Слово / Николай Гумилёв

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог /Ин. 1:1/



В оный день, когда над миром новым
Бог склонял Лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и Добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только Слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы Ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Комментарии (13)

Всего: 13 комментариев
  
1
Отрывок из художественного фильма "Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова" -

  
#2 | Андрей Рыбак »» | 24.03.2020 08:00
  
1
Кто же так Христа изображает? Не нравится мне подобное видение Бога. Наш Бог красивый!
  
1
"Не решаясь обратиться к звуку" .. /Николай Гумилёв/
..
"А вот ещё: тайное бродит вокруг -
Не звук и не цвет, не цвет и не звук.
Гранится, меняется, вьётся,
А в руки живым не даётся.
/Анна Андреевна Ахматова: из цикла стихов "Творчество"/
...
"Слово сильнее, чем звук и цвет. Слово — достояние человека и явление его божественной сущности. "Слово было Бог". Не звук, не цвет, но Слово! Иначе евангелисты должны были написать симфонии или картины, чтобы возвестить о Христе. Осмысливаем — значит, сравниваем. С чем? Со Словом Божиим. Оно — критерий истинности всего."
/Размышления Игоря Рослякова (из дневника)/
  
1
Так говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель...
Толкования на Откровение 1:8.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

Свт. Андрей Кесарийский.

Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.

Толкование на Апокалипсис
Тертуллиан -

Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Господь присваивает Себе две греческие буквы - первую и последнюю, образы совпадающих в Нём начала и конца; и как Альфа длится вплоть до Омеги, точно так же Омега обращается назад к Альфе. Таким образом, Он указал, что в Нём имеется и движение начала к концу, и возвращение конца к началу, чтобы любое произволение, в Нем завершающееся, - а именно, через Слово, ставшее плотью, - таким же образом завершалось, как и начинается. И во Христе так всё призывается к началу, чтобы и вера вернулась от обрезания к целостности этой плоти, как было изначально; и была свобода в пище и воздержание от одной только крови, как было изначально; и нерасторжимость брака, как было изначально; и отвержение развода, чего изначально не было; и в конце концов весь человек возвращается в рай, где он был изначально

О единобрачии -
Блаженный Августин Иппонский -

Мученичество блаженных апостолов освятило для нас тот день: они стяжали славу всего мира, презрев мир. Пётр - апостол первый, Павел - апостол последний. Первого и последнего к одному дню мученичества привел Первый и Последний - Христос. Чтобы ты вспомнил, что я сказал, обрати внимание на альфу и омегу. Сам Господь ясно говорит в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега: первый, до которого - никого; последний, после которого - никого. Предшествующий всему, замыкающий всё. Желаешь узреть Первого? Всё чрез Него начало быть (Ин 1:3). Стремишься к Последнему? Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим 10:4). Чтобы ты жил когда-либо, ты имел Его как Творца; чтобы тебе жить всегда - имеешь Его как Искупителя

Проповеди
Святитель Афанасий Александрийский -

Поскольку Они едины, и Божество одно и то же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом - и Слово было Бог, Вседержителем - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель; Господом - один Господь Иисус Христос (1 Кор 8:6). Говорится, что Сын есть свет: Я свет миру (Ин 8:12). Он изглаждает грехи: Но чтобы вы знали, сказано, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк 5:24). А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Моё. Толкования на Ин. 16:15 (Ин 16:15), и опять: И всё Моё Твоё (Ин 17:10).

Против ариан
Лопухин А.П. -

В 8 ст. говорится о Боге Отце - первопричине Божественного ведения, который по 1 ст. дал откровение Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщенного в Апокалипсисе. - «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он и конец (альфа - первая буква греческой азбуки, омега - последняя), конечная цель всего бытия; всё, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол I:17). Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшего и как окончание предыдущего.

/текст взят частично с портала "Азбука.Ру", частично с "Оптина.Ру"/
#5 | Леночка Борисовна »» | 24.03.2020 08:19 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Андрей, согласна с Вами. Мне так же, как и Вам, не нравится ТАКОЕ изображение Христа. Но в отрывке из этого фильма смысл очень глубокий. Мне так кажется, а может быть и не кажется. Не знаю. Простите.
#6 | Леночка Борисовна »» | 24.03.2020 08:20 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Мне вот такое изображение Христа очень по душе -

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог /Ин. 1:1/
  
0
".. Мы Ему поставили пределом
Скудные пределы естества.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог /Ин. 1:1/

Потому что все оттенки смысла
Умное число передает."

/Николай Гумилёв/
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 24.03.2020 08:46 | ответ на: #6 ( Леночка Борисовна ) »»
  
2
Христос был другим. http://www.x-games.ru/
#9 | Леночка Борисовна »» | 24.03.2020 08:50 | ответ на: #8 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Мне почему-то больше по душе слова "иной, иная, иные". Нравится говорить: "Христос был, Есть и остаётся Иным".
Благодарю за ссылку.
  
1
Всегда очень нравилось стихотворение Игоря Северянина. Оно было без названия. А я сама для себя придумала название.

Иная

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзыванье из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижешь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать "соль",
Фразу – в только намекнутом Слове.
Ты в Ахматовой ценишь безсменную боль,
Стилистический шарм в Гумилёве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих –
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Почему мне и стала женою.

/1927 г./
  
0
Да. А Смирнов у меня не такой, как у той девушки, про которую Северянин написал. Мой Смирнов - протоиерей отец Димитрий. Каждому своё.
  
0
"Итак, слово — это оформленный, окрашенный звук или наполненный, озвученный цвет.

Слово — меч, оно имеет в себе направленность, вектор действия, оно заставляет определиться и потому создает отношения, чувства, т.к. они существуют только по отношению к чему-то, к кому-то. Звук и цвет скорее опахало. Они приближают красоту и соединяют душу с нею, но всю (!) душу, т.е. все, что в ней хорошего и плохого. Здесь синтез, а в слове анализ."
/из дневниковых записей Игоря Рослякова/
  
1
"В звуке и цвете нет критерия истины.
В музыке и живописи это гармония, т.е. осмысленный порядок, словесный порядок. Здесь есть слово, хотя сокрыто, но есть.
Слово — все осмысливает, оценивает и потому побуждает действовать: совершенствовать или изменять, а не просто наслаждаться красотою и гармонией (как в музыке и живописи).
Осмысливаем, значит, сравниваем. С Кем? Со Словом Божиим — Оно критерий истинности всего "
/взято с портала: "Отцы.Ру"/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites