Для чего миру нужна славянская письменность

Братья из города Солуни, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники.


Кирилл и Мефодий, просветители земли русской



Переход от язычества к христианству в Древнерусском государстве часто называют двоеверием. И это понятие имеет право на жизнь. Официально Русь стала христианским государством, но в умах и душах людей, в их образе жизни, привычках, традициях продолжало доминировать язычество.

С приходом христианства языческие праздники были запрещены, но приход весны народ все равно праздновал.

Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв- «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита- а и б.
~~~

Становление ученого:

Лихачёв Дмитрий Сергеевич родился в 1906 г. в скромной интеллигентной семье. Начинал обучение в царской гимназии, после революции продолжил учиться в советской школе. В 1923 г. стал студентом Петроградского университета, которые успешно закончил, получив дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы.
В это же время состоял в студенческом кружке, за что был арестован и отправлен в исправительный лагерь. Отбыл четыре года заключения, освобожден досрочно без ограничения прав за успехи в труде. Лихачев вспоминал, что все беды лагерной жизни только закалили его характер. Никакие страдания не должны быть причиной отказа человека от своих нравственных и духовных принципов. Дмитрий Сергеевич смог восстановиться в университете и закончить образование. В 1935 г. Лихачев издал свою первую научную статью, материалы для которой были собраны во время заключения. Через год с него была снята судимость.
Лихачев был приглашен в Институт русской литературы, начав карьеру научного сотрудника. Не смог поступить в аспирантуру, так как к бывшему заключенному были предъявлены особые, слишком строгие, требования.
В годы войны Лихачев находился в осажденном Ленинграде, но и в этих условиях не прекращал свой научной деятельности. В это время им была написана брошюра "Оборона древнерусских городов".


Расцвет деятельности:
В 1947 г. Лихачев стал доктором наук.
Лихачева прежде всего интересовала славянская культура, ее история и развитие. Дмитрий Сергеевич путем своих научных исследований доказывал, что искусство славянских народов занимает одно из центральных мест в общечеловеческой культуре.
Лихачев отстаивал точку зрения, согласно которой первоначальные русские летописи были подвергнуты значительной переработке с изменением смысла в целях удовлетворения каких-либо интересов. Его интересовала художественная ценность древнейших русских письменных источников. Особенностью метода Лихачева был комплексный подход к различным проявлениям древнерусского искусства.
Переводы Дмитрием Сергеевичем выдающихся древнерусских произведений - "Слова о полку Игореве" и "Повести временных лет" считаются классическими и одними из самых удачных.
Лихачев был одним из крупнейших специалистов в области славянской литературы. Помимо этого он занимал принципиальную позицию в области общественных отношений, призывая страну к демократии. Он постоянно выступал в защиту людей, обвиняемых властью в стандартных грехах: антисоветской позиции, буржуазности, формализме и т. д. Многие талантливые люди обязаны Дмитрию Сергеевичу сохранением своего положения.
Особенностью деятельности Лихачева было то, что даже в своих сугубо научных исследованиях он выступает прежде всего как учитель, стремящийся пробудить в читателя подлинный интерес к культурной жизни. Лихачев утверждал, что любой человек обязан быть интеллигентным, считая это качество главным. Интеллигентность человека определяет его правильное отношение к окружающей жизни, позволяет определить истинные и ложные ценности.
В 1970 г. Лихачев становится академиком СССР.
Во время травли, объявленной властью на А. Д. Сахарова, отказался подписать письмо с его обвинением. В это же время принял участие в работе Солженицына над книгой "Архипелаг ГУЛАГ". 
Лихачев принимал активное участие в политической жизни страны во время Перестройки. Он был главным советником М. Горбачева по культуре. В Перестройке Лихачев видел попытку освобождения от тяготивших страну идеологических уз, пересмотр культурных ценностей, возрождение исконных национальных традиций.
Лихачев умер в 1999 г. Список достижений и наград академика огромен. Он стал автором более тысячи научных работ, был членом зарубежных Академий наук, почетным доктором различных университетов по всему миру и мн. др. Книги и статьи академика были переведены на многие иностранные языки. Многие по праву считают академика "совестью русской культуры".

Подробнее - на [Znanija.com]

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
1
Древнерусское двоеверие продолжается и поныне.
Не только и не столько у неоязычников.
Но даже в бОльшей степени в умах, сердцах и душах тех, кто называет себя православными.
  
0
Язычество в церкви | Записки недодиакона | Язычники в православии

Понимаю, что сейчас полетят в автора помидоры от считающих себя православными, да и от язычников тоже. Но молчать не могу. Давно эта нелицеприятная тема меня "не отпускает". Начнем по порядку.


Двоеверие.
Я даже не буду приводить в пример жуткие формы двоеверия ("и Богу - свечку и бесу - кочергу"), бытовавшие в народе еще долгие века после Крещения греками Киевской Руси в 988 году. У самих византийцев есть, что по этому поводу вспомнить: иконоборческое движение выросло не на пустом месте. По сути это была реакция на возрождающееся махровое народное язычество, вылившееся в поклонение иконам - не хуже, чем античным истуканам и кумирам. По жесткости, и даже жестокости этой-самой реакции - можно понять каких размахов достигла эта проблема в огромной Византийской империи.

Шли века, сменялись тысячелетия - можем ли мы сейчас с уверенностью сказать, что проявлений чистого язычества - в современной церкви и не встретишь? Если бы.


Язычество народное.
Начнем с простых верующих: прихожан и так называемых "захожан". Как у тех, так и у других почему-то сформировалось чисто языческое, потребительское отношение к церкви. Для чего большинство из них заходит в храм? А для того, чтобы дать взятку Богу и другим "высшим силам", причем Богу - гораздо реже - о Нём вообще чаще всего не вспоминают. Главный принцип тут: "ты мне - я тебе" - "я тебе свечку, - ты мне чудо".

Первый вопрос зашедшего в храм "помолиться": "Куда тут поставить свечку, чтобы у меня (сына, брата, свата и т.д.) - было все хорошо?". Начинают искать икону "посильнее", чтоб уж наверняка. Рассказы о чудотворности некоторых икон - лишь подогревают. В итоге приходят исключительно к "Матронушке", "Николаю" (он же чудотворец!), реже к Казанской, Иверской и другим по слухам чудотворным иконам. Многие не понимают даже (да и зачем им это?), что на Казанской, Владимирской, Иверской и т. д. иконах изображен один и тот же святой: Пресвятая Богородица Мария. Захожане - те вообще не заморачиваются: "Где тут за здравие, а где за упокой свечку воткнуть?"

Самое интересное, что храмовые бабки (а то и особо "одаренные" священнослужители) в ответ на такие вопросы, ничтоже сумняшеся идут показывать: где тут за здравие, где за упокой, а еще и расскажут какая икона "сильнее"! Жуть.

Это еще цветочки. Вот, когда и к главному Таинству Церкви Христовой такое же языческое отношение видишь - тут уж хоть плачь о душах заблудших. О "магических" свойствах Причастия - от любой бабки можно целую лекцию услышать. Даже ворожеи и колдовки этим пользуются - перед проведением своих бесовских обрядов - отправляют человека окреститься (если еще не крещен) или причаститься. У них-то цель понятная - окончательно погубить душу, осквернив ее таким великим кощунством.

Борется ли с этим церковь в лице образованных священнослужителей? Конечно! Но народ привык доверять "добрым" бабушкам - гораздо больше. Ну и продажи свечек не падают же. Лучше еще одну, - почудотворнее икону привезти в храм поставить, чем вести разъяснительную работу и наблюдать падение доходов в кармане подрясника. Это уже больше к следующему разделу статьи относится.


Язычество поповское.
Если объявить честно с амвона, что в храм можно ходить и участвовать в спасительных Таинствах вообще без денег (Исповедь и Причастие еще никто еще не дерзнул сделать платными). Это ж что же тогда начнется!? На это никто не пойдет - это самоубийство для церковного бюджета. Сколько не призывай потом добровольно жертвовать на содержание храма деньги - откликнутся единицы, остальные же сочтут, что открылась небывалая "халява" или пойдут в другие места, где все проще: "спасение" души или кошелька - за деньги.

Не убить, к сожалению, в нашем народе страсти к халяве. Всем подавай золотую рыбку, щуку, волшебную палочку, пилюлю и т. д. Чтобы раз - и готово место в Царстве Небесном или богатства на земле. Вот и подогревают народное язычество или просто не трогают эту проблему священнослужители в большинстве своем.

Кстати, отсюда же растут ноги и у всяческих "чудотворных" святых источников, вдруг ниоткуда появившихся. Ну какому попу не хочется заполучить толпы паломников? Нашел источник: почистил, огородил, сруб поставил, освятил, иконочек навешал и готово - только ящики для пожертвований не забудь развесить.

Корень "поповского" язычества, как я вижу, заключается: в корыстолюбии и властолюбии, замешанном на малообразованности. Доверился народ такому попу, начинает чуть ли не поклоняться, а попа и понесло - сам в свою непогрешимость начинает веровать, в "старцы" себя записывает, что в голову не взбредет - за истину выдает! Примеров таких "младостарцев" во все времена хватало. А что бывает когда слепой ведет за собой слепых - известно из Библии.


Как же быть?
Прочитали эту статью, задумались - уже хорошо.
Дальше: читайте больше серьезных источников /Библию | Новый завет с толкованиями святых отцов, богословов/, не берите все на веру - проверяйте, сверяйте с прочитанным, спрашивайте у разных священников мнение. В общем, не зря святые отцы единодушно считали рассуждение - выше всех добродетелей.

/Духовного всем здравия | Ваш недодиакон/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites