31 марта. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Преподобного Анина Халкидонского, монаха.

18 марта по старому стилю / 31 марта по новому стилю
вторник
Седмица 5-я Великого поста. Глас 8.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386).
Прп. Анина монаха. Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300).
Сщмч. Димитрия Розанова пресвитера, прмц. Наталии Баклановой (1938).


На 6-м часе: Ис. XL, 18–31. На веч.: Быт. XV, 1–15. Притч. XV, 7–19.

Кондак святителя Кирилла, глас 1:
Языком твоим, мудре,/ Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди/ Едину чести Троицу,/ Естеством нераздельну, разделяему же Лицы./ Темже, радующеся,/ всесвятую твою память празднуем,// иже к Богу молитвенника тя предлагающии.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Притч.15:11).
А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел-хранитель и совесть были свидетелями.

Станешь некогда на суд: тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо – и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность – покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.


Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351–363), надеясь обратить его в Православие.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину († 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане».

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».
Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Преподобный Анин монах родился в Халкидоне в христианской семье. После смерти родителей он в пятнадцатилетнем возрасте удалился в монастырь, где принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни, где река Евфрат отделяла Сирию от Персии. Там он повстречал старца Маиума и поселился вместе с ним. Оба подвижника проводили очень строгую жизнь. Во всю Святую Четыредесятницу они ничего не вкушали, наслаждаясь и радуясь о пище духовной. Святой Анин ежедневно издалека носил питьевую воду. Однажды он вернулся с полными кувшинами ранее обыкновенного, ибо Ангел наполнил сосуды водой. Старец Маиум понял, что его ученик достиг высокого духовного совершенства, и просил святого Анина быть его наставником, но тот по своему смирению отказался. Впоследствии старец переселился в монастырь, а святой Анин остался один в пустыне.

Постоянными подвигами святой победил в себе страсти и удостоился дара исцелений и прозорливости. Даже дикие звери повиновались и служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Молва о святом распространилась по всей округе, и к нему стали приходить больные и одержимые злыми духами, прося исцеления. Вокруг святого собралось также несколько учеников. Один раз, на семнадцатом году его подвижничества, к святому пришли несколько человек и просили чем-нибудь утолить жажду. Надеясь на силу Божию, преподобный послал одного из учеников к высохшему колодцу. Чудом Божиим колодец наполнился доверху, и этой воды хватило на много дней. Когда вода кончилась, преподобный не дерзнул снова просить чуда Божия для себя, а стал ночами сам носить воду из Евфрата. Епископ Неокесарийский Патрикий неоднократно посещал преподобного и посвятил его во пресвитера, хотя смиренный подвижник не решался принять священный сан. Узнав, что святой сам издалека носит воду, епископ Патрикий дважды дарил ему ослов, однако преподобный каждый раз отдавал их бедным и продолжал носить воду сам. Тогда епископ велел выкопать большой колодец, который время от времени наполняли, пригоняя ослов из города.

Святой Анин прозрел о желании одного монаха-столпника, подвизавшегося далеко от него, сойти со столпа, чтобы пожаловаться в суд на разбойника, ранившего его камнем. Святой Анин написал столпнику письмо, наставляя его не делать задуманного. Письмо преподобного было доставлено столпнику прирученным львом и вразумило его.

Одна благочестивая женщина, заболев, отправилась к преподобному Анину просить его молитв. На пути ее встретил разбойник. Не найдя у женщины денег, он решил сотворить насилие и стал принуждать ее ко греху. Женщина призвала на помощь преподобного и воскликнула: «Святый Анине, помоги мне!» На разбойника внезапно напал ужас, и он отпустил женщину. Придя к преподобному, женщина рассказала ему обо всем и получила исцеление. Раскаявшийся разбойник тоже пришел к преподобному, принял Крещение и постригся в монахи. Копье, которое он воткнул в землю, намереваясь совершить насилие, проросло в мощный дуб.

Глубоким старцем 110 лет святой предсказал время своей кончины и указал собравшейся братии своего преемника по игуменству.

Перед кончиной святой Анин беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором. Со словами: «Господи, приими дух мой», – святой отошел ко Господу.

Святые мученики Трофим и Евкарпий были воинами в Никомидии во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Они отличались большой жестокостью в исполнении всех указов императора. Однажды, когда эти воины разыскивали христиан, они вдруг увидели большое огненное облако, которое сходило с неба, сгущаясь по мере приближения к ним. Из облака раздался Глас: "Для чего вы так усердствуете, угрожая рабам Моим? Не прельщайтесь: никто не может подчинить своей власти верующих в Меня, но лучше сами присоединитесь к ним и тогда приобретете себе Царство Небесное". Воины в страхе упали на землю, не смея поднять глаз, и только говорили друг другу: "Поистине велик Бог, явившийся нам ныне. Счастливы будем мы, если станем рабами Его". Господь сказал: "Встаньте, покайтесь, вам прощены будут и грехи ваши". Поднявшись, они узрели в облаке сидящего Светлого Мужа и великое множество предстоявших Ему. Пораженные воины в один голос воскликнули: "Прими нас, ибо злы и невыразимы грехи наши. Нет другого Бога, кроме Тебя, Творца и Единого Истинного Бога, а мы и не присоединились еще к рабам Твоим!" Как только они это сказали, облако сомкнулось и вознеслось к небу. Духовно переродившись после этого чуда, воины выпустили из темницы всех заключенных христиан. За это святых Трофима и Евкарпия предали страшным истязаниям: святых подвесили и рвали их тела железными крюками. Они в молитвах благодарили Господа, веруя, что Господь простит им прежние тяжелые грехи. Когда был разожжен костер, святые мученики сами вошли в огонь и там предали свои души Богу.

Священномученик Димитрий Розанов, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1889 го­да в се­ле Бар­ди­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Ро­за­но­ва. По окон­ча­нии в 1907 го­ду Ко­ло­мен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он же­нил­ся на Ели­за­ве­те Пав­ловне Кед­ро­вой и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ло По­чин­ки Ко­ло­мен­ско­го уез­да[1]. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и на­ча­ла граж­дан­ской вой­ны он был в 1918 го­ду мо­би­ли­зо­ван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии, в ко­то­ром про­слу­жил до 1921 го­да.
21 но­яб­ря 1921 го­да Дмит­рий Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви в се­ле По­чин­ки, а 8 мая 1922 го­да — к той же церк­ви свя­щен­ни­ком.
В то вре­мя од­ной из форм борь­бы без­бож­ных вла­стей с Цер­ко­вью бы­ло тре­бо­ва­ние упла­ты про­из­воль­но на­зна­ча­е­мых сумм в ви­де раз­лич­ных на­ло­гов. В 1931 го­ду за неупла­ту од­но­го из на­ло­гов отец Ди­мит­рий был при­го­во­рен к че­ты­рем ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот. Ме­ра на­ка­за­ния не бы­ла свя­за­на с ли­ше­ни­ем сво­бо­ды, и свя­щен­ник во все цер­ков­ные празд­ни­ки при­ез­жал в се­ло и со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. В 1933 го­ду отец Ди­мит­рий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
В 1937 го­ду вла­сти, в свя­зи с рас­по­ря­же­ни­ем со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства о физи­че­ском уни­что­же­нии Церк­ви, при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, а храм за­крыть. В ок­тяб­ре 1937 го­да бы­ли со­бра­ны по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей о том, что свя­щен­ник яко­бы за­ни­мал­ся пред­вы­бор­ной аги­та­ци­ей, на­прав­лен­ной про­тив кан­ди­да­тов, ко­то­рые вы­дви­га­лись мест­ны­ми ком­му­ни­ста­ми, и пред­ла­гал в кан­ди­да­ты ве­ру­ю­щих лю­дей, из-за че­го на­се­ле­ние про­го­ло­со­ва­ло про­тив ком­му­ни­сти­че­ских кан­ди­да­тов. Пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та по­дал в НКВД справ­ку, в ко­то­рой пи­сал, что бла­го­да­ря аги­та­ции свя­щен­ни­ка ком­му­ни­сти­че­ских из­бран­ни­ков толь­ко со вто­ро­го ра­за уда­лось про­ве­сти в кан­ди­да­ты. «Даль­ней­шее пре­бы­ва­ние Ро­за­но­ва в се­ле По­чин­ки невоз­мож­но»[2], — за­клю­чил свою справ­ку пред­се­да­тель.
Груп­па граж­дан се­ла По­чин­ки, ко­то­рые яви­лись впо­след­ствии и лже­сви­де­те­ля­ми, на­пра­ви­ла в НКВД за­яв­ле­ние, про­ся при­влечь свя­щен­ни­ка и ак­тив­ных чле­нов два­дцат­ки к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за срыв вы­бо­ров, так как бы­ли пред­ло­же­ны не те кан­ди­да­ты, ко­то­рые пред­ла­га­лись пред­ста­ви­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти.
12 но­яб­ря 1937 го­да отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван, за­клю­чен в ка­шир­скую тюрь­му и через день до­про­шен. На до­про­сах сле­до­ва­тель по­вто­рил все лже­сви­де­тель­ства, но на каж­дый во­прос, с опи­са­ни­ем несо­вер­шен­ных пре­ступ­ле­ний и пе­ре­ска­зом непро­из­не­сен­ных слов, отец Ди­мит­рий от­ве­чал од­но­знач­но: «Это­го я не го­во­рил и ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
16 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. В мар­те 1938 го­да род­ные по­лу­чи­ли от него пись­мо со стан­ции Из­вест­ко­вая Ус­су­рий­ской же­лез­ной до­ро­ги, и на этом вся­кая их связь со свя­щен­ни­ком пре­кра­ти­лась. Свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов скон­чал­ся в Бам­ла­ге 31 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной ла­гер­ной мо­ги­ле.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites