29 марта. Преподобного Иоанна Лествичника. Мученика Савина.

16 марта по старому стилю / 29 марта по новому стилю
воскресенье
Неделя 4-я Великого поста. Глас 8-й.
Великий пост.
Пища с растительным маслом.

Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Мч. Савина (287). Мч. Папы (305–311).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (305–311). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).


Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – Евр., 314 зач., VI, 13–20. Мк., 40 зач., IX, 17–31. Прп.: Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа
Тропарь:
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да нас свободи́ши страсте́й,// Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак:
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́, и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, глас 1:
Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, глас 4:
На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,// наставниче Иоанне, отче наш.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евp.6:13–20; Мк.9:17–31)
В изречениях Своих о блаженствах (Мф.5:1–12) Господь изображает райское сердце.
В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.


Преподобный Иоанн Лествичник
Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го «Ле­стви­цей», по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на по­чти не со­хра­ни­лось све­де­ний. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он ро­дил­ся око­ло 570 го­да и был сы­ном свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, па­мять ко­то­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 ян­ва­ря. Шест­на­дца­ти лет от­рок Иоанн при­шел в Си­най­ский мо­на­стырь. На­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал ав­ва Мар­ти­рий. По­сле че­ты­рех лет пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той Иоанн Ле­ствич­ник был по­стри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при по­стри­ге, ав­ва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он станет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В те­че­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле смер­ти ав­вы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пу­стын­ное ме­сто, на­зы­ва­е­мое Фо­ла, где про­вел 40 лет в по­дви­ге без­мол­вия, по­ста, мо­лит­вы и по­ка­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в «Ле­стви­це» пре­по­доб­ный Иоанн так го­во­рит о сле­зах по­ка­я­ния: «Как огонь со­жи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чи­стая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, на­руж­ные и внут­рен­ние». Силь­на и дей­ствен­на бы­ла его свя­тая мо­лит­ва, об этом сви­де­тель­ству­ет при­мер из жи­тия угод­ни­ка Бо­жия.

У пре­по­доб­но­го Иоан­на был уче­ник, инок Мо­и­сей. Од­на­жды на­став­ник при­ка­зал сво­е­му уче­ни­ку на­но­сить в сад зем­ли для гря­док. Ис­пол­няя по­слу­ша­ние, инок Мо­и­сей из-за силь­но­го лет­не­го зноя при­лег от­дох­нуть под те­нью боль­шо­го уте­са. Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник на­хо­дил­ся в это вре­мя в сво­ей кел­лии и от­ды­хал по­сле мо­лит­вен­но­го тру­да. Вне­зап­но ему явил­ся муж по­чтен­но­го ви­да и, раз­бу­див свя­то­го по­движ­ни­ка, с упре­ком ска­зал: «По­че­му ты, Иоанн, спо­кой­но от­ды­ха­ешь здесь, а Мо­и­сей на­хо­дит­ся в опас­но­сти?» Пре­по­доб­ный Иоанн тот­час про­бу­дил­ся и стал мо­лить­ся за сво­е­го уче­ни­ка. Ко­гда его уче­ник воз­вра­тил­ся ве­че­ром, пре­по­доб­ный спро­сил, не слу­чи­лось ли с ним что-ли­бо пло­хое. Инок от­ве­тил: «Нет, но я под­верг­ся боль­шой опас­но­сти. Ме­ня ед­ва не раз­да­вил боль­шой об­ло­мок кам­ня, ото­рвав­ший­ся от уте­са, под ко­то­рым я в пол­день уснул. К сча­стью, мне пред­ста­ви­лось во сне, что ты зо­вешь ме­ня, я вско­чил и бро­сил­ся бе­жать, а в это вре­мя с шу­мом упал огром­ный ка­мень на то са­мое ме­сто, с ко­то­ро­го я убе­жал...»

Об об­ра­зе жиз­ни пре­по­доб­но­го Иоан­на из­вест­но, что пи­тал­ся он тем, что не за­пре­ща­лось уста­вом пост­ни­че­ской жиз­ни, но – уме­рен­но. Не про­во­дил но­чей без сна, хо­тя спал не бо­лее то­го, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния сил, чтобы непре­стан­ным бодр­ство­ва­ни­ем не по­гу­бить ума. «Я не по­стил­ся чрез­мер­но, – го­во­рит он сам о се­бе, – и не пре­да­вал­ся уси­лен­но­му ноч­но­му бде­нию, не ле­жал на зем­ле, но сми­рял­ся..., и Гос­подь ско­ро спас ме­ня». При­ме­ча­те­лен сле­ду­ю­щий при­мер сми­ре­ния пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Ода­рен­ный вы­со­ким про­ни­ца­тель­ным умом, умуд­рен­ный глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том, он с лю­бо­вью по­учал всех при­хо­див­ших к нему, ру­ко­во­дя их к спа­се­нию. Но ко­гда яви­лись неко­то­рые, по за­ви­сти упре­кав­шие его в мно­го­сло­вии, ко­то­рое они объ­яс­ня­ли тще­сла­ви­ем, то пре­по­доб­ный Иоанн на­ло­жил на се­бя мол­ча­ние, чтобы не по­да­вать по­во­да к осуж­де­нию, и без­молв­ство­вал в те­че­ние го­да. За­вист­ни­ки осо­зна­ли свое за­блуж­де­ние и са­ми об­ра­ти­лись к по­движ­ни­ку с прось­бой не ли­шать их ду­хов­ной поль­зы со­бе­се­до­ва­ния.

Скры­вая свои по­дви­ги от лю­дей, пре­по­доб­ный Иоанн ино­гда уеди­нял­ся в пе­ще­ре, но сла­ва о его свя­то­сти рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы ме­ста по­дви­гов, и к нему непре­стан­но при­хо­ди­ли по­се­ти­те­ли всех зва­ний и со­сто­я­ний, жаж­дав­шие услы­шать сло­во на­зи­да­ния и спа­се­ния. В воз­расте 75-ти лет, по­сле со­ро­ка­лет­не­го по­движ­ни­че­ства в уеди­не­нии, пре­по­доб­ный был из­бран игу­ме­ном Си­най­ской оби­те­ли. Око­ло че­ты­рех лет управ­лял пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник свя­той оби­те­лью Си­ная. Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го к кон­цу его жиз­ни бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний.

Во вре­мя управ­ле­ния мо­на­сты­рем по прось­бе свя­то­го Иоан­на, игу­ме­на Ра­иф­ско­го мо­на­сты­ря (па­мять в Сыр­ную суб­бо­ту), и бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ны­ми зна­ме­ни­тая «Ле­стви­ца» – ру­ко­вод­ство для вос­хож­де­ния к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Зная о муд­ро­сти и ду­хов­ных да­ро­ва­ни­ях пре­по­доб­но­го, Ра­иф­ский игу­мен от ли­ца всех ино­ков сво­ей оби­те­ли про­сил на­пи­сать для них «ис­тин­ное ру­ко­вод­ство для по­сле­ду­ю­щих неуклон­но, и как бы ле­стви­цу утвер­жде­ну, ко­то­рая же­ла­ю­щих воз­во­дит до Небес­ных врат...» Пре­по­доб­ный Иоанн, от­ли­чав­ший­ся скром­ным о се­бе мне­ни­ем, сна­ча­ла сму­тил­ся, но за­тем из по­слу­ша­ния при­сту­пил к ис­пол­не­нию прось­бы ра­иф­ских ино­ков. Свое тво­ре­ние пре­по­доб­ный так и на­звал – «Ле­стви­ца», объ­яс­няя на­зва­ние сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Со­ору­дил я ле­стви­цу вос­хож­де­ния... от зем­но­го во свя­тая... во об­раз трид­ца­ти лет Гос­под­ня со­вер­шен­но­ле­тия, зна­ме­на­тель­но со­ору­дил ле­стви­цу из 30 сте­пе­ней, по ко­то­рой, до­стиг­нув Гос­под­ня воз­рас­та, ока­жем­ся пра­вед­ны­ми и без­опас­ны­ми от па­де­ния». Цель это­го тво­ре­ния – на­учить, что до­сти­же­ние спа­се­ния тре­бу­ет от че­ло­ве­ка нелег­ко­го са­мо­от­вер­же­ния и уси­лен­ных по­дви­гов. «Ле­стви­ца» пред­по­ла­га­ет, во-пер­вых, очи­ще­ние гре­хов­ной нечи­сто­ты, ис­ко­ре­не­ние по­ро­ков и стра­стей в вет­хом че­ло­ве­ке; во-вто­рых, вос­ста­нов­ле­ние в че­ло­ве­ке об­ра­за Бо­жия. Хо­тя кни­га бы­ла на­пи­са­на для ино­ков, лю­бой хри­сти­а­нин, жи­ву­щий в ми­ру, по­лу­ча­ет в ней на­деж­но­го пу­те­во­ди­те­ля для вос­хож­де­ния к Бо­гу, и стол­пы ду­хов­ной жиз­ни – пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), Сер­гий Ра­до­неж­ский (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля), Иосиф Во­ло­ко­лам­ский (па­мять 9 сен­тяб­ря и 18 ок­тяб­ря) и дру­гие – ссы­ла­лись в сво­их на­став­ле­ни­ях на «Ле­стви­цу» как на луч­шую кни­гу для спа­си­тель­но­го ру­ко­вод­ства.

Со­дер­жа­ние од­ной из сте­пе­ней «Ле­стви­цы» (22-я) рас­кры­ва­ет по­двиг ис­треб­ле­ния тще­сла­вия. Пре­по­доб­ный Иоанн пи­шет: «Тще­сла­вие вы­ска­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Ко­гда, на­при­мер, хра­ню пост – тще­слав­люсь, и ко­гда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пи­щу, опять тще­слав­люсь – бла­го­ра­зу­ми­ем. Одев­шись в свет­лую одеж­ду, по­беж­да­юсь лю­бо­че­сти­ем и, пе­ре­одев­шись в ху­дую, тще­слав­люсь. Го­во­рить ли ста­ну – по­па­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли за­хо­чу, опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни это тер­ние, оно всё станет спи­ца­ми квер­ху. Тще­слав­ный... на взгляд чтит Бо­га, а на де­ле бо­лее ста­ра­ет­ся уго­дить лю­дям, чем Бо­гу... Лю­ди вы­со­ко­го ду­ха сно­сят оби­ду бла­го­душ­но и охот­но, а слу­шать по­хва­лы и не ощу­щать ни­ка­кой при­ят­но­сти мо­гут толь­ко свя­тые и непо­роч­ные... Ко­гда услы­шишь, что ближ­ний или друг твой в гла­за или за гла­за зло­сло­вит те­бя, по­хва­ли и по­лю­би его... Не тот по­ка­зы­ва­ет сми­ре­ние, кто сам се­бя бра­нит: как быть неснос­ным са­мо­му се­бе? Но кто, обес­че­щен­ный дру­гим, не умень­ша­ет сво­ей люб­ви к нему... Кто пре­воз­но­сит­ся при­род­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми — счаст­ли­вым умом, вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­стью, чте­ни­ем, при­ят­ным про­из­но­ше­ни­ем и дру­ги­ми по­доб­ны­ми ка­че­ства­ми, ко­то­рые лег­ко при­об­ре­та­ют­ся, тот ни­ко­гда не при­об­ре­та­ет да­ров сверхъ­есте­ствен­ных. Ибо кто в ма­лом не ве­рен, тот и во мно­гом бу­дет не ве­рен и тще­сла­вен. Ча­сто слу­ча­ет­ся, что Сам Бог сми­ря­ет тще­слав­ных, на­сы­лая неожи­дан­ное бес­че­стие... Ес­ли мо­лит­ва не ис­тре­бит тще­слав­но­го по­мыс­ла, при­ве­дем на мысль ис­ход ду­ши из этой жиз­ни. Ес­ли и это не по­мо­жет, устра­шим его по­зо­ром Страш­но­го су­да. «Воз­но­сяй­ся сми­рит­ся» да­же здесь, преж­де бу­ду­ще­го ве­ка. Ко­гда хва­ли­те­ли, или луч­ше – льсте­цы, нач­нут хва­лить нас, тот­час при­ве­дем се­бе на па­мять все без­за­ко­ния свои и най­дем, что во­все не сто­им мы то­го, что нам при­пи­сы­ва­ют».

Этот и дру­гие при­ме­ры, на­хо­дя­щи­е­ся в «Ле­стви­це», слу­жат об­раз­цом той свя­той рев­но­сти о сво­ем спа­се­нии, ко­то­рая необ­хо­ди­ма каж­до­му че­ло­ве­ку, же­ла­ю­ще­му жить бла­го­че­сти­во, а пись­мен­ное из­ло­же­ние его мыс­лей, со­став­ля­ю­щих плод мно­гих и утон­чен­ных на­блю­де­ний его над сво­ей ду­шою и глу­бо­ко­го ду­хов­но­го опы­та, яв­ля­ет­ся ру­ко­вод­ством и ве­ли­ким по­со­би­ем на пу­ти к ис­тине и доб­ру.

Сте­пе­ни «Ле­стви­цы» – это пре­хож­де­ние из си­лы в си­лу на пу­ти стрем­ле­ния че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ству, ко­то­рое не вдруг, но толь­ко по­сте­пен­но мо­жет быть до­сти­га­е­мо, ибо, по сло­ву Спа­си­те­ля, «Цар­ство Небес­ное си­лою бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его» (Мф.11:12).

Мч. Савин Гермопольский. Русь. XVI
Город Гермополь в Египте был отечеством мученика Савина. Святой славился во всей стране и был правителем в своем городе. По причине гонения, воздвигнутого на христиан в царствование Диоклитиана, когда многие христиане были мучимы и умерщвляемы, святый Савин тайно ушел из Гермополя, укрывшись в одном отдаленном селении вместе с прочими христианами. Поселившись в небольшом доме, он проводил в посте и молитвах все дни и ночи.

Служители же идолов ревностно искали правителя Гермопольского, чтобы подвергнуть его мучениям, но нигде не находили. Но вот один нищий, приходивший за милостынею к блаженному Савину и получавший из рук его все потребное, взяв пример с предателя Иуды, пришел к язычникам и сказал: “Что дадите мне, чтобы я показал вам Савина?” Они дали ему две златницы. Затем пошли за ним, дошли до дома, где жил святой, окружили его и постучали в дверь. В это время со святым Савином было шесть христиан. Подумав, что это пришел кто-либо из братий, они открыли дверь.

Тогда язычники быстро вошли в дом, взяли всех и связали. Святого же Савина связали двумя тяжелыми цепями и затем привели на суд к игемону той страны, именем Ариану.

Святого Савина долго расспрашивали и много раз принуждали к принесению жертвы идолам. Но он не отвергся Христа. Вследствие этого он был жестоко мучим. Его терзали острым железом, жгли огнем, но святой все стерпел ради своего Господа. Ничего не добившись, мучители утопили святого Савина в реке Нил.

Так неколебимый мученик окончил свой подвиг и отошел к Подвигоположнику Христу, чтобы принять от Него венец победы. Смерть святого последовала в 287 году.

Вместе с ним были мучимы и прочие шесть христиан; и они награждены были от Господа на небеси одинаковой с Савином славой. Церковь прославляет мученика Савина как “заблудших наставника, молитвенника грешников”, “источника чудес приснотекущего, подвижника добляго”.

Святитель Серапион Новгородский
Святитель Серапион Новгородский, Ро­дил­ся в под­мос­ков­ном се­ле Пе­хор­ке и с юных лет стре­мил­ся к ино­че­ству. По во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак, при­нял сан свя­щен­ства, но через год ов­до­вел и при­нял по­стри­же­ние в Ду­бен­ском Успен­ском мо­на­сты­ре. За доб­ро­де­тель­ную жизнь был из­бран игу­ме­ном оби­те­ли и так мно­го по­тру­дил­ся для нее, что впо­след­ствии она ста­ла на­зы­вать­ся его име­нем – Се­ра­пи­о­но­вой пу­сты­нью.

Же­лая пре­дать­ся бо­лее стро­гим по­дви­гам, свя­той сла­га­ет с се­бя на­сто­я­тель­ство и пе­ре­хо­дит в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, в ко­то­рой в 1495 г. ста­но­вит­ся игу­ме­ном. Свя­той поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча, и из­вест­но, что по его хо­да­тай­ству он по­ми­ло­вал тро­их осуж­ден­ных на смерт­ную казнь бо­ярынь.

При­сут­ствуя на Со­бо­ре (1504 г.), свя­ти­тель го­ря­чо от­ста­и­вал цер­ков­ные и мо­на­стыр­ские име­ния как сред­ство бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

В 1506 г. хи­ро­то­ни­сан в ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Во вре­мя боль­шо­го по­жа­ра в Нов­го­ро­де, в 1508 г., свя­ти­тель сво­и­ми слез­ны­ми мо­лит­ва­ми умо­лил Гос­по­да о его пре­кра­ще­нии.

Мно­го бед пе­ре­нес свя­ти­тель Се­ра­пи­он: в 1509 г. он был ли­шен ка­фед­ры и со­слан в мос­ков­ский Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь. В 1511 г. св. Се­ра­пи­он пе­ре­се­ля­ет­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, где в непре­стан­ном по­дви­ге бо­го­мыс­лия и мо­лит­вы про­во­дит по­след­ние го­ды жиз­ни, спо­до­бив­шись от Гос­по­да да­ра про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния.

При­няв схи­му, свя­ти­тель мир­но скон­чал­ся 16 мар­та 1516 г. Нетлен­ные мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны 7 ап­ре­ля 1517 г. и до­ныне по­чи­ва­ют под спу­дом в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те у Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре.

Гос­подь про­сла­вил сво­е­го угод­ни­ка да­ром чу­до­тво­ре­ния как при жиз­ни, так и по смер­ти: од­на­жды в празд­ник Успе­ния свя­ти­тель ис­це­лил хро­мо­го, ко­то­рый мно­го лет пол­зал на но­гах и ру­ках, опи­ра­ясь на де­ре­вяш­ки.

В 1608 г., во вре­мя оса­ды Лав­ры по­ля­ка­ми, мно­гие ино­ки и ми­ряне ви­де­ли его в свя­ти­тель­ском об­ла­че­нии, при­шед­ше­го в храм по­мо­лить­ся о сво­ей оби­те­ли.

Святой мученик Папа
Святой мученик Папа жил в городе Ларанде (Малая Азия) в царствование Максимиана (305–311). Его судили и пытали за веру во Христа, затем в сапогах со вбитыми внутрь острием гвоздями вели для повторного суда в город Диокесарию и далее в Селевкию Исаврийскую. Святой Папа скончался привязанным к бесплодному дереву, которое стало плодоносить.

Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт
Свя­тые му­че­ни­ки Тро­фим и Фал, род­ные бра­тья-пре­сви­те­ры, слу­жи­ли в Ла­оди­кии Ка­рий­ской. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) и его со­пра­ви­те­ле Мак­си­ми­ане (284–305) бра­тья бы­ли взя­ты под стра­жу и пред­ста­ли пе­ред пра­ви­те­лем Ас­кли­пи­о­до­том. Он ве­лел по­бить свя­тых бра­тьев кам­ня­ми, но кам­ни, ко­то­рые бро­са­ли в свя­тых, ле­те­ли на­зад и по­ра­жа­ли тех, кто их бро­сал. По­сле вто­рич­но­го до­про­са свя­тые бра­тья бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­пя­тию. Идя на казнь, они про­слав­ля­ли Бо­га за то, что спо­до­би­лись, как и Спа­си­тель, крест­ной смер­ти. Див­ные сви­де­те­ли Бо­жии, и ви­ся на кре­сте, про­дол­жа­ли свою про­по­ведь, а их му­же­ствен­ная мать сто­я­ла у под­но­жья кре­стов. Од­на иуде­ян­ка, по­кло­нив­шись свя­тым, вос­клик­ну­ла: «Бла­жен­ны ма­те­ри, ро­див­шие та­ких сы­но­вей». Ко­гда му­че­ни­ки пре­да­ли свой дух Бо­гу, тю­рем­ный страж рас­ска­зал, что ви­дел ду­ши свя­тых бра­тьев, воз­но­сив­ши­е­ся на небо в со­про­вож­де­нии трех Ан­ге­лов. На­род всю ночь не от­хо­дил от тел свя­тых му­че­ни­ков. Утром на ме­сто каз­ни при­шла же­на му­чи­те­ля Ас­кли­пи­о­до­та с бла­го­во­ни­я­ми и дра­го­цен­ным по­кро­вом. Она рас­ска­за­ла на­ро­ду, что но­чью ви­де­ла во сне свя­тых му­че­ни­ков и Ан­ге­лов, по­слан­ных для на­ка­за­ния ее му­жа.

Мать му­че­ни­ков и два хри­сти­а­ни­на, по име­ни Зо­си­ма и Ар­те­мий, по­хо­ро­ни­ли свя­тых бра­тьев в их род­ном го­ро­де Стра­то­ни­ке. Му­чи­тель же Ас­кли­пи­о­дот вско­ре за­бо­лел и умер ужас­ной смер­тью.

Святой Аристовул, апостол от 70
Святой апостол из 70-ти Аристовул, епископ Вританийский (Британский), родился на Кипре. Вместе со своим братом, святым апостолом из 70-ти Варнавой, он сопровождал святого апостола Павла в его путешествиях. Святой Аристовул упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 10). Апостол Павел поставил святого Аристовула во епископа и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался святой Аристовул в Британии. Память его также 31 октября и 4 января в Соборе 70 апостолов.

Священномученик Александр, папа Римский, занимал папский престол в течение 10 лет. Он был заживо сожжен 3 мая 119 года по повелению императора Адриана (117–138).

Священномученик Иулиан Аназарвский пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при императоре Максимиане Галерии (305–311). Мощи его при святителе Иоанне Златоусте (407) прославились чудесами. Святитель Иоанн Златоуст говорит о мученике в 47-й беседе.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites