"Обители Ильинской украшение"

С давних времен на Афонской Горе существовало неписаное правило, по которому выходцы из Российской части империи заселялись в Андреевский скит и Пантелеймоновский монастырь, а выходцы из Украины селились преимущественно в Ильинском ските и ските «Черный Выр». В известной книге «Великая стража», которая описывает период расцвета отечественного монашества на Святой горе, между прочим говорится: «В Ильинском скиту, в отличие от остальных наших обителей, монахи общались исключительно на украинском языке и даже бранились между собой по-малорусски».
Преподобный Гавриил Афонский.
Такое негласное правило более всего связано с основателями этих обителей, поскольку Ильинский скит и «Черный Выр» были основаны Запорожскими казаками. В отличие от «Черного выра», история которого еще будет долго и кропотливо изучаться, история не менее славного Ильинского скита хорошо известна. Братство Ильинского скита возродило чуть ли не навсегда утраченную Пантелеймоновскую обитель «Старый Русик» и дало начало Андреевском скиту. В этом году Пророко-Ильинский скит отмечает 260 лет с момента своего основания преподобным Паисием Величковским, выходцем из Полтавщины. Как и все русские обители, наибольшего расцвета скит достиг в конце XIX – нач. ХХ веков. Именно к этому периоду относится построение величественного соборного трехпрестольного храма скита.
Панорама скита. Афон
Часто так случалось, что в период расцвета русского монашества греческие монахи брали себе в духовники русских старцев. В то время в Ильинском ските сияли своими подвигами иеросхимонах Тихон и настоятель скита архимандрит Гавриил, ныне прославленный в лике святых как преподобный Гавриил Афонский. К сожалению, из-за недопущения греческими монахами историков для изучения наследия одной из знаменитых русских обителей Святой Горы, собрание святости подвижников Ильинского скита в настоящее время невозможно.
Русские монахи Ильинского скита. Фото кон. 19 века

Детство, юность, прибытие на Афон

Родился будущий преподобный на Киевщине в 1849 году. В двенадцать лет осиротел, но при помощи неравнодушных людей юный Георгий получил начальное образование. Как и каждого человека, вел Господь Георгия к монашескому подвигу. Тяжело заболев, юноша дал обет по выздоровлении посетить святые места Киева. Паломничество стало ключевым этапом в плане ухода от мира и устремлении себя к монашеской аскезе. Именно в это время он вступает в Пантелеймоновский скит в Феофании и становится учеником настоятеля обители, преподобного Вонифатия. Но в 1867 году юный послушник отправляется в паломничество к Святой Земле и святыням Афона, где и остается в Ильинском ските. Впоследствии его постригают в монашество с именем Гавриил.

«Обители Ильинской украшение»
Через некоторое время монах Гавриил принимает рукоположение в диаконский и иерейский саны и назначается казначеем и экономом скита. Затем получает послушание на настоятельство подворья в Константинополе (Стамбуле). В 1887 году скитоначальник отец Паисий по решению Святейшего Синода получает послушание настоятельства в Ахтырском монастыре, и на его место, по выбору братии, ставится иеромонах Гавриил. Через некоторое время Константинопольский патриарх Иоаким III возносит Гавриила до сана архимандрита.
Гавриил Афонский
Получив важное послушание, отец-архимандрит более всего заботился об улучшении состояния обители – именно при его правлении был построен уже упомянутый нами величественный собор, приведены в порядок корпусы, значительно умножилось братство. Много раз приезжал отец Гавриил пароходом в разные части России со святынями скита для сбора пожертвований на строительство собора. Однако промыслом Божьим не суждено ему было при жизни увидеть величие соборного храма. Во время одной из поездок, в городе Новоазовске, состояние здоровья старца резко ухудшилось. 19 октября (по старому стилю) 1901 года, после причащения Святых Тайн, он отошел к Господу. Похороны были совершены в новооткрытом подворье Одессы, где под склепом главного храма тело старца было предано земле.
Одесса. Подворье после постройки

Судьба скита после смерти отца Гавриила и прославление в лике преподобных
После смерти старца недолго благоденствовали как Ильинский скит, так и Одесское подворье. Первой афонских монахов всколыхнула имябожницкая смута, из-за которой многие иноки были выселены с Афона в Россию в 1913 году. Потом была революция 1917 года, которая прекратила существование Одесского подворья и заставила многих Афонцев, выселенных на территории бывшей империи, принять и выпить чашу гонений до дна. Хотя большевистские гонения не затронули гору Афон настолько, насколько они задели подворья, но из-за политики СССР мало кто имел возможность выехать за границу на постоянное место жительства, а о Святой Горе для поселения в русских обителях, которые со временем стали приходить в упадок, и говорить нечего.

Сначала кризис братии коснулся Андреевского скита, который после двадцати лет запустения и разграбления стал греческим, а впоследствии и Пантелеймоновского монастыря, который чудом Божьим был спасен в своем статусе русской обители. Ильинский же скит в 1992 году перешел в распоряжение греческих иноков, которые владеют им и по сегодняшний день. Единственное, что напоминает (точнее сказать, на зависть грекам, подло выдает) о русском прошлом обители – это массивный иконостас, изготовленный в лучших образцах нач. ХХ ст., и славянские надписи на иконах. К сожалению, как было уже упомянуто, греческие насельники скрывают под большой тайной все, что связано с прошлым скита: уникальные книги, документы и рукописи, которые могли бы пролить много света на историю русского монашества на Святой Горе.
Одесса. Подворье. Современный вид
Что касается Одесской обители, то в начале 90-х годов ХХ века храм вернули Православной Церкви, где в склепе, 22 июля 1994 года, нашли мощи Афонского архимандрита. После многих исцелений и чудес состоялось обретение честного тела и канонизация подвижника в лике местночтимых святых Одесской епархии, а впоследствии и общецерковное прославление преподобного Гавриила. По сегодняшний день бережно хранятся реликвии Святой Горы, привезенные им в Одессу: икона Богородицы «Млекопитательница», часть Древа Креста Господня и стопа апостола Андрея Первозванного.
Мощи прп. Гавриила Афонского
Преподобный отче Гавриил, моли Бога за нас!

"Союз православных журналистов"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites