12 июля. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Преподобного Паисия Святогорца. Касперовской иконы Божией Матери

29 июня по старому стилю / 12 июля по новому стилю
воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Поста нет.

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).
Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925). Прп. Паисия Святогорца (1994). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня).
Касперовской иконы Божией Матери (1853–1855).

Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. – Рим., 103 зач., X, 1–10. Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1. Апп.: 2 Кор., 193 зач., XI, 21 – XII, 9. Мф., 67 зач., XVI, 13–19.

Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
Тропарь:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.

Тропарь апостолов, глас 4:
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов, глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Величание:
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле,/ весь мир ученьми своими просветившия/ и вся концы// ко Христу приведшия.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.10:1–10; Мф.8:28–9:1)
Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов, и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, «чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:34). Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся.

Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, – они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб, прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая, пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.


Икона апостолов Петра и Павла. XV век
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, за что и удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе послание Петра написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: “Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне”.
К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Павел. Икона работы преп. Андрея Рублева, 1410-е
Павел (Савл) (+ 67), первоверховный апостол. Происходил из колена Вениаминова, родился в киликийском городе Тарсе (Малая Азия), имел права римского гражданина. Учился в Иерусалиме у знаменитого законоучителя Гамалиила.

Савл проявил ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Он был свидетелем смерти первомученика архидиакона Стефана, а затем испросил полномочия преследовать христиан за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла озарил свет, от которого он, ослепнув, упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был наставлен в вере и на третий день крещен ап. Ананией. В момент крещения Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.

Был усечен мечом недалеко от Рима в 67 году при императоре Нероне.
В канон Нового Завета включены 14 посланий ап. Павла. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.

Преподобный Паисий Святогорец
Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец (в ми­ру Ар­се­ний Эз­не­пи­дис) ро­дил­ся 7 ав­гу­ста 1924 го­да в се­ле­нии Фа­ра­сы, в Кап­па­до­кии (Ма­лая Азия). Груд­ным ре­бен­ком он был при­ве­зен в Гре­цию, где его ро­ди­те­ли по­се­ли­лись в неболь­шом го­род­ке Кон­ни­ца. Ко­гда в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на (1944–1948), Ар­се­ний Эз­не­пи­дис был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию.

По­сле вой­ны он встал на путь мо­на­ше­ской жиз­ни, к ко­то­рой стре­мил­ся с дет­ства. 27 мар­та 1954 го­да по­сле уста­нов­лен­но­го ис­пы­та­ния по­слуш­ник Ар­се­ний был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Авер­кий, 3 мар­та 1957 го­да – в ман­тию с име­нем Па­и­сий. Он под­ви­зал­ся на Свя­той Афон­ской Го­ре, за­тем – в мо­на­сты­ре Сто­ми­он в Кон­ни­це и на Свя­той го­ре Си­най. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло к стар­цу и на­хо­ди­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние.

12 июля 1994 го­да он по­чил о Гос­по­де в Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном близ се­ле­ния Су­ро­ти в окрест­но­стях Са­ло­ник.

Гри­го­рий (Кал­ли­дос), мит­ро­по­лит Ирак­лий­ский и Ре­де­стос­ский, про­слав­лен в Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 6 ок­тяб­ря 2003 го­да его имя бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с празд­но­ва­ни­ем его па­мя­ти 12 июля, как это уста­нов­ле­но в Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви.

Касперовская икона Божией Матери
Кас­пе­ров­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся ве­ли­кой свя­ты­ней го­ро­дов Хер­со­на и Одес­сы, где она пре­бы­ва­ет око­ло ше­сти ме­ся­цев в го­ду. Дни при­не­се­ния ее в Одес­су (1 ок­тяб­ря), и от­ше­ствия ее – в чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми.

Вид этой неболь­шой ико­ны, на­пи­сан­ной мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, на­кле­ен­ном на дос­ку, про­из­во­дит силь­ное впе­чат­ле­ние. Вла­ды­чи­ца и Бо­гом­ла­де­нец изо­бра­же­ны толь­ко по верх­нюю часть гру­ди. Бо­го­ма­терь со скорб­ны­ми оча­ми на ли­це при­жи­ма­ет к ла­ни­те Сво­ей Мла­ден­ца Хри­ста, при­дер­жи­вая го­ло­ву Его обе­и­ми ру­ка­ми. При­льнув к Пре­чи­стой, Мла­де­нец ле­вой ру­кой схва­тил­ся за плат, по­кры­ва­ю­щий гла­ву Прис­но­де­вы, в пра­вой Он дер­жит сви­ток.

Со­глас­но пре­да­нию, ико­на эта бы­ла в кон­це XVI ве­ка при­ве­зе­на в Рос­сию из Тран­силь­ва­нии сер­бом, ко­то­рый по­се­лил­ся в Оль­ви­о­поль­ском уез­де Хер­сон­ской гу­бер­нии. Пе­ре­хо­дя от ро­ди­те­лей к де­тям, в 1809 го­ду свя­той об­раз стал соб­ствен­но­стью по­ме­щи­цы Кас­пе­ро­вой, про­жи­вав­шей в Оль­ви­о­поль­ском уез­де, в име­нии Но­во-Ива­нов­ке. Ико­на бы­ла вет­хая, и жи­во­пись до то­го по­тем­не­ла, что труд­но бы­ло разо­брать чер­ты Бо­жи­ей Ма­те­ри и Спа­си­те­ля.

В фев­ра­ле 1840 го­да, пе­ре­жи­вая ве­ли­кие го­ре­сти, Кас­пе­ро­ва как-то но­чью дол­го мо­ли­лась пе­ред ико­ной. Во вре­мя мо­лит­вы она за­ме­ти­ла, что ли­ки Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца про­свет­ле­ли, и ико­на чу­дес­ным об­ра­зом об­но­ви­лась.

От свя­то­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­шей­ся в до­ме по­ме­щи­цы, впо­след­ствии про­изо­шло мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний, по ис­сле­до­ва­нии ко­то­рых ико­на бы­ла при­зна­на Свя­тей­шим Си­но­дом чу­до­твор­ной. К ней ста­ло по­сто­ян­но сте­кать­ся мно­го па­лом­ни­ков, и в 1844 го­ду Кас­пе­ро­ва, счи­тая невоз­мож­ным удер­жи­вать чу­до­твор­ный об­раз в сво­ем до­ме, от­нес­ла ико­ну в мест­ный Ни­коль­ский храм.

В 1852 го­ду жи­те­ли Хер­со­на ис­хо­да­тай­ство­ва­ли раз­ре­ше­ние еже­год­но в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня крест­ным хо­дом при­но­сить к ним чу­до­твор­ную ико­ну. А с 1853 го­да и жи­те­ли г. Ни­ко­ла­е­ва по­лу­чи­ли воз­мож­ность с 1 июля по 1 ав­гу­ста по­кло­нять­ся Кас­пе­ров­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри в сво­их хра­мах.

В Се­ва­сто­поль­скую вой­ну 1853–1855 гг. Одес­са, оса­жден­ная непри­я­тель­ским фло­том, пе­ре­жи­ва­ла тя­же­лые вре­ме­на. В ав­гу­сте 1854 го­да свя­той чу­до­твор­ный об­раз крест­ным хо­дом был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сен в го­род­ской ка­фед­раль­ный со­бор, где пре­бы­вал до 20 мая 1856 го­да.

В 1855 го­ду, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­сле то­го, как одес­ский ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий при боль­шом сте­че­нии ве­ру­ю­щих от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред Кас­пе­ров­ской ико­ной, враг от­сту­пил, го­род остал­ся невре­дим. По об­ще­му ве­ро­ва­нию Одес­са бы­ла спа­се­на бла­го­да­тью чу­до­твор­но­го об­ра­за. Бы­ло ре­ше­но «в по­уче­ние потом­ству сде­лать это со­бы­тие неза­бвен­ным, и день 1 ок­тяб­ря – празд­ни­ком свя­щен­ней­шим».

Глав­ным ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем чу­до­твор­ной ико­ны про­дол­жа­ет счи­тать­ся се­ло Кас­пе­ров­ка, но об­раз на­хо­дит­ся там недол­го. Еже­год­но к 1 ок­тяб­ря он при­но­сит­ся из Кас­пе­ров­ки в Одес­су и оста­ет­ся там до сре­ды Пас­халь­ной неде­ли, по­ме­ща­ясь у юж­ной сте­ны пе­ред­ней ча­сти ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Осталь­ную часть Пас­халь­ной неде­ли и бли­жай­шие неде­ли ико­на на­хо­дит­ся в Кас­пе­ров­ке, в празд­ник Воз­не­се­ния пе­ре­но­сит­ся в Хер­сон, где пре­бы­ва­ет до 29 июня, а за­тем до 1 ав­гу­ста ей по­кло­ня­ют­ся жи­те­ли Ни­ко­ла­е­ва. По всем ме­стам пре­бы­ва­ния ико­ны по пят­ни­цам пе­ред нею чи­та­ет­ся ака­фист.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU