Кто ты, Ориген?

Христианином родился, как истинный христианин и умер

Ориген (ок. 185 – ок. 254) родился в Александрии, в христианской семье. С детства он был пылким христианином, мечтавшим пострадать, как и его отец, за Христа. Но стараниями матери он смог пережить гонения.



Ориген



Он получил образование в христианском катехизическом училище, основанном Пантеном, и учился у Климента Александрийского. Когда Климент, испугавшись гонений на христиан во время правления императора Септимия Севера, покинул Александрию, Ориген возглавил эту школу и какое-то время был ее главой. Решив углубить свое философское образование, он стал учиться у Аммония Саккаса, у которого, кстати, учился и Плотин. Правда, не все ученые считают, что учеником Аммония был именно прославившийся впоследствии своим учением Ориген, но большинство серьезных исследователей, в числе которых и В.В. Болотов, убеждены, что это именно тот Ориген. Тем более что в его системе взглядов влияние неоплатонизма очень заметно.
..
Учение Оригена было осуждено V Вселенским Собором (553) как ересь, между тем его влияние на отцов Церкви и богословов, в православности которых никогда не было никаких сомнений, велико. Ориген ввел в богословие такие слова, как «Богочеловек» и «ипостась».

О том, что в учении Оригена православно, а что нет, как сказалось на его богословии увлечение философией Платона, а также как оригеновское «может быть» превратилось у его учеников в «только так и есть», рассказывает Виктор Петрович Лега на сайте Православие.Ру.
...

Комментарии (16)

Всего: 16 комментариев
  
0
Открытка.


Поздравляю с днём рождения Алексея Ильича Осипова!
Многая и благая лета Вам!

Наш Ильич:
Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области. По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса. В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии. В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям. В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. – профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. – звание заслуженного профессора.
http://lib.pravmir.ru/

Профессор земли Русской:

По словам митрополита Тихона Шевкунова: "Алексей Ильич — это великий человек. Вся эта "шарманка", которую вокруг него закрутили — то он неправильно верит в Причастие, то он неправильно верит в спасение, то неправильно верит в вечные муки. Не знаю, я не богослов и не дерзну я спорить с нашими великими богословами.
Я знаю, что это человек православнейший. Настоящий подвижник, прекрасный пример подвижнической жизни в миру, пример для монахов, пример для мирян, необычайная умница, необычайно совестливой души человек, принципиально отстаивающий свои убеждения. Остроумец. Гостеприимный хозяин. Нет таких добрых слов, которых бы я о нём не сказал."

Протодиакон Андрей считает, что "Алексей Ильич всю свою жизнь живёт в Церкви и служит Ей, и именно поэтому у него есть редко встречающееся сейчас качество: свобода во Христе. Она проявляется, в частности, в том, что он может позволить себе без вреда для своего духовного здоровья и своего церковного статуса говорить достаточно критические вещи о тех или иных моментах церковной истории, или церковной жизни."

Протоиерей Андрей Ткачёв считает, что Алексей Ильич Осипов "ничего не искал в этой жизни: ни славы, ни богатства, ни почестей, всего себя, как лимон, выжал на службу Церкви и отдал себя полностью преподаванию, профессорской деятельности, науке".

Протоиерей Димитрий Смирнов указал, что "с большим удовольствием слушает лекции Алексея Ильича Осипова на телеканале «Союз»".

Народный артист РФ Дмитрий Певцов высказался, о лекциях Алексея Ильича, так: "Сейчас благодаря совершенно замечательным лекциям профессора Богословия Алексея Осипова для меня наконец потихоньку открывается, что такое Христианство, что такое Православие, что такое смирение, что такое Любовь, кто Есть Иисус Христос и что Он сделал для нас, человеков".

...

Сейчас много появилось людей, возомнивших себя академиками и богословами такого уровня, что они способны обвинять в ереси преподавателей и профессоров Духовных школ у преподобного Сергия. Я считаю, что это, в принципе, тема полезная. Но, прежде чем троллить Осипова, хорошо бы для начала немного выйти на его уровень. Изучить Патрологию, Догматику, Нравственное и Догматическое богословие, историю Церкви, да Катехизис бы хотя бы для начала, и желательно (очень) в первоисточниках, на оригинальном языке. Если мы послушаем или почитаем Осипова, то мы увидим, что Алексей Ильич нигде не приводит своих мнений, он цитирует мнения святых и предлагает их для богословского обсуждения. Это лишь мнения. Они не навязываются как истина в последней инстанции никому. Что касается меня, то я мнения об апокастасисе не разделяю, так же как и плеяда других святых отцов, тем более, что это учение осуждено на соборе. На эту тему мною сказана проповедь уже давным давно и ложь провокаторов о каком-то придуманном конформизме и трусости высказать мною свою позицию по этой теме считаю необоснованной. Я отношусь к Осипову как святые отцы относились к своему учителю - Оригену. Ориген тоже высказывал еретические мнения, но не настаивал на их истинности в последней инстанции, поэтому эти мнения были осуждены, а почтение к Оригену осталось, ведь именно благодаря его наставлениям и обучению мы имеем великую плеяду Святых Отцов, не говоря уже о тех, кто через его огласительные беседы обратился ко Христу. Тема Оипова активно используется провокаторами. Есть определенные указания от диверсионной антиправославной школы - "использовать любые расхождения в мнениях среди православных, разжигать их, сталкивать православных между собой. Чем больший мы сможет посеять раскол и вражду среди православных, тем лучше, потому что наша задача - уничтожить эту секту, и когда они ослабеют от внутренних склок и разногласий - сделать это будет гораздо удобней."
Священник Алексий Есипов. 21 января 2015 г.
...
  
0
Больше читайте хороших книг.


Иногда говорят: главное — молиться и трудиться, а читать не обязательно, или даже вредно. Однако кому нравится собеседник, который только говорит, но не слушает и не слышит? Слушать никак не менее важно, чем говорить. В молитве мы говорим Богу. Он говорит с нами через Свое Слово, через святую Библию. Чтение Писания должно также входить в правило христианина, как и молитва. Великий молитвенник и подвижник прп. Серафим Саровский еженедельно прочитывал весь Новый Завет и говорил, что ум должен буквально плавать в Слове Божием. Народу нужно Слово Божие, а для разумения — его толкование.
/святитель Феофан Затворник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство по изучению Священного Писания. Книга первая./
  
0
~~~
А кто есть Личность? Думается, тот,
Кто с глубиною собственною дружит,
Кто до себя однажды донырнёт.
И не спешит выныривать наружу.

А на глуби́нах — чудо-жемчуга́,
Кораллы, рыбы — о́ку удивленье.
Блажен, кто оставляет берега,
Чтоб погрузиться в нерукотворенье.

Не полагай, что главное — нырнуть:
Нырянье не прогулка в чистом поле,
Одно Страданье знает верный путь,
И потому нет Личности без боли.


/26 октября 2005? cкит Ветро́во/



~~~

Премногие спаслись без прорицаний,
Без осияний, знамений, чудес.
Но все не обошлись без дарованья —
Смирения, что тоже — дар Небес.

Мы ничего почти уже не можем.
Мы — оболочки, некого винить.
Больны, горды, в страстях, и всё же, всё же,
Есть ещё время головы склонить.


~~~
Смири себя. И Бог тебя простит.
И узришь естество в ином звучанье,
И звёздный мир и дол сорастворит
В непостижимом таинстве молчанья.

Молчание, зовущее горЕ.
Великим ладом полнится творенье.
И в свете звёзд, и в чуткости дерев –
Во всём я узнаю Богоявленье.

Как близок Бог! Умом не разуметь.
Глаголом не коснуться дивной сути.
И только сердце не престанет петь,
Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден!

/Матюшин Роман‚ иеромонах/
  
0
Молитва преподобного Ефрема Сирина:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков.
Аминь
  
0
Бог -

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени Превечный,
Без лиц, в Трёх лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — Бог!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От Света твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, —
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты- Свет, откуда Свет истёк.
Создавый всё единым Словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют, —
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед тобой — как нощь пред днем.
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, — и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой — ничто.
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих Доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым никаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя Душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно есть и Ты!
Ты есть! — Природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты Есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где начал тварей Ты телесных,
Где кончил Ты духОв небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей Премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то Правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что Души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить дОлжно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной Радости теряться
И благодарны слезы лить.

/1780—1784, Гавриил Державин/
  
0
Нет рецепта богоугодной православной жизни.
Всякое ее внешнее проявление может оказаться фальшивым, всё зависит от состояния Души, трепетно предстоящей Богу.

/Иеромонах Серафим Роуз/
  
0
Верю я, что кроме суеты на Земле есть мир очарованья.

/Иван Бунин/
  
0
Вообще, теперь самое страшное, самое ужасное и позорное даже не сами ужасы и позоры, а то, что надо разъяснять их, спорить о том, хороши они или дурны.

/Иван Бунин: "Окаянные дни"/
  
0
Очень красивая икона современного письма, присланная мне в одном из телефонных чатов -


Симеон Богоприимец
  
0
Несмотря на официальное осуждение, труды Оригена не исчезают из Богословской библиографии.

Наблюдается изучение теолога в средневековых сочинениях - закономерно повышается интерес к циклической концепции времени и развитие других метафизических воззрений Оригена.
...
Владимир Соловьёв увлекался идеями Оригена, усвоил и применял во многих своих работах аллегорический метод Оригена. Интересную книгу об Оригене написал один из создателей церковно-исторической школы В. В. Болотов, проанализировав в ней учение Оригена о Троице. Об Оригене писали такие русские Богословы как Д. А. Лебедев, В. Н. Лосский, Л. П. Карсавин, Г. В. Флоровский и другие.
На оригеновские принципы Любви и раздора, выраженные соответственно в церковной и мирской историях, ссылался один из основателей славянофильства А. С. Хомяков.
Интересно отметить, что в 70-х годах XIX века, Оригеном увлекался русский писатель Н. С. Лесков, хлопотавший о переводе и издании на русском языке книги Оригена «О началах».
...
  
0
Епископ Венский и Австрийский Иларион: "Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного Предания" http://www.reshma.nov.ru/texts/illarion_isaak_sirin_eshatologia.htm

"...В своем богословском поиске Исаак Сирин, безусловно, зашел дальше, чем это позволяет традиционная христианская догматика, и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт. Но Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение – среди его предшественников, помимо упомянутых выше учителей Сирийской Церкви, был святитель Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа».

Учение Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24–28.

Свою трактовку учения Григория Нисского о всеобщем спасении предложил преподобный Максим Исповедник.

Из других древних Отцов Церкви идею всеобщего спасения, по-видимому, не исключал святитель Григорий Богослов, который, имплицитно ссылаясь на учение Григория Нисского об апокатастасисе, говорил о возможности толковать посмертное наказание грешников «более человеколюбиво и сообразно с достоинством Наказующего». В другом месте Григорий Богослов прямо говорит о том, что «Бог будет Все во всем во время восстановления (апокатастасиса)… когда мы сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его».
  
0
Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже, как система — это выражается в его полемическом труде, озаглавленном «Против Цельса», в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о Логосе:

Бог — это действующее Провидение;
Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш Есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он Есть Истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, чрез Который мы познаём Отца»;

Перечень сочинений Оригена включал около 2000 «книг» (в античном смысле слова, то есть частей). Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:

- «телесном» (буквальном)
- «душевном» (моральном)
- «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение.

Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «Богочеловек»).

Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей Благости в конечном счёте спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану (?).
  
0
Понятие Логоса. Взгляд стоиков (МДА, 1998-1999) —


  
0
Понятие о Логосе. Семинария 5 курс -


  
0
Учение о Троице -

В своей книге «О началах» Ориген признавал Иисуса Христа Единородным Сыном Бога и от Него рождённым, «однако без всякого начала».

Он также пишет: «Это Рождение — вечное и непрерывающее наподобие того, как Сияние рождается от Света. Ибо Сын, не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе».
  
0
«впрочем, сам читатель пусть тщательно обсудит и исследует то, что сказали мы относительно обращения ума в душу и прочее, что, по-видимому, относится к этому вопросу; а мы, со своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждения и изысканий».

«Мы скорее предложили читателю мысли для обсуждения, нежели дали положительное и определённое учение».

«Что касается нас, то это — не догматы; сказано же ради рассуждения, и нами отвергается: сказано это только затем, чтобы кому-нибудь не показалось, что возбуждённый вопрос не подвергнут обсуждению».
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites