Схиигумен Сергий изложил своё видение на церковном суде

схиигумен Сергий Романов
Схиигумен Сергий изложил своё мнение на церковном суде

В последнее время СМИ много внимания уделяют конфликту, который разворачивается в Екатеринбургской епархии вокруг схиигумена Сергия Романова. Он публично проклял архиереев, велевших закрыть храмы во время липовой «эпидемии» коронавируса. Я с ним лично никогда не встречался, но искренне хочу разобраться, хотя судить о происходящем могу только по его видеообращениям и сообщениям СМИ.

А СМИ разгулялись не на шутку! Он-де раскольник, не подчиняется указам священноначалия, своевольничает и вообще, послушайте только, что он несёт! Коронавируса нет, пандемия – выдумка, архиереи – предатели и вообще – антихрист на пороге… Кстати, скоро выяснилось, что большинство таких обвинений, м-м-м… не вполне правдивы, что ли. Монастырь, который он сам же и построил с нуля, он не захватывал. Милиция там побывала и никаких нарушений общественного порядка не обнаружила. Настоятельницу никто не выгонял. Она сама из монастыря ушла. Казаков к оружию не призывал.

Ну, да ладно. Это всё пена, которую наши циничные и продажные СМИ всегда нагоняют вокруг любой горячей новости. А что по существу? Кто видел видеообращения о. Сергия, тот знает: он читает по бумажке, не дал Бог ораторских талантов. Однако, в чём он не прав, по сути?

Христос заповедал всем нам: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». «Да не смущается сердце ваше, ни устрашается: веруйте в Бога и в Меня веруйте. Что страшливи есте, маловери? Дерзайте, Аз есмь, не бойтеся! Без Мене не можете творити ничесоже! Не бойтеся, ни сумневайтеся, яко Бог предводитель ваш есть…»

Но многие наши архипастыри и пастыри презрели это призывы Божии. Закрыли храмы Христовы, перед лицом липовой «эпидемии» коронавируса. Сказали людям: вам не нужен Христос-Спаситель, сегодня вам гораздо нужнее доктора-профессора, эпидемиологи-вирусологи. Идите к ним. Церкви мы закрыли, вам они сейчас ни к чему. Идите в больницы и поликлиники! Только там врачи спасут ваши драгоценные туловища от ужасного коронавируса. Бог этого сделать не может, так что идите к ним – врачам-докторам-профессорам, только в них ваше спасение!

Разве это не предательство Христа, не кощунство, не торжество маловерия, не клевета на спасительную и всесильную Благодать Божию? И не говорите нам, что вы-де всё это время усердно свершали богослужения за закрытыми дверями… Вы кто? Священники Божии, пастыри овец Христовых, призванные на весь мир возглашать спасительные истины Евангелия, или маги, камлающие вдали от непосвящённых профанов и любопытных глаз? Никогда не думал, что доживу до этих времён. Увы, лично у меня теперь нет сомнений: до прямого поклонения антихристу остался всего один шаг.

Но вернёмся к схиигумену Сергию. Придя на первое заседание церковного суда, который собрался с тем, чтобы разобрать его деятельность, он произнёс такую речь:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь. Отцы! Позвольте мне ответить на вопросы, которые мне задали. Святейший патриарх Кирилл принял решение из-за страха смерти закрыть храмы РПЦ. Благословил выполнять указания санитарных врачей, обтирание лжиц, резиновые перчатки, маски, одноразовые стаканчики и т.д.

Святейший патриарх Кирилл, Синод, епископат теперь не имеют никакой власти над Церковью. Церковью в настоящее время руководят санитарные врачи и Роспотребнадзор. Считаю эти действия патриарха Кирилла, Синода, епископата – хулой на Духа Святаго и предательством веры Православной Церкви. Пандемия неверия среди духовного руководства РПЦ многих православных христиан определило на больничную койку, и в последний путь многие ушли без причастия.

В нашем монастыре 523 человека. Служили по-старому, по канонам. Божией милостью ни один человек не заболел. На данный момент все Поместные Православные Церкви в мире служат, как учили святые отцы. Лишь Русская Православная Церковь не может освободиться от страха за свою плоть.

Кто же вносит раскол в Церковь и в общество? Епископат, который не встал на защиту Церкви и веры, боясь лишиться кафедры. А вера наша чистая, и Церковь Святая – непорочная. Мне известно о резолюции Святейшего патриарха Кирилла по моему делу. С этими прещениями я не согласен. Они неканоничны. Из Дома Матери Божией я никуда не уйду. Совесть меня не обличает. На сердце спокойно.

Им, то есть священноначалию, митрополиту екатеринбургскому Кириллу, придется брать монастырь штурмом. Уходить из Русской Православной Церкви надо вам, как гонителям веры. Священный Синод, Патриарх, епископат и многие из тех, кто выполняет указания священноначалия, позорит Церковь, Христа Спасителя, Божию Матерь и всех святых своим предательством веры православной.

Вы считаете, что ваше мнение, мнение священноначалия, Синода и епископата выше мнения всех Православных Поместных Церквей, которые служат по-старому? У вас есть время на покаяние. Благословите. Покидаю ваш совет и суд. Православный Царь грядет. «Не надейтесь на князи и на сыны человеческие, в нихже нет спасения». Жду вашего решения. В любое время приеду за решением церковного суда. Благословите меня, грешного…»


Повторю в конце ещё раз то, с чего начал. Я не знаком со схиигуменом. Времена лукавы, чужая душа – потёмки. Но что, скажите мне, в этом его выступлении вступает в противоречие с вероучением Православной Церкви? Что не соответствует действительности? Что ведёт к расколу? Лично я тут ничего такого усмотреть не могу.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, грешных!
Константин Юрьевич Душенов, православный публицист, директор агентства «Русь Православная»
Константин Юрьевич Душенов,
православный публицист, директор агентства «Русь Православная»
21.06.2020

Комментарии (100)

Всего: 100 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 24.06.2020 15:30
  
-1
Мнение излагают мнительные. Вряд ли он из таковых.
#2 | Леонид Д »» | 25.06.2020 12:44
  
0
Стало быть Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы откажется от присвоенного ему ИНН? Это будет прецедент
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 25.06.2020 13:26 | ответ на: #2 ( Леонид Д ) »»
  
1
ИНН - номерок в Базе антихриста. Ему все отдают налог за свое существование на его цифровой площадке.

Кто хочет жить под Богом, тот выходит из под этой печати
#4 | Инна Ш. »» | 25.06.2020 15:01 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Зверь -Антихрист :

4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.


. А сегодня нет богоборчества и богохульства во власти. Пока нет... А вот расколы есть . И ереси тоже.
#5 | Леонид Д »» | 26.06.2020 05:36 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Ну вот я и спрашиваю. Теперь значит монастырь откажется от уже присвоенного ИНН?
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 10:07 | ответ на: #5 ( Леонид Д ) »»
  
-1
У нас уже церковь антихриста?
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 10:09 | ответ на: #4 ( Инна Ш. ) »»
  
1
По сути мы нынче это и наблюдаем. К Телу Христову без намордников не допускают. Что это если не хула
#8 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 13:43 | ответ на: #7 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Почему это Хула ? . Это все же благоразумно для маловерных . А у всех ли людей такая крепкая вера, чтобы прямо могли словом бесов изгонять и людей исцелять ? Этот вирус если не остановить может унести миллионы жизней. И не известно еще, как этот вирус может повлиять на дальнейшее здоровье переболевших. Если в нем действительно есть цепочка ВИЧ, то последствия могут быть непредсказуемы. В том числе для зачатия детей. А могут и не быть... Только время покажет.

Насчет маловерия...Лжица https://azbyka.ru/lzhica


Во время эпидемии могут предприниматься особые меры предосторожности. В Пидалионе указано: «… иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб […] в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило». (Источник. Издание 2019г., т.2, стр.240).





Хула́ на Духа Святого – 1) упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей; 2) поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы; 3) богохульство вообще.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12:31–32).

Под хулой на Духа Святого Богочеловек Иисус Христос подразумевал отрицание, оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого – оскорбление Своего человечества.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати.

Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго

Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Исидора Пелусиота, преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского.

Святитель Афанасий Великий (293-373)

Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера.

В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (Ин.1:14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Cамарянке сказал: Дух есть Бог (Ин.4:24), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (Ин.13:31). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (Мф.11:19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (Мф.12:32). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (Мф.28:17), однако же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк.11:15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сей век, ни в будущий, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке. Поелику память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь, то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям, тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ. А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судимы будете, и убоявшись, никого не осуждает за житие его, то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди. Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо чрез это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке» [1].

С этим толкованием согласуется и другое определение греха хулы, данное святым отцом Церкви: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! Ибо предварительно научил Он, что все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, что Дух примет от Сына и прославит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа ученикам, а через учеников и верующим в Него. Но поелику хула в обоих случаях касается Его Самого, в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше, то Господь и сказал это. Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе – и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом «Дух» обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое» [2].

Святитель Афанасий дал еще одно важное определение, связанное с богохульством: «Никейский Собор подлинно служит обличением против всякой ереси и низлагает хулящих Духа Святаго и называющих Его тварию». Это определение относилось к учению полуариан-духоборцев. Святые отцы Поместного Александрийского Собора 362 года, на котором председательствовал сам святитель Афанасий, писали к антиохийцам: «Всех желающих быть в мире с нами… а также отступивших от ариан пригласите к себе, примите их, как отцы детей… ничего же не требуйте от них больше, а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, святыми отцами исповеданную в Никее, а также предали анафеме утверждающих, что Дух есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, – значит поистине отступить от ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никее, и дерзают произносить хулу на Духа Святаго, не более делают, как только на словах отрицаются арианской ереси, в сердце же ее содержат» [3].

Святой Афанасий Великий вместе с отцами Поместного Собора определил, что разделение Пресвятой Троицы, отделение Духа от сущности Христовой и объявление Его «тварью», то есть творением, является смертным грехом. Тот, кто исповедует учение, содержащее хулу на Духа Святаго, может быть принят в церковное общение лишь после публичного отвержения ложного учения.

Святитель Василий Великий (330-379)

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий Великий – вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.

Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в «Правилах богоугодной жизни»: «Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа» [4]. Дополнением к этому правилу служит другое толкование Василия Великого: «Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям» [5].

Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь[6] получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.

Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на кого похож богохульник: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою» [7].

Святитель Иоанн Златоуст (344-407)

Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургииВасилия Великого, и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.

О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)» [8]. «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение»[9].

Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано Иоанном Златоустым в Беседе 41 из «Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием и Его действиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою» [10].

Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.

Преподобный Исидор Пелусиот (… ок. 436)

Святой Исидор был насельником и пресвитером монастыря близ города Пелусии на реке Нил. Под влиянием своего учителя Иоанна Златоустаго он написал (по разным оценкам) от двух до десяти тысяч писем и поучений. Догматист, экзегет и философ, аскет и молитвенник, Исидор Пелусиот везде в своих поучениях во главу угла всегда ставил Священное Писание. Преподобный Исидор пользовался особым уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему в келью за благословением.

Касаясь темы богохульства, преподобный Исидор особое внимание уделил вопросу, почему при единой сущности Пресвятой Троицы наказывается только хула на Духа и почему она не извинительна: «Поэтому слушай: кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное умное око, неудобозрим со скудностью видимой плоти неизреченно соединившийся Бог, пока не познано сокровенное Божество, а в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого не извинительна, потому что самые дела, став явными, изобличают хулящих, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда прекращались страдания и изгоняемы были демоны силою Божества, ропотники иудеи клеветали, что Божественные знамения совершаются о веельзевуле. О сей-то хуле, произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она не простительна»[11].

Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом – веельзевулом – это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух.

Преподобный Исидор Пелусиот особо предупреждал, что надо всегда с рассуждением говорить о вещах духовных, тем более о делах Духа Святаго: «Не повелено нам метать жемчуг перед свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми своими начинаниями хуля имя Божие и, обратившись, не растерзали вас» [12].

Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022)

Выдающийся византийский богослов и поэт родился в знатной семье и рос при императорском дворе, но в двадцатилетнем возрасте, оставив мир, ушел в Студийский монастырь. Через одиннадцать лет он уже стал игуменом монастыря Святого Маманта в Константинополе. С 1005 года преподобный Симеон находился в ссылке в Малой Азии. В многочисленных богословских трудах ярко отразился его личный опыт умного делания – непрестанной Иисусовой молитвы.

В своем Слове 64 преподобный писал: «О богохульстве. Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святаго, и кто хулит действия Святаго Духа, говоря, что такия действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию.

Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во Святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком… ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:31, 32), то надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святаго? На Духа Святаго хула есть, когда кто действия Духа Святаго приписывает диаволу, как говоритВасилий Великий (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса, или имеет какое-либо дарование Святаго Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любящим Бога, – и говорит, что это – прелесть диавола, – тот хулит Святаго Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их, состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святаго, действующаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском, изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святаго и от Божественнаго воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые Божественным тайнам, они, когда услышат о Божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святаго Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут окаянные ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих; а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь» [13].

Итак, вслед за Василием Великим преподобный Симеон относит к греху непростительной хулы приписывание благодатных даров Духа в подвижниках[14] действию бесов. Хулой является обвинение в бесовской прелести тех, кто сподобился в умной непрестанной молитве, после очищения от страстей, воздействия Божественного Духа.

Блаженный Феофилакт Болгарский (… ок. 1107)

Архиепископ Охридский, блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется общецерковно, но с древних времен пользовался славой отца и учителя Церкви.

Болгарский архиепископ из греков, Феофилакт начинал свое служение диаконом главного храма Византийской империи – Софии Константинопольской. Основной его обязанностью там было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени Вселенского Патриарха. Он оставил нам многочисленные богословские творения, большая часть которых – толкования Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Толковое Евангелие блаженного Феофилакта – «Благовестник» – уже почти тысячу лет имеет самую широкую известность и авторитет во всем православном мире. В своей работе над «Благовестником» он опирался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Златоустого.

Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.

К Евангелию от Матфея: «Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их – как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там – но он будет наказан и здесь и там.

Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содомляне и хулящие Святого Духа; иные же ни здесь, ни там, например, апостолы, Предтеча и другие» [15].

К Евангелию от Марка: «То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» [16]

К Евангелию от Луки: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех» [17].

Блаженный Феофилакт Болгарский обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и будущей, и без покаяния никогда не будет прощен.

Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника [18], который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Покаяние, по учению Православной Церкви, – «одно из семи христианских Таинств, установленное Иисусом Христом. Христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения. Сначала покаяние состояло только во внешних очистительных жертвах; позже пророки стали требовать при покаянии и внутренней перемены, в виде решения жить лучше; в Евангелии покаяние понимается уже как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида покаяния: 1) тайное, перед священником, и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом» [19].

О том, что ждет нераскаявшегося, писал преподобный Нил Синайский (… ок. 450): «Горе хульнику: у него связан язык, и он не в состоянии сколько-нибудь оправдаться перед Судией» [20], а преподобный Ефрем Сирин (306-373) утверждал: «Грехи богохульника на этой земле не отпускают ни Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами» [21].


https://azbyka.ru/xula-na-duxa-svyatogo



Насчет того, что безбожие и безверие является хулой, я сомневаюсь. Они ведь( безбожники, атеисты) иногда слепы духовно ? Вот это место меня смущает: Ин 9 глава


39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 13:48 | ответ на: #8 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Вот он антихрист во все своей красе.

А может быть не умрете.....

И еву развезло от самомнения
#10 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:09 | ответ на: #9 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Андрей, вы ошибаетесь. Я поделилась с вами своими сомнениями, а не самомнением. Самомнения у вас тоже хватает ))
#11 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:10 | ответ на: #9 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Так что про духовную слепоту ( неверие) и грех вы думаете все же ? Ин 9 глава?
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:14 | ответ на: #10 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Мнительностью не страдаю
  
#13 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:15 | ответ на: #11 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Хула́ на Духа Святого – 1) упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей;

сколько еще будете искушать Бога протирками?
#14 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:16 | ответ на: #13 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Сознательное ! Слепцы это те , кто не осознает. Или не так ?
  
#15 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:18 | ответ на: #14 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Вы хотите доказать Богу, что Его благодать ничто, а вирус все.

Это безумие
#16 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:27 | ответ на: #15 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Я совсем не собираюсь это доказывать, потому что это глупо.. Но я по воде не умею ходить. И врачей велено слушаться. У нас есть Православные врачи . Они покровительствуют врачам земным. Я так понимаю.
  
#17 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:30 | ответ на: #16 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Это ваши проблемы но не Бога. Маловерные, ходят к врачам. Сидите уж тогда и не высовывайтесь из своих домиков. Врач у нас один -Бог. Все остальные орудия в Его руках. Есть врачи от Бога, а есть от диавола. Вот эти нынешние бесы в чистом виде. Нет ни ума ни страха. Скольких людей уже загнали в ад...
#18 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:33 | ответ на: #17 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Андрей, что делает в больнице старец Рафаил Берестов ?
  
#19 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:35 | ответ на: #18 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Надеюсь что лечит безмозглых медиков
#20 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:36 | ответ на: #19 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Ну да.Аппаратом ИВЛ и лечит..
  
#21 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:39 | ответ на: #20 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Проживете сколько старец прожил посмотрите что и на вас нахлобучат.

Ему то это надо ли? Его чада так хотят, а он уже давно с Богом.
#22 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 14:51 | ответ на: #21 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Я верю в Промысел Божий. А Божий Промысел привел его в больницу под аппарат ИВЛ. Думаю, в назидание нам. Чтобы мы были осторожнее. Почему вы думаете, что он с Богом ? Причастие у сектантов считается безблагодатным.. А он создал свою секту. Он не относится ни к одному монастырю на Афоне. Так о нем пишут. Хотелось бы узнать правду об этом.
  
#23 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 14:56 | ответ на: #22 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Ты дура, однако. Зачем тебе правда. Без обид
  
#24 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 15:04 | ответ на: #22 ( Инна Ш. ) »»
  
2
Секта это там где нет благодати Божией. Там где нет Веры в Его таинства.

У них в скиту лжицу в спирт не макают и все живы здоровы, Слава Богу. Как и у схиигумена Сергия, где 600 насельников и прихожан не менее. Вопрос про благодать сам собой отпадает для здравомыслящего и не прельщеного умом.
#25 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 15:15 | ответ на: #23 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-2
Мне правда нужнее, чем вам. Не хочу быть в прелести, как вы... Сергий Романов выступил против РПЦ ! Его Гордыня заклинивает мое воображение. Он сам провозгласил себя раскольником.
  
#26 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 15:22 | ответ на: #25 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Психология тех кто считает, что правее те кого больше. У Бога всегда было иначе!

Приду и найду ли веру. Его слова.

Ин 16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

Действительно вирусобесники доигрались до прелести
#27 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 15:32 | ответ на: #26 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Время покажет, кто был прав с коронавирусом. Хотя вряд ли . Чума и оспа сколько веков людей косили?. .. Если бы вернулась чума, вы бы первый попросили лжицу спиртом протирать.. Или нет ? Неужели нарушили бы указание Церкви из Пидалиона Св. Паисия Святогорца ?
  
#28 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 15:41 | ответ на: #27 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Безумство не знает границ.
Вы от гриппа защищаетесь?
Если да кабы оставьте своему личному антихристу, ладно
#29 | Инна Ш. »» | 26.06.2020 15:52 | ответ на: #28 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Да, Андрей, я боюсь заболеть. Потому что на мне 90- летние родители, у которых я бываю практически каждый день. И повязка меня не смущает. И перчатки на руках тоже. Потому что я люблю своих родителей. Просто Обожаю. И каждый день молю Бога об их здоровье. И не хочу искушать Господа Бога напрасно своим нерадением и требованием чуда.
  
#30 | Андрей Рыбак »» | 26.06.2020 16:27 | ответ на: #29 ( Инна Ш. ) »»
  
3
Кто чего боится, тот тем и улавливается. Это закон.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites