22 июля. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита.

9 июля по старому стилю / 22 июля по новому стилю
среда
Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5.
День постный.
Пища с растительным маслом

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Прп. Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918).
Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.


1 Кор., 137 зач., VII, 12–24. Мф., 60 зач., XIV, 35 – XV, 11.

Тропарь священномученика Панкратия, глас 4:
И нравом причастник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси́, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Панкра́тие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученика Панкратия, глас 4:
Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.7:12–24; Мф.14:35–15:11)
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, – нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное.

Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей – в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать.

У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птицей подняться от земли.


Священномученик Панкратий
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру.

После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении.

Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру.

Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий (I). Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Преподобный Гаврии́л Афонский, архимандрит
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил ро­дил­ся 8 ян­ва­ря 1849 го­да в Ки­ев­ской гу­бер­нии в бед­ной се­мье, при кре­ще­нии был на­зван Ге­ор­ги­ем. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте оси­ро­тел. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в сель­ской шко­ле.

В юно­ше­стве со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам Ки­ев­ской гу­бер­нии, ис­пол­няя за­рок, дан­ный во вре­мя тя­же­лой бо­лез­ни. По­лу­чен­ные в хо­де па­лом­ни­че­ства впе­чат­ле­ния ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на Ге­ор­гия, и он при­со­еди­нил­ся к бра­тии Фе­о­фа­нов­ской пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к ки­ев­ско­му Ми­хай­лов­ско­му Зла­то­вер­хо­му мо­на­сты­рю, где стал уче­ни­ком игу­ме­на Во­ни­фа­тия (Ви­но­град­ско­го).

В 1867–68 го­дах со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, за­тем в Афон, где остал­ся, при­няв мо­на­ше­ское по­слу­ша­ние в ски­те свя­то­го про­ро­ка Илии (Свя­то-Ильин­ский скит). В 1869 го­ду по­сле со­от­вет­ству­ю­щих ис­пы­та­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гав­ри­ил — в честь Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла.

Вес­ной 1876 го­да был на­зна­чен эко­но­мом на при­над­ле­жа­щем ски­ту па­рус­ном судне «Свя­той про­рок Илия», со­вер­шав­шем ре­гу­ляр­ные рей­сы из Афо­на в Кон­стан­ти­но­поль, Одес­су, Ма­ри­у­поль и неко­то­рые дру­гие рос­сий­ские пор­ты для ма­те­ри­аль­но­го снаб­же­ния ски­та (ко­ман­да со­сто­я­ла из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков, ка­пи­та­ном был иеро­мо­нах). Во вре­мя Рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877—78 го­дов на­хо­дил­ся с суд­ном в Та­ган­ро­ге и Ро­сто­ве-на-До­ну. В 1878 го­ду по­сле за­клю­че­ния Сан-Сте­фан­ско­го ми­ра воз­вра­тил­ся в Свя­то-Ильин­ский скит на Афон. Ис­пол­нял в оби­те­ли по­слу­ша­ния каз­на­чея, эко­но­ма.

В 1887 го­ду при­нял управ­ле­ние Свя­то-Ильин­ским ски­том по­сле пе­ре­се­ле­ния его преж­не­го на­сто­я­те­ля иерос­хи­мо­на­ха То­вии в Ах­тыр­ский мо­на­стырь. В 1891 го­ду был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иоаки­мом III.

Ак­тив­но спо­соб­ство­вал бла­го­устрой­ству Свя­то-Ильин­ско­го ски­та. Успеш­но уре­гу­ли­ро­вал иму­ще­ствен­ный кон­фликт оби­те­ли с ки­ри­ар­хи­аль­ным мо­на­сты­рем Пан­то­кра­то­ра, что поз­во­ли­ло про­дол­жить рас­ши­ре­ние ски­та, в том чис­ле за­клад­ку на его тер­ри­то­рии со­бо­ра. Для финан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства по хо­да­тай­ству Гав­ри­и­ла ски­ту был раз­ре­шен сбор по­да­я­ний по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. Ор­га­ни­за­ция сбо­ра средств бы­ла на­ла­же­на в 1893 го­ду в хо­де по­езд­ки ар­хи­манд­ри­та в Рос­сию со свя­ты­ня­ми Свя­то-Ильин­ско­го ски­та.

По ини­ци­а­ти­ве Гав­ри­и­ла в 1894–96 го­дах в Одес­се бы­ло по­стро­е­но по­дво­рье Свя­то-Ильин­ско­го ски­та — Ильин­ское по­дво­рье — с трех­пре­столь­ным хра­мом в ви­зан­тий­ском сти­ле и об­шир­ны­ми по­ме­ще­ни­я­ми для пре­бы­ва­ния рос­сий­ских па­лом­ни­ков, на­прав­ля­ю­щих­ся на Афон и в Иеру­са­лим. Часть кам­ней для стро­и­тель­ства хра­ма бы­ла при­ве­зе­на ар­хи­манд­ри­том с Афо­на на ко­раб­ле «Свя­той про­рок Илия». Храм был освя­щен в де­каб­ре 1896 го­да сов­мест­но Гав­ри­и­лом и ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским и Одес­ским Иусти­ном.

В 1894–98 го­дах по ука­за­нию Гав­ри­и­ла в Свя­то­и­льин­ском ски­ту был по­стро­ен об­ще­жи­тель­ный кор­пус, в 1899 го­ду на­ча­то со­ору­же­ние но­во­го со­бо­ра (при жиз­ни ар­хи­манд­ри­та бы­ла за­вер­ше­на толь­ко по­строй­ка фун­да­мен­та и под­валь­ной ча­сти хра­ма).

В 1901 го­ду от­пра­вил­ся в Рос­сию для по­се­ще­ния под­во­рий Свя­то-Ильин­ско­го ски­та в Одес­се, Та­ган­ро­ге и ста­ни­це Но­во­ни­ко­ла­ев­ской. В се­ре­дине ок­тяб­ря во вре­мя пре­бы­ва­ния в Но­во­ни­ко­ла­ев­ской со­сто­я­ние здо­ро­вья Гав­ри­и­ла рез­ко ухуд­ши­лось и 19 ок­тяб­ря он скон­чал­ся (При­ча­стие со­сто­я­лось на­ка­нуне, 18 ок­тяб­ря). Те­ло ар­хи­манд­ри­та бы­ло пе­ре­ве­зе­но в Одес­су, где 2 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но в скле­пе хра­ма Свя­то­и­льин­ско­го по­дво­рья.

22 июля 1994 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла кли­ри­ки Свя­то-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря Одес­сы тор­же­ствен­но от­кры­ли за­хо­ро­не­ние ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла и об­ре­ли его мо­щи. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был ка­но­ни­зи­ро­ван, ра­ка с его мо­ща­ми уста­нов­ле­на в со­бо­ре Ильин­ско­го по­дво­рья (в 1995 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Одес­ский Ильин­ский муж­ской мо­на­стырь).

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

Кирилл Гортинский, епископ
Священномученик Кирилл, епископ Гортинский, 50 лет был епископом в Гортинии. Он пострадал при императоре Декии (249–251) (по другим источникам при Максимиане, 284–305), будучи 84-летним старцем.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Святой Кирилл продолжал свою проповедь и многих язычников привел ко Христу, сам же скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Через некоторое время правителю донесли, что святой Кирилл не перестает благовествовать и продолжает успешно обращать народ от тьмы язычества к свету Истины. Последовал приказ умертвить Святителя. Услышав приговор, святой Кирилл возрадовался, что сподобляется мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч (III).

Мученик Патермуфий
Преподобномученики Патермуфий, Коприй и мученик Александр пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Патермуфий и его ученик Коприй были египетскими отшельниками. Когда император-отступник узнал о святых, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу, но молитвами и слезными увещаниями своего старца познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином. Царь разгневался и приказал жестоко мучить Коприя. Святой Патермуфий укреплял мужество и терпение брата. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания Коприя, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом.

Преподобные Патермуфий и Коприй.
Патермуфий сначала был язычником и атаманом шайки разбойников, но потом раскаялся, крестился и удалился в пустыню. Всю последующую жизнь преподобный посвятил служению больным и погребению умерших. За трудолюбие и подвиги Патермуфий получил от Бога дар чудотворения.

Пресвитер Коприй был очевидцем подвигов преподобного Патермуфия и описал его жизнь и чудеса. Святой Коприй поведал о своей жизни пресвитеру Руфину, который передал рассказ Палладию, епископу Еленопольскому, поместившему эту повесть в своей книге Лавсаик. Однажды преподобный Коприй вступил в спор с еретиком Манихеем и, видя, что не может ему противостоять, предложил еретику развести большой костер и вместе войти в него, чтобы Господь Сам решил, чья вера истинная. Манихей отказался идти первым; в костер пошел Коприй и, стоя на углях, остался невредим. Народ прославил веру Коприя, а еретика, не хотевшего войти в огонь, бросил в костер. Весь обожженный выскочил еретик и пытался бежать, но его поймали и вновь бросили в костер. Тогда преподобный Коприй успокоил народ и отпустил Манихея.

Феодор, епископ Едесский
Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842–855). Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

Одним из списков древней чудотворной Кипрской иконы Божией Матери является святыня не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря (бывшего Богородского уезда, Московской епархии), находящаяся ныне в Успенской церкви села Стромынь.
В Русских летописях можно найти следующее упоминание об основании монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы на Стромыне: «... того же лета 6887 (1379 г.) повелением Великого Князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на Стромыне, и постави в нем церковь Успения Пречистая Богородицы и игумена приведе из своего монастыря, от Святой Троицы, именем Леонтия, и освящена была церковь месяца декабря в первый день, и иноки совокупи и монастырь устрои со всем».

По преданию, этот древний почитаемый образ был дан преподобным Сергием Радонежским в благословение своему ученику Савве, второму игумену Стромынского монастыря. Долгое время икона являлась местночтимой, но после случая исцеления с ее помощью в 1841 году от недуга восемнадцатилетней девушки, была широко прославлена и внесена в общецерковное почитание.

Вот как описывает местный благочинный в своем докладе Московскому митрополиту Филарету чудотворную Кипрскую (Стромынскую) икону Божией Матери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные – с одной стороны священномученик Антипа, с другой – мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно отчего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте». Чудотворный образ был украшен богатой (серебро с позолотой) ризой.

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.
Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых ...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Ле­бе­дев
ро­дил­ся в 1884 го­ду. Два го­да Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич учил­ся в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1909 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1912-м — в сан свя­щен­ни­ка. В сен­тяб­ре это­го же го­да от­ца Кон­стан­ти­на опре­де­ли­ли на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при Про­ро­ко-Или­ин­ской церк­ви Усть-Ут­кин­ской при­ста­ни Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
Пе­ред ре­во­лю­ци­ей от­ца Кон­стан­ти­на пе­ре­ве­ли на слу­же­ние в Спас­скую цер­ковь се­ла Уец­ко­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. Се­ло Уец­кое, быв­шая Уец­кая сло­бо­да, на­хо­дит­ся в 70 ки­ло­мет­рах от го­ро­да Ка­мыш­ло­ва, неда­ле­ко от же­лез­но­до­рож­ной стан­ции По­клев­ская. Рас­по­ло­же­но оно на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Пыш­ма, близ озе­ра Уец­кое, от на­име­но­ва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ло свое на­зва­ние. Пер­вый ка­мен­ный храм был за­ло­жен в 1807 го­ду в честь Ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Зна­ме­ние» и со­ору­жал­ся на сред­ства при­хо­жан. В мае 1863 го­да в Уец­ком про­изо­шел силь­ный по­жар, уни­что­жив­ший по­чти все се­ло. При по­жа­ре силь­но по­стра­дал и храм. Жи­те­ли, несмот­ря на то, что са­ми оста­лись без жи­лья и иму­ще­ства, про­яви­ли лю­бовь к до­му Бо­жи­е­му, со­бра­ли сред­ства и вос­ста­но­ви­ли храм. При этом бы­ли сде­ла­ны но­вые ико­но­ста­сы — де­ре­вян­ные, укра­шен­ные зо­ло­че­ной резь­бой.
Во вре­мя ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны отец Кон­стан­тин остал­ся слу­жить на сво­ем при­хо­де, несмот­ря на на­чав­ший­ся крас­ный тер­рор. Вол­на ди­ких, без­удерж­ных рас­прав боль­ше­ви­ков над без­за­щит­ны­ми людь­ми про­ка­ти­лась по все­му Ка­мыш­лов­ско­му уез­ду. В га­зе­те «За­ураль­ский край» так пи­са­ли об этом вре­ме­ни: «…Боль­ше­вист­ский волк мно­го бед на­тво­рил сре­ди пас­ты­рей и овец Хри­сто­ва ста­да. Про­цент за­му­чен­ных и рас­стре­лян­ных ду­хов­ных пас­ты­рей в на­шей епар­хии, ду­ма­ет­ся, зна­чи­тель­но вы­ше про­цен­та по­стра­дав­ших кре­стьян, ра­бо­чих и ин­тел­ли­ген­ции. Как буд­то боль­ше­ви­ки всю свою де­мон­скую зло­бу вы­ме­сти­ли на ду­хов­ных ли­цах, под­вер­гая их вся­ко­го ро­да ис­тя­за­ни­ям и му­че­ни­ям. Вспом­ни­те, что про­изо­шло в уез­дах — Ка­мыш­лов­ском, Шад­рин­ском и Ека­те­рин­бург­ском, — ведь ду­хо­вен­ство здесь ис­треб­ле­но чуть не по­го­лов­но».
Каж­дая неуда­ча боль­ше­ви­ков на фрон­те от­зы­ва­лась уже­сто­че­ни­ем крас­но­го тер­ро­ра. От­ступ­ле­ние крас­ных из ка­ко­го-ли­бо на­се­лен­но­го пунк­та непре­мен­но влек­ло за со­бой рас­пра­вы над жи­те­ля­ми. При вы­бо­ре спо­со­ба каз­ни боль­ше­ви­ки бы­ли весь­ма изоб­ре­та­тель­ны. При­го­вор «рас­стрел», или «выс­шая ме­ра на­ка­за­ния», мог озна­чать му­чи­тель­ное, ужас­ное умерщ­вле­ние.
Но и в кро­ва­вые, зло­ве­щие дни ле­та 1918-го отец Кон­стан­тин не пы­тал­ся скрыть­ся от гро­зя­щей опас­но­сти, а, несмот­ря ни на что, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния.
8/21 июля 1918 го­да по­сле ли­тур­гии к от­цу Кон­стан­ти­ну яви­лись крас­но­ар­мей­цы и по­тре­бо­ва­ли, чтобы он по­ехал с ни­ми на стан­цию По­клев­скую, в поле­вой штаб Крас­ной ар­мии. До­став­лен­ный ту­да, отец Кон­стан­тин был за­перт в сто­рож­ке при по­жар­ной охране. В ночь на 9/22 июля в сто­рож­ку при­шли крас­но­ар­мей­цы, чтобы со­вер­шить над невин­ным свя­щен­ни­ком казнь. Пе­ред смер­тью ба­тюш­ка был под­верг­нут же­сто­ким му­че­ни­ям: «бо­ро­да вы­рва­на с мя­сом», «ко­жа на лбу над­ре­за­на и за­дра­на, на ла­до­нях мяг­кие ме­ста сре­за­ны, су­хо­жи­лия на ко­стях рук пе­ре­ре­за­ны». Сви­де­те­лем му­че­ний был ноч­ной сто­рож. Он слы­шал, как отец Кон­стан­тин про­сил сво­их му­чи­те­лей по­ско­рее его убить, а не му­чить. Смерть не пу­га­ла му­же­ствен­но­го стра­даль­ца, пре­тер­пев­ше­го та­кие страш­ные пыт­ки, она бы­ла для него ско­рее из­бав­ле­ни­ем. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так пи­сал о вен­це му­че­ни­че­ства, ко­то­ро­го спо­до­бил­ся и отец Кон­стан­тин: «Ве­ли­кое де­ло — ви­деть па­ла­чей, сто­я­щих во­круг и тер­за­ю­щих реб­ра… Ко­гда чув­ство уже при­ту­пи­лось от раз­но­об­раз­ных му­че­ний, то и смерть ка­жет­ся уже не страш­ною, но неко­то­рым осво­бож­де­ни­ем и от­дох­но­ве­ни­ем от на­ле­га­ю­щих бед­ствий».
Обез­об­ра­жен­ное те­ло свя­щен­ни­ка па­ла­чи за­ки­да­ли со­ло­мой и на­во­зом. Но Гос­подь, го­во­ря сло­ва­ми свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, об­лек Сво­е­го слу­жи­те­ля в «ве­ли­кий по­гре­баль­ный по­кров — му­че­ни­че­ство», укра­сил «одеж­дою, дра­го­цен­ней­шею вся­кой цар­ской баг­ря­ни­цы, вся­кой дра­го­цен­ной пор­фи­ры…».
Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 июля 2002 го­да свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Ле­бе­дев про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites