Василий Суриков. Очарованный Крымом.

Мы произносим имя художника «Василий Суриков» и сразу представляем его картины «Утро стрелецкой казни»,«Меншиков в Берёзове»,«Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,«Переход Суворова через Альпы»… Но есть ещё картины, написанные великим живописцем в Крыму. Впервые на нашем полуострове оказался Василий Иванович в эти июльские дни 1907 года. Считается что именно в Крыму, палитра художника становится яркой и более раскрепощенной.

В крымских этюдах дарование художника раскрылось совершенно особой стороной. Крым, открытый Суриковым для себя в 1907 году, стал излюбленным местом его отдыха. Возможно, его тянуло сюда потому, что здесь он нашел созвучную его темпераменту ширь и стихию. Четырежды Суриков посетил Крым (1907, 1908, 1913, 1915), проведя на Южнобережье в общей сложности несколько месяцев и, как всегда, много работая.
"Скалы в Симеизе" В.Суриков
Лето 1907 года в Москве выдалось холодным и дождливым, и художник с дочерью Еленой решили отправиться в Крым в поисках тепла, солнца и впечатлений, выехали 18 июля. Об этой поездке сведений мало, всего несколько строк из писем художника. И только из слов его внучки, Н.П.Кончаловской, узнали, что «…Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы и написал множество акварелей в Гурзуфе и Симеизе». Из акварелей 1907 года нам известны лишь некоторые: «Симеиз», «Прибой», «Крымский пейзаж», «Гурзуф», «Ай-Петри из Симеиза», «Море» и два портрета Е.Н.Сабашниковой, владелицы пансиона «Панеа» в Симеизе. Похоже симпатии Сурикова в этот раз были отданы курорту «Новый Симеиз». На крымских этюдах 1907 года – скалы Симеиза в лучах палящего солнца и покрытые вечерней синевой, бескрайние морские просторы, прибрежные серые камни и белые отливы в пене и брызгах набегающих волн. За работой, поездками и встречами время пролетело незаметно, подошло время уезжать. Отец с дочерью решили, что следующим летом обязательно вернутся в Крым. Так и произошло.
"Море", В.Суриков
Особенно плодотворной оказалась третья поездка Сурикова в Крым в июне 1913 года. Отправляясь на Южный берег, договорился встретиться здесь с Н.Ф.Матвеевой, дружба с которой не прерывалась все эти пять лет. Как только Суриков с дочерью устроились в Алупке на даче генерала Липецкого, сразу же 9 июня напомнили Наталье Фроловне о ее обещании: «Мы уже в Крыму. Когда же Вы, Наталья Фроловна, переселитесь из земли Халдейской в землю Ханаанскую? Напишите. Мы июнь пробудем здесь».
"Крым.Ай-Петри", В.Суриков
Одновременно Суриковы постарались узнать, где она сможет заниматься музыкой. «Хозяйка нашей дачи, – торопился сообщить Суриков, – сказала, что в клубе здесь можно играть по часам за плату в 50 коп. час. Узнаю еще что-нибудь в этом роде. Приезжайте-ка скорее. Лена Вам кланяется, и я тоже Ваш. В.Суриков».
Работалось легко, один за другим рождались листы, сверкающие чистыми акварельными красками! По работам легко проследить маршруты поездок. Два этюда – «Вид Ялты» и «Ялта. Набережная» – неоспоримое доказательство пребывания Сурикова в нашем городе. Пейзаж с авторской надписью «Суук-Су» подтверждает факт приездов в Гурзуф, где он останавливался у своих московских друзей Добринских.
"Пейзаж с Форосской церковью", В.Суриков
В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи хранится фотография В.Сурикова в парке Суук-Су на фоне Адалар. Иронично-насмешливое лицо художника и сама поза как бы говорят, что он доволен жизнью. Иронией окрашены сделанные в эти дни бытовые зарисовки «Офицер с дамой», «Чистильщик обуви», «Урок верховой езды».
Внимание художника привлекали таинственные уголки побережья с их тихой, спокойной жизнью и люди, занятые своими обычными делами. Все это предстает перед нами в этюдах и акварелях: «Крым», «Ночной пейзаж в Крыму», «Греческие рабочие», «Извозчик в Крыму», «Скалы» и др.
"Берег моря" В.Суриков
Суриков увозил из Крыма множество работ и еще больше планов. Их осуществлению помешала болезнь. Склероз сердца прогрессировал. И хотя врачи не советовали, летом 1915 года Василий Иванович еще раз вернется в Алупку «подсушить легкие». Лето 1915 года не добавило Сурикову здоровья, но пополнило сундук с крымскими этюдами. Кованый сундук как верный спутник, следовавший за живописцем хранил всё самое сокровенное: рисунки, бумаги, эскизы и вещи, представляющие для творца особую ценность. «Когда раскрывался сундук — раскрывалась его душа» - написал об увиденном Максимилиан Волошин. В эту сокровищницу попадали чудесные зарисовки солнечного полуострова, в котором ему довелось бывать четырежды в 1907, 1908, 1913 и 1915 годах, при этом каждый раз пребывание на крымской земле растягивались на месяцы.
В.Суриков, фотопортрет
Южный берег произвёл на сурового сибирского художника неизгладимое впечатление, прежде всего ласковым климатом, пленительными морскими и горными пейзажами. Солнце, вольные просторы, затяжные прогулки оказали чудодейственное влияние на палитру мастера, которая обогатилась яркими красками, а сам живописец отнюдь не предавался праздному отдыху, а усердно работал, написав множество акварелей с видами Гурзуфа и Симеиза, из которых до наших дней дошли лишь некоторые.

Использованы тексты Любови Ивановой и Бориса Седенко
ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ I КРЫМ

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites