13 мая. Преполовение Пятидесятницы. Апостола Иакова Зеведеева. Обретение мощей святителя Никиты, еп. Новгородского.

30 апреля по старому стилю / 13 мая по новому стилю
среда
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
День постный.
Разрешается рыба

Преполовение Пятидесятницы. Ап. Иакова Зеведеева (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.
Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–251. Лит. – Деян., 34 зач., XIV, 6–18. Ин., 26 зач., VII, 14–30. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

При соединении службы Преполовения Пятидесятницы с полиелейной службой ап. Иакова или свт. Игнатия можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится святаго великомученика Георгия в среду Преполовения Пятьдесятницы» (ср. Типикон, 8 мая, 3-я Маркова глава: «...аще случится праздник святаго апостола Иоанна Богослова в среду Преполовения»).

На литургии вместо «Ангел вопияше... Светися...» – «Чужде матерем девство...» (также и на отдание; в остальные дни попразднства – задостойник Пасхи).

В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.

Тропарь Преполовения, глас 8:
Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак Преполовения, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.

Задостойник, глас 82:
Чужде матерем девство,/ и странно девам деторождение:/ на Тебе, Богородице, обоя устроишася./ Тем Тя вся племена земная// непрестанно величаем.

Тропарь апостола Иакова, глас 3:
Апостоле святый Иакове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь апостола Иакова, глас тот же:
Апостол Христов был еси избранный,/ и Богослову возлюбленному брат единородный,/ всехвальне Иакове,/ поющим тя грехов оставление испроси,// и душам нашим велию милость.

Кондак апостола Иакова, глас 2:
Глас Божественный слышав, призывающ тя,/ любовь отца презрел еси/ и притекл еси ко Xристу, Иакове, с сродником твоим, славне,/ с нимже сподобился еси видети// Господне Божественное преображение.

Тропарь святителя Игнатия, глас 8:
Православия поборниче,/ покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный,/ архиереев богодухновенное украшение,/ монашествующих славо и похвало:/ писании твоими вся ны уцеломудрил еси./ Цевнице духовная, Игнатие богомудре,/ моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем,// даровати нам прежде конца покаяние.

Кондак святителя Игнатия, глас 8:
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие,/ обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго,/ сему поучая ученики словесы многими,// имже последовати и нам, святче, помолися.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.9:6–11; Лк.5:1–11)
Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась.

Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь, – откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – сказал Господь.

И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и всё не в прок. Когда же низойдет благо­словение Божие – откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.


Преполовение Пятидесятницы
Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Апостол Иаков Зеведеев
Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.

Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40–44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.

Свя­ти­тель Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и вско­ре по­же­лал уй­ти в за­твор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­девре­мен­но­сти та­ко­го по­дви­га для мо­ло­до­го ино­ка, но он, по­на­де­яв­шись на свои си­лы, не по­слу­шал­ся. В за­тво­ре свя­той Ни­ки­та впал в ис­ку­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в ви­де Ан­ге­ла, и неопыт­ный по­движ­ник по­кло­нил­ся ему. Бес дал ему со­вет, как уже до­стиг­ше­му со­вер­шен­ства: «Ты не мо­лись, а толь­ко чи­тай и учи дру­гих, а я бу­ду мо­лить­ся вме­сто те­бя», – и стал око­ло за­твор­ни­ка, де­лая вид, что мо­лит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ни­ки­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го За­ве­та, а о Еван­ге­лии ни го­во­рить, ни слу­шать не хо­тел. Ки­е­во-Пе­чер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, по­мо­лив­шись, ото­гна­ли от него бе­са. По­сле это­го пре­по­доб­ный Ни­ки­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев за­твор, жил в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, бо­лее все­го упраж­ня­ясь в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ми­ло­серд­ный Гос­подь по мо­лит­вам свя­тых стар­цев воз­вел его из глу­би­ны па­де­ния на вы­со­кую сте­пень ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Впо­след­ствии он был по­став­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был на­граж­ден от Бо­га да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды во вре­мя за­су­хи он мо­лит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его мо­лит­ве пре­кра­тил­ся в го­ро­де по­жар. 13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду. В 1558 го­ду, при ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Мо­щи его по­ко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Нов­го­ро­де.

Святитель Игна́тий (Брянчанинов), Кавказский, епископ
Свя­ти­тель Иг­на­тий (в ми­ру Дмит­рий Алек­сан­дро­вич Брян­ча­ни­нов) ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1807 г. в ро­до­вом име­нии от­ца, се­ле По­кров­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Мать ро­ди­ла Дмит­рия по­сле про­дол­жи­тель­но­го бес­пло­дия, по го­ря­чей мо­лит­ве и пу­те­ше­ствии по окрест­ным свя­тым ме­стам. Дет­ство маль­чик про­вел в уеди­не­нии сель­ской жиз­ни; с ран­них лет без­от­чет­но влек­ся он к жиз­ни ино­че­ской. С воз­рас­том его ре­ли­ги­оз­ное на­стро­е­ние об­на­ру­жи­ва­лось все за­мет­нее: оно про­яв­ля­лось в осо­бен­ной рас­по­ло­жен­но­сти к мо­лит­ве и чте­нию ду­хов­ных книг.

Учил­ся Дмит­рий пре­вос­ход­но и до са­мо­го вы­хо­да из учи­ли­ща оста­вал­ся пер­вым уче­ни­ком в сво­ем клас­се. Его спо­соб­но­сти бы­ли са­мые раз­но­сто­рон­ние – не толь­ко в на­у­ках, но и в ри­со­ва­нии, и в му­зы­ке. Род­ствен­ные свя­зи вве­ли его в дом пре­зи­ден­та Ака­де­мии ху­до­жеств А.Н. Оле­ни­на; здесь на ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах он сде­лал­ся лю­би­мым чте­цом и вско­ре по­зна­ко­мил­ся с А. Пуш­ки­ным, К. Ба­тюш­ко­вым, Н. Гне­ди­чем, И. Кры­ло­вым. Но в шу­ме и су­е­те сто­лич­ной жиз­ни Дмит­рий не из­ме­нял сво­им ду­шев­ным стрем­ле­ни­ям. В по­ис­ках «веч­ной соб­ствен­но­сти для веч­но­го че­ло­ве­ка» он по­сте­пен­но при­шел к ма­ло­уте­ши­тель­но­му вы­во­ду: зна­че­ние на­у­ки огра­ни­чи­ва­ет­ся зем­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка и пре­де­ла­ми его жиз­ни.

Столь же рев­ност­но, как за­ни­мал­ся на­у­кой, при­ни­ма­ет­ся Дмит­рий за изу­че­ние древ­ней и но­вой фило­со­фии, пы­та­ясь успо­ко­ить свое ду­хов­ное том­ле­ние, но и на этот раз не на­хо­дит ре­ше­ния глав­ней­ше­го во­про­са об Ис­тине и смыс­ле жиз­ни. Изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния бы­ло сле­ду­ю­щей сту­пе­нью, и оно убе­ди­ло его в том, что, предо­став­лен­ное про­из­воль­но­му тол­ко­ва­нию от­дель­но­го че­ло­ве­ка, Пи­са­ние не мо­жет быть до­ста­точ­ным кри­те­ри­ем ис­тин­ной ве­ры и пре­льща­ет лже­уче­ни­я­ми. И то­гда Дмит­рий об­ра­тил­ся к изу­че­нию Пра­во­слав­ной ве­ры по пи­са­ни­ям свя­тых от­цов, свя­тость ко­то­рых, как и чуд­ное и ве­ли­че­ствен­ное со­гла­сие, ста­ли для него ру­ча­тель­ством их вер­но­сти.

Дмит­рий Брян­ча­ни­нов по­се­ща­ет бо­го­слу­же­ния в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре и там на­хо­дит ис­тин­ных на­став­ни­ков, по­ни­ма­ю­щих его ду­хов­ные нуж­ды. Окон­ча­тель­ный пе­ре­во­рот в жиз­ни про­из­ве­ло зна­ком­ство со стар­цем Лео­ни­дом (впо­след­ствии оп­тин­ский иеро­мо­нах Лев). Дмит­рий Брян­ча­ни­нов остав­ля­ет блеск и бо­гат­ство ари­сто­кра­ти­че­ской жиз­ни и, вы­зы­вая глу­бо­чай­шее недо­уме­ние «све­та» и недо­воль­ство сво­их ро­ди­те­лей, в 1827 г. ухо­дит в от­став­ку. Про­быв по­слуш­ни­ком в несколь­ких мо­на­сты­рях, он при­ни­ма­ет ино­че­ский по­стриг с име­нем Иг­на­тий в уеди­нен­ном Глу­шиц­ком Ди­о­ни­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В ян­ва­ре 1832 г. иеро­мо­нах Иг­на­тий был на­зна­чен стро­и­те­лем Пель­шем­ско­го Ло­по­то­ва мо­на­сты­ря в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, а в 1833 г. воз­ве­ден в сан игу­ме­на это­го мо­на­сты­ря. Вско­ре им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I вы­зы­ва­ет Иг­на­тия в Пе­тер­бург; по вы­со­чай­шей ре­ко­мен­да­ции и по рас­по­ря­же­нию Свя­щен­но­го Си­но­да его наградили званием архимандрита и на­зна­чили на­сто­я­те­лем Сер­ги­е­вой пу­сты­ни.

Про­жив в Сер­ги­е­вой пу­сты­ни 24 го­да, ар­хи­манд­рит Иг­на­тий при­вел ее в цве­ту­щее со­сто­я­ние. 27 ок­тяб­ря 1857 г. он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Кав­каз­ско­го и Чер­но­мор­ско­го. В сле­ду­ю­щем го­ду вла­ды­ка при­был в Став­ро­поль, где ему пред­сто­я­ли но­вые боль­шие тру­ды, но по­стиг­шая его тя­же­лая бо­лезнь, оспа, вос­пре­пят­ство­ва­ла им. Прео­свя­щен­ный ре­шил про­сить­ся на по­кой и в 1861 г. по­се­лил­ся в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ском мо­на­сты­ре. Здесь, сво­бод­ный от слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, все свое вре­мя до кон­ца жиз­ни († 1867) он от­дал ра­бо­те над ду­хов­ны­ми со­чи­не­ни­я­ми.

Имя свя­ти­те­ля Иг­на­тия Брян­ча­ни­но­ва, епи­ско­па Став­ро­поль­ско­го и Кав­каз­ско­го, си­я­ет в ле­то­пи­сях Церк­ви и Рос­сии яр­ким све­том бла­го­дат­но­го из­бран­ни­че­ства. Стро­гий рев­ни­тель ас­ке­ти­че­ской тра­ди­ции, вы­да­ю­щий­ся уче­ный, по­движ­ник, ар­хи­пас­тырь, ми­ро­тво­рец, че­ло­век вы­со­чай­шей ду­хов­но­сти и куль­ту­ры, он из­ве­стен все­му ци­ви­ли­зо­ван­но­му ми­ру как тво­рец бес­смерт­ных ду­хов­ных про­из­ве­де­ний, та­лант­ли­вый адми­ни­стра­тор, рев­ност­ный хра­ни­тель пра­во­слав­ных тра­ди­ций и куль­ту­ры, как один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ру­ко­во­ди­те­лей че­ло­ве­ка на пу­ти к веч­ной жиз­ни.

Святитель Донат, Епископ Еврии
Свя­ти­тель До­нат жил в цар­ство­ва­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–397) и был епи­ско­пом в го­ро­де Ев­рии. Неда­ле­ко от это­го го­ро­да в ме­стеч­ке Со­риа на­хо­дил­ся вре­до­нос­ный ис­точ­ник во­ды. Ко­гда свя­ти­тель узнал об этом, он вме­сте с кли­ри­ка­ми при­шел на ис­точ­ник и из­гнал из него чу­до­вищ­но­го змея, ко­то­рый ис­пу­стил дух. Свя­ти­тель по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил ис­точ­ник и вы­пил во­ды без вре­да. Ви­дя это чу­до, на­род про­сла­вил Бо­га.

В дру­гой раз, по­мо­лив­шись, свя­ти­тель До­нат из­вел во­ду в су­хом ка­ме­ни­стом ме­сте, а во вре­мя за­су­хи ис­про­сил у Гос­по­да дождь, ко­то­рый на­по­ил зем­лю.

Дочь свя­то­го ца­ря Фе­о­до­сия силь­но за­бо­ле­ла и бы­ла одер­жи­ма нечи­стым ду­хом. Свя­ти­тель До­нат при­шел во дво­рец, и в его при­сут­ствии бес вы­шел и боль­ная ис­це­ли­лась. Один за­и­мо­да­вец по­сле то­го, как его быв­ший долж­ник, от­дав­ший долг, умер, хо­тел вто­рич­но по­лу­чить день­ги с его вдо­вы. Свя­ти­тель вос­кре­сил умер­ше­го, чтобы тот под­твер­дил воз­врат дол­га.
Скон­чал­ся свя­ти­тель До­нат око­ло 387 го­да.


Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, епи­скоп Ама­сий­ский,
жил в на­ча­ле IV ве­ка в пон­тий­ском го­ро­де Ама­сии. Он под­дер­жи­вал и уте­шал хри­сти­ан, стра­дав­ших от го­не­ний языч­ни­ков. В то вре­мя Во­сточ­ной ча­стью Рим­ской им­пе­рии пра­вил Ли­ки­ний (312–324), зять свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая). Ли­ки­ний ли­це­мер­но под­пи­сал его «Указ о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (313), ко­то­рый раз­ре­шал сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства, но в ду­ше нена­ви­дел хри­сти­ан и про­дол­жал их пре­сле­до­вать, воз­вра­тив­шись к язы­че­ству.

Ли­ки­ний вос­пы­лал стра­стью к слу­жан­ке сво­ей же­ны Кон­стан­ции, пра­вед­ной де­ве Гла­фи­ре. Свя­тая де­ва рас­ска­за­ла об этом ца­ри­це и про­си­ла за­щи­ты. Пе­ре­одев пра­вед­ную Гла­фи­ру в муж­ское пла­тье и снаб­див день­га­ми, ца­ри­ца Кон­стан­ция уда­ли­ла ее из го­ро­да в со­про­вож­де­нии пре­дан­ных слуг. Им­пе­ра­то­ру ска­за­ли, что слу­жан­ка со­шла с ума и ле­жит при смер­ти. Пра­вед­ная Гла­фи­ра по пу­ти в Ар­ме­нию оста­но­ви­лась в го­ро­де Ама­сии, где мест­ный епи­скоп, свя­ти­тель Ва­си­лий, дал ей при­ют.

В то вре­мя свя­ти­тель стро­ил в го­ро­де храм. Пра­вед­ная Гла­фи­ра пе­ре­да­ла на его по­строй­ку все день­ги, по­лу­чен­ные от Кон­стан­ции, и в пись­ме к ней про­си­ла при­слать еще сред­ства на окон­ча­ние хра­ма. Ца­ри­ца ис­пол­ни­ла ее прось­бу. Но пись­мо пра­вед­ной Гла­фи­ры по­па­ло к им­пе­ра­то­ру. Раз­гне­ван­ный Ли­ки­ний по­тре­бо­вал от пра­ви­те­ля Ама­сии вы­слать к нему свя­ти­те­ля и слу­жан­ку. Пра­вед­ная Гла­фи­ра скон­ча­лась († 322), преж­де чем при­каз до­шел до Ама­сии. Свя­ти­те­ля Ва­си­лия на­пра­ви­ли к им­пе­ра­то­ру. За ним по­сле­до­ва­ли два диа­ко­на, Пар­фе­ний и Фе­стим, ко­то­рые по­се­ли­лись вбли­зи тем­ни­цы, ку­да за­клю­чи­ли свя­ти­те­ля.

Бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин Ел­пи­ди­фор под­ку­пил тю­рем­щи­ков к каж­дую ночь вме­сте с Пар­фе­ни­ем и Фе­сти­мом по­се­щал свя­ти­те­ля. На­ка­нуне дня су­да свя­ти­тель, как обыч­но, пел псал­мы, и сло­ва «аще все­лю­ся в по­след­них мо­ря и та­мо ру­ка Твоя на­ста­вит мя и удер­жит мя дес­ни­ца Твоя» (Пс.138:9-10) – три­жды про­пел со сле­за­ми. Диа­ко­ны усо­мни­лись, не ис­пу­гал­ся ли свя­ти­тель бу­ду­щих мук, но он успо­ко­ил их.

На су­де свя­ти­тель Ва­си­лий ре­ши­тель­но от­верг пред­ло­же­ние им­пе­ра­то­ра стать вер­хов­ным жре­цом и был при­го­во­рен к смер­ти. Ел­пи­ди­фор день­га­ми за­доб­рил во­и­нов, и они поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю по­мо­лить­ся и по­го­во­рить с дру­зья­ми пе­ред каз­нью. По­сле это­го свя­ти­тель ска­зал па­ла­чу: «Друг, де­лай, что те­бе при­ка­за­но», – и спо­кой­но встал под удар ме­ча.

Ко­гда му­че­ник был обез­глав­лен. Ел­пи­ди­фор пы­тал­ся вы­ку­пить у во­и­нов его остан­ки. Но во­и­ны опа­са­лись им­пе­ра­то­ра и бро­си­ли те­ло и гла­ву свя­ти­те­ля в мо­ре. По­сле это­го Ел­пи­ди­фо­ру три­жды во сне пред­стал Ан­гел Бо­жий со сло­ва­ми: «Епи­скоп Ва­си­лий в Си­но­пе и ждет вас». По­ви­ну­ясь это­му зо­ву, Ел­пи­ди­фор и диа­ко­ны от­плы­ли в Си­ноп и там по­про­си­ли ры­ба­ков за­ки­нуть се­ти. Ко­гда за­ки­ну­ли сеть «на сча­стье» диа­ко­нов Фе­сти­ма и Пар­фе­ния, ни­че­го не пой­ма­ли. То­гда Ел­пи­ди­фор объ­явил, что он про­сит за­ки­нуть сеть во Имя Бо­га, Ко­то­ро­му он по­кло­ня­ет­ся. На этот раз сеть вы­нес­ла те­ло свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Го­ло­ва при­рос­ла к нему, и толь­ко шрам на шее ука­зы­вал на след ме­ча. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Ама­сию и по­гре­бе­ны в по­стро­ен­ном им хра­ме.

Святой мученик Максим пострадал за веру во Христа и был прободен мечом в чрево.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites