Мамврийский дуб засох.

Мамврийский дуб.



"Мамврийский дуб" / Интервью Российской Газете (2019 г.)
Ведущая: Мария Городова

На днях Интернет взорвала тревожная весть: знаменитый Мамврийский дуб, что в Хевроне, Израиль, упал. Древний дуб, рядом с которым, по преданию, библейскому Аврааму явилась Троица. Святой дуб, который векам почитали христиане, мусульмане, иудеи. Ссылаясь на пророчества афонских монахов, СМИ наперебой сообщали: падение Мамврийского дуба – один из признаков конца света. Желая выяснить, пора нам уже пугаться, или еще рано, «РГ» обратилась к доктору богословия, профессору Московской духовной академии Алексею Ильичу Осипову.

- Алексей Ильич, два дня убила на поиски: кто именно произнес пророчества? Когда? Где первоисточник? Все без толку.
Алексей Ильич, как найти канонический вариант этих пророчеств?

Алексей Ильич Осипов: Таковых не знаю. Канонических вариантов этих пророчеств нет. Боюсь, речь идет или о каких-то устных словах кого-либо из афонских монахов, или это просто какие-то истории, связанные с преданием о Мамврийском дубе. Но никаких прямых пророчеств от кого-либо из известных афонских монахов–подвижников нет. Поэтому ссылка носит темный характер.

- То есть фейк.

Алексей Ильич Осипов: Это варварское слово точно передает ситуацию. Но именно современные монахи афонского монастыря Кутлумуш предупреждают об опасности увлечения пророчествами: «такая одержимость есть признак неверия и нежелания людей довериться Богу».

- Но почему регулярно всплывают такие «пророчества»? То сообщат, что впервые за две тысячи лет «красная телка» родилась – «корова апокалипсиса», и надо готовиться к худшему. То ролик снимут, как змея нападает на голубя у Стены плача, и это тоже дурное предвестие. Что за страсти такие?

Алексей Ильич Осипов: Еще в XIX образованнейший человек, аристократ Игнатий Брянчанинов, святой, писал: «одной из бед нашего времени является жажда чудес, более, нежели когда либо».
А это XIX век! Что бы он сказал сейчас! Такое пагубное состояние Игнатий Брянчанинов объяснял тем, что, во-первых, «исчезли знаменоносные мужи, умалились до предела».
Знаменоносные мужи – это великие святые.
А во-вторых, тем, что люди потеряли уважение и благоговение ко всему священному, потеряли смирение, и ищут то, что мы бы сейчас назвали словом «шоу».

- Зрелищ, того, что нас развлекло бы и поражало – чуда, это и сейчас.

Алексей Ильич Осипов: Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими пророчествами, предсказаниями, искание чудес – явление чрезвычайно вредное для психики верующего. Святые пишут о гибельности легковерия чудесам. Наш святой Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: когда люди в упоении самомнением, опрометчиво и самонадеянно стремятся ко всему чудесному, и даже сами становятся участниками в совершении чудес, то это чрезвычайно опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, – пишет Брянчанинов, – в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Смысл таких ложных чудес – «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Но, как говорит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни».

- Но разве не бывает истинных чудес и знамений?

Алексей Ильич Осипов: Да, бывают. Поэтому Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на опыт святых отцов, объясняет, как относиться к чудесам: «Не хули и не принимай»! Не хули, то есть не ругай, не говори, что все это чепуха и вздор – чтобы не оказаться противником божественного события, но и не принимай – чтобы не попасться в лапы, известно кому. На нашем, обычном языке, совет святых звучит так: «Не беспокойтесь, Бог не обидится, если вы по смирению не примите того, что исходит от Него. Но вот если вы примите дьявола, берегитесь!».

- С пророчествами и чудесами разобрались. А что с концом света? В Евангелии сказано, что никто не знает о дне и часе, даже Ангелы небесные, только Сам Бог.

Алексей Ильич Осипов: Конечно, день и час мы не можем знать. Но по совокупности признаков мы можем сказать, ближе мы становимся, или дальше.

- И что это за признаки?

Алексей Ильич Осипов: Священное писание, Евангелие, апостолы особо указывают на развращенность, на рост аморальности. Смотрите, как сегодня на западе насаждается попрание норм нравственности – на государственном уровне. Такого никогда не было. Да, сами по себе факты были всегда, но они считались отклонениями, извращениями природы вещей. А сейчас их признают нормой. И если какой-нибудь западный чиновник только попробует выступить против такой политики, его тут же уберут! Его не будет!

Еще один признак – рост гордыни, когда люди становятся все более самолюбивыми. «Главное мое «я», не трожь мое «я», потому что это моё». Отсюда и третий признак, который называют святые отцы: потеря веры. Веры не вообще как человеческого свойства, а веры христианской. Веры в то добро, о котором говорит христианство. И все большее уничтожение самого понятия истины. Истина низводится до частного мнения. Есть мнение, а не истина. У вас такое мнение, а у меня другое. «Вы считаете, что есть Бог, а я считаю, что нет. Это ваше мнение, всего лишь».

- То есть, нет ничего абсолютного? И добро, и зло превращают в вещи относительные. «Что для кого-то зло, для кого-то, с другой точки зрения, может оказаться добром».

Алексей Ильич Осипов: Да, и это очень серьезно, это утрата самого главного. Утрата понятия Истины. Иоанн Богослов говорит: «Бог – это Любовь». Но если у человека культивируется эгоизм, если главное – гордыня, мое «я», ego, то здесь уже не до любви. Христос так формулирует один из законов духовной жизни, который прямо указывает на один из важнейших признаков кончины века сего: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

- Но это все не конкретные даты, это признаки, связанные с нравственным состоянием одного человека и всего общества. Алексей Ильич, а почему от человека сокрыта эта дата?

Алексей Осипов: Попробуй скажи здоровому человеку, что он точно через два дня в три часа умрет. Сказать это – значит связать его нравственную свободу. Не зная этого, он живет так, как будто вечен на земле. А здесь вдруг конец. Его душевное состояние и всё поведение сразу изменится. Возможно и отчаяние, и озлобленность – и добро, и зло. И всё это не в силу нравственных принципов его жизни, а только потому, что она вдруг кончается.

- Апостол Павел говорит, что если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, в частности, сообщит дату конца века сего, то «да будет ему анафема». То есть для всех предсказателей одно – церковное проклятие, именно так переводится греческое слово «анафема»?

Алексей Ильич Осипов: Нет, анафема – это не проклятие, а отлучение от Церкви, от возможности участия в ее таинствах и всей жизни. К предсказателям же нужно относиться как к заблуждающимся. Сам Христос сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, и отказался говорить о конце света. Они же усиленно этого ищут и нередко придумывают всякие небылицы. Не на то внимание обращают. В том, что дуб упал, нет ничего удивительного. Когда я там был, дуб уже держали железные опоры, но я видел и зеленые ростки. В монастыре Святой Троицы в Хевроне был очень радушный настоятель, он давал мне и кору этого дуба, и желуди. Что произошло с дубом – это естественный процесс...

- Что-то отмирает, что-то возрождается. Алексей Ильич, а как к самому Мамврийскому дубу относиться? Как к свидетелю явления Аврааму Троицы, или как к дереву, растущему на этом месте?

Алексей Ильич Осипов: Думаю, последнее. Ведь что такое народные предания? Они как ком снега, катящийся сверху, с годами обрастает все бо́льшими наслоениями. Люди ассоциировали библейский эпизод явления Аврааму Троицы с конкретным местом, с конкретной дубравой и относились к этому с благоговением. То же произошло и выделение среди всех деревьев одного дерева из этого места, которое особенно почиталось. Кстати, еврейское слово святыня «кодеш», которое чаще всего переводится словом «святой», происходит от корневого слова «кадаш» – «отделять для особой цели». Но соединение почитания дуба и конца его жизни с идеей предвестника всемирной катастрофы не имеет под собой никакого ни библейского, ни святоотеческого основания.

- Алексей Ильич, но если приближение конца света определяется не предзнаменованиями, а зависит от нравственного состояния людей, может, нам дано его отдалить?

Алексей Ильич Осипов: Вы правы. Именно в силу этой причины Христос и отказался говорить о дне и часе его Второго Пришествия. Одним из центральных понятий в православном богословии, чрезвычайно важном, является понятие синергии, то совместности усилий человека и Бога в деле спасения. Как Христос Богочеловек, так и дело спасения Богочеловечно. Это первое. Второе – не Бог каждый раз решает все жизненные обстоятельства, не Он. Но как существуют физические законы, точно так же, с еще большей твердостью и непоколебимостью, существуют законы духовные, по которым совершается все течение жизни и происходят события – как у отдельного человека, так и всего человечества. Об этом пишет преподобный Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона». Не Бог Сам действует, а по Его законам духовным это происходит. И высшим законом является закон любви, ибо Бог есть любовь.

- Алексей Ильич, а можно это сформулировать так: «Если я, Вы, читатель сегодня сделает что-то по законам Любви, по заповедям – не для себя и не для члена своей семьи, а просто для ближнего, и, наоборот, мы не сделаем ничего, чтобы нарушило этот закон Любви, то этим мы отдалим конец света»?

Алексей Ильич Осипов: Тут я могу сказать и «да», и «нет». Потому что не сам по себе факт определяет качество дела, а та причина, та мотивация, которая побуждает нас что-то сделать. Я могу сделать добро по лицемерию, по расчету, из тщеславия, ради самомнения. А могу сделать ради исполнения воли Божьей, которая является Любовью. Понуждая себя. Мне, может, не нравится этот человек, а я сделаю для него доброе – только ради исполнения Его заповеди. И тогда да, каждое деяние, сделанное из Любви, отодвигает катастрофу. Тут можно вспомнить слова нашего замечательного философа И. В. Кириевского: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

- Как часто нам обещали конец света?

Хотя традиционные религии не объявляют конкретного дня конца света, во все времена находились предсказатели точной даты. До 1000 года нам известно о 7 "последних днях". С 1000 г. до 1990 гг. точная дата конца света предсказывалась как минимум 20 раз. С 1990 г. до 2000 г. о грядущем судном дне объявлялось не менее 40 раз. Самым плодовитым был 1999 г. - тогда мы пережили 14 хорошо анонсированных апокалипсисов. С 2000 г. пока промахнулись с 30 пророчествами. Надеемся, не в последний раз.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Фокин Сергей »» | 11.04.2020 11:50
  
0
"Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими пророчествами,"

«Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» 1Кор.14:21,22.

«Пророчества грядут по воле Свыше: когда мера исполнится, Господь Вседержитель устрояет заблудшего человека к исправлению, ко спасению от погибели.
Пророчества предостерегают; а кто противится, на том сбываются.
Мир человека творится волею самого человека по благоизволению Божию
» Иеросхимонах Иероним Санаксарский (+ 2001 г.)
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites