Уроки эпидемии.
Во всех духовных перепитиях, касающихся в том числе и нашего смутного и последнего времени, необходимо принимать такие решения и выбирать такой духовный путь, в котором должны были бы просматриваться и определены края этой дороги – правый и левый, ибо за пределами их начнется уже обочина с кюветом, опрокинувшись в который, трудно будет остаться целым и потом продолжать свой путь.
Как говорили святые отцы – нужно идти «царским», средним путем, ибо любая добродетель без меры – от лукавого.
Этому приходится учиться всю жизнь, ибо лукавому без разницы, куда вас столкнуть в кювет с пути спасения – влево или вправо, и приходится в разных вопросах иногда наталкиваться на сигналы «слева» или «справа», когда кончается дорога и начинает «трясти» уже по обочине. Если не быть к этому внимательным, то надеясь на свою самооценку ревности или праведности, очень просто не увидеть края дороги и улететь за ее пределы.
Это наблюдается и у ревностных пастырей, которые все свои духовные, душевные усилия направляют на борьбу с врагом «слева» и ничем уже не ограничивают себя «справа», считая свое мнение и свои домыслы истиной высшей инстанции.
Например, в вопросе экуменизма одна сторона дороги мною была определена, как впадение в ересь католиков, а другая – как уход в раскол. Но многие десятки ревностных, честных, доблестных священников ринулись в «кювет» раскола, считая свой уход в сторону от ереси оправданным любыми крайними действиями.
И далее, будучи имея неспокойную из-за этого душу, двигаются только в направлении оправдания себя, собирая все поводы к осуждению, обвинению, в копании и собирании всей грязи, какую только можно найти везде для того, чтобы в своих глазах выглядеть более чистенькими. И чем дальше, тем невозможнее им будет покаяться и переступить через себя и всё это. Поэтому то зло, которое человек мыслит и собирает о других, - рано или поздно отравит и умертвит душу его самого.
А ведь даже мученическая кончина за Христа прощает человеки все его грехи, кроме ереси и раскола. Разве нельзя держаться этих ориентиров, чтобы обозначить свой духовный путь? Ведь Священное Писание предупреждает «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1Петр.5:8), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»(Мф.24:24).
Или же, побыв в сане десятки лет, многие успокоились в своей избранности и непогрешимости? Вот тогда, - «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»(1Кор.10:12). А кто не бережется и излишне самоуверен, тот и падает.
В настоящее время это также касается схигумена Сергия, прославляющего Сталина до святого, и проклинающего всех тех, над кем он считает себя судьей. Результат не заставил себя ждать.
Екатеринбургская епархия запретила схиигумену Сергию Романову читать проповеди и публично высказываться после того, как он проклял тех, кто запрещает ходить в храмы.
Он сделал много больших дел во славу Божию, особенно в женском монастыре, - жаль, что эмоции и ревность не по разуму стали захлестывать его пастырскую мудрость, и кроме вреда себе и пасомым, такие выступления ни к чему хорошему не приведут, и это уже наблюдается. Если эмоции захлестывают душу человека, я могу такового понять, простить, но не могу признать, что он прав в этом.
Надо реально оценивать всю ситуацию с разных сторон, и на что мы можем повлиять и изменить, а что не можем, и принять это мужественно смиряясь, - и самое главное, - отличать одно от другого. А так, - «шашку наголо!» - и вперед, «на амбразуры»! – Это не только не выход, но и просто может быть самочинным концом раньше времени.
По короновирусу сейчас ситуация не настолько простая, чтобы можно было ее «рубить» «с плеча», призывая и проклиная. И здесь речь идет не столько о себе и о своем праведном отношении к проблеме, но и о тех людях за которые пастырь несет ответственность пред Богом, чтобы не погубить их.
Христос говорил Отцу Своему Небесному: ««Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб»,(Иоан.17:12) «Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.»(Иоан.18:9)
Пастыри должны брать пример с Христа и беречь своих чад и своих собратьев.
Вот, например, одному батюшке настоятель не разрешил появляться в храме, потому что у него пятеро маленьких детей. Стараются поберечь стариков и тех, у кого малыши. А в Оренбургской области местный епископ Ириней вообще всем семейным священникам запретил ходить к инфицированным больным. Сказал: «Я монах, вот сам и буду выезжать в опасные места». Вот это – по-христиански, и жертвенно, и верно Богу, и жаление, и спасение людей.
Говорят, через Причастие заразиться нельзя. Есть «Пидалион» - сборник церковных правил конца 18-го столетия. Его автор – святой Никодим Святогорец - дал конкретные инструкции, как следует причащать заразных больных: оказывается, им нужно оставлять в отдельном сосуде святые дары, они сами у себя дома должны себя причастить, сами потом омыть в уксусе сосуд и ложечку. Это конкретное доказательство того, что еще два столетия назад церковь признавала возможность заражения через Причастие.
Карантинный Устав Российской империи еще в 1832-м году давал градоначальникам полномочия при эпидемии прекращать службы в храмах. Адмирал Ушаков, почитающийся в Русской Православной Церкви как святой, когда в подведомственном ему Херсоне началась эпидемия, так и поступил.
В средние века в Московии порядки были ещё более жёсткими, например, полагалось сжигать священника, который причастил умирающего от «морового поветрия». Новгородская летопись это говорит про 1572 год: «В которой улице человек умрет знаменем (от чумы) и те дворы запирали и с людьми и кормили тех людей улицею, и отцом духовным покаивати тех людей знаменных не велели, а учнет который священик тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священиков велели жещи с теми же людми з болными». Некоторые толкователи полагают, что повеление «жещи» означает не сжигать, а «положить», но в словаре древнерусского языка такого значения не указано.
Посредством Причастия людей даже убивали, отравляли чашу с вином и все. И не только у католиков, но и в нашем православном мире. В 985 году грузинскому царю Давиду такую отраву поднёс архиепископ Иларион, между прочим, на Пасху. А в 1451 г. так в Москве отравили князя Михаила Сигизмундовича.
«Не искушай Господа Бога твоего»(Мф.4:7) – сказал Христос. Нельзя за Бога решать, что Он должен творить сплошные чудеса, чтобы ограждать и исцелять от инфекции каждого причастника, а самим быть при этом беспечным. И нельзя требовать от Него ничего, приме тому – Иов многострадальный. Поэтому «Молись так, как будто все зависит от Бога и действуй так, как будто все зависит от тебя»
Опираться на примеры из прошлого, что во время чумы и холеры люди спасались в храмах, тоже надо разумно. Чума и холера передаются несколько иначе, чем грипп. Бубонная чума (та, что в летописях и называлась «знамением») - через блох. Холера - через воду и продукты. А нынешняя зараза распространяются воздушно-капельным путём. Рассказывают, что однажды Святой Иоанн Шанхайский причащал женщину, заболевшую бешенством, с ней случился припадок и она выплюнула частицу на пол, Святитель подобрал ее и съел. «Что Вы делаете! — закричали ему. — Бешенство заразно». — «Это Святые Дары, — ответил владыка, — ничего не случится». Но бешенство от человека к человеку не передаётся.
Любые правила безопасности написаны чьими-то смертями. Первым от коронавируса умер настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин, вслед за ним скончался протодиакон Тимофеев, потом - 54-летний епископ Железногорский и Льговский Вениамин (Королев).
В принципе, получается, вопрос стоял таким образом: Что Вы выбираете из двух:
1) Закрыть храмы заранее на время эпидемии, сохранив здоровье и жизнь священнослужителей, их родных, и многих прихожан.
2) Закрыть храмы после того, как уже некому будет в них служить, когда заболеют или перемрут все священники, их родные, а также многие прихожане?
Вы бы, скажем, не по отношению к себе, а по отношению к своим родным, какой бы выбрали вариант?
Патриарх все-таки мудро выбрал первое, но многие его не поняли, а ревнители его просто не послушались.
Когда Патриарх заявил, что нужно закрывать храмы, например, собрание монахов Троице-Сергиевой Лавры отказалось выполнять его требование. На общем собрании братии Троице-Сергиевой лавры 18 марта было принято решение отказаться от изменений в богослужебной практике, предписанных Синодом РПЦ МП и инструкцией патриархии.
Призывы братского духовника архим. Варфоломея и аскета-подвижника архим. Захария не возымели на них действия. Не послушались ни начальства, ни своих авторитетов, - результат: через месяц десятки монахов, семинаристов МДА и еще неизвестное количество посетивших лавру прихожан заболело вирусом.
Все священники Киево-Печерской лавры заболели, ее закрыли на три недели на карантин. Здесь пошли уже вынужденно по варианту №2. И это разве лучше, чем вариант №1?
В Дивеевском женском монастыре у 76 человек был выявлен коронавирус. Сейчас Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь закрыт на карантин. – Это тоже лучше, чем вариант №1?.
Таков человеческий фактор здесь – из двух зол люди выбирают худшее, и в этом немалая «заслуга» ревнителей благочестия. В этих условиях хвастовство своей праведностью и ревностью становятся не просто глупыми, но и преступными.
За их бахвальство Бог может познакомить их с болезнью, которой они якобы неподвластны, что и случилось с монахами в Москве. И когда, представ пред Творцом, они потребуют наград за свои принципиальность и веру, точно ли они услышат похвалу, а не порицание?
Да, такое совершается впервые за 2000 лет, - людей призывают не ходить в храм, молиться дома. Но надо и видеть, что впервые совершаются и все особые предпосылки, и обстоятельства последних времен, каких не было 2000 лет до этого, и что от того шарахаться, о чем предупреждал Господь? Что мы лучшее можем предложить? Наше ревностное «лучшее» уже обернулось во многом «худшим», как всегда…
Борьба с угрозой коронавируса стала для нас экзаменом на человечность, на способность к состраданию и взаимовыручке. Для некоторых, искушаемых своей праведностью пастырей, это явление показало, что ради своей ревности они готовы пройти «по головам», здоровью и жизни других людей.
Трудно сейчас сказать, чем всё это кончится, потому что это впервые, и это признак последнего времени…
Благодарю Бога за каждый еще светлый день, пока мы еще живы, пока еще не заставляют чипироваться и вакцинироваться, пока еще не коснулась нас гражданская и третья мировая война… Слава Богу за всё!
ПРОПОВЕДЬ о Церкви и коронавирусе. Протоиерей Никита Бадмаев в прочтении Светланы Копыловой