26 марта. Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского. Мученицы Христины Персидской.

13 марта по старому стилю / 26 марта по новому стилю
четверг
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846).
Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера.
Сщмч. Николая Попова пресвитера (1919); сщмч. Григория Поспелова пресвитера (1921); сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938).


На 6-м часе: Ис. XXVIII, 14–22. На веч.: Быт. X, 32 – XI, 9. Притч. XIII, 20 – XIV, 6.

Кондак святителя Никифора, глас 1:

Лик патриаршеский святую твою память/ хвалами и песньми, Никифоре, чествует,/ в преложении бо прият душу твою, славне./ Тем днесь честная Церковь, величающи Христа Царя,// славит Единаго Человеколюбца.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Иже щадит жезл свой, ненавидит сына...: любяй же наказует прилеж­но» (Притч.13:25).
Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползно­вений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре.

Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья. Даже наука будто бы без этого нейдет. Что же это должно быть за наука такая?


Свт. Никифор Константинопольский
Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740–775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.

В царствование Льва IV (775–780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780–797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь все более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.

В царствование императора Никифора I (802–811), после кончины святого Патриарха Тарасия (784–806), святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. При императоре Льве V Армянине (813–820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на Православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой Патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить Православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы Патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и его предшественников-блаженнопочивших Патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании.

13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ХРИСТИНА
Святая мученица Христина жила на рубеже II–III веков в Тире Финикийском при императоре Септимии Севере (194–211). Отцом ее был могущественный военачальник-язычник по имени Урван. Ревниво охраняя ослепительную красоту дочери, он заточил ее в высокой башне, где ей прислуживали множество рабынь и она могла наслаждаться всеми благами роскоши и богатства. В этой башне Урван разместил статуи богов, украшенные драгоценностями, чтобы дочь могла им поклоняться.

Хотя дева и оставалась взаперти, без всякой связи с миром, благодать Божия посетила Христину и породила в ее душе стремление к познанию истины. Своим правдивым умом она осознала, что бездушные изваяния – творение рук человеческих – никак не могут быть божествами, и, созерцая в окне красоту неба, земли и всех чудес природы, она пришла к заключению, что настолько прекрасная гармония может быть творением только единого Бога и Создателя, бесконечно мудрого. Тогда к деве был послан ангел Господень, наставивший ее в том, что она смутно чувствовала сердцем, – в тайнах Божества и творения. Так, стяжав свет истины и исполнившись ревностной любви к Богу, Христина посвятила жизнь посту и молитве.

Когда родители пришли навестить ее и предложили поклониться идолам, она ответила твердым отказом, объявив, что теперь следует за Христом – истинным Светом, пришедшим в мир. Она отвергла все уговоры отца и попросила дать ей белоснежную рубашку, чтобы принести духовную жертву Богу, Единому в трех Лицах. Урбан исполнил просьбу дочери, не понимая ее сути. Когда Христина погрузилась в молитву, явился ангел, приветствуя ее как невесту Христову, и объявил о предстоящих ей испытаниях, которыми она восславит Господа. Прежде чем удалиться, он отметил деву печатью Христа, благословил и насытил небесным хлебом.

Ночью святая топором изрубила все статуи в башне и пошла раздавать обломки серебра и золота бедным. Увидев это на следующее утро, Урван страшно разгневался и велел обезглавить рабынь Христины, а дочь подвергнуть бичеванию. Двенадцать солдат до изнеможения секли деву, но Христина силой благодати оставалась неколебимой, исповедуя Христа и обвиняя отца. Урван велел бросить ее в тюрьму, заковав в тяжелые цепи, и ушел. Его жена в слезах посетила темницу, чтобы упросить Христину подчиниться и тем самым сохранить жизнь. Но и эти уговоры не принесли результата.

На другой день Христина была вновь подвергнута пытке. Сперва ей разрывали плоть, а затем привязали к колесу и подвесили над пылающим очагом, но по ее молитве Господь угасил пламя. Вновь отосланная в тюрьму, она удостоилась посещения трех ангелов, которые доставили ей пищу и исцелили раны.

Ночью Урван прислал пятерых рабов. Они схватили святую, привязали ей на шею тяжелый камень и бросили в море. Но и тут ангелы пришли на помощь мученице: они отвязали камень, и Христина пошла по водам как посуху. С небес спустилось сияющее облако – и явился Христос, облаченный в драгоценные царские одежды и окруженный сонмом ангелов, которые славили Господа песнопениями и наполняли воздух нежным благоуханием фимиама. Исполняя желание святой, Христос Сам крестил ее в водах моря, а затем вверил архангелу Михаилу, который сопроводил Христину на сушу и в родительский дом.

Обнаружив, что девушка уцелела, несмотря на все покушения убить ее, Урван приказал на следующий день обезглавить ее. Но той же ночью он скончался плачевным образом.

Пост Урвана занял новый магистрат Дион. Ознакомившись с делом, он призвал святую и велел подвергнуть пытке. Она держалась стойко. Тогда он велел остричь ей волосы и провести нагой по всему городу, чтобы покрыть позором. На следующий день мученица сделала вид, будто соглашается исполнить требование Диона и хочет поклониться статуе Аполлона. Придя в храм, она взмолилась истинному Богу и приказала статуе пройти сорок шагов. Однако даже такое чудо не обратило Диона. Тогда святая, призвав имя Божие, опрокинула статую и разбила на куски. Три тысячи язычников, свидетелей чуда, обратились ко Христу.

Дион не пережил такого поражения и вскоре умер, а его место занял новый правитель, Юлиан. Он заключил святую в раскаленную печь. Мученица провела там пять дней, на протяжении которых пела хвалебные гимны Господу вместе с ангелами. Тогда правитель велел бросить ее в ров, полный диких зверей и ядовитых гадов, но и там рабы Божией не коснулось никакое зло: аспиды свернулись у ее ног, словно желая ей поклониться, а змеи нежно утирали пот с ее лба. Один лишь Юлиан оказался более свирепым, чем хищные твари, и упорствовал в ненависти к мученице. Он приказал отсечь ей груди, из которых хлынули кровь и молоко, а затем вырвать язык. После всех мучений два воина пронзили копьями сердце и бок святой, даровав ей венец нетленной победы и вечное блаженство в созерцании Небесного Жениха.

После скорой гибели тирана один из родственников Христины, который обратился благодаря ее чудесам, упокоил тело святой в церкви, возведенной в память о ней.

Савин Ермопольский (Египетский)
Свя­той му­че­ник Са­вин был пра­ви­те­лем еги­пет­ско­го го­ро­да Гер­мо­по­ля. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) свя­той Са­вин вме­сте со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми скрыл­ся в от­да­лен­ной де­ревне. Но его ме­сто­пре­бы­ва­ние от­крыл за две зо­ло­тые мо­не­ты один небла­го­дар­ный ни­щий, ко­то­ро­му свя­той по­сто­ян­но по­мо­гал день­га­ми и кор­мил. Вме­сте с ше­стью дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми Са­вин был схва­чен, и по­сле ис­тя­за­ний их всех уто­пи­ли в Ни­ле († 287).

Святой мученик Александр был пресвитером в городе Пидне, недалеко от Солуни. Своей проповедью святой обратил многих язычников в христианство. Во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии (305–311) святой Александр был подвергнут жестоким истязаниям, а затем обезглавлен.

Свя­той му­че­ник Те­рен­тий и его дру­жи­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Им­пе­ра­тор из­дал указ, в ко­то­ром по­ве­ле­ва­лось всем под­дан­ным при­но­сить жерт­вы язы­че­ским идо­лам.

Ко­гда этот указ по­лу­чил пра­ви­тель Аф­ри­ки Фор­ту­на­ти­ан, он со­звал на­род на пло­ща­ди, по­ка­зал страш­ные ору­дия пы­ток и объ­явил, что все без ис­клю­че­ния долж­ны при­не­сти жерт­вы идо­лам. Мно­гие, ис­пу­гав­шись му­че­ний, со­гла­си­лись, но со­рок хри­сти­ан во гла­ве со свя­тым Те­рен­ти­ем му­же­ствен­но за­яви­ли о сво­ей вер­но­сти Спа­си­те­лю. Фор­ту­на­ти­ан уди­вил­ся их сме­ло­сти и спро­сил, как они, ра­зум­ные лю­ди, мо­гут ис­по­ве­до­вать Бо­гом То­го, Кто был рас­пят иуде­я­ми как зло­дей. В от­вет на это свя­той Те­рен­тий сме­ло от­ве­тил, что они ве­ру­ют в Спа­си­те­ля, доб­ро­воль­но пре­тер­пев­ше­го Крест­ную смерть и в тре­тий день Вос­крес­ше­го. Фор­ту­на­ти­ан по­нял, что Те­рен­тий сво­им при­ме­ром во­оду­шев­ля­ет дру­гих, и ве­лел за­то­чить его в тем­ни­цу вме­сте с тре­мя его бли­жай­ши­ми дру­зья­ми – Аф­ри­ка­ном, Мак­си­мом и Пом­пи­ем. Осталь­ных му­че­ни­ков, в том чис­ле Зи­но­на, Алек­санд­ра и Фе­о­до­ра, Фор­ту­на­ти­ан ре­шил при­ну­дить к от­ре­че­нию от Хри­ста. Од­на­ко ни уго­во­ры, ни страш­ные му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли свя­тых му­че­ни­ков: их жгли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, по­ли­ва­ли ра­ны ук­су­сом, рас­ти­ра­ли со­лью, стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Несмот­ря на стра­да­ния, свя­тые не ос­ла­бе­ва­ли в ис­по­ве­да­нии Хри­ста, и Гос­подь укреп­лял их.

Фор­ту­на­ти­ан ве­лел при­ве­сти стра­даль­цев в храм и еще раз пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы воз­зва­ли к Бо­гу: «Бо­же Все­силь­ный, про­лив­ший неко­гда огонь на Со­дом за без­за­ко­ние его, ра­зо­ри и ныне этот нече­сти­вый храм идоль­ский, ра­ди ис­ти­ны Тво­ей». Идо­лы упа­ли с гро­хо­том и рас­сы­па­лись, а за­тем раз­ру­шил­ся весь храм. Разъ­ярен­ный пра­ви­тель при­ка­зал каз­нить их. Му­че­ни­ки, сла­вя Бо­га, пре­кло­ни­ли свои го­ло­вы под меч па­ла­ча.

По­сле каз­ни 36 му­че­ни­ков Фор­ту­на­ти­ан при­звал к се­бе Те­рен­тия, Мак­си­ма, Аф­ри­ка­на и Пом­пия, по­ка­зал им каз­нен­ных и сно­ва пред­ло­жил при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Пра­ви­тель на­ло­жил на них тя­же­лые око­вы и при­ка­зал мо­рить в тем­ни­це го­ло­дом. Но­чью Ан­гел Гос­по­день снял с му­че­ни­ков око­вы и на­пи­тал их. На­ут­ро стра­жа на­шла свя­тых бод­ры­ми и пол­ны­ми сил. То­гда Фор­ту­на­ти­ан при­ка­зал волх­вам и за­кли­на­те­лям на­ве­сти в тем­ни­цу змей и вся­ких га­дов. Стра­жи через от­вер­стие в кры­ше за­гля­ну­ли в тем­ни­цу и уви­де­ли нев­ре­ди­мых му­че­ни­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, а змеи пол­за­ли у их ног. Ко­гда за­кли­на­те­ли, ис­пол­няя при­ка­за­ние, от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, змеи, не слу­шая за­кли­на­ний, бро­си­лись на них и ста­ли жа­лить. Разъ­ярен­ный Фор­ту­на­ти­ан по­ве­лел обез­гла­вить свя­тых му­че­ни­ков. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и по­греб­ли с че­стью за го­ро­дом.

Преподобный Анин пресвитер родился в Халкидоне в христианской семье. После смерти родителей он в пятнадцатилетнем возрасте удалился в монастырь, где принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни, где река Евфрат отделяла Сирию от Персии. Там он повстречал старца Маиума и поселился вместе с ним. Оба подвижника проводили очень строгую жизнь. Во всю Святую Четыредесятницу они ничего не вкушали, наслаждаясь и радуясь о пище духовной. Святой Анин ежедневно издалека носил питьевую воду. Однажды он вернулся с полными кувшинами ранее обыкновенного, ибо Ангел наполнил сосуды водой. Старец Маиум понял, что его ученик достиг высокого духовного совершенства, и просил святого Анина быть его наставником, но тот по своему смирению отказался. Впоследствии старец переселился в монастырь, а святой Анин остался один в пустыне.

Постоянными подвигами святой победил в себе страсти и удостоился дара исцелений и прозорливости. Даже дикие звери повиновались и служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Молва о святом распространилась по всей округе, и к нему стали приходить больные и одержимые злыми духами, прося исцеления. Вокруг святого собралось также несколько учеников. Один раз, на семнадцатом году его подвижничества, к святому пришли несколько человек и просили чем-нибудь утолить жажду. Надеясь на силу Божию, преподобный послал одного из учеников к высохшему колодцу. Чудом Божиим колодец наполнился доверху, и этой воды хватило на много дней. Когда вода кончилась, преподобный не дерзнул снова просить чуда Божия для себя, а стал ночами сам носить воду из Евфрата. Епископ Неокесарийский Маврикий неоднократно посещал преподобного и посвятил его во пресвитера, хотя смиренный подвижник не решался принять священный сан. Узнав, что святой сам издалека носит воду, епископ Патрикий дважды дарил ему ослов, однако преподобный каждый раз отдавал их бедным и продолжал носить воду сам. Тогда епископ велел выкопать большой колодец, который время от времени наполняли, пригоняя ослов из города.

Святой Анин прозрел о желании одного монаха-столпника, подвизавшегося далеко от него, сойти со столпа, чтобы пожаловаться в суд на разбойника, ранившего его камнем. Святой Анин написал столпнику письмо, наставляя его не делать задуманного. Письмо преподобного было доставлено столпнику прирученным львом и вразумило его.

Одна благочестивая женщина, заболев, отправилась к преподобному Анину просить его молитв. На пути ее встретил разбойник. Не найдя у женщины денег, он решил сотворить насилие и стал принуждать ее ко греху. Женщина призвала на помощь преподобного и воскликнула: «Святый Анине, помоги мне!» На разбойника внезапно напал ужас, и он отпустил женщину. Придя к преподобному, женщина рассказала ему обо всем и получила исцеление. Раскаявшийся разбойник тоже пришел к преподобному, принял Крещение и постригся в монахи. Копье, которое он воткнул в землю, намереваясь совершить насилие, проросло в мощный дуб.

Глубоким старцем 110 лет святой предсказал время своей кончины и указал собравшейся братии своего преемника по игуменству.

Перед кончиной святой Анин беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором. Со словами: «Господи, приими дух мой», – святой отошел ко Господу.

Свя­щен­ник Гри­го­рий По­спе­лов. 1917 год
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 12 де­каб­ря 1877 го­да в се­мье пев­че­го При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы в Санкт-Пе­тер­бур­ге Иоан­на По­спе­ло­ва, ко­то­рый впо­след­ствии был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­кон­чил свою жизнь диа­ко­ном Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви в Крон­штад­те. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Гри­го­рий по­лу­чил в Алек­сан­дро-Нев­ском ду­хов­ном учи­ли­ще в Санкт-Пе­тер­бур­ге, за­тем в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду. В этом же го­ду скон­чал­ся его отец, и 11 июня 1900 го­да Гри­го­рий Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви. Кро­ме уча­стия в бо­го­слу­же­ни­ях, отец Гри­го­рий был за­ко­но­учи­те­лем в Пор­то­вой шко­ле, в на­чаль­ной шко­ле при Крон­штадт­ской го­род­ской по­ли­ции, а так­же в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле при Свя­то-Тро­иц­ком Об­ще­стве трез­во­сти. В 1905 го­ду при Об­ще­стве был вы­стро­ен мо­лит­вен­ный дом. С 1909 го­да Свя­то-Тро­иц­кое Об­ще­ство трез­во­сти бы­ло при­пи­са­но к Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви. В 1913 го­ду был освя­щен вновь по­стро­ен­ный ве­ли­че­ствен­ный со­бор во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, и отец Гри­го­рий стал слу­жить диа­ко­ном и здесь.
Мо­лит­вен­ный дом Об­ще­ства трез­во­сти сво­и­ми бо­го­слу­же­ни­я­ми и устра­и­ва­е­мы­ми в нем чте­ни­я­ми, в ко­то­рых ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал диа­кон Гри­го­рий По­спе­лов, при­вле­кал по вос­кре­се­ньям до ты­ся­чи че­ло­век, в ос­нов­ном ра­бо­чих Крон­штадт­ско­го пор­та. Цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла при Об­ще­стве бы­ла от­кры­та в 1908 го­ду. По­на­ча­лу шко­ла тес­ни­лась в неболь­шом по­ме­ще­нии, ко­то­рое арен­до­ва­ли чле­ны Об­ще­ства, но за­тем бы­ло вы­стро­е­но но­вое зда­ние, в его стро­и­тель­стве ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал диа­кон Гри­го­рий.

В 1908 го­ду диа­кон Гри­го­рий был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ру­ко­во­ди­те­ля Свя­то-Тро­иц­ко­го Об­ще­ства трез­во­сти, а в 1917 го­ду — его ру­ко­во­ди­те­лем. В 1917 го­ду по­сле ухо­да за штат од­но­го из свя­щен­ни­ков Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра Об­ще­ство трез­во­сти ста­ло хо­да­тай­ство­вать пе­ред ду­хов­ным на­чаль­ством, чтобы на эту ва­кан­сию был ру­ко­по­ло­жен диа­кон Гри­го­рий. 15 ок­тяб­ря 1917 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бо­го­яв­лен­ско­му со­бо­ру. Вско­ре по­сле на­ча­ла сво­е­го свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В мар­те 1921 го­да мат­ро­сы Крон­штадт­ско­го гар­ни­зо­на под­ня­ли вос­ста­ние про­тив боль­ше­ви­ков. По­сле бо­ев и пер­вых жертв про­то­и­е­рей Гри­го­рий был при­гла­шен от­петь уби­тых. Боль­ше­ви­ки, по­да­вив вос­ста­ние, при­сту­пи­ли к обыс­кам и аре­стам, и 25 мар­та в квар­ти­ре от­ца Гри­го­рия со­сто­ял­ся обыск, при ко­то­ром бы­ли най­де­ны неко­то­рые бу­ма­ги, о ко­то­рых один из про­из­во­див­ших обыск крас­но­ар­мей­цев по­ка­зал: «Я на­шел в книж­ном дет­ском шка­фу, вни­зу под кни­га­ми, в пап­ке с раз­ны­ми бу­ма­га­ми, в ко­то­рой бы­ли дет­ские бу­ма­ги и уче­ни­че­ская пе­ре­пис­ка... раз­но­го ро­да на­пе­ча­тан­ную на бу­ма­ге пе­ре­пис­ку, в ко­то­рой упо­ми­на­ют­ся с на­смеш­кой име­на во­ждей. Ко­гда мы По­спе­ло­ву пред­ста­ви­ли эти бу­ма­ги, то он в ка­те­го­ри­че­ской фор­ме от­ка­зал­ся от та­ко­вых».
По­сле обыс­ка про­то­и­е­рей Гри­го­рий был за­клю­чен в крон­штадт­скую мор­скую след­ствен­ную тюрь­му.
Во вре­мя до­про­са, на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста, сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка о его уча­стии в Крон­штадт­ском вос­ста­нии, на что отец Гри­го­рий от­ве­тил, что в вос­ста­нии не участ­во­вал, но ко­гда тре­бо­ва­лось, то ис­пол­нял свои свя­щен­ни­че­ские обя­зан­но­сти.
— По­че­му вы аре­сто­ва­ны? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— При­чи­ну сво­е­го аре­ста я объ­яс­нить не мо­гу, по­то­му что не знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, — за­явил сле­до­ва­тель.
— Аги­та­ции ни­ко­гда ни­ка­кой про­тив со­вет­ской вла­сти не вел.
— Во вре­мя аван­тю­ры в Крон­штад­те вы го­во­ри­ли про­по­ве­ди с цер­ков­но­го ам­во­на в поль­зу аван­тю­ри­стов?
— Ни­ка­ких про­по­ве­дей в поль­зу рев­ко­ма не го­во­рил, а вел толь­ко ис­клю­чи­тель­но цер­ков­ные бе­се­ды.
— Во вре­мя по­хо­рон уби­тых при пер­вом на­ступ­ле­нии со­вет­ских войск на Крон­штадт ка­кие це­ре­мо­нии бы­ли у вас про­де­ла­ны и что вы го­во­ри­ли при от­пе­ва­нии?
— Я знаю толь­ко од­ну па­ни­хи­ду в гос­пи­та­ле, на дру­гих па­ни­хи­дах, кро­ме Мор­ско­го со­бо­ра, ни­где не при­сут­ство­вал; на этих двух па­ни­хи­дах про­по­ве­дей не про­из­но­сил.
— Был ли цер­ков­ный звон, а так­же про­во­ди­ло ли ду­хо­вен­ство по­хо­рон­ную про­цес­сию на клад­би­ще, на мо­ги­лы?
— Цер­ков­но­го зво­на не бы­ло, а так­же и ду­хо­вен­ство не хо­ди­ло про­во­жать про­цес­сию на мо­ги­лы.
— Как вы от­но­си­лись к со­вет­ской вла­сти до аван­тю­ры?
— К со­вет­ской вла­сти я от­но­сил­ся доб­ро­со­вест­но, ис­пол­нял все ее де­кре­ты с точ­но­стью, ни­ка­кой аги­та­ции не вел да­же то­гда, ко­гда по­лу­чал ми­ни­маль­ный па­ек в чет­верть фун­та хле­ба.
— Как вы от­но­си­лись к вре­мен­но­му рев­ко­му и как вы счи­та­ли этот пе­ри­од вре­ме­ни — ре­во­лю­ци­ей или аван­тю­рой?
— Ре­во­лю­ци­ей я его не счи­тал, от­но­сил­ся без­раз­лич­но.
Спро­си­ли свя­щен­ни­ка и о най­ден­ных в его квар­ти­ре бу­ма­гах, в ко­то­рых с на­смеш­кой упо­ми­на­лись име­на ком­му­ни­сти­че­ских во­ждей, но от при­над­леж­но­сти этих бу­маг ему отец Гри­го­рий сно­ва ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся. Бу­ма­ги эти со­труд­ни­ки ЧК из де­ла изъ­яли, из че­го мож­но пред­по­ло­жить, что они ими бы­ли под­бро­ше­ны в квар­ти­ру свя­щен­ни­ка, так как все дру­гие бу­ма­ги, при­над­ле­жа­щие свя­щен­ни­ку и не име­ю­щие по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, ока­за­лись при­об­щен­ны­ми к де­лу. Сра­зу же по­сле до­про­са, сле­до­ва­тель вы­нес свое за­клю­че­ние по де­лу, при­знав свя­щен­ни­ка ви­нов­ным в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, что «при­ни­мая во вни­ма­ние вы­ну­тые ма­те­ри­а­лы у По­спе­ло­ва при обыс­ке, яс­но ука­зы­ва­ет, что, имея та­кой ма­те­ри­ал во вре­мя крон­штадт­ской аван­тю­ры, По­спе­лов был недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, что и да­ет по­вод по­до­зре­вать его в аги­та­ции, а по­то­му пред­по­ла­гал бы при­влечь По­спе­ло­ва к от­вет­ствен­но­сти».
Чрез­вы­чай­ная ре­во­лю­ци­он­ная трой­ка при­го­во­ри­ла от­ца Гри­го­рия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Гри­го­рий По­спе­лов был рас­стре­лян по­чти сра­зу же по­сле при­го­во­ра во дво­ре крон­штадт­ской мор­ской след­ствен­ной тюрь­мы. Во вре­мя рас­стре­ла он креп­ко сжи­мал в ру­ках крест, ко­то­рый, несмот­ря ни на при­ка­за­ния, ни на уда­ры сол­дат, он не от­дал.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites