­ри­ща, го­во­рил о ско­рой ги­бе­ли ком­му­низ­ма, Со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов, при­зы­вал в кол­хо­зы не всту­пать, ис­поль­зуя ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки». 13 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при УНКВД Ко­ми АССР при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Пла­то­на (Ко­ле­го­ва) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние15 ав­гу­ста. Отец Пла­тон был рас­стре­лян и по­хо­ро­нен неда­ле­ко от го­ро­да Сык­тыв­ка­ра. От­пре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 6 ок­тяб­ря 2001 го­да пре­по­доб­но­му­че­ник Пла­тон был при­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

Ачаирская икона Божией Матери
Ачаирская икона Божией Матери. Была написана в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым по благословению митрополита Омского Феодосия. Образ является списком с Ахтырской иконы Божией Матери, которой патриарх Алексий II благословил Ачаирский Крестовый монастырь. По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднование в честь Ачаирской иконы Божией Матери было установлено 2 августа.

В середнике - поясной образ Пресвятой Девы и изображение Спасителя, распятого на Кресте; на полях – ростовые изображения Омских новомучеников; в нижней части - храмы Ачаирского Крестового монастыря.
Ещё по теме:
1. 15 августа. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива.
2. 15 августа. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива.
3. 15 августа. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика, архидиакона Стефана. Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites